Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогическое сопровождение сенсорного развития детей раннего возраста

Работа №81316

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2018
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
194
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы педагогического сопровождения сенсорного развития детей раннего возраста 7
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
педагогического сопровождения сенсорного развития детей раннего возраста 7
1.2. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста 18
1.3. Педагогические условия сопровождения сенсорного развития детей
раннего возраста 23
Выводы по первой главе 36
Глава 2. Экспериментальная работа по проблеме педагогического сопровождения сенсорного развития детей раннего возраста 38
2.1. Организация экспериментальной работы по проблеме педагогического
сопровождения сенсорного развития детей раннего возраста 38
2.2. Реализация педагогических условий сопровождения сенсорного развития
детей раннего возраста 42
2.3. Анализ результатов исследования по проблеме педагогического
сопровождения сенсорного развития детей раннего возраста 48
Выводы по второй главе 52
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложение


В настоящее время происходят большие изменения в экономической и политической жизни. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка. Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное развитие. В ФГОС ДО выделены направления развития детей раннего и дошкольного возраста. В познавательном развитии предполагается формирование первичных представлений об объектах окружающего мира: форме, цвете, размере, материале, пространстве и времени, их свойствах и отношениях. Решение данной задачи педагогами ДОО осуществляется в рамках сенсорного развития детей.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Начало сенсорных способностей лежит в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Первые три года жизни ребенка являются периодом наиболее усиленного физического и психического развития детей. В данный возрастной период при соответствующих условиях у малыша развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт малыша с помощью осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Своевременное сенсорное развитие на данном возрастном этапе - главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.
Интересно мнение выдающихся зарубежных ученых в области дошкольной педагогики таких, как Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известных представителей отечественной педагогики и психологии Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной. Они справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Признано приоритетное значение сенсорного развития на этапе первых трёх лет жизни. В последнее время методисты все больше направляют свое внимание именно на зарубежных авторов.
Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы «Педагогическое сопровождение сенсорного развития детей раннего возраста».
Целью нашего исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка условий педагогического сопровождения сенсорного развития детей раннего возраста.
Объект исследования - процесс педагогического сопровождения сенсорного развития детей раннего возраста.
Предмет исследования - педагогические условия сопровождения сенсорного развития детей раннего возраста.
Согласно гипотезе исследования, педагогическое сопровождение сенсорного развития детей раннего возраста будет проходить успешно, если:
- использовать в работе по сенсорному развитию детей раннего возраста дидактических игр;
- организовывать взаимодействие ДОО и семьи в процессе сенсорного развития детей раннего возраста;
- повышать компетентность педагогов ДОО по вопросам сенсорного развития детей раннего возраста.
В соответствии с выдвинутой гипотезой определена необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме педагогического сопровождения сенсорного развития детей раннего возраста.
2. Изучить особенности сенсорного развития детей раннего возраста.
3. Рассмотреть условия педагогического сопровождения сенсорного развития детей раннего возраста.
4. Подобрать инструментарий для проведения диагностики сенсорного развития детей раннего возраста.
5. Реализовать педагогические условия сопровождения сенсорного развития детей раннего возраста.
6. Сформировать выводы по проведенному исследованию.
Для достижения цели и решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования:
- теоретические методы: анализ психолого-педагогической,
социокультурной и методической литературы по проблемы исследования, классификация, сравнение, обобщение, систематизация;
- эмпирические методы: анализ продуктов педагогической деятельности, наблюдение, педагогический эксперимент, беседа;
Исследование проводилось в три этапа:
I этап: констатирующий (март - апрель 2017 г.). Изучалась и
анализировалась психолого-педагогическая литература по исследуемой проблеме. Были определены цель, рабочая гипотеза исследования и намечены ее задачи. Также был проведен диагностический срез уровня сенсорного развития у детей раннего возраста.
II этап: формирующий (ноябрь - декабрь 2017 г.). Обоснование
критериев проверяемой гипотезы, уточнение этапов и проведение формирующего эксперимента, во время которого были реализованы условия педагогического сопровождения сенсорного развития детей раннего возраста в экспериментальной группе.
