Введение 3
I. Теоретические основы организации игр как средства обучения 11
1.1. История происхождения игры как средства обучения 11
1.2. Игра как средство повышения эффективности урока 13
1.3. Виды игр и их классификация 18
1.3.1. Характеристика компонентов ролевой игры 24
1.3.2. Характеристика компонентов дидактической игры 29
1.3.3. Характеристика компонентов интеллектуальной игры 35
1.3.4. Ментальные карты как средство изучения английского языка37
Вывод по первой главе 41
II. Практическое применение игр как средства обучения на уроке английского языка 43
2.1. Анализ программных требований к изучению английского языка на
начальной ступени обучения 44
2.2. Определение эффективности применения игр при обучении
английскому языку 53
2.2.1 Диагностирование уровня диалогической речи у обучающихся.. .53
2.2.2. Формирование диалогической речи с использованием игровых
приемов при проведении серии уроков «Enjoying your home» 55
2.2.3. Определение эффективности применения игр при формировании
диалогической речи 66
Вывод по второй главе 67
Заключение 68
Список источников и литературы 70
В современном мире, в связи со значимостью роли межнационального общения возрастает потребность в изучении иностранных языков, как средства общения и взаимодействия различных культур, стран и народов. В нашей стране изучению иностранного языка, как предметной области, отводится значимое место в общеобразовательной программе на всех ступенях обучения, и соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта, который главной целью при изучении иностранного языка ставит - формирование коммуникативной компетенции.
В соответствии со стандартом ученики должны уметь участвовать в беседе/дискуссии на знакомую тему, осуществлять запрос информации, обращаться за разъяснениями, выражать свое отношение к высказыванию партнера, высказывать свое мнение по обсуждаемой теме (диалогическая речь); делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме/проблеме, кратко передавать содержание полученной информации; рассказывать о себе, своем окружении, своих планах, обосновывая свои намерения/поступки; рассуждать о фактах/событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы; описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны/стран изучаемого языка (монологическая речь).
Несомненно, что все выше перечисленные умения и навыки достаточно сложно привить современным школьникам, используя на уроках традиционные методы обучения.
При использовании нетрадиционных форм проведения уроков (в том числе и в игровой форме) прослеживается более эффективное развитие у учащихся умения анализировать, сравнивать и обобщать изученные явления, усваивать знания и умения, устную и письменную речь, а также происходит развитие навыков работы с лингвистической справочной литературой и т. д.
Для большинства обывателей изучение английского языка, на первый взгляд, может показаться неинтересным и довольно скучным занятием, но это только в том случае, когда в процессе педагогической деятельности отсутствует хоть какая-нибудь мотивация учащихся. Поэтому возникает вопрос: какие методы стоит использовать при преподавании английского языка, чтобы дети были не только заинтересованы, но и стремились к познанию предмета и во внеурочной деятельности?
Особенно этот вопрос важен при изучении английского языка в начальной школе, так как, наряду с русским языком и литературным чтением данный предмет входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию .
Предмет «Иностранный язык» способствует формированию представлений ученика о диалоге культур, осознанию им себя как носителя культуры и духовных ценностей своего народа.
Деятельностный подход предмета, который обоснован требованиями федерального государственного образовательного стандарта, соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребёнку данного возраста (в том числе и игровую). Даёт возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать межпредметные общеучебные умения и навыки.
Интегративной целью обучения иностранному языку в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.
Элементарная коммуникативная компетенция понимается как способность и готовность младшего школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемого иностранного языка в устной и письменной формах в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных для младшего школьника. Следовательно, изучение иностранного языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование умения общаться на иностранном языке на
элементарном уровне с учётом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) формах;
- приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
- развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;
- воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами иностранного языка.
При изучении иностранного языка в начальной школе стимулируется общее речевое развитие младших школьников; развивается их коммуникативная культура; формируются ценностные ориентиры и закладываются основы нравственного поведения в процессе общения на уроке, чтения и обсуждения текстов соответствующего содержания, знакомства с образцами детского зарубежного фольклора; вырабатывается дружелюбное отношение и толерантность к представителям других стран и их культуре .
Личностными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются: общее представление о мире как
многоязычном и поликультурном сообществе; осознание себя гражданином своей страны; осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми; знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка (через детский фольклор, некоторые образцы детской художественной литературы, традиции).
Метапредметными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются:
- развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
- развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
- расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
- развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению иностранного языка;
- овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском и т. д.).
Предметными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах иностранного языка (фонетических, лексических, грамматических); умение (в объёме содержания курса) находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово .
