ВЗАИМОСВЯЗЬ МЫШЛЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ МЫШЛЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЕ 5
1.1. Психология мышления и эмоциональных состояний 5
1.2. Особенности мышления и эмоциональных состояний детей дошкольного
возраста 13
1.3. Взаимосвязь мышления и эмоциональных состояний детей дошкольного возраста 29
Выводы по главе 1 36
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 37
2.1. Игровая и творческая деятельность как ведущий фактор развития мышления и эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста 37
2.2. Методы и методики исследования мышления и эмоциональных
состояний детей старшего дошкольного возраста 42
2.3. Динамика уровня развития мышления и эмоциональных состояний детей
старшего дошкольного возраста на фоне игровой и творческой деятельности 46
Выводы по главе 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
1. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ МЫШЛЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЕ 5
1.1. Психология мышления и эмоциональных состояний 5
1.2. Особенности мышления и эмоциональных состояний детей дошкольного
возраста 13
1.3. Взаимосвязь мышления и эмоциональных состояний детей дошкольного возраста 29
Выводы по главе 1 36
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 37
2.1. Игровая и творческая деятельность как ведущий фактор развития мышления и эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста 37
2.2. Методы и методики исследования мышления и эмоциональных
состояний детей старшего дошкольного возраста 42
2.3. Динамика уровня развития мышления и эмоциональных состояний детей
старшего дошкольного возраста на фоне игровой и творческой деятельности 46
Выводы по главе 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
В настоящее время проблема взаимосвязи мышления и эмоциональных состояний чрезвычайно актуальна, так как в последние годы возросло количество неблагополучных семей, ведущих асоциальный образ жизни, в состоянии опьянения проявляющих агрессию к своим детям. Это повышает тревожность и агрессивность детей. Другим фактором, вызывающим агрессию, являются компьютерные игры, разная негативная информация из интернета. Мышление является одним из основных механизмов регуляции эмоциональных состояний. По мере уменьшения эгоцентризма мышления ребёнка, развивается самоконтроль над поведением и эмоциями, формируется рефлексия, ребёнок учится сдерживать негативные эмоции. С другой стороны, эмоции человека являются регулятором процесса мышления. Эмоция удивления или недоумения, возникающая в начале мыслительной деятельности является познавательным мотивом, запускающим мыслительную деятельность, активизирует все мыслительные операции для решения проблемы. В процессе мыслительной деятельности, по мере получения ответов на поставленные вопросы, человек испытывает радость, удовлетворение, повышается мотивация к мыслительной деятельности. Но если человек не нашел решения поставленной задачи, испытывает разочарование, снижается мотивация к мыслительной деятельности, мышление становится пассивным, не развивается. Человек не уверен в себе, повышается тревожность, снижается самооценка. В старшем дошкольном возрасте наглядно-образное мышление является ведущим. Эмоции при первичном восприятии объектов активизирует эмоциональную память ребёнка, он лучше запоминает образ предмета. В сознании ребёнка накапливается большое количество представлений о предметах окружающего мира, формируется образное мышление...
В результате психолого-педагогического исследования взаимосвязи мышления и эмоциональных состояний было выявлено, что у детей с низким уровнем развития абстрактно-логического мышления в эмоциональной сфере преобладают негативные чувства, такие как вина, грусть, злость обида. Это связано с тем , что дети, осознавая свою неуспешность, испытывают чувство вины и стыда за промахи, снижается их самооценка. Они чувствуют себя некомфортно в группе сверстников, испытывают насмешки и игнорирование.
