Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Предметно-развивающая среда в развитии детей старшего дошкольного возраста

Работа №16744

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы56
Год сдачи2015
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1200
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТНО¬РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 6
1.1 . Сущность понятия «Предметно-развивающая среда» в отечественной
и зарубежной литературе 6
1.2 . Современные концепции развивающей предметно-пространственной
среды 16
1.3. Условия создания развивающей предметно-пространственной среды
в дошкольных образовательных организациях 24
Глава II. ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О
2.1. Методические рекомендации по организации предметно-развивающей
среды в развитии старших дошкольникоо 33
2.2 . Опытно-исследовательская работа 33
2.3 . Контрольный эксперимент .1
Заключение 46
Список использованной литературы 49
Приложении 52


В связи с потребностями модернизации системы образования и
раннего инвестирования в развитие младшего поколения, в России
сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее -
ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития
детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и
склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого
ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми
и миром при реализации основной общеобразовательной программы
дошкольного образования.
К настоящему времени в отечественной педагогике и психологии
накоплен богатый опыт воспитания и обучения дошкольников на основе
создания развивающей среды в ДОО, который во многом определил
существующие подходы к решению данного исследования: обеспечение
преемственности психического развития детей в их деятельности (Т. И.
Белова, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, В. В. Зеньковский, А. Н.
Леонтьев, А. Ж. Овчинникова и др.); создание системы развивающих
игрушек и дидактических пособий для детей раннего и дошкольного
возраста (Н. Т. Гринявичене, Е. В. Зворыгина, С. Л. Новоселова, А. А.
Овчинников, Н. Н. Поддъяков и др.); формирование архитектурнопланировочных решений интерьера и экстерьера ДОУ с целью создания
наиболее комфортной обстановки для детей и взрослых (О. А. Барханова,
Н. В. Михеева, Г. Н. Пантелеев и др.); преобразование материальнотехнического обеспечения педагогического процесса в ДОО на основе
принципов построения развивающей среды, формирование развивающей
предметной среды детского сада (О. В. Артомонова, О. А. Карабанова, Л. М.
Кларина, С. Л. Новосёлова, В. А. Петровский, Л. А. Смывина и др.).
Особенностью вышесказанных исследований является усиливающее
внимание к построению предметно-пространственной среды каразвивающей, что предусматривает новые подходы к её организации в
педагогическом процессе с опорой на личностно-ориентированную
модель взаимодействия детей и взрослых.
В связи с этим, возникает проблема: каково влияние предметноразвивающей среды в ДОО и условия её реализации на развитие детей
дошкольного возраста?
Цель исследования: теоретически обосновать и выявить
возможности ПРС на развитие детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: предметно-развивающая среда в развитии
детей дошкольного возраста, используемая в рамках дошкольной
образовательной организации.
Предмет исследования: предметно-развивающая среда (ПРС) в
развитии детей старшего дошкольного возраста.
В качестве гипотезы выступило предположение о том, что
предметно-развивающая среда наиболее эффективно влияет на развитие
детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по
проблеме развития детей старшего дошкольного возраста с учетом
предметно-пространственной среды.
2. Выявить особенности построения ПРС в старшей группе ДОО.
3. Разработать обобщенную модель организации развивающей среды.
В данной работе нами были использованы следующие методы
исследования: подбор и анализ психолого-педагогической и
методической литературы по теме исследования; изучение и обобщение
педагогического опыта в области организации предметно-развивающей
среды; наблюдения за условиями создания предметно-развивающей среды
в МДОУ «Детский сад №11 г. Кызыла»; беседа с детьми старшего
дошкольного возраста для выявления уровня познавательного развития. Методологической основой нашей выпускной квалификационной
работы являются научные труды таких педагогов, как О. А. Карабановой,