Таким образом, одной из основных изучения иностранного языка является формирование коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне. Психологами установлено, что начальный школьный возраст считается наиболее благоприятным периодом для этого вида деятельности. Однако не всем педагоги, даже владеющие предметом на высоком уровне, удается добиться хороших результатов на данном этапе обучения, так как обучение младших школьников требует иного методологического подхода, чем обучение старших. Главным помощником в данном случае может стать игра.
Исходя из выше сказанного, вытекает актуальность выбранной темы, так как главная задача учителя - преподнести обучающий процесс таким образом, чтобы у учеников возникло желание изучать этот язык, появилось стремление понимать его, и в конечном итоге свободно овладеть им.
Одним из основных мотиваторов к обучению, являются уроки, на которых используются методы, подобранные по возрастному критерию. Одним из таких методов является игра.
Посредством игровых моментов учащиеся с большим интересом относятся к изучению преподносимого педагогом материала, что позволяет на более высоком уровне развивать память, мышление, смекалку, а также интерес к английскому языку как таковому.
В данной дипломной работе, игра рассматривается как средство обучения на уроках английского языка. В настоящее время проблема применения игры на уроках английского языка широко освещается как в отечественной, так и зарубежной методической литературе, и делается акцент на эффективность применения игр в учебном процессе. Поэтому выбранная тема дипломной работы: "Игра как средство обучения английскому языку" является актуальной.
Цель исследования - проанализировать приёмы использования игровых методов как средства активизации учебного процесса на уроках английского языка.
Гипотеза работы: при использовании игровых методов на уроках английского языка, процесс овладения знаний и умений в данной предметной области будет более эффективным.
Для выполнения цели поставлены следующие задачи:
- изучить литературу по проблеме использования игр на уроках английского языка
- проанализировать различные подходы к классификации игровых методов;
- рассмотреть основные компоненты игр;
- разработать систему уроков с использованием игровых приёмов и применить их на практике.
Объектом исследования является - процесс обучения английскому языку.
Предметом исследования - активные игровые приемы в обучении английскому языку.
Теоретическая значимость данной работы состоит в систематизации материала по теме исследования, сравнении и сопоставлении взглядов современных методистов на проблему использования игр в современном процессе обучения английскому языку.
Практическая ценность работы заключается в том, что ее результаты можно использовать на уроках английского языка в начальной школе, на факультативных и дополнительных занятиях по английскому языку.
Теоретическими основами исследования послужили: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, работы следующих авторов: А.К. Бондаренко, Н.Д. Гальскова, Р.Ю., Т.Ю. Иванцова И. Е. Колесникова, К. Ливингстоун, П.И. Пидкасистый, М.Ф. Строни.
Методы исследования имеют комплексный характер. Среди них определим теоретические методы: анализ психолого-дидактической и методической литературы; анализ учебников и учебных пособий по обучению английскому языку, систематизация, обобщение. Для экспериментальной проверки теоретического обоснования был проведен педагогический эксперимент.
Хронологические рамки организации исследования. Исследование игры как средства обучения английскому осуществлялось в три этапа в течение 2015-2016 годов.
На первом этапе (сентябрь 2015 - октябрь 2015) было изучено
состояние исследуемой темы в педагогической, психологической и методической литературе, а также сформулированы объект, предмет, цель и задача исследования.
На втором этапе (ноябрь 2015 - декабрь 2015) определена методика исследования, критерии экспериментальной работы; разработаны дидактические игры для учащихся 4 класса.
На третьем этапе (ноябрь 2015 - март 2016) проведено экспериментальное исследование, проанализированы и обобщены результаты экспериментально-исследовательской работы.
Экспериментальная база исследования. Исследовательско- экспериментальная работа проходила во 4 «а» классе МБОУ школа №143 г. Красноярск.
Теоретическое значение исследования заключается в определении понятия лексика, лексический навык, изучении возрастных особенностей и особенностей мышления младших школьников; теоретическом обосновании сущности игр, их функций и компонентного состава; разработке и экспериментальной апробации технологии подготовки и проведения игр на занятиях по английскому языку во 4 классе.
Практическое значение проведенного исследования заключается в разработке методических рекомендаций для организации и проведения различных типов игр на занятиях по английскому языку.
Вышеназванные цель и задачи исследования определили содержание и структуру дипломной работы, которая будет состоять из введения, 2 глав, выводов к каждой главе, общих выводов, списка использованных источников и приложений.
Введение раскрывается актуальность данной темы и методологический аппарат.
Основная часть состоит из двух глав, в которых даны теоретические основы применения игровых форм обучения, а также практическая значимость при использовании игр на уроках английского языка.
