ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты формирования универсальных учебных действий у младших школьников в инклюзивной образовательной среде 7
1.1 Сущность понятия «универсальные учебные действия» 7
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования личностных
универсальных действий у младших школьников 13
1.3. Теоретическое обоснование коррекционно-развивающей программы
как психолого-педагогического средства формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников в условиях инклюзивного образования 22
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию личностных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях инклюзивного образования 33
2.1 Организация и методики исследования 33
2.2 Анализ и интерпретация результатов констатирующего и формирующего
этапов опытно-экспериментальной работы 39
2.3. Анализ и интерпретация результатов завершающего этапа опытно-экспериментальной работы 65
Выводы по второй главе 82
Заключение 84
Список использованной литературы 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 95
Актуальность проводимого исследования. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс массовой школы является общемировой тенденцией. В настоящее время национальная образовательная политика в нашей стране нацелена на создание оптимальных условий для включения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные учреждения, развитие инклюзивного образования. Это нашло отражение в федеральной целевой программе «Доступная среда» (2011-2015 гг.); в федеральном
государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ), которые ориентируют систему образования на обеспечение успешной социализации детей с ОВЗ.
Зарождение идей инклюзивного образования в России просматривается в Концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями), разработанной в Институте коррекционной педагогики РАО. Российскими учеными Института проблем интегративного (инклюзивного) образования при Московском городском психолого¬педагогическом университете ведутся прикладные научные исследования в области инклюзивной образовательной практики. Реализация нового подхода к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в нашей стране осторожно.
Психологами и педагогами доказано, что отношения и взаимодействие здоровых детей со сверстниками с ограниченными возможностями здоровья являются важнейшим фактором, обеспечивающим успешность инклюзивного образования (C.B. Алехина, Ю.М. Забродин, Э.И. Леонгард, Д.М. Маллаев и др).
Таким образом, анализ сложившейся ситуации позволил выделить следующее противоречие между потребностью общества и государства в личности способной к самоопределению, смыслообразованию и недостаточной разработанностью психолого-педагогических средств формирования личностных универсальных учебных действий (УУД) у детей младшего школьного возраста в условиях инклюзивного образования.
Выделенное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы психолого-педагогические средства формирования личностных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста в условиях инклюзивного образования?
Проблема исследования и актуальность ее решения обусловили выбор темы исследования: «Формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях инклюзивного образования».
Объект исследования - формирование личностных УУД у младших школьников.
Предмет исследования - коррекционно-развивающая программа как психолого-педагогическое средство формирования личностных УУД первоклассников в условиях инклюзивного образования.
Цель исследования - теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить результативность коррекционно-развивающей программы как психолого-педагогического средства
формирования личностных УУД младших школьников в условиях инклюзивного образования...
Изучение формирования универсальных учебных действий (УУД) у младших школьников в инклюзивной образовательной среде осуществлялось в несколько этапов: теоретический, практический, аналитический.
На теоретическом этапе было выявлено, что вопросами формирования УУД на младшей ступени обучения в школе занимались Абдулова К.М., Айдаева М. Н. , Асмолов А. Г. , Безрукова Е.И., Бобровникова С. В., Брызгалова С.О., Зак Г.Г. , Дубровина Л.А., Забавнова М.В., Добрынина А.О. , Дунилова Р. А., Бобрикова Л. Г. Зайцева Е. С., Шлай Е. В., Нахай Д. Ю. и мн. другие. Ученые Айдаева М.Н. и Астолов А.Г. определяют УУД как ключевую компетенцию, которая обеспечивает «умение учиться». В отличие от общеучебных умений, универсальные учебные действия носят надпредметный и метапредметный характер, что позволяет школьнику ориентироваться не только в учебной, но и в исследовательской, например, деятельности.
На теоретическом этапе также выяснялись особенности формирования УУД в инклюзивной образовательной среде, которая регламентирована требованиями и рекомендациями ФГОС НОО с ОВЗ. В данном стандарте подробно описано, какими умениями должен обладать школьник младшей ступени. Кроме того, исследование УУД у младших школьников опосредовано психолого-педагогическими особенностями обучения детей с нормой и с отклонениями в развитии. В таком случае определяющими условиями становления УУД становятся профессиональное мастерство педагога, учет и своевременная диагностика сформированности действий, знание особенностей психологии детей с нормой и с ограничениями.
Помимо контроля за формированием личностных УУД на теоретическом этапе исследовательской работы изучаются основы
разработки коррекционно-развивающих программ. Это позволяет
сформировать дальнейшие пути коррекции тех или иных отклонений у детей с нормой и с ограничениями в развитии. Более того, наличие отклонений в развитии не является препятствием для обучения в общеобразовательной среде. Современная парадигма образования требует от любого образовательного учреждения применения инклюзивного подхода, и общеобразовательное учреждение не является исключением.
Основные принципы школьного инклюзивного образования заключаются в создании особых образовательных программ, существующих на основе базового принципа инклюзии и готовящих к полноценному обучению и воспитанию школьника. Методология программы специально разрабатывается для поддержки в обучении детей с различными
способностями, что улучшает качество обучения и результаты
сформированности личностных УУД у всех школьников. Дети с теми или иными образовательными потребностями участвуют во всех мероприятиях без ограничений. Индивидуальное обучение детей с ЗПР поддерживается совместной работой учителей, родителей и всеми теми, кто может оказать такую поддержку.
Таким образом, на теоретическом этапе был проведен анализ понятия «универсальные учебные действия», «личностные УУД» и их специфические характеристики для формирования на младшем этапе школьного обучения, охарактеризованы психолого-педагогические основы развития личностных УУД посредством инклюзивной образовательной среды для детей с нормой и с особыми образовательными потребностями...
1. Абдулова К.М. Формирование мотивационной сферы младших школьников как составляющая УУД // Актуальные вопросы современной науки. 2014. № 1. С. 44-47.
2. Айдаева М. Н. Факторы становления самооценки младших школьников // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания .
2013. №18. С. 58-62.
3. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. М., 2010. 159 с.
4. Асмолов А.Г. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. 2-е изд. М., 2011. 159 с
5. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия К16 в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. М., 2008. 150 с.
6. Безрукова Е.И. Мониторинг развития УУД как основополагающий элемент организации методической службы образовательного учреждения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. №3 С. 10-13.
7. Беленкова Л.Ю. Инновационные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья: от интеграции к инклюзии // Интеграция образования. 2011. № 1. С. 59-64.
8. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М., 1997. 298 с.
9. Бобровникова С.В. Приемы педагогической техники для
формирования универсальных учебных действий. URL:
www.menobr.ru/materials/46/37549/ (дата обращения: 03.02.2016).
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПБ., 750 с.
11. Брызгалова С.О., Зак Г.Г. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями // Специальное образование. 2010. № 3. С. 14-20.
12. Букатов В.М., Ершова А.П. Нескучные уроки. Обстоятельное изложение игровых технологий обучения школьников: Пособие для учителей физики, математики, географии, биологии. Петрозаводск, 2008. 188 с.
13. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5: основы дефектологии / под ред. Т.А. Власовой. М., 1983. 369 с.
14. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. Учебное пособие. 3-е изд., стер. М., 2006. 336 с.
15. Гамезо М. и др. Возрастная и педагогическая психология. М., 2009. 512 с...68