Использование интернет-телефонии (Skype) при обучении говорению в условиях дополнительного образования детей
|
Введение 4
Глава 1. Интернет технологии в образовании 8
1.1. Роль и место ИКТ в образовании 8
1.2. Интернет телефония: функционал и возможности использования в
образовательных целях 17
1.3. Skype технология: краткая характеристика 19
1.4. Цели и задачи дополнительного образования детей 21
1.5. Обучение иностранному языку дистанционно 23
1.5.1 Особенности дистанционного обучения английскому языку (преимущества и недостатки по сравнению с традиционным) 27
1.5.2. Планирование и организация урока с использованием Skype 30
Выводы по главе 1 38
Глава 2 Обучение говорению с использование интернет-телефонии 40
2.1. Говорение как вид речевой деятельности 40
2.1.1. Особенности монологической речи 43
2.1.2. Особенности диалогической речи 46
2.2. Требования, предъявляемые к уровню владения устной речью 51
2.3. Диагностика на начальном этапе и планирование дистанционных
занятий 52
2.4. Структура и содержание дистанционных уроков, направленных на
обучение говорению 56
2.5. Результаты формирующего эксперимента 59
Выводы по главе 2 61
Заключение 62
Библиография 63
Приложение А 71
Приложение Б 72
Приложение В 74
Приложение Г 75
Приложение Д
Глава 1. Интернет технологии в образовании 8
1.1. Роль и место ИКТ в образовании 8
1.2. Интернет телефония: функционал и возможности использования в
образовательных целях 17
1.3. Skype технология: краткая характеристика 19
1.4. Цели и задачи дополнительного образования детей 21
1.5. Обучение иностранному языку дистанционно 23
1.5.1 Особенности дистанционного обучения английскому языку (преимущества и недостатки по сравнению с традиционным) 27
1.5.2. Планирование и организация урока с использованием Skype 30
Выводы по главе 1 38
Глава 2 Обучение говорению с использование интернет-телефонии 40
2.1. Говорение как вид речевой деятельности 40
2.1.1. Особенности монологической речи 43
2.1.2. Особенности диалогической речи 46
2.2. Требования, предъявляемые к уровню владения устной речью 51
2.3. Диагностика на начальном этапе и планирование дистанционных
занятий 52
2.4. Структура и содержание дистанционных уроков, направленных на
обучение говорению 56
2.5. Результаты формирующего эксперимента 59
Выводы по главе 2 61
Заключение 62
Библиография 63
Приложение А 71
Приложение Б 72
Приложение В 74
Приложение Г 75
Приложение Д
Современное общество, живущее в условиях быстро меняющегося мира, никогда еще в такой мере не испытывало потребность в непрерывном образовании. Современный человек вынужден постоянно совершенствовать свои компетенции, осваивать новые виды деятельности и приобретать новые знания. В этой связи растущий спрос породил расширение предложений по предоставлению дополнительного образования. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (редакция 21 октября 2014 г.) подчеркивается необходимость дополнительного образования, направленного на удовлетворение индивидуальных потребностей населения в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, укреплении здоровья и организации свободного времени (гл. 10, ст. 75). [ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»].
Особенно важным в настоящий момент является развитие дополнительного образования детей, для которых индивидуальный подход и возможность личной траектории развития может стать гарантом будущего благополучия, основой для профессионального самоопределения и возможностей будущего роста. В 2016 году дополнительное образование было включено в сферу реализации приоритетных проектов. Цель приоритетного проекта - обеспечение к 2020 году охвата не менее 70 - 75% детей в возрасте от 5 до 18 лет. [Аналитический доклад о состоянии системы дополнительного образования детей] Согласно аналитическому отчету о состоянии системы дополнительного образования, подготовленному коллективом авторов НИУ ВШЭ, доля детей, охваченных дополнительными общеобразовательными программами, выросла с 45,5% в 2005 году до 67,7% в 2016 году. Одним из наиболее стремительно развивающихся направлений является образование в области изучения иностранных языков. В рамках этого направления можно наблюдать растущий интерес к дистанционному обучению иностранным языкам. Наряду с растущим интересом к изучению языков в условиях дополнительного образования существуют определенные дефициты, связанные с разработкой методического обеспечения программ дополнительного образования детей.
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью разработки рекомендаций по организации и реализации дистанционного обучения иностранному языку в условиях дополнительного образования детей.
Объектом данного исследования является процесс обучения иностранному языку в условиях дополнительного образования детей.