С. Л. Новосёловой, Т. С. Комаровой, О. Ю. Филипс, Н. Д. Епанчицевой, В. А.
Петровского, Л. М. Клариной, С. Л. Смывиной и др.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка
использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В развитии личности ребенка наряду с наследственностью и
воспитанием, принципиальную роль играет среда. Под влиянием среды
мы открываем для себя самые различные силы, оказывающие решающее
влияние на развитие человека.
Анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что в
науке активно изучаются принципы и способы использования
возможностей среды в реализации целей воспитания, образования и
развития детей. Окружающая среда рассматривается как возможность
наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учётом его
склонностей, интересов, уровня активности. Педагоги дошкольного
учреждения уделяют много внимания созданию ПРС, которая должна
соответствовать возрастным особенностям воспитанников, их
потребностям и интересам, а также выбранной педагогом программе.
Предметный мир детства - это не только игровая среда, но шире -
среда развития всех специфически детских видов деятельности. Ни один
из них не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне,
вне предметной среды. Деятельность осуществима только при условии,
что у ребенка есть соответствующие объекты и средства, сформированы
необходимые способы действия. В настоящее время нельзя допустить
депривации нехватки необходимых развивающих предметных сред. Это -
серьезное угроза успеху в реализации любой образовательной
программы. В условиях предметного вакуума у ребёнка исчезает
стремление узнать новое, порождается апатия, а желание занять себя
может приобрести компенсаторное, не в лучшем смысле этого слова,
направления.
Построение предметной среды - это внешние условия
педагогического процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятельность ребёнка, направленную на его саморазвитие под
наблюдением взрослого.
Важной задачей ДОО становится совершенствования
педагогического процесса и повышение развивающего эффекта
образовательной работы с детьми посредством организации развивающей
среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребёнка,
позволяющей ребёнку проявить собственную активность и наиболее
полно реализовать себя. Среда развития ребёнка - это комплекс
материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических,
эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих
организацию жизни детей и взрослых в ДОО.
Дошкольная организация - это живой творческий союз взрослых и
детей. Дошкольники должны активно участвовать в оформлении своей
группы, холлов, коридоров, готовить поздравления и подарки взрослым к
государственным праздникам, к юбилеям учреждения. ДО следует
оформлять детскими работами. Детский сад должен стать для них
вторым домом.
Таким образом, предметно-развивающая среда детства - это система
условий, обеспечивающая всю полноту развития детской деятельности и
его личности. Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для
полноценного физического, познавательного, эстетического и социального
развития ребёнка. К ним относятся природные среды и объекты,
культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные
сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, игротека и
видеотека, дизайн-студия и музей, музыкально-театральная среда, ПРС
занятий, компьютерно-игровой комплекс и т.д.
Содержание развивающей предметной среды должно удовлетворять
потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого
развития ребёнка, становления его способностей. Состояние развивающей
среды в детском саду зависит от: - материально-технических и медико-социальных условий;
- функционального и эмоционального комфорта взрослых и детей;
- содержания предметно-развивающая среда;
Разнообразие содержания образовательного процесса приводит к
тому, что существующая организация предметно-развивающей среды не
достаточно обеспечивает в нашем городе организационно-педагогические,
материально-технические и социально-психологические условия для
эффективного взаимодействия детей и взрослых.
Поставленная перед нами гипотеза, что эффективность организации
предметно-развивающая среда может быть повышена, если реализуются
принципы построения предметно-развивающей среды, соблюдаются
условия создания предметно-развивающей среды в группах ДОО,
обеспечивается детям возможность всестороннего развития - доказана.