III этап: контрольный (апрель - май 2018 г.). Проводился контрольный срез уровня сенсорного развития детей раннего возраста, проведена систематизация, обобщение и оформление полученных результатов, подведены итоги.
База исследования: МБДОУ «Детский сад № 343» г. Челябинска. В исследовании принимали участие 20 детей раннего возраста контрольной и экспериментальной групп (по 10 детей в каждой группе) и 4 педагога контрольной и экспериментальной групп (по 2 педагога в каждой группе).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Список использованной литературы включает 45 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретическое и экспериментальное изучение проблемы педагогического сопровождения сенсорного развития детей раннего возраста позволило нам заключить следующее:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме педагогического сопровождения сенсорного развития детей раннего возраста показал, что исследованиям в области сенсорного развития детей раннего возраста уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые. Наиболее значимыми в этом направлении являются работы отечественных авторов А.П. Усовой, А.В. Запорожца, А.Г. Рузской, Н.А. Ветлугиной, Л.А. Венгера, В.П. Зинченко, Э.Г. Пилюгиной, Е.И. Тихеевой и др, а также зарубежных педагогов: Я.А. Коменского, Ф. Фребеля, М. Монтессори. Под понятием педагогическое сопровождение сенсорного развития детей раннего возраста следует понимать систему профессиональной деятельности педагога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного развития ощущений и восприятий ребенка в ситуациях дошкольного взаимодействия.
2. Ранний возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. Следует отметить следующие особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста: зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим, осваиваются сенсорные эталоны, возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия, с установлением взаимосвязей с речью и мышлением восприятие интеллектуализируется.
3. На основе анализа литературы мы определили и апробировали следующие педагогические условия организации сопровождения детей раннего возраста и в соответствии с ними разработали план работы, в который включили следующие разделы: перспективный план по использованию в работе по сенсорному развитию дидактических игр, перспективный план по взаимодействию ДОО и семьи в процессе сенсорного развития детей раннего возраста, план работы по повышению компетентности педагогов ДОО по вопросам сенсорного развития детей раннего возраста.
4. Подводя итог экспериментального исследования педагогического сопровождения сенсорного развития детей раннего возраста, мы выяснили что после проведенного нами формирующего этапа эксперимента наблюдается положительная динамика роста уровня сенсорного развития у детей экспериментальной группы.
Таким образом, в нашем исследовании цель достигнута, задачи решены, гипотез подтверждена.



1. Аксарина, Н.М Воспитание детей раннего возраста: учебное пособие / Н. М. Аксарина - М: Просвещение, 2014. - 264 с.
2. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение
школьников: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений /
Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. - М.: Академия, 2013. - 208 с.
3. Афанасьева, Т.И. Учить по Монтессори (из опыта работы) / Т.И. Афанасьева. - М.: МЦМ, 2013. - 48 с.
4. Бабаева, Т.И. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, 3.А. Михайлова и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2014. - 528 с.
5. Басырова, Е.С. Развитие сенсорных навыков детей раннего возраста в жизненной среде / Е. С. Басырова // Журнал Психология, социология и педагогика / Е. С. Басырова - 2016. - №2. - С. 35-42.
6. Белкина, В.Л. Психология раннего и дошкольного детства / В.Л. Белкина. - М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005. - 199 с.
7. Богусловская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. сада / З.М. Богусловская, Е.О. Смирнова. - М.: Просвещение, 2014. - 207 с.
8. Борисенко, М.Г. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики) / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина - СПб.: Паритет, 2013. - 98 с.
9. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 2014. - 256 с.
10. Веракса, Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 324 с.
11. Гризик, Т.И. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. Сада / Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва, С.Г. Якобсон. - М.: Просвещение, 2013. - 111 с.
12. Евтушенко, И.Н. Педагогика раннего детства: учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей / И. Н. Евтушенко. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013. - 304 с.
13. Запорожец, А.В. Сенсорное воспитание дошкольников / А.В. Запорожец, А.П. Усова. - М.: Академия педагогических наук, 2013. - 198 с.