Предмет исследования - методические аспекты использования интернет-телефонии в процессе обучения говорению на иностранном языке.
Цель исследования заключается в разработке модели применения интернет-телефонии в обучении говорению в условиях дополнительного образования детей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. определить место и роль информационно-коммуникационных технологий в условиях дополнительного образования;
2. описать возможности интернет-телефонии как образовательного ресурса;
3. выделить особенности дистанционного обучения по сравнению с традиционными формами;
4. провести опрос среди педагогов дополнительного образования для выявления проблемных зон дистанционного обучения;
5. изучить методические основы и принципы обучения говорению как продуктивному виду речевой деятельности;
6. разработать алгоритм использования интернет-телефонии при обучении говорению;
7. апробировать предложенную модель в условиях дополнительного образования детей.
К методам, использовавшимся в исследовании, следует отнести анализ и обобщение научно-методической литературы, посвященной проблеме исследования; опрос и метод эксперимента.
Гипотеза исследования заключается в том, что проведение дистанционных уроков с использованием интернет-телефонии может обеспечить эффективное обучение говорению в условиях дополнительного образования.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем: выявлены и описаны дидактические свойства сервиса Skype; разработан алгоритм использования интернет-телефонии при обучении говорению на иностранном языке.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения описанного алгоритма в условиях дополнительного образования детей.
Работа состоит из введения двух глав и заключения, а так же включает приложения и библиографический список.
В первой главе исследования раскрывается роль информационно-коммуникационных технологий в образовании, описаны возможности интернет-телефонии при обучении иностранным языкам; раскрыта сущность дополнительного образования и трудовые функции педагога, осуществляющего профессиональную деятельность в данной сфере, изучены особенности дистанционного обучения.
Во второй главе представлен результат опроса педагогов, работающих дистанционно с использованием Skype, рассмотрены методические принципы обучения говорению, описан алгоритм использования интернет- телефонии при обучении говорению, проанализированы результаты формирующего эксперимента по использованию Skype в условиях дополнительного образования детей.
Экспериментальной базой для исследования является учреждение ООО «Языковой центр «Клубкласс» (директор Л.П. Шварева) и Центральная детская библиотека им. А. П. Гайдара города Минусинска (Директор МБУК МГЦБС Г. Д. Гусева)
Работа прошла апробацию в рамках VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества, на которой был представлен доклад по данной работе «Использование Интернет телефонии (Skype) при обучении говорению в условиях дополнительного образования детей».
Особенно важным в настоящий момент является развитие дополнительного образования детей, для которых индивидуальный подход и возможность личной траектории развития может стать гарантом будущего благополучия, основой для профессионального самоопределения и возможностей будущего роста. В 2016 году дополнительное образование было включено в сферу реализации приоритетных проектов. Цель приоритетного проекта - обеспечение к 2020 году охвата не менее 70 - 75% детей в возрасте от 5 до 18 лет. [Аналитический доклад о состоянии системы дополнительного образования детей] Согласно аналитическому отчету о состоянии системы дополнительного образования, подготовленному коллективом авторов НИУ ВШЭ, доля детей, охваченных дополнительными общеобразовательными программами, выросла с 45,5% в 2005 году до 67,7% в 2016 году. Одним из наиболее стремительно развивающихся направлений является образование в области изучения иностранных языков. В рамках этого направления можно наблюдать растущий интерес к дистанционному обучению иностранным языкам. Наряду с растущим интересом к изучению языков в условиях дополнительного образования существуют определенные дефициты, связанные с разработкой методического обеспечения программ дополнительного образования детей.
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью разработки рекомендаций по организации и реализации дистанционного обучения иностранному языку в условиях дополнительного образования детей.
Объектом данного исследования является процесс обучения иностранному языку в условиях дополнительного образования детей.
Предмет исследования - методические аспекты использования интернет-телефонии в процессе обучения говорению на иностранном языке.
Цель исследования заключается в разработке модели применения интернет-телефонии в обучении говорению в условиях дополнительного образования детей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. определить место и роль информационно-коммуникационных технологий в условиях дополнительного образования;
2. описать возможности интернет-телефонии как образовательного ресурса;
3. выделить особенности дистанционного обучения по сравнению с традиционными формами;
4. провести опрос среди педагогов дополнительного образования для выявления проблемных зон дистанционного обучения;
5. изучить методические основы и принципы обучения говорению как продуктивному виду речевой деятельности;
6. разработать алгоритм использования интернет-телефонии при обучении говорению;
7. апробировать предложенную модель в условиях дополнительного образования детей.
