Введение 3
Глава 1 5
§1.1 Экологическое воспитание учащихся основной школы 5
§1.2 Значение физики в экологическом воспитании учащихся основной школы 10
Глава 2 17
§2.1 Экологический материал, который может быть использован в курсе физики
основной школы 17
§2.2. Конспект урока с использованием экологического материала 24
Заключение 36
Список использованных источников 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 41
В современном мире, в мире процветания научно-технического прогресса естественнонаучную картину мира невозможно представить без отражения экологических проблем. В настоящее время очень остро стоит вопрос о решении экологических проблем, ведь за блага человечества, за процветание научных, производственных и технических средств, приходится платить окружающему нас миру и человеку в том числе. Поэтому вторжение человека в природу должно регулироваться, иначе человечество окажется перед лицом экологического разорения, что приведет к гибели всего живого на Земле.
Для кардинального улучшения экологической обстановки необходимо решение ряда научно-технических, социально-политических, экономических, архитектурных, организационных проблем, среди которых важное место занимают педагогические, воспитательные, поскольку подрастающее поколение еще со школьной скамьи должно быть подготовлено к научно обоснованному и бережному отношению к окружающей природной среде [27].
Объект исследования: Экологическое воспитание учащихся основной школы.
Предмет исследования: Экологическое воспитание учащихся на занятиях по физике в основной школе.
Цель исследования: Раскрыть содержание экологических знаний,
приобретаемых учащимися при изучении курса физики в основной школе.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «экологическое воспитание» в процессе обучения физики.
2. Определить роль экологического воспитания учащихся в курсе физики в основной школе.
3. Разработать, провести и проанализировать опрос учащихся 9-х классов на знание экологического материала.
4. Разработать методические материалы для основной школы с использованием экологических знаний.
Методы исследования:
1. теоретический анализ научной и методической литературы по теме ВКР;
2. констатирующий эксперимент, включающий проведение анонимного опроса учащихся, анализ и обобщение полученных данных;
3. обучающий эксперимент, включающий проведение урока по физике в 9 классе с использованием экологического материала при изучении темы «Принципы радиосвязи и телевидения».
В настоящее время решение проблем по улучшению экологической обстановки становится приоритетной задачей для всего человечества. Добиться этого возможно только с помощью экологически грамотного населения.
Почему эта приоритетная задача легла на «плечи» учителей физики? Потому что именно физика отражает наиболее общие и фундаментальные процессы, законы и явление природы.
Поэтому, на сегодняшний день перед учителями при изучении курса физики в основной школе, становятся следующие задачи:
• формирование у школьников точного представления о взаимосвязи человека и природы;
• формирование представления о роли физики в экологической обстановке на Земле;
• формирование представления об основных причинах загрязнения окружающей среды;
• формирование представления о влиянии этих загрязнений на окружающую среду и живые организмы,
• формирование представления о мерах охраны живой природы от воздействия вредных физических факторов.
Ведь как показал опыт, ученики очень плохо знают последствия научных изобретений, использования технических устройств и др., которыми они пользуются каждый день.
Возможно, именно подрастающее поколение способно предотвратить экологическую катастрофу в мире.
Результаты работы заключаются в следующем:
1. Раскрыто понятие «экологическое воспитание» в процессе обучения физики;
2. Определена роль экологического воспитания учащихся в курсе физики в основной школе;
3. Раскрыто содержание экологических знаний, связанных с физическим материалом, приобретаемых учащимися при изучении курса физики в основной школе;
4. Разработан, проведен и проанализирован опрос учащихся 9-х классов на знание экологического материала;
5. Разработан конспект урока с использованием экологического материала.