Список использованных источников, насчитывает 61 наименование, а также приложений, где представлена разработка уроков с использованием ролевых игр для 4 класса общеобразовательной школы.
Основным методом исследования выступил метод эксперимента, который состоял из трёх этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. На каждом этапе применялись свои, более частные, методы исследования.
Организация исследования по изучению коммуникативных навыков английской речи у младших школьников осуществлялась на школы г. Красноярска. В исследовании участвовали учащиеся 4-го класса. Общее количество респондентов в этом случае составило 15 человек. На первом этапе исследование предполагало изучение сформированности коммуникативной компетентности. Анализ результатов показал, что у младших школьников существует серьезные пробелы в построении диалогической речи.
Второй этап предполагал разработку и апробацию разработанных уроков, направленных на развитие коммуникативной компетентности с использованием ролевых игр. Третий этап предполагал проведение контрольного (итогового) тестирования учеников для изучения динамики овладения коммуникативными навыками английской речи. Анализ результатов показал, что, у младших школьников наблюдается положительная динамика развития коммуникативных навыков речевого общения. В ходе проведения опытного обучения объектом контроля являлась коммуникативная компетенция учащихся 4-го класса, а именно сформированность коммуникативных навыков применения правильных грамматических конструкций, умении формулировать вопросы и ответы в диалогическом общении, которые являются важной составляющей частью коммуникативной компетенции в целом, что в целом подтверждает гипотезу о том, что при использовании игровых методов на уроках английского языка, процесс овладения знаний и умений в данной предметной области будет более эффективным.
1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) // СПС «Консультант плюс»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Мин-во образования и науки Рос. Федерации. - М. : Просвещение, 2010.- 42 с.
Литература
3. Антипов А.Г. Коммуникативное развитие учащихся средствами дидактической игры и организацией языковой среды в образовательном учреждении: монография / А.Г. Антипов, АВ. Петрушина, Л.И. Скворцова - Кемерово: МОУ ДПО «НМЦ», 2009.¬211 с.
4. Аникеева Н. П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева - М.: Просвещение, 1987. - 144 с.
5. Биболетова М.З. Английский язык 4 класс / М.З. Биболетова, О.А.Денисенко, Н.Н. Трубанева. - М.: Титул, 2012.-144 с.
6. Бондаренко, А.К. Дидактические игры / А.К. Бондаренко. - М.:
Просвещение, 1999. - 237 с.
7. Бьюзен Б., Бьюзен Т. Супермышление. - М.: Попурри, 2008. - 208 с.
8. Выготский Л.С. Психологическое значение игры // Выготский Л.С.Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536с.
9. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. М.: Аркти, 2003.-192 с.
10. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников.
Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев,
П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.-223 с.
11. Деркач А.А. Педагогическая эвристика. Искусство овладения иностранными языками / А.А. Деркач. - М.: 1991. - 227 с.
12. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам / Г.А. Китайгородская. - М.: Высшая школа, 1986. - 302 с.
13. Колесникова И. Е. Игры на уроке английского языка: пособие для учителя. / И. Е. Колесникова - Минск: Народная Асвета, - 2000. -120 с.
14. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку./ А.В. Конышева - СПб.: Четыре четверти, -2006. - 192 с.
15. Копылова. В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка / В. В. Копылова - М.: Дрофа, 2009. - 48 с.
16. Кукушкин В.С. Теория и методика обучения./ В.С. Кукушкин - Ростов-на-Дону, Март, 2005. - 474 с.
17. Кукушкин В.С. Педагогические технологии / В.С. Кукушкин - Ростов-на-Дону, Март, 2002. - 336 с.
18. Кулиш. В.Г. Занимательный английский для детей. Сказки, загадки, увлекательные истории. В.Г. Кулиш - Донецк: Сталкер», 2010.-320 с.
19. Ливингстоун К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. - М.: Высшая школа, 1988. - 24-27 с.
20. Мещерякова В.Н. Я люблю английский: развивающая методика преподавания английского языка.- М.: Чистые пруды, 2006.- 32 с
21. Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети/ Е.И.Негневицкая. - М.: Наука, 1981. - 220с.
22. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 688 с.
23. Пидкасистый П.И., Учебник для студентов педагогических учебных заведений /П.И. Пидкасистый. М.-: Просвещение, 2006 .- 213 с.
24. Подласый И.П. Педагогика начальной школы / И.П.Подласый - М.: Владос, 2000. - 399с.
25. Пучкова. Ю.Я. Игры на уроках английского языка / Ю.Я. Пучкова - М.: Астрель, 2008. - 96 с.
26. Рубинштейн С. Л., Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн С. Л. - СПб: - Питер, 2000. - 712 с.
