Предметно-развивающая среда в развитии детей старшего дошкольного возраста
|
Введение 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТНО¬РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 6
1.1 . Сущность понятия «Предметно-развивающая среда» в отечественной
и зарубежной литературе 6
1.2 . Современные концепции развивающей предметно-пространственной
среды 16
1.3. Условия создания развивающей предметно-пространственной среды
в дошкольных образовательных организациях 24
Глава II. ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О
2.1. Методические рекомендации по организации предметно-развивающей
среды в развитии старших дошкольникоо 33
2.2 . Опытно-исследовательская работа 33
2.3 . Контрольный эксперимент .1
Заключение 46
Список использованной литературы 49
Приложении 52
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТНО¬РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 6
1.1 . Сущность понятия «Предметно-развивающая среда» в отечественной
и зарубежной литературе 6
1.2 . Современные концепции развивающей предметно-пространственной
среды 16
1.3. Условия создания развивающей предметно-пространственной среды
в дошкольных образовательных организациях 24
Глава II. ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О
2.1. Методические рекомендации по организации предметно-развивающей
среды в развитии старших дошкольникоо 33
2.2 . Опытно-исследовательская работа 33
2.3 . Контрольный эксперимент .1
Заключение 46
Список использованной литературы 49
Приложении 52
В связи с потребностями модернизации системы образования и
раннего инвестирования в развитие младшего поколения, в России
сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее -
ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития
детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и
склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого
ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми
и миром при реализации основной общеобразовательной программы
дошкольного образования.
К настоящему времени в отечественной педагогике и психологии
накоплен богатый опыт воспитания и обучения дошкольников на основе
создания развивающей среды в ДОО, который во многом определил
существующие подходы к решению данного исследования: обеспечение
преемственности психического развития детей в их деятельности (Т. И.
Белова, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, В. В. Зеньковский, А. Н.
Леонтьев, А. Ж. Овчинникова и др.); создание системы развивающих
игрушек и дидактических пособий для детей раннего и дошкольного
возраста (Н. Т. Гринявичене, Е. В. Зворыгина, С. Л. Новоселова, А. А.
Овчинников, Н. Н. Поддъяков и др.); формирование архитектурнопланировочных решений интерьера и экстерьера ДОУ с целью создания
наиболее комфортной обстановки для детей и взрослых (О. А. Барханова,
Н. В. Михеева, Г. Н. Пантелеев и др.); преобразование материальнотехнического обеспечения педагогического процесса в ДОО на основе
принципов построения развивающей среды, формирование развивающей
предметной среды детского сада (О. В. Артомонова, О. А. Карабанова, Л. М.
Кларина, С. Л. Новосёлова, В. А. Петровский, Л. А. Смывина и др.).
Особенностью вышесказанных исследований является усиливающее
внимание к построению предметно-пространственной среды каразвивающей, что предусматривает новые подходы к её организации в
педагогическом процессе с опорой на личностно-ориентированную
модель взаимодействия детей и взрослых.
В связи с этим, возникает проблема: каково влияние предметноразвивающей среды в ДОО и условия её реализации на развитие детей
дошкольного возраста?
Цель исследования: теоретически обосновать и выявить
возможности ПРС на развитие детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: предметно-развивающая среда в развитии
детей дошкольного возраста, используемая в рамках дошкольной
образовательной организации.
Предмет исследования: предметно-развивающая среда (ПРС) в
развитии детей старшего дошкольного возраста.
В качестве гипотезы выступило предположение о том, что
предметно-развивающая среда наиболее эффективно влияет на развитие
детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по
проблеме развития детей старшего дошкольного возраста с учетом
предметно-пространственной среды.
2. Выявить особенности построения ПРС в старшей группе ДОО.
3. Разработать обобщенную модель организации развивающей среды.
В данной работе нами были использованы следующие методы
исследования: подбор и анализ психолого-педагогической и
методической литературы по теме исследования; изучение и обобщение
педагогического опыта в области организации предметно-развивающей
среды; наблюдения за условиями создания предметно-развивающей среды
в МДОУ «Детский сад №11 г. Кызыла»; беседа с детьми старшего
дошкольного возраста для выявления уровня познавательного развития. Методологической основой нашей выпускной квалификационной
работы являются научные труды таких педагогов, как О. А. Карабановой,
С. Л. Новосёловой, Т. С. Комаровой, О. Ю. Филипс, Н. Д. Епанчицевой, В. А.
Петровского, Л. М. Клариной, С. Л. Смывиной и др.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка
использованной литературы и приложения.
раннего инвестирования в развитие младшего поколения, в России
сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее -
ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития
детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и
склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого
ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми
и миром при реализации основной общеобразовательной программы
дошкольного образования.
К настоящему времени в отечественной педагогике и психологии
накоплен богатый опыт воспитания и обучения дошкольников на основе
создания развивающей среды в ДОО, который во многом определил
существующие подходы к решению данного исследования: обеспечение
преемственности психического развития детей в их деятельности (Т. И.
