Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование интернет-телефонии (Skype) при обучении говорению в условиях дополнительного образования детей

Работа №167560

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2018
Стоимость4935 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Интернет технологии в образовании 8
1.1. Роль и место ИКТ в образовании 8
1.2. Интернет телефония: функционал и возможности использования в
образовательных целях 17
1.3. Skype технология: краткая характеристика 19
1.4. Цели и задачи дополнительного образования детей 21
1.5. Обучение иностранному языку дистанционно 23
1.5.1 Особенности дистанционного обучения английскому языку (преимущества и недостатки по сравнению с традиционным) 27
1.5.2. Планирование и организация урока с использованием Skype 30
Выводы по главе 1 38
Глава 2 Обучение говорению с использование интернет-телефонии 40
2.1. Говорение как вид речевой деятельности 40
2.1.1. Особенности монологической речи 43
2.1.2. Особенности диалогической речи 46
2.2. Требования, предъявляемые к уровню владения устной речью 51
2.3. Диагностика на начальном этапе и планирование дистанционных
занятий 52
2.4. Структура и содержание дистанционных уроков, направленных на
обучение говорению 56
2.5. Результаты формирующего эксперимента 59
Выводы по главе 2 61
Заключение 62
Библиография 63
Приложение А 71
Приложение Б 72
Приложение В 74
Приложение Г 75
Приложение Д

Современное общество, живущее в условиях быстро меняющегося мира, никогда еще в такой мере не испытывало потребность в непрерывном образовании. Современный человек вынужден постоянно совершенствовать свои компетенции, осваивать новые виды деятельности и приобретать новые знания. В этой связи растущий спрос породил расширение предложений по предоставлению дополнительного образования. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (редакция 21 октября 2014 г.) подчеркивается необходимость дополнительного образования, направленного на удовлетворение индивидуальных потребностей населения в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, укреплении здоровья и организации свободного времени (гл. 10, ст. 75). [ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»].
Особенно важным в настоящий момент является развитие дополнительного образования детей, для которых индивидуальный подход и возможность личной траектории развития может стать гарантом будущего благополучия, основой для профессионального самоопределения и возможностей будущего роста. В 2016 году дополнительное образование было включено в сферу реализации приоритетных проектов. Цель приоритетного проекта - обеспечение к 2020 году охвата не менее 70 - 75% детей в возрасте от 5 до 18 лет. [Аналитический доклад о состоянии системы дополнительного образования детей] Согласно аналитическому отчету о состоянии системы дополнительного образования, подготовленному коллективом авторов НИУ ВШЭ, доля детей, охваченных дополнительными общеобразовательными программами, выросла с 45,5% в 2005 году до 67,7% в 2016 году. Одним из наиболее стремительно развивающихся направлений является образование в области изучения иностранных языков. В рамках этого направления можно наблюдать растущий интерес к дистанционному обучению иностранным языкам. Наряду с растущим интересом к изучению языков в условиях дополнительного образования существуют определенные дефициты, связанные с разработкой методического обеспечения программ дополнительного образования детей.
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью разработки рекомендаций по организации и реализации дистанционного обучения иностранному языку в условиях дополнительного образования детей.
Объектом данного исследования является процесс обучения иностранному языку в условиях дополнительного образования детей.
Предмет исследования - методические аспекты использования интернет-телефонии в процессе обучения говорению на иностранном языке.
Цель исследования заключается в разработке модели применения интернет-телефонии в обучении говорению в условиях дополнительного образования детей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. определить место и роль информационно-коммуникационных технологий в условиях дополнительного образования;
2. описать возможности интернет-телефонии как образовательного ресурса;
3. выделить особенности дистанционного обучения по сравнению с традиционными формами;
4. провести опрос среди педагогов дополнительного образования для выявления проблемных зон дистанционного обучения;
5. изучить методические основы и принципы обучения говорению как продуктивному виду речевой деятельности;
6. разработать алгоритм использования интернет-телефонии при обучении говорению;
7. апробировать предложенную модель в условиях дополнительного образования детей.