К методам, использовавшимся в исследовании, следует отнести анализ и обобщение научно-методической литературы, посвященной проблеме исследования; опрос и метод эксперимента.
Гипотеза исследования заключается в том, что проведение дистанционных уроков с использованием интернет-телефонии может обеспечить эффективное обучение говорению в условиях дополнительного образования.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем: выявлены и описаны дидактические свойства сервиса Skype; разработан алгоритм использования интернет-телефонии при обучении говорению на иностранном языке.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения описанного алгоритма в условиях дополнительного образования детей.
Работа состоит из введения двух глав и заключения, а так же включает приложения и библиографический список.
В первой главе исследования раскрывается роль информационно-коммуникационных технологий в образовании, описаны возможности интернет-телефонии при обучении иностранным языкам; раскрыта сущность дополнительного образования и трудовые функции педагога, осуществляющего профессиональную деятельность в данной сфере, изучены особенности дистанционного обучения.
Во второй главе представлен результат опроса педагогов, работающих дистанционно с использованием Skype, рассмотрены методические принципы обучения говорению, описан алгоритм использования интернет- телефонии при обучении говорению, проанализированы результаты формирующего эксперимента по использованию Skype в условиях дополнительного образования детей.
Экспериментальной базой для исследования является учреждение ООО «Языковой центр «Клубкласс» (директор Л.П. Шварева) и Центральная детская библиотека им. А. П. Гайдара города Минусинска (Директор МБУК МГЦБС Г. Д. Гусева)
Работа прошла апробацию в рамках VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества, на которой был представлен доклад по данной работе «Использование Интернет телефонии (Skype) при обучении говорению в условиях дополнительного образования детей».
Дистанционное занятие изначально определяет коммуникативный характер в ведении урока, так как в значительной степени используется именно устная речь, чем письменная, именно говорение, а не чтение.
Степень визуализации не так высока, как при традиционном обучении, поэтому появляется вынужденный выход на диалог и монолог.
При монологическом высказывании обучающемуся требуется визуальная опора, которая может быть представлена в учебном материале, либо написана педагогом в чате Skype. Непрерывная речь на иностранном языке в течение одной минуты на начальном этапе мало вероятна, но к этому результату будет достаточно просто подойти без специальных усилий, так как это умение сформируется естественным образом.
Диалоги строить немного проще, так как собеседник помогает продолжению разговора своей реакцией, применением фраз, интонацией. В начале дистанционного обучения визуальная опора будет нужна, но надобность её отстранится быстрее, чем при монологическом высказывании, уже через несколько занятий.
К устной речи предъявляются особые требования, которые представляются в шкале общеевропейских критериев. Для этого используются материалы Национального исследования качества образования (НИКО) по иностранным языкам.
В данной главе представлены результаты исходного тестирования устной речи обучающихся на начальном этапе и итоговые результаты. Сравнение показало, что дистанционное обучение способствует формированию языковых навыков и развивает монологическую и диалогическую речь. Этому помогают и определённые этапы дистанционного урока, которые вытекают один из другого, формируя целостное занятие.
Степень визуализации не так высока, как при традиционном обучении, поэтому появляется вынужденный выход на диалог и монолог.
При монологическом высказывании обучающемуся требуется визуальная опора, которая может быть представлена в учебном материале, либо написана педагогом в чате Skype. Непрерывная речь на иностранном языке в течение одной минуты на начальном этапе мало вероятна, но к этому результату будет достаточно просто подойти без специальных усилий, так как это умение сформируется естественным образом.
Диалоги строить немного проще, так как собеседник помогает продолжению разговора своей реакцией, применением фраз, интонацией. В начале дистанционного обучения визуальная опора будет нужна, но надобность её отстранится быстрее, чем при монологическом высказывании, уже через несколько занятий.
К устной речи предъявляются особые требования, которые представляются в шкале общеевропейских критериев. Для этого используются материалы Национального исследования качества образования (НИКО) по иностранным языкам.
В данной главе представлены результаты исходного тестирования устной речи обучающихся на начальном этапе и итоговые результаты. Сравнение показало, что дистанционное обучение способствует формированию языковых навыков и развивает монологическую и диалогическую речь. Этому помогают и определённые этапы дистанционного урока, которые вытекают один из другого, формируя целостное занятие.