14. Зиновьева, Л.С. Предметно-развивающая образовательная среда как приоритетное направление деятельности детского сада по системе Монтессори / Л.С. Зиновьева // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014. - С. 156-158.
15. Иваненко, М.А. Педагогическое сопровождение социально-личностного развития ребенка в период детства: автореф. дис. ... канд. пед. наук / М. А. Иваненко. - Екатеринбург, 2015. - 22 с.
16. Каралашвили, Е.А. Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада / Е.А. Каралашвили, О.В. Антоненкова, Н.Е. Малахова // Справочник старшего воспитателя. - 2015. - №5. - С.13-19.
17. Кобель, Г.Н. Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста / Г.Н. Кобель // Молодой ученый. - 2016. - № 6. - С. 779-783.
18. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова,
Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2015. - 416 с.
19. Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П. Кочетова, Г.Г. Григорьева, Г.В. Груба. - М.: Просвещение, 2013. 95 с.
20. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ «Сфера» при участии «Юрайт-М», 2013. - 464 с.
21. Лихачева, Е.Н. Психолого-педагогическое сопровождение педагогического процесса современного детского сада // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5. - С. 56-59.
22. Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология /
Т.Д. Марцинковская. - М.: Просвещение, 2013. - 253 с.
23. Маханева, М.Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. / М.Д. Маханева, С.В. Рещикова. - М.: Издательство: ТЦ Сфера, 2015. - 96 с.
24. Монгуш, О.О. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). - М.: Буки-Веди, 2015. - 59¬62 с.
25. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М., 2016. - 456 с.
26. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. - М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2013. - кн. 2. - 239 с.
27. Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования. [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва - Режим доступа:
ййр://минобрнауки.рф
28. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. - М.: Тривола, 2013. - 203 с.
29. Огородник, С.И. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста / С.И. Огородник, О.П. Панова // Молодой ученый. - 2017. — №37. - С. 119-122.
30. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. - М.: Просвещение, 2013. - 144 с.
31. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию: пособие для воспитателя детского сада / Пилюгина Э.Г. - М.: Просвещение, 2013. - 96 с.
32. Поддьяков, Н.Н. Сенсорное воспитание ребёнка в процессе конструктивной деятельности / Н.Н. Поддьяков. - М. Просвещение, 2014. - 456 с.
33. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» датирован 1 октября 2013 года.
34. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М., СПб.: Питер, 2015. - 712 с.
35. Рыбина, Н.П. Методическая работа с воспитателями детского сада / Н.П. Рыбина // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2013 г.). - Уфа: Лето, 2013. 174 с.
36. Свинарева, О.В. Интерпретация понятия «педагогическое сопровождение» в современной науке / О.В. Свинарева // Инновации в науке: сб. ст. по матер. XL междунар. науч.-практ. конф. № 12(37). - Новосибирск: СибАК, 2014.
37. Смирнова, Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. - Спб.: Питер, 2013. - 289 с.
38. Сорокова, М.Г. Жизненная практика и сенсорное воспитание по методу Монтессори / М.Г. Сорокова. - М., - 2014. - 316 с.
39. Стребелева, Е.А. Методические рекомендации к психо лого - педагогическому изучению детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития / Е.А. Стребелева // Альманах ИКП РАО. - 2014. - № 5. - С. 123¬128.
40. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Г.А. Урунтаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 336 с.
41. Усова, А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника / А.П. Усова. - М.: Просвещение, 2015. - 278 с.
42. Фоменко, Т.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры / Т.А. Фоменко // Актуальные задачи педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. - С. 53-55.
43. Хилтунен, Е.А. Авторская программа воспитания и обучения в российском Монтессори-детском саду и начальной школе / Е.А. Хилтунен. - М., 2014. - 256 с.
44. Эльконин, Д.Б. детская психология: учеб. пособие для студ.
высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. - М.: Издательский центр
«Академия», 2015. - 384 с.
45. Янушко, Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1- Згода) / Е.А. Янушко. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 72 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