К методам, использовавшимся в исследовании, следует отнести анализ и обобщение научно-методической литературы, посвященной проблеме исследования; опрос и метод эксперимента.
Гипотеза исследования заключается в том, что проведение дистанционных уроков с использованием интернет-телефонии может обеспечить эффективное обучение говорению в условиях дополнительного образования.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем: выявлены и описаны дидактические свойства сервиса Skype; разработан алгоритм использования интернет-телефонии при обучении говорению на иностранном языке.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения описанного алгоритма в условиях дополнительного образования детей.
Работа состоит из введения двух глав и заключения, а так же включает приложения и библиографический список.
В первой главе исследования раскрывается роль информационно-коммуникационных технологий в образовании, описаны возможности интернет-телефонии при обучении иностранным языкам; раскрыта сущность дополнительного образования и трудовые функции педагога, осуществляющего профессиональную деятельность в данной сфере, изучены особенности дистанционного обучения.
Во второй главе представлен результат опроса педагогов, работающих дистанционно с использованием Skype, рассмотрены методические принципы обучения говорению, описан алгоритм использования интернет- телефонии при обучении говорению, проанализированы результаты формирующего эксперимента по использованию Skype в условиях дополнительного образования детей.
Экспериментальной базой для исследования является учреждение ООО «Языковой центр «Клубкласс» (директор Л.П. Шварева) и Центральная детская библиотека им. А. П. Гайдара города Минусинска (Директор МБУК МГЦБС Г. Д. Гусева)
Работа прошла апробацию в рамках VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества, на которой был представлен доклад по данной работе «Использование Интернет телефонии (Skype) при обучении говорению в условиях дополнительного образования детей».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Дистанционное занятие изначально определяет коммуникативный характер в ведении урока, так как в значительной степени используется именно устная речь, чем письменная, именно говорение, а не чтение.
Степень визуализации не так высока, как при традиционном обучении, поэтому появляется вынужденный выход на диалог и монолог.
При монологическом высказывании обучающемуся требуется визуальная опора, которая может быть представлена в учебном материале, либо написана педагогом в чате Skype. Непрерывная речь на иностранном языке в течение одной минуты на начальном этапе мало вероятна, но к этому результату будет достаточно просто подойти без специальных усилий, так как это умение сформируется естественным образом.
Диалоги строить немного проще, так как собеседник помогает продолжению разговора своей реакцией, применением фраз, интонацией. В начале дистанционного обучения визуальная опора будет нужна, но надобность её отстранится быстрее, чем при монологическом высказывании, уже через несколько занятий.
К устной речи предъявляются особые требования, которые представляются в шкале общеевропейских критериев. Для этого используются материалы Национального исследования качества образования (НИКО) по иностранным языкам.
В данной главе представлены результаты исходного тестирования устной речи обучающихся на начальном этапе и итоговые результаты. Сравнение показало, что дистанционное обучение способствует формированию языковых навыков и развивает монологическую и диалогическую речь. Этому помогают и определённые этапы дистанционного урока, которые вытекают один из другого, формируя целостное занятие.



1. Алгаев, А. Н. Педагогические условия развития коммуникативной мобильности будущих педагогов-психологов [Текст] / А. Н. Алгаев, Н. У. Ярычев // Педагогические науки. Фундаментальные исследования. - 2013.- № 10.
2. Аналитические материалы. По результатам проведения Национального исследования качества основного общего образования в 5 и 8 классах по предмету «Английский язык» [Электронный ресурс] // Национальные исследования качества образования. - Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, 2016. - 60 с. - Режим доступа: https://docs.wixstatic.com/ugd/1a0110_877e07f0b31e48f48a246f56990c63fb .pdf .
