Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы эмоционального развития детей раннего возраста «группы риска» средствами арт-терапии 9
1.1. Понятия эмоции и эмоциональное развитие как психологопедагогическая категория в отечественной и зарубежной литературе.. 9
1.2. Развитие эмоциональной сферы в онтогенезе 28
1.3. Развитие детей «группы риска» в раннем детском возрасте и
специфика их эмоционального развития 39
1.4. Коррекционно-развивающий потенциал средств арт-терапии в
работе с детьми раннего возраста 44
Выводы по первой главе 51
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей эмоционального развития детей раннего возраста «группы риска» 53
2.1. Организация, методы и методики исследования 53
2.2. Анализ результатов исследования 58
Выводы по второй главе 75
Глава 3. Программа эмоционального развития детей раннего возраста «группы риска» средствами арт-терапии 77
3.1. Теоретико-методологическое обоснование программы
эмоционального развития детей раннего возраста «группы риска» средствами арт-терапии 77
3.2. Методические рекомендации для педагогов по развитию
эмоциональной сферы детей раннего возраста «группы риска» 83
Выводы по третьей главе 90
Заключение 91
Список использованной литературы 95
Приложения 101
Актуальность исследования. Ранний детский возраст - один из важнейших периодов онтогенеза. Его значимость обусловлена целым рядом обстоятельств. В первую очередь, в раннем детстве ребёнок обретает относительную самостоятельность, так как сформировавшийся к концу первого года жизни навык хождения обеспечивает ребёнку свободу передвижения и, соответственно, возможность познавать окружающий мир в гораздо более широких границах, нежели раньше.
Кроме того, в раннем детстве происходит интенсивное развитие эмоциональной сферы. Любое действие ребёнка, всякое новое открытие не просто находят эмоциональный отклик, но и оказывают влияние на дальнейшее развитие личности. Взаимосвязь между неблагоприятным состоянием эмоциональной сферы в раннем детстве и возникновением аномалий формирования личности показана в трудах многих зарубежных (А. Адлер, Р. Бернс, К. Роджерс, З. Фрейд, А. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон, К.Г. Юнг и др.) и отечественных (В.А. Аверин, В.М. Бехтерев, А.Я.Варга, Л.С. Выготский, И.В. Добряков, Э.Г. Эйдемиллер и др.) учёных.
Последнее, в свою очередь, тесно взаимосвязано с ещё одной особенностью раннего детства - интенсивным освоением ребёнком социального пространства взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Естественная потребность в общении усиливается, ребёнок сам стремится к межличностному взаимодействию, начинает проявлять социальнокоммуникативную активность.
К моменту поступления в детский сад ребёнок, развитие которого происходит в соответствии с основными возрастными закономерностями, контактен, проявляет интерес к объектам окружающего мира и людям, легко вовлекается в совместную деятельность, эмоционально стабилен.
Однако существует множество факторов, затрудняющих нормативное развитие детей в раннем детстве. К их числу относятся медикобиологические факторы, продуцирующие отклонения в соматическом и психическом здоровье детей, социальные факторы, обусловливающие неблагополучие в социальном аспекте жизнедеятельности ребёнка, психологические факторы, вызывающие нарушения психологической стабильности и благополучия.
Влияние хотя бы одной из разновидностей вышеперечисленных факторов позволяет отнести ребёнка к «группе риска». В трудах Е.И. Казаковой, В.Е. Летуновой и других исследователей показано, что существует множество разновидностей «групп риска», но все без исключения содержат в себе признаки нарушений в эмоциональном развитии ребёнка. Речь, в частности, идёт о «группе риска», которую составляют дети из социально неблагополучных, в том числе - неполных, семей, для которых характерны искаженная модель детско-родительских отношений и явление эмоциональной депривации.
По мнению учёных (Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, О.Д. Коптева и др.), объективная сложность проблемы эмоционального развития детей «группы риска» заключается, главным образом, в том, что, во-первых, нарушения в эмоциональном развитии зачастую диагностируются несвоевременно, а, во- вторых, взрослые из ближайшего окружения ребёнка не обладают практической подготовкой в направлении коррекционно-развивающего воздействия на эмоциональную сферу ребёнка «группы риска». В данном случае мы говорим, в первую очередь, о педагогах дошкольных образовательных учреждений, которые по роду деятельности регулярно сталкиваются с проблемами эмоциональных нарушений у детей в ясельных группах.
Таким образом, можно констатировать, что проблема исследования заключается в наличие противоречия между объективной необходимостью в осуществлении деятельности по развитию эмоциональной сферы детей раннего возраста «группы риска» в условиях дошкольной образовательной организации и недостаточной разработанностью методического инструментария для педагогов, осуществляющих воспитательную и развивающую деятельность.
Наличие такого противоречия обусловило актуальность темы настоящего исследования и его проблематику, концентрирующуюся вокруг вопросов методики использования арт-терапии в качестве средства развития эмоциональной сферы детей «группы риска» раннего возраста.
