Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Обогащение нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Работа №167510

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы63
Год сдачи2021
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 . Характеристика понятия «нравственные представления» 6
1.2 Психолого-педагогипческие особенности формирования нравственных
представлений у детей старшего дошкольного возраста 11
1.3 Использование сказки в воспитание и обучении детей старшего
дошкольного возраста 19
Выводы по главе 1 22
ГЛ АВ А 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 24
2.1 Психолого-педагогические методики для изучения уровня
сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста 24
2.2 Результаты диагностических методик 28
Выводы по главе 2 34
ГЛАВА 3. ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОКОЛЬШИКОВ ... 36
3.1 Программа занятий по устранению спецефических особенностей
нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста 36
3.2 Контрольные результаты диагностических методик 44
Выводы по главе 3 48
Заключение 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 56

Детство - период становления всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, формирование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к культурной жизни начинается с нравственного самоопределения и становления самосознания.
Проблемы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека беспокоили общество всегда и во все времена. Особенно в настоящее время, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.
Значимость нравственного воспитания обоснована введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в котором одной из ведущих задач является объединение обучения и воспитания в целостную образовательную деятельность на основе духовно-нравственного развития и воспитания, учитывающего принятие дошкольниками моральных норм, нравственных установок и национальных ценностей.
Художественные образы, воздействующие на эмоциональную сферу ребенка при сообщении ему нравственных понятий, формирующие устойчивые положительные или отрицательные отношения к реальности имеют огромное значение в нравственном воспитании дошкольника. В процессе общения с искусством ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Нравственный идеал приобретает в художественном произведении живое содержание. Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сравнивая с идеалом 4 собственные действия и поступки. Идеал, приобретенный в раннем возрасте, во многом определит его как личность.
Сказка - одно из действенных средств нравственного воспитания дошкольников. Многочисленные ученые-педагоги минувшего и нашего времени указывали на ту значимую роль, которую играет сказка в нравственном формировании личности дошкольника. Согласно их взгляду, все самое ценное, отшлифованное на протяжении множества веков, может и должно быть использовано в образовательно-воспитательной работе детских садов. Сказка демонстрирует жизнь человека в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Передача нравственного поведения в них происходит через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка.
Сказки являются самым популярным и самым любимым детьми жанром художественной литературы. В волшебных сказках изображается особый фантастический мир. Всё, что происходит там, страшно, таинственно, волшебно. В сюжете волшебной сказки ключевой эпизод - это начало путешествия героя, на своем долгом пути он сталкивается с коварными противниками. Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в других сказках. Положительные герои наделены мужеством, храбростью, настойчивостью в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах ребенка наивысшую ценность. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом.
Актуальность проблемы определила выбором темы исследования: «Обогощение нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста»
Объект исследования - нравственные представления у детей дошкольного возраста.
Предмет - является комплекс занятий, направленный на формирование у дошкольников нравственных представлений на материале сказки.
Цель работы - теоретически обосновать на практике комплекс занятий, направленный на формирование у старших дошкольников нравственных представлений с помощью сказки.
Задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы охарактеризовать содержание понятия «нравственные представления».
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности сказки в формировании нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать диагностический материал и выявить уровень сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать на материале сказки комплекс занятий, направленный на обогащение у дошкольников нравственных представлений, и апробировать его в работе.
Методы исследования:
наблюдение, диагностические методики для определения уровня сформированности нравственных представлений у детей дошкольного возраста.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В человеке нравственные качества приобретаются и закладываются в детстве через воспитание. Формирование нравственных представлений основывается на собственном опыте ребенка, на котором его развитие происходит с самого раннего возраста ребенка, но в большей степени усвоение моральных норм происходит в дошкольном возрасте, когда ребенок начинает активно взаимодействовать с взрослые и сверстники. Умственное развитие старшего дошкольника формирует его основные нравственные качества.
В ходе исследования на основе психолого-педагогической литературы изучены особенности развития нравственных представлений, выбраны психолого­педагогические методы диагностики для изучения уровня сформированности нравственных качеств у дошкольников. На констатирующем этапе эксперимента выявлены особенности развития нравственных представлений у детей.
Дети понимают, усваивают различные нравственные нормы, но у них есть сложности в объяснении нравственного стороны поведения.
Например, у детей недостаточно сформировано представление о таких моральных качествах, как честность и жадность. Представления о таких моральных качествах, как обман, ответственность, равнодушие, щедрость, отзывчивость, не формируются. В ходе коррекционной работы мы пытались их исправить. После того, как сказка стала ведущим методом, стали заметны изменения в развитии нравственных представлений: у детей сформировались основные стандарты эмоционального воздействия, дети учатся, называют чувства других людей и объясняют их причины. Сформировалось и уточнилось понимание испытуемыми некоторых моральных норм, уменьшились трудности в мотивировке своей оценки, в объяснении правильности своих и чужих действий.
Улучшились такие показатели, как саморегуляция и непостоянство эмоций. С помощью сказки уточнялись представления о следующих моральных качествах: добро / зло, аккуратность / разгильдяйство, отвага / трусость, обман / честность, жадность / великодушие, равнодушие / отзывчивость, дружелюбие, ответственность. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что проведенная работа заключалась в развитии и формировании нравственной сферы у старших дошкольников.
Таким образом, цель исследования была реализована, поставленные задачи были достигнуты.