3. Аналитический доклад о состоянии системы дополнительного образования детей в Российской Федерации в условиях реализации Концепции развития дополнительного образования детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eseur.ru/Files/file6096.pdf.
4. Ангелова, О. Ю. Тенденции рынка дистанционного образования в России [Текст] / Ангелова О. Ю., Подольская Т. О. // Концепт. - 2016. - № 2. - С. 1-5.
5. Антонюк, В. З. Формирование интеллектуальной готовности старшего дошкольника к учёбе в школе [Текст] / Антонюк В. З. // Балтийский гуманитарный журнал. - 2013. - № 3.
6. Арзуманова, Н. В. Использование современных информационных технологий в образовательном процессе [Текст] / Н. В. Арзуманова // Известия Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена.- 2009. - № 113. - С. 86¬90.
7. Бездырева, С. М. Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках информатики через технологию контекстного обучения (из опыта работы) [Электронный ресурс] / Бездырева С. М. - Режим доступа: URL: http://pspsch2.ucoz.ru.
8. Бочарова, О. В. Использование электронных учебников в преподавании
предметов профессиональной подготовки [Текст] : метод.
рекомендации для педагогов УНПО / О. В. Бочарова, С. М. Кашарная. - Курган : ИПКиПРО Курганской области, 2013. - 48 с.
9. Бурдина М. И. Организация учебного процесса по иностранным языкам в начальной школе [Текст] / Бурдина М. И // Иностранные языки в школе. - 2001. - № 2. - С. 23.
10. Бурман, Л. В. Педагогические условия формирования диалогических умений у студентов высших учебных педагогических заведений [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.04 / Л. В. Бурман. - Тернополь, 2008.
11. Бухбиндер, В. А. Устная речь как процесс и как предмет обучения [Текст] / В. А. Бухбиндер // Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках. - 2000 - № 4. - С. 19.
12. Витт, Н. В. Фактор эмоциональности в обучении иностранному языку [Текст] / Витт Н. В. // Иностранные языки на неспециальных факультетах. - М.: МГПИИЯ, 2001.
13. Воробьёва, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] : учеб. пособие / В. К. Воробьёва. - М.: ACT : Астрель : Транзиткнига, 2006. - 158 с.
14. Глухов, В. П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи [Текст] / Глухов В. П., Смирнова М. Н. // Логопедия. - 2005. - № 3. - С. 13-24.
15. Григорьев, С. Г. Информатизация образования должна стать отдельным направлением подготовки педагогов [Текст] / С. Г. Григорьев, В. В. Гриншкун // Вестник Московского гор. пед. ун-та. - М.: Московский гор. пед. ун-т, 2008. - С. 64-70.
16. Дамирова, З. В. Роль информационных и телекоммуникационных технологий в преподавании гуманитарных дисциплин в вузе [Текст] / З. В. Дамирова // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. Сер. Педагогика, психология. - 2012. - № 1. - С. 106-109.
17. Данилов, О. Е. Роль информационно-коммуникационных технологий в современном процессе обучения [Электронный ресурс] / Данилов О. Е. // Молодой ученый. - 2013. - № 12. - С. 448-451. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/59/8360/.
18. Жиров, В. Ф. Применение информационных технологий в заочном
(дистанционном) обучении студентов [Текст] / Жиров В. Ф. // Вестник финансовой академии. - 2007. - № 4.
19.Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе [Текст] / Зимняя И. А. - М., 1991, - С. 248.
20. Иванов, А. И. Профессионально-методическая компетентность
преподавателей колледжей в контексте внедрения федеральных государственных стандартов [Текст] / Иванов А. И., Пастухова И. П. // СПО. - 2012. - № 5.
21. Интернет технологии в учебном процессе [Электронный ресурс]. - 2015. - Режим доступа:
https://otherreferats.allbest.ru/programming/00514067_1.html.