27. Савионов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения/ Е.С.Савинов. - М.: Просвещение, 2010. - 191с.
28. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие/ Г.К. Селевко. - М.: Просвещение, 1998.-226 с.
29. Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М.Ф. Стронин. - М.: Просвещение, 1984. - 112 с.
30. Шлаков С.А. Игра и дети. - М.: Эксмо-Пресс, 1990. - 267 с.
31.Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - М.:
Просвещение, 1987. - 350 с.
32. Афанасьева Н.В. Особенности Федерального государственного стандарта начального общего образования и учебно-методического комплекса образовательной системы Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова // Инновационные проекты и программы в образовании - 2010. - № 3. - с. 33
33. Бабина Н.Ф. Как развивать познавательную активность учащихся // Методическая копилка для учителей. - 2002. - №3.- с.34-36.
34. Бикеева А.С. Первый урок английского языка для малышей // Иностранные языки в школе -2006.-№1. - с.11-12.
35. Борисов Е. А. Влияние ролевой, коммуникативной игры на обучение английскому языку // Иностранные языки в школе. - 2002. - № 3. - с. 29 - 31.
36. Бурдина М. И. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступенях обучения // Иностранные языки в школе. - 1996. - № 3. - с. 52 - 55.
37. Винникова И. В. Игры на развитие психических процессов // Начальная школа. - 2002. - № 3. - с. 25 - 28
38. Гаврилова О. В. Ролевая игра в обучении иностранных языков // English. - 2008. - № 1. - с. 7-8.
39. Дворник М.В. Игра и игровая ситуация на начальной и средней ступени обучения // Иностранные языки в школе. - 1990. - №6. - с.48-52.
40. Денисова Л.Г. Использование игровых элементов на начальном этапе обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. - 1984. - №4. - С.82.
41. Ефимова Р.Ю. Организационно-обучающие игры на уроках
иностранного языка // Инновационные проекты и программы в образовании - 2011.- № 6 .- с. 61
42.Загребин И.В. Особенности обучения младших школьников
английскому языку на начальном этапе // Начальная школа - 2007. - №10. - с.27-31
43.Зявгарова Л. А. Игровые технологии на начальном этапе обучения // Альманах школы- 2007.- № 139. - с. 70 - 73.
44. Иванцова Т.Ю. Игры на английском языке // Иностранные языки в школе. - 2008. -№ 4 - с.52 - 57.
45. Кларин М. В. Обучение как игра // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - с. 45 - 59
46. Курбатова М.Ю. Игровые приёмы обучения грамматики английского языка на начальном этапе //Иностранные языки в школе. -2006.-№3.- с. 13.
47. Мильруд Р.П. Организация ролевых игр на уроке // Иностранные языки в школе. - 1987.- №3 , с. 8-13.
48. Петрова Л.В. Игровые технологии на уроках английского языка// Английский язык. 2005. - №11, с.5-6
49. Семёнова Т.В., Семёнова М.В. Ролевые игры в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2005. - №1. с. 34-38.
50. Степанова Е. Л. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку // Иностранные языки в школе. - 2004. - №2. - с. 66-68.
51. УМК «Инджой инглиш» в начальной школе при использовании «Визьюэл инглиш» //Английский язык в школе.- 2006.-№1.-С.14-15.
52. Филатов В.М. Методическая типология ролевых игр. // Иностранные языки в школе.- 1988. - №2 .- с. 17-18.
53. Филатов В. М. Ролевые игры на занятиях по иностранному языку в начальных классах школы // Класс, 1995. - №4 - с. 12-15.
54. Фришман И.Н. Коммуникативные, ситуационно - ролевые игры, конкурсы // Воспитательная работа в школе. - 2005. - № 2. - с. 119 - 126.
55. Ханина, Е. Е., Солопова, А. В. Игровая форма обучения // Открытая школа. - 2004. - № 5. - с. 63 - 66.
56. Шарафутдинова Т.М. Обучающие игры на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. - 2005 г. - №8. - с.17-19.
57. Шоева Е.Ю. Занимательный английский для младших школьников // Английский язык. - 2008.- №11, - с.19-20
Ресурс интернета
58. Арефьева Н.Я. Руководство пользователя для создания ментальных
карт в программе mind42.com bubbl.us URL:
http: //arefnelly.blogspot. ru/search?updated-max=2013-04-15T20:34:00-07: 00&max-results=7&start=21 &by-date=false
59. Ментальные карты URL:
http: //samopoznanie. ru/school s/mentalnye karty/
60. Ментальные карты - что это такое и для чего они нужны http://son- online.ru/site/kouching/mind-mapping/
61. URL:http: //www.prometeus .nsc.ru/archives/exhibit2/forlang. ssi