Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

Работа №97214

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
104
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Анализ литературы по проблеме эстетического развития детей 6
1.2. Особенности эстетического развития детей старшего дошкольного
возраста 14
1.3. Педагогические условия использования изобразительной
деятельности, как средства эстетического развития детей старшего дошкольного возраста 20
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 39
2.1 Диагностическое исследование исходного уровня эстетического
развития детей старшего дошкольного возраста 39
2.2 Содержание исследовательской работы по эстетическому развитию
детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Диагностическое задание 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты обследования эстетического развития детей старшего дошкольного возраста на начальном уровне исследования 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Предметно- развивающая среда 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Конспекты занятий 68

Эстетическое развитие гармонизирует и развивает все духовные качества человека, необходимые в различных областях жизни. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. Развитие происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Не что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Наиболее ярко эстетические качества в дошкольном возрасте проявляются в художественной деятельности. То, как видит мир ребенок, он отражает в танце, в чтении стихов, в труде, в лепке, рисовании, аппликации.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий художественной деятельностью для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте. В работе А.В.Запорожца, В.В. Давыдова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме.
Несмотря на опыт отечественных педагогов по эстетическому развитию детей и их достижения, современных методик по организации и проведению занятий, направленных на эстетическое развитие детей пока недостаточно. Испытывается необходимость разработки комплекса занятий, направленных на развитие, «уточнение» чувств маленького человека, развитие способности различать оттенки цвета, особенности формы пропорций, пространственных отношений и других показателей определяющих эстетический вкус детей.
Таким образом, актуальность проблемы эстетического развития детей дошкольного возраста и необходимость ее решения для современного дошкольного образования определили тему исследования.
Объект исследования: педагогический процесс эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия использования
изобразительной деятельности как средства эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по изобразительной деятельности, направленных на эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературы по проблеме эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить особенности эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить педагогические условия использования изобразительной деятельности как средства эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностическое исследование по определению начального уровня эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать комплекс занятий по изобразительной деятельности, направленных на эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Теоретической основой: являются концепции организации
«эстетического развития» детей, разработанные психологами и педагогами: Л.С. Выготский, Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов, Н.С. Ежкова, В.В. Зеньковский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, А. Шешмурина, Н. Ветлугина, Д.Б. Эльконин.
Методы исследования: анализ нормативно-правовых документов,
теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение;
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов изобразительной деятельности детей, анализ и обработка результатов опытно-поисковой работы.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что те положения и выводы, которые были получены в процессе исследования, могут найти применение в дошкольной практике для повышения качества эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. Разработан комплекс занятий по изобразительной деятельности, направленных на эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: Исследование проводилось на базе МАДОУ Детский сад № 4 города Верхняя Пышма, в котором приняли участие 15 воспитанников старшей группы в возрасте от 5 до 6 лет.
Исследование по эстетическому развитию осуществлялась в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого­педагогической и методической литературы по проблеме эстетического развития детей старшего дошкольного возраста; определялись психолого­педагогические особенности детей, разрабатывался диагностический инструментарий для выявления уровня эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня эстетического развития детей старшего дошкольного возраста, разрабатывалось содержание комплекса занятий, определялись методы и приемы, направленные на развитие выделенных нами критериев нравственного воспитания детей, осуществлялось проведение разработанного комплекса занятий.
Структура и объем выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Дошкольный возраст - важнейший период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественно-эстетического вкуса, формирования у них творческих умений, осознания ими чувство прекрасного.
В ходе выполнения исследования на предложенную тему нами выявлены существующие различные подходы к определению базового понятия «эстетическое развитие» в философской и психолого­педагогической литературе. Так, оно рассматривается, как формирование в человеке эстетического отношения к действительности (Б.Т. Лихачев, М.С. Каган, В.А. Салеев, Б.М. Теплов, С.Т. Шацкий и др.); и, как развитие способности восприятия, правильного понимания «прекрасного» в действительности и искусстве, развитие эстетических взглядов, чувств, оценок и вкусов (В.В. Корешков, А.А. Мелик-Пашаев, М.А. Некрасова, Б.М. Неменский, Л.Г. Савенкова, А.С. Хворостов, Т.Я. Шпикалова и др.). В рамках нашего исследования эстетическое развитие рассматривается, как целенаправленный процесс формирования эстетических представлений у детей дошкольного возраста.
В процессе реализации поставленных задач, нами было раскрыто теоретическое и практическое обоснование темы. В теоретической части исследования раскрыта роль аппликации в эстетическом развитии детей. Аппликация - одна из самых интересных занятий для детей дошкольного возраста, имеющая познавательный характер, и как всякая познавательная деятельность большое значение имеет в развитии детей, т.к. основано на постепенном расширении запаса знаний о разнообразии и сочетании цвета, особенностей форм, пространственном расположении предметов 54
окружающего мира.
В процессе различных видах практической деятельности, к которым относится аппликация, формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, связанных с умением различать и сопоставлять цвета, создавая яркие зрительные образы посредством цветовых решений, видеть и передавать особенности плоской формы.
В процессе реализации цели нашего исследования было проведено обследование показателей, определяющих эстетическое развитие: чувство пространственных отношений, оригинальность выполнения, эстетического отношения и эстетического вкуса предложенные в публикациях А.Ф. Яфальян и Н.А. Ветлугиной.
В результате диагностического исследования по определению начального уровня эстетического развития детей старшего дошкольного возраста было выявлено, что 53,3 % от общего количества детей исследуемой группы показали средний уровень эстетического развития, 33% детей показали результаты выше среднего уровня и 13,3% детей показали низкий уровень эстетического развития.
На следующем этапе исследования был разработан комплекс мероприятий по изобразительной деятельности. В результате реализации комплекса мероприятий и анализируя результаты деятельности детей старшего дошкольного возраста, мы отметили, что все дети стали выполнять более содержательные работы, отличающиеся оригинальностью и качеством выполнения построения композиций, особенно в декоративной аппликации. В основном эти изменения произошли, на наш взгляд, за счет развития эстетического отношения к образу, и к передаче форм и к окружающему миру в целом.
Данный анализ результатов обследования детей старшего дошкольного возраста позволяет сделать вывод об эффективности использования аппликации в эстетическом развитии.