Белова, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, В. В. Зеньковский, А. Н.
Леонтьев, А. Ж. Овчинникова и др.); создание системы развивающих
игрушек и дидактических пособий для детей раннего и дошкольного
возраста (Н. Т. Гринявичене, Е. В. Зворыгина, С. Л. Новоселова, А. А.
Овчинников, Н. Н. Поддъяков и др.); формирование архитектурнопланировочных решений интерьера и экстерьера ДОУ с целью создания
наиболее комфортной обстановки для детей и взрослых (О. А. Барханова,
Н. В. Михеева, Г. Н. Пантелеев и др.); преобразование материальнотехнического обеспечения педагогического процесса в ДОО на основе
принципов построения развивающей среды, формирование развивающей
предметной среды детского сада (О. В. Артомонова, О. А. Карабанова, Л. М.
Кларина, С. Л. Новосёлова, В. А. Петровский, Л. А. Смывина и др.).
Особенностью вышесказанных исследований является усиливающее
внимание к построению предметно-пространственной среды каразвивающей, что предусматривает новые подходы к её организации в
педагогическом процессе с опорой на личностно-ориентированную
модель взаимодействия детей и взрослых.
В связи с этим, возникает проблема: каково влияние предметноразвивающей среды в ДОО и условия её реализации на развитие детей
дошкольного возраста?
Цель исследования: теоретически обосновать и выявить
возможности ПРС на развитие детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: предметно-развивающая среда в развитии
детей дошкольного возраста, используемая в рамках дошкольной
образовательной организации.
Предмет исследования: предметно-развивающая среда (ПРС) в
развитии детей старшего дошкольного возраста.
В качестве гипотезы выступило предположение о том, что
предметно-развивающая среда наиболее эффективно влияет на развитие
детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по
проблеме развития детей старшего дошкольного возраста с учетом
предметно-пространственной среды.
2. Выявить особенности построения ПРС в старшей группе ДОО.
3. Разработать обобщенную модель организации развивающей среды.
В данной работе нами были использованы следующие методы
исследования: подбор и анализ психолого-педагогической и
методической литературы по теме исследования; изучение и обобщение
педагогического опыта в области организации предметно-развивающей
среды; наблюдения за условиями создания предметно-развивающей среды
в МДОУ «Детский сад №11 г. Кызыла»; беседа с детьми старшего
дошкольного возраста для выявления уровня познавательного развития. Методологической основой нашей выпускной квалификационной
работы являются научные труды таких педагогов, как О. А. Карабановой,
С. Л. Новосёловой, Т. С. Комаровой, О. Ю. Филипс, Н. Д. Епанчицевой, В. А.
Петровского, Л. М. Клариной, С. Л. Смывиной и др.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка
использованной литературы и приложения.
В развитии личности ребенка наряду с наследственностью и
воспитанием, принципиальную роль играет среда. Под влиянием среды
мы открываем для себя самые различные силы, оказывающие решающее
влияние на развитие человека.
Анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что в
науке активно изучаются принципы и способы использования
возможностей среды в реализации целей воспитания, образования и
развития детей. Окружающая среда рассматривается как возможность
наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учётом его
склонностей, интересов, уровня активности. Педагоги дошкольного
учреждения уделяют много внимания созданию ПРС, которая должна
соответствовать возрастным особенностям воспитанников, их
потребностям и интересам, а также выбранной педагогом программе.
Предметный мир детства - это не только игровая среда, но шире -
среда развития всех специфически детских видов деятельности. Ни один
из них не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне,
вне предметной среды. Деятельность осуществима только при условии,
что у ребенка есть соответствующие объекты и средства, сформированы
необходимые способы действия. В настоящее время нельзя допустить
депривации нехватки необходимых развивающих предметных сред. Это -
серьезное угроза успеху в реализации любой образовательной
программы. В условиях предметного вакуума у ребёнка исчезает
стремление узнать новое, порождается апатия, а желание занять себя
может приобрести компенсаторное, не в лучшем смысле этого слова,
направления.
Построение предметной среды - это внешние условия
педагогического процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятельность ребёнка, направленную на его саморазвитие под
наблюдением взрослого.
Важной задачей ДОО становится совершенствования
педагогического процесса и повышение развивающего эффекта
образовательной работы с детьми посредством организации развивающей
среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребёнка,
позволяющей ребёнку проявить собственную активность и наиболее
полно реализовать себя. Среда развития ребёнка - это комплекс
материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических,
эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих
организацию жизни детей и взрослых в ДОО.
Дошкольная организация - это живой творческий союз взрослых и
детей. Дошкольники должны активно участвовать в оформлении своей
группы, холлов, коридоров, готовить поздравления и подарки взрослым к
государственным праздникам, к юбилеям учреждения. ДО следует
оформлять детскими работами. Детский сад должен стать для них
вторым домом.