22. Информационно-коммуникационная компетентность современного
учителя [Текст] / Кузнецов А. А., Хеннер Е. К., Имакаев В. Р. и др. // Информатика и образование. - 2010. - № 4.
23. Колкер, Я. М. Методика обучения иностранному языку [Текст] / Колкер Я. М., Установа Е. С., Еналиева Т. М. - М.: Просвещение, 2003. - 62 с.
24. Коптюг, Н. М. Интернет-проект - важный элемент мотивации учащихся [Текст] / Н. М. Коптюг // Иностранные языки в школе. - 2013. - № 5. - С. 29 - 32.
25. Красильникова, В. А. Информатизация образования: понятийный
аппарат [Текст] / В. А. Красильникова // Информатизация и
образование. - 2003. - № 4. - С. 21-27.
26. Красильникова, В. А. Информационные и коммуникационные
технологии в образовании [Текст] : учеб. пособие / В. А. Красильникова. - М.: Дом Педагогики, 2006. - 231 с.
27. Леонтьев, А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии [Текст] / Леонтьев А. А. - М., 2001. - С. 127.
28. Львова, О. В. Дистанционное обучение иностранным языкам [Текст] / Львова О. В. // Журнальный клуб «Интелрос». Гуманитарные науки. - 2011. - № 1.
29. Макогон, Е. А. Корреляция языковых компетенций и уровня развития общеучебных навыков и умений иностранному языку [Текст] // Е. А. Макогон, С. А. Новик // Система обработки информации. - 2015. - Вып. 5 (130). - С. 201-204.
30. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. колледжей / под. ред. В. М. Филатова. - Ростов н/Д : Феникс, 2014. - 416 с.
31. Методика обучения иностранным языкам в общеобразовательных учебных заведениях [текст]: учеб. пособие / А. С. Панова, И. Ф. Андрюша, С. В. Тезикова и др. - М.: Академия, 2010. - 328 с.
32. Назарова, А. В. Формирование умений иноязычной монологической
речи в условиях интегративного образования [Текст] / А. В. Назарова // Современные проблемы науки и образования. - 2015.- № 13. - С. 1-8.
33. Николаева, С. Ю. Методика обучения иностранных языков в средних учебных заведениях [Текст] : учебник / С. Ю. Николаева. - М.: Ленвит, 2002. - 328 с.
34. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] : учеб. пособие / под ред. Е. С. Полат. - М.: Академия, 2001. - 272 с.
35.Омирзакова, А. Р. Говорение как вид речевой деятельности [Текст] / Омирзакова А. Р. //Актуальные проблемы психолого-педагогического образования : материалы студенч. науч.-практ. конф. «Педагогическая наука глазами молодых», посвящ. 75-летию Костанайского гос. пед. ин¬та. - Костанай, 2014. - 305 с.
36.Открытое образование - объективная парадигма XXI века [Текст] / под ред. В. П. Тихомирова. - М.: Междунар. академия открытого
образования, 2000. - 288 с.
37. Пассов, Е. И. Основы коммуникативной методики обучения
иноязычному общению [Текст] / Пассов Е. И. - М. : Рус. яз., 1989. - 276 с.
38. Профессиональный стандарт - Педагог дополнительного образования
детей и взрослых [Электронный ресурс] / Утв. правительством РФ: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298н. - Режим доступа:
https://classdoc.ru/profstandart/01_education/professionalstandarts_513/.
39. Ракишева, А. Р. Место и роль информационно-коммуникационных технологий в современной школе [Электронный ресурс] / Ракишева А.
Р. - Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru, свободный. - Загл. с экрана.
40. Роберт, И. В. Информатизация образования как новая область педагогического знания [Текст] / И. В. Роберт // Человек и образование. - 2012. - № 1 (30). - С. 14-18.
41. Савченко, Г. А. Развитие коммуникативных навыков на уроках английского языка [Текст] / Савченко Г. А. - М. : Панорама, 2006. - 62 с.