1. Алексахин, Н. Ознакомление с культурой цвета на занятиях по изобразительному искусству / Н.Алехин // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 3 - с. 23-27
2. Волынкин, В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников. Серия: Сердце отдаю детям / В.И.Волынкин.- М.: Издательство: Феникс, 2007. - 448 с.
3. Выготский, Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте / Л.С.Выготский. - СПб.: Союз, 2010. - 60 с.
4. Грибанова, М. В. Формирование эстетического
и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста / М.В.Грибанова. - М.: АСТ-Пресс, 2010. - 220 с.
5. Гласс, Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Гласс Дж., Стенли Дж.. - М.: Прогресс, 2010. - 220 с.
6. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Г.Г.Григорьева. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 272с.
7. Григорьева, Г.Г Своеобразие и место игровых приемов
в развитии изобразительного творчества старших дошкольников /
Г.Григорьева, Е.Ильичева // Взаимодействие психолого-педагогической теории и практики в условиях перестройки народного образования: Тезисы докладов. - Нижний Новгород: НГПИ, 2011. - С.74-75.
8. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности /Г.Г.Григорьева.- М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 344с.
9. Дмитриева, Е.Н. Педагогические условия развития изобразительного творчества дошкольников / Е.Н.Дмитриева // Тезисы докладов VIII научной конференции молодых ученых Волго-Вятского региона. - Горький: Изд-во ГГУ, 2011. - С. 94 - 95.
10. Дмитриева Е.Н. Развитие изобразительного творчества дошкольников в семье / Е.Н.Дмитриева // Роль семьи в воспитании ребенка - дошкольника: Межвузовский сборник научных трудов. - Горький: Инфо- лайн, 2016. - С.94-102.
11. Доронова, Т.Н. Изобразительная деятельность с детьми / Т.Н.Доронова // Дошкольное воспитание. - 2018. - № 8. - С.2-8.
12. Доронова Т.Н. Пути совершенствования методов обучения на занятиях изобразительной деятельностью / Т.Н. Доронова // Совершенствование форм и методов воспитания и обучения детей на занятиях в дошкольном учреждении: Тезисы докладов. - М.: Феникс, 2011. - С.76 - 78.
13. Дубровский, Е.А. Эстетическое воспитание и развитие детей
дошкольного возраста / Е.А.Дубровский. - М.: Инфра-М, 2012. - 192 с.
14. Дубровская, Е.А. Эстетическое воспитание и развитие детей
дошкольного возраста / Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н.Юрина (под ред. Дубровской Е.А., Козловой С.А.). - М.: Феникс, 2015. - 304 с.
15. Дьяченко, О.М. Развитие воображения у дошкольников / О.М.Дьяченко.- М.: Педагогика, 2016. - 290 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