Целью исследования является изучение особенностей эмоционального развития детей раннего возраста «группы риска» и теоретико-методологическое обоснование, разработка методических рекомендаций по реализации программы эмоционального развития детей данной категории средствами арт-терапии.
Объект исследования: особенности эмоционального развития детей раннего возраста «группы риска».
...
Анализ специальной литературы по теме исследования свидетельствует о том, что в зарубежной и отечественной психологии было разработано множество разнообразных теорий эмоций.
На сегодняшний день эмоции принято рассматривать как особый психологический феномен, суть которого состоит в отображении субъективных переживаний человеком воспринимаемых им объективных объектов и явлений окружающей действительности.
Эмоции - категория динамическая, в связи с чем существует понятие эмоционального развития, осуществляющегося последовательно и планомерно, в соответствии с поэтапным течением онтогенеза.
Развитие эмоциональной сферы происходит от рождения до юношеского возраста включительно, процесс этот разделяется на ряд этапов, и, по мере своего развития, эмоциональная сфера становится всё более сложной и совершенной.
Критическим периодом развития эмоций является период раннего детства. Эмоции в этом возрасте обусловлены, главным образом, биологическими потребностями, и выражаются они соматовегетативными проявлениями. Эмоциональное развитие в раннем детском возрасте характеризуется так же появлением пока ещё нестойких представлений о действительности, формированием отношения к близким. В этом возрасте появляются социальные формы гнева - ревность и зависть.
В условиях эмоциональной депривации эмоциональная сфера ребёнка перестаёт развиваться. Эмоциональная депривация, в свою очередь, является одной из характерных черт «групп риска» развития ребёнка в раннем детстве.
Существует множество разнообразных факторов риска (медикобиологических, генетических, социальных, педагогических и т.д.), однако, независимо от того, какой из них создаёт угрозу благополучному течению онтогенеза, процесс развития эмоциональной сферы ребёнка оказывается нарушенным.
Несмотря на то, что раннее детство является сензитивным периодом для развития эмоциональной сферы ребёнка, в тех случаях, когда необходима коррекционная работа по устранению нарушений в этой сфере, возникает проблема выбора средств коррекционного воздействия. Теоретический анализ показал, что одним из самых потенциально действенных средств коррекции эмоциональной сферы детей раннего возраста «группы риска» является арт-терапия.
Эмпирическое исследование было направлено на изучение особенностей эмоционального развития детей раннего возраста «группы риска». Гипотезой исследования послужило предположение о том, что детям раннего возраста из неполных семей свойственны такие нарушения эмоциональной сферы, как неконтактность и склонность к дезадаптивному поведению. Мы так же предполагаем, что дети из неполных семей с уровнем дохода выше прожиточного минимума, чьи матери большую часть времени заняты работой, более склонны к проявлению признаков депрессивных состояний, нежели дети из неполных семей с уровнем дохода ниже прожиточного минимума, чьи матери больше времени проводят с детьми.
Выборку составили дети, посещающие детский сад, из неполных семей. Совокупная выборка была разделена на две группы. В первую группу вошли дети из неполных семей с уровнем дохода ниже прожиточного минимума на каждого члена семьи. Вторая группа состояла из детей, воспитывающихся в неполных семьях, где уровень дохода выше прожиточного минимума на каждого члена семьи.
...
1. Авдулова Т.П. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Т.Д. Марцинковская, Т.П. Авдулова. - М.: ИЦ Академия, 2011.
2. Аксёнова Ю.Ю. Обзор современных технологий коррекции проявлений агрессивного поведения детей дошкольного возраста // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2017. № 1 (39). С. 110-120.
3. Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. - М.: Скрипторий, 2002.
4. Анохин П. К. Эмоции // Большая медицинская энциклопедия. Т. 35. - М., 1964.
5. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.
6. Арт-терапия для детей и подростков / А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская. - Изд. 2-е, стер. - М.: Когито-Центр, 2010.
7. Баенская Е.Р. Закономерности раннего эмоционального развития в норме // Альманах Института коррекционной педагогики. - 2014. - №19.
8. Баенская Е.Р. Признаки эмоциональных нарушений в раннем возрасте // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2007. - № 4.-С. 64-70.
9. Баенская Е.Р. Ранние этапы аффективного развития в норме и патологии: учебное пособие. М., 2001.
10. Барсукова Т. Социально-педагогическое сопровождение детей «группы риска» и их семей // Социальная педагогика. 2003. № 1. С.70-72.
11. Батюта М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2013.
12. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. - М., 2005.
13. Белозорова Л.А. АРТ-терапия как средство психокоррекции нарушений эмоциональных состояний детей-дошкольников: дисс. ... канд. психол. наук /
Л.А. Белозорова. - Воронеж, 2011.
14. Бреслав Г.М. История научной психологии: Уч. / Г.М. Бреслав. - М.: Инфра-М, 2019.
15. Вальдес Одриосола М.С. Интуиция, творчество и арт-терапия / М.С. Вальдес Одриосола. - М.: ИОИ, 2012.
... всего 67 источников