Введение 3
Глава 1. Топливно-энергетический комплекс как объект изучения в учебном предмете «География» в общеобразовательной школе
1.1. Анализ нормативных документов, регламентирующих изучение
топливно-энергетического комплекса России в школьном курсе географии
5
1.2. Содержание знаний о топливно-энергетическом комплексе в
курсе географии России
Глава 2. Методика изучения темы «Топливно-энергетический комплекс России»
2.1. Методическая система изучения темы «Топливно-энергетический
комплекс России»
2.2. Методические приёмы формирования компонентов содержания
знаний о топливно-энергетическом комплексе
Заключение 52
Список используемых источников 55
Приложение 58
Топливно-энергетический комплекс России является лидером и двигателем экономики страны. Принцип использования передовых технологий в цикле добычи и переработки углеводородного сырья, всегда применялся в отрасли на всех этапах ее развития. Без него нельзя обойтись и в современных условиях, когда конкуренция на рынке велика и приходится искать наиболее эффективные формы как самих производственных и бизнес процессов, так и их управления.
В школьном курсе географии России, в разделе «Хозяйство России», топливно-энергетический комплекс изучается одним из первых. На эту тему ложится значительная часть знаний о составе и структуре межотраслевых комплексов, формируются понятия «межотраслевой комплекс» и «отрасль хозяйства», даётся типовой план характеристики отрасли производства.
Актуальность этой работы заключается в том, чтобы на примере методики изучения топливно-энергетического комплекса показать приёмы формирования знаний об отраслях хозяйства по типовому плану характеристики с применением разнообразных дидактических средств.
Целью данной работы является определение приемов изучения топливно-энергетического комплекса России, как одного из объектов школьной географии.
Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие Задачи:
1. Проанализировать Стандарты школьного географического образования и выделить основные дидактические единицы и требования к знаниям учащихся о топливно-энергетическом комплексе.
2. Проанализировать содержание темы «Топливно-энергетический комплекс» в школьных программах и учебниках по географии России.
3. Представить методические приёмы и дидактические средства изучения ТЭК на уроках географии.
Объектом исследования является процесс изучения отраслей хозяйства России в учебном предмете «География».
Предмет исследования: топливно-энергетический комплекс.
При написании работы были использованы следующие методы исследования: литературный, системно-аналитический, педагогического проектирования.
При написании дипломной работы были использованы следующие методы исследования: литературный, системного анализа, дидактического
проектирования.
Топливно-энергетический комплекс как отрасль хозяйства географии является актуальной темой, так как отрасли этого комплекса играют важную роль в экономике нашей страны. В дипломной работе рассмотрены возможные методические приёмы изучения комплекса и включение их в структуру уроков по теме. Рассмотрен теоретический вопрос построения методической системы изучения темы «Топливно-энергетический комплекс России», на основе которой были построены уроки по данной теме. В логически построенной методической системе уроков по теме содержательно изучены основные вопросы характеристики ТЭК и усвоены теоретические и практические вопросы.
Россия располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом, который является базой развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики. Роль страны на мировых энергетических рынках во многом определяет её геополитическое влияние.
Энергетический сектор обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства, способствует консолидации субъектов Российской Федерации, во многом определяет формирование основных финансово-экономических показателей страны. Природные топливно-энергетические ресурсы, производственный, научно-технический и кадровый потенциал энергетического сектора экономики являются национальным достоянием России. Эффективное его использование создает необходимые предпосылки для вывода экономики страны на путь устойчивого развития, обеспечивающего рост благосостояния и повышение уровня жизни населения.
Соответствовать требованиям нового времени может только качественно новый топливно-энергетический комплекс (ТЭК) - финансово устойчивый, экономически эффективный и динамично развивающийся, соответствующий экологическим стандартам, оснащенный передовыми технологиями и высококвалифицированными кадрами.
Для долгосрочного стабильного обеспечения экономики и населения страны всеми видами энергии необходима научно обоснованная и воспринятая обществом и институтами государственной власти долгосрочная энергетическая политика. Целью энергетической политики, которую проводит Министерство энергетики РФ, является максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для роста экономики и повышения качества жизни населения страны.
В результате написания работы:
1. Были изучены документы, регламентирующие школьное географическое образования, а именно сборник нормативных документов, включающий Федеральный компонент государственного стандарта и Федеральный базисный учебный план, учебные программы по географии за весь курс обучения географии в школе;
2. Сделан анализ учебников географии на предмет выяснения основных дидактических единиц знаний о топливно-энергетическом комплексе России;
3. Определенна структура методической системы изучения темы «Топливно-энергетический комплекс России»;
4. Разработаны методические приёмы для изучения темы «Топливно-энергетический комплекс».
Настоящая работа представляет собой попытку демонстрации приёмов углубленного изучения отдельных отраслей топливно-энергетического комплекса, которые с каждым днём становятся наиболее важными для населения. Работа не претендует на полный охват того, что потребовалось бы в широком объёме современных средств обучения географии и это послужит отправной точкой в дальнейшем развитии темы.
1. Амелин, А. Экономика и ТЭК сегодня /А. Амелин // Энергоэффективность и энергоснабжение. - 2009. - № 11.
2. Вавилова, Е. В. Экономическая география и регионалистика /Е