Трое детей, у которых диагностирован низкий уровень абстрактно - логического мышления, продемонстрировали неадекватный цветовой выбор. Негативные чувства они обозначили теплыми цветами (красным), а позитивные чувства такие, как радость удовольствие обозначили холодными цветами (синим, фиолетовым), либо нейтральными (коричневым). Явно бросается в глаза тот факт, что дети с низким уровнем абстрактно - логического мышления в области головы расположили такие негативные чувства, как вина и грусть, раскрасив их красным цветом. Это говорит о том, что данные дети постоянно испытывают чувства вины и грусти из-за промахов и неуспешности в своей творческой деятельности. При этом данные дети позитивные чувства, радость удовольствие расположили в нижней части тела, раскрасив их холодными цветами: синим, фиолетовым, либо нейтральным коричневым цветом. Это свидетельствует о том, что положительные эмоции данные дети испытывают редко, в их эмоциональной сфере преобладают негативные чувства вина и грусть. В области верхних конечностей данные дети расположили чувства обиды и злости, что косвенно свидетельствует о проблемах в коммуникативной сфере. Вероятнее всего, из - за неуспешности отношения со сверстниками складываются не очень хорошо, что еще больше усугубляют их чувство вины и грусти. Один ребенок для окраски чувства злости использовал черный цвет, что свидетельствует о достаточно существенной роли данного негативного чувства в его эмоциональной сфере.
У детей с высоким и средним уровнем абстрактно-логического мышления наблюдается адекватный цветовой выбор, позитивные чувства окрашены теплыми цветами, а негативные чувства окрашены в холодные цвета. Черный цвет ни у кого не встречается. Следует отметить, что у многих детей с высоким и средним уровнем развития мышления в области головы помещен интерес, окрашен в теплые тона, это свидетельствует о том, что интерес является одним из ведущих чувств, что вызывает познавательную активность, стимулирует мышление, способствует его развитию. У детей с высоким и среднем уровнем развития мышления в области таза в зоне творчества находится чувство удовольствия или интереса, окрашенное в теплые тона, что свидетельствует о высокой творческой активности, активной работе воображения, что также стимулирует мыслительные процессы, способствует развитию мышления...
Трое детей, у которых диагностирован низкий уровень абстрактно - логического мышления, продемонстрировали неадекватный цветовой выбор. Негативные чувства они обозначили теплыми цветами (красным), а позитивные чувства такие, как радость удовольствие обозначили холодными цветами (синим, фиолетовым), либо нейтральными (коричневым). Явно бросается в глаза тот факт, что дети с низким уровнем абстрактно - логического мышления в области головы расположили такие негативные чувства, как вина и грусть, раскрасив их красным цветом. Это говорит о том, что данные дети постоянно испытывают чувства вины и грусти из-за промахов и неуспешности в своей творческой деятельности. При этом данные дети позитивные чувства, радость удовольствие расположили в нижней части тела, раскрасив их холодными цветами: синим, фиолетовым, либо нейтральным коричневым цветом. Это свидетельствует о том, что положительные эмоции данные дети испытывают редко, в их эмоциональной сфере преобладают негативные чувства вина и грусть. В области верхних конечностей данные дети расположили чувства обиды и злости, что косвенно свидетельствует о проблемах в коммуникативной сфере. Вероятнее всего, из - за неуспешности отношения со сверстниками складываются не очень хорошо, что еще больше усугубляют их чувство вины и грусти. Один ребенок для окраски чувства злости использовал черный цвет, что свидетельствует о достаточно существенной роли данного негативного чувства в его эмоциональной сфере.
У детей с высоким и средним уровнем абстрактно-логического мышления наблюдается адекватный цветовой выбор, позитивные чувства окрашены теплыми цветами, а негативные чувства окрашены в холодные цвета. Черный цвет ни у кого не встречается. Следует отметить, что у многих детей с высоким и средним уровнем развития мышления в области головы помещен интерес, окрашен в теплые тона, это свидетельствует о том, что интерес является одним из ведущих чувств, что вызывает познавательную активность, стимулирует мышление, способствует его развитию. У детей с высоким и среднем уровнем развития мышления в области таза в зоне творчества находится чувство удовольствия или интереса, окрашенное в теплые тона, что свидетельствует о высокой творческой активности, активной работе воображения, что также стимулирует мыслительные процессы, способствует развитию мышления...
Подобные работы
- ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста в процессе иллюстрирования сказок
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2020 - СЮЖЕТНО - РОЛЕВАЯ ИГРА В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 850 р. Год сдачи: 2018