Таким образом, предметно-развивающая среда детства - это система
условий, обеспечивающая всю полноту развития детской деятельности и
его личности. Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для
полноценного физического, познавательного, эстетического и социального
развития ребёнка. К ним относятся природные среды и объекты,
культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные
сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, игротека и
видеотека, дизайн-студия и музей, музыкально-театральная среда, ПРС
занятий, компьютерно-игровой комплекс и т.д.
Содержание развивающей предметной среды должно удовлетворять
потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого
развития ребёнка, становления его способностей. Состояние развивающей
среды в детском саду зависит от: - материально-технических и медико-социальных условий;
- функционального и эмоционального комфорта взрослых и детей;
- содержания предметно-развивающая среда;
Разнообразие содержания образовательного процесса приводит к
тому, что существующая организация предметно-развивающей среды не
достаточно обеспечивает в нашем городе организационно-педагогические,
материально-технические и социально-психологические условия для
эффективного взаимодействия детей и взрослых.
Поставленная перед нами гипотеза, что эффективность организации
предметно-развивающая среда может быть повышена, если реализуются
принципы построения предметно-развивающей среды, соблюдаются
условия создания предметно-развивающей среды в группах ДОО,
обеспечивается детям возможность всестороннего развития - доказана.
воспитанием, принципиальную роль играет среда. Под влиянием среды
мы открываем для себя самые различные силы, оказывающие решающее
влияние на развитие человека.
Анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что в
науке активно изучаются принципы и способы использования
возможностей среды в реализации целей воспитания, образования и
развития детей. Окружающая среда рассматривается как возможность
наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учётом его
склонностей, интересов, уровня активности. Педагоги дошкольного
учреждения уделяют много внимания созданию ПРС, которая должна
соответствовать возрастным особенностям воспитанников, их
потребностям и интересам, а также выбранной педагогом программе.
Предметный мир детства - это не только игровая среда, но шире -
среда развития всех специфически детских видов деятельности. Ни один
из них не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне,
вне предметной среды. Деятельность осуществима только при условии,
что у ребенка есть соответствующие объекты и средства, сформированы
необходимые способы действия. В настоящее время нельзя допустить
депривации нехватки необходимых развивающих предметных сред. Это -
серьезное угроза успеху в реализации любой образовательной
программы. В условиях предметного вакуума у ребёнка исчезает
стремление узнать новое, порождается апатия, а желание занять себя
может приобрести компенсаторное, не в лучшем смысле этого слова,
направления.
Построение предметной среды - это внешние условия
педагогического процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятельность ребёнка, направленную на его саморазвитие под
наблюдением взрослого.
Важной задачей ДОО становится совершенствования
педагогического процесса и повышение развивающего эффекта
образовательной работы с детьми посредством организации развивающей
среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребёнка,
позволяющей ребёнку проявить собственную активность и наиболее
полно реализовать себя. Среда развития ребёнка - это комплекс
материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических,
эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих
организацию жизни детей и взрослых в ДОО.
Дошкольная организация - это живой творческий союз взрослых и
детей. Дошкольники должны активно участвовать в оформлении своей
группы, холлов, коридоров, готовить поздравления и подарки взрослым к
государственным праздникам, к юбилеям учреждения. ДО следует
оформлять детскими работами. Детский сад должен стать для них
вторым домом.
Таким образом, предметно-развивающая среда детства - это система
условий, обеспечивающая всю полноту развития детской деятельности и
его личности. Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для
полноценного физического, познавательного, эстетического и социального
развития ребёнка. К ним относятся природные среды и объекты,
культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные
сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, игротека и
видеотека, дизайн-студия и музей, музыкально-театральная среда, ПРС
занятий, компьютерно-игровой комплекс и т.д.
Содержание развивающей предметной среды должно удовлетворять
потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого
развития ребёнка, становления его способностей. Состояние развивающей
среды в детском саду зависит от: - материально-технических и медико-социальных условий;
- функционального и эмоционального комфорта взрослых и детей;
- содержания предметно-развивающая среда;
Разнообразие содержания образовательного процесса приводит к
тому, что существующая организация предметно-развивающей среды не
достаточно обеспечивает в нашем городе организационно-педагогические,
материально-технические и социально-психологические условия для
эффективного взаимодействия детей и взрослых.
Поставленная перед нами гипотеза, что эффективность организации
предметно-развивающая среда может быть повышена, если реализуются
принципы построения предметно-развивающей среды, соблюдаются
условия создания предметно-развивающей среды в группах ДОО,
обеспечивается детям возможность всестороннего развития - доказана.
Подобные работы
- Создание предметно-пространственной среды по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2021 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В МАТЕМАТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В
МАТЕМАТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
МИНИ-ТРЕНИНГОВ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2017 - Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в информационно-образовательном пространстве ДОО
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020 - ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2020 - Условия математического развития детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