Анохина Т. Как организовать предметно-развивающую среду [Текст]:
Анохина Т. // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 5 - С.32-38.
2. Абрамова Ю.Г. Психология среды: истоки и направления [Текст]:
Абрамова Ю.Г. // Вопросы психологии. - 1995. - № 2. - С. 12-14.
3. Баранникова Э. Создание развивающей среды на участке детского сада
[Текст]: Баранникова Э., Тарасевич П. // Ребенок в детском саду. - 2002. —
№ 3. — С.76-83.
4. Висангириева Е.Д. Организация развивающей социокультурной
предметно-пространственной среды развития ребенка в условиях ДОУ. -
Автореф. на соиск. уч.степени канд. пед. наук. [Текст]: Висангириева Е.Д. -
Ростов-на- Дону, 2003.
5. Гринявичене М-Э. Г. Предметно-игровая среда как условие развития
сюжетно-ролевых игр дошкольников. - Автореф. на соиск. уч.степени канд.
пед. наук. [Текст]: Гринявичене М-Э. Г. - М., 1989.
6. Давыдов В.В. Принципы развития в психологии [Текст]: Давыдов В.В.,
Зинченко. // Вопросы психологии. - 1980. - № 12. - С.47-60.
7. Дрова В.Н. Образовательная среда как объект управления [Текст]: Дрова
В.Н. // Новые ценности образования. - 1995. - № 6. - С.9-11.
8. Диченская Е.А. Освоение предметно-пространственной среды младшими
школьниками в процессе эстетического воспитания. - Автореф. на соиск.
уч.степени канд. пед. наук. [Текст]: - М., 1994.
9. Денисенкова Н. Как организовать окружающую среду [Текст]:
Денисенкова Н. // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 12. - С. 17-21.
11. Епанчинцева Н.Д. Планирование организации развивающей среды в
ДОУ [Текст]: Епанчинцева Н.Д. // Начальная школа: до и после. - 2004. - №
2. - С. 64-74.
12. Карабанова О. А. Организация развивающей предметнопространственной среды в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования. Методические
49рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных
организаций и родителей детей дошкольного возраста / [Текст]: О. А.
Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Родионова, П. Д. Рабинович, Е. М. Марич. -
М.: Федеральный институт развития образования, 2014. - 96 с.
13. Кобылянский В.А. Природа и общество: специфика, единство. [Текст]:
Кобылянский В.А. / - Красноярск, 1985. - 174 с.
14. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов
средних педагогических учебных заведений. [Текст]: Козлова С.А., Куликова
Т.А. - 4-е издательство. - М., 2002. - 416 с.
15. Комарова Т.С. Эстетическая развивающая среда в ДОУ. Учебнометодическое пособие. [Текст]: Комарова Т.С., Филипс О.Ю. - М., 2005. -
364 с.
16. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психологии. [Текст]: Леонтьев А.Н.
- М., 1972. - 297 с.
17. Марцинковская Т.Д. История детской психологии: Учебник для
студентов педагогических вузов. [Текст]: Марцинковская Т.Д. - М., 1998. -
456 с.
18. Манаков О.Е. Организация жизненных пространств в образовательном
пространстве. [Текст]: Манаков О.Е. - Нижний Новгород, 2000. - 178 с.
19. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. [Текст]: Новоселова
С.Л. - М., 1995.
20. Новоселова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда детства //
Дошкольное воспитание. [Текст]: Новоселова С.Л. - 1998. - № 4. - С.7-9.
21. Овчаренко В.А. «Вторая природа» в системе связей природы и
общества. [Текст]: Овчаренко В.А. - М., 1992.
22. Осорина М.В. Секретный мир детства в пространстве мира взрослых.
[Текст]: Осорина М.В. - Спб., 1999.
23. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном
учреждении. [Текст]: Петровский В.А. Л.М.Кларина, Л.А.Смывина,
Л.П.Стрелкова. - М., 1993.
5024. Петровский А.В. История и теория психологии. [Текст]: Петровский
А.В., Ярошевский М.Г. - Ростов-на-Дону, 1996.
25. Подласый И.П. Педагогика. [Текст]: Подласый И.П. - М., 1996.
25. Полякова М.Н. Построение развивающей среды в группах для детей
старшего дошкольного возраста [Текст]: Полякова М.Н. // Дошкольное
воспитание. - 2004. - № 1.-С.6-10.
26. Полякова М.Н. Организация развивающей среды в средней группе
детского сада [Текст]: Полякова М.Н. // Дошкольная педагогика. - 2001. - №
2. - С.7-10.
27. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебник для
студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Под
редакцией С.А.Смирнова. 4-е издательство, испр. [Текст]: - М., 2000. С.398-
415.
28. Родионова О.Р. Педагогические условия организации развивающей
предметной среды в ДОУ. - Автореф. на соиск. уч.степени канд. пед. наук.
[Текст]: Родионова О.Р. - М, 2000.
29. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по
проектированию вариативных дизайн - проектов РПС в детском саду и УВК.
[Текст]: - М., 1995.
30. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей
образования в пространстве культуры [Текст]: Слободчиков В.И. // Новые
ценности образования. - Выпуск 5. - М., 1997.
31. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический
курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. [Текст]:
Шаграева О.А. - М., 2001

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