1. Астахова, И. Возрастные особенности детей старшего
дошкольного возраста / ( 5-7 лет) [Электронный ресурс]. URL:
http://www.maam.ru /detskijsad/vozrastnye-osobenosti-detei-starshego-
doshkolnogo-vozrasta-5-7- let.html 2017
2. Беленко, И. Взаимодействие педагога с узкими специалистами в ДОУ [Электронный ресурс]. URL: http://www.psixologicheskoezerkalo.ru /vzaimodejstvie-pedagoga-s-uzkimi-specialistami-v-dou.html, 2017
3. Бойчук, И. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством [Текст] /И.А. Бойчук. - М.: Детство-Прес, 2013. - 252 с.
4. Большая психологическая энциклопедия: самое полное
совеременное издание
[Текст] / А. Б. Альмуханова [и др.]. - М.: Эксмо, 2007. - 542 с.
5. Грибоедова, Т.П. Педагогические условия по
духовнонравственному развитию учащихся [Электронный ресурс]. URL: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/pedagogicheskie-uslovija- podgotovkiuchitelej -k-dejatelnosti-po-duhovno.html (дата обращения
29.08.2017).
6. Грицай, Т.В. Духовно-нравственное воспитание как педагогическая категория [Текст] /Т.В. Грицай // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2018. - № 8. - С. 97-102.
7. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] В.И. Даль [и др.]. - М.: Общ-во любителей рос. словесности, учр. при Имп. Моск. ун-те, 1866-1867.
8. Дьячкова, М.А. Духовно-нравственное воспитание как социальнопедагогический феномен [Текст] /М.А. Дьячкова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2017. - № 4. - С.23-28.
9. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации
духовнонравственного образования в современных условиях [Текст] / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2013. - №3. - С. 9-12.
10. Кадырова, Р. М. Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его составляющие, принципы, направления, средства и методы [Текст] /Р.М. Кадырова // Молодой ученый. - 2015. - №7. - С. 1256
11. Каримова, Т. Р. Методы нравственного воспитания в ДОУ [Электронный ресурс]. URL: http://www.scienceforum.ru/2014/360/1913 (Дата обращения 30.09.2017)
12. Карпова, Е. В. Психологические особенности развития нравственных представлений в дошкольном возрасте [Текст] /Е.В. Карпова, А.В. Луговская //Ярославский педагогический вестник. - 2011. - №1. - С.222­225.
13. Коваль, А.Н Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в соответствии с ФГОС ДОО [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/organizaciya-raboti-po-duhovnonravstvennomu-vospitaniyu- vsootvetstvii-s-fgos-doo-944153.html (дата обращения 14.09.2017).
14. Коджаспирова, Г.М., Педагогический словарь для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 189 с.
15. Козак, Т. Эффективные формы взаимодействия с семьей в ДОУ
[Электронный ресурс]. URL: http://www.maam.ru/detskijsad/yefektivnye-
formyvzaimodeistvija-s-semei-v-dou-konsultacija-dlja-vospitatelei-dou.html /
30.08.2017...30


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