42. Смирнова, Е. В. Дидактические цели использования средств информационных технологий для развития умений иноязычной деятельности в процессе обучения английскому языку [Текст] / Е. В. Смирнова // Карельский научный журнал. - 2014. - № 4. - С. 82-87.
43. Соловцева, Э. И. О преподавании иностранных языков на современном этапе [Текст] / Соловцева Э. И., Каменецкая Н. П. // Иностранные языки в школе. - 2004. - № 3. - С. 61, 35, 48, 81.
44. Степанова, И. Л. Пять шагов к успеху в изучении иностранного языка [Текст] : метод. пособие для организации самостоят. работы учащихся / И. Л. Степанова. - Екатеринбург : СОПК, 2006.
45. Творогова, Г. А. Системно-деятельностный подход основа ФГОС [Электронный ресурс] / Творогова Г. А. - Режим доступа: http://pedsovet.org, свободный. - Загл. с экрана.
46. Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам [Текст] : учебное пособие для студентов и учителей / под. ред. М. К. Колковой. - СПб. : КАРО, 2014. - 288 с.
47. Фатхиева, Н. В. Особенности использования дистанционных
образовательных технологий в обучении английскому языку
обучающихся с ограниченными возможностями [Текст] : доклад / Фатхиева Н. В. - Южно-Сахалинск, 2014.
48. Федеральные государственные образовательные стандарты
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://standart.edu.ru/,
свободный. - Загл. с экрана.
49. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] : офиц. текст : с изм. и доп. по состоянию на 2018 г. - М. : Эксмо, 2018. - 144 с. - (Законы и кодексы).
50. Хеннер, Е. К. Формирование ИКТ-компетентности учащихся и
преподавателей в системе непрерывного образования [Электронный ресурс] / Е. К. Хеннер. - 3-е изд. (эл.). - Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 191 с.). - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. - Режим доступа: https://docplayer.ru/29993762-E-k-henner-formirovanie-ikt-
kompetentnosti-uchashchihsya-i-prepodavateley-v-sisteme-nepreryvnogo- obrazovaniya-3-e-izdanie-elektronnoe.html.
51.Чиричкина, В. В. Современные Интернет технологии, используемые в образовании [Электронный ресурс] / Чиричкина В. В. // VIII Международная студенческая научная конференция. Студенческий научный форум 2016. - Режим доступа: https://scienceforum.ru.
52.Что такое Интернет телефония? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://landcomm.ru/dokumentacija/11794/(09 06.2017).
53. Шатилов, С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Шатилов С. Ф. - 2-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 1986. - 223 с.
54. Щербань, П. М. Учебно-педагогические игры в высших учебных заведениях [Текст] : учеб. пособие / П. М. Щербань. - М.: Высш. шк., 2004. - 207 с.
55. Щукин, А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика [Текст] : учеб. пособие для преподавателей и студентов / А. Н. Щукин. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Филоматис, 2014. - 480 с.
56. Яковлева, Е. С. Самоучитель Skype. Бесплатная связь через Интернет [Текст] / Яковлева Е. С. - СПб, 2008. - С. 304.
57. Bryan A. Blended learning: definition, models, implications for higher education. [Text] / A. Bryan, K. N. Volchenkova. South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation / Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. - 2016, vol. 8, no. 2, pp. 24-30.
58. Crawford, Alan. Teaching and learning strategies for the thinking classroom / Alan Crawford, Wendy Saul, Samuel R. Mathews. - NY: Open Society Institute. - 2005. - 252 p.
59. Functional types of monologue. - 2015-2018. - URL: http://mylektsii.ru/5- 40311.html).
60.Sandy Millin. The importance of feedback [Electronic resource] / 2015. - URL: http://www.teachingenglish.org.uk/blogs/sandymillin/sandy-millin-
importance-feedback.
61.Thornbury, S. How to teach speaking [Text] / Person Education. - 2005. - 160 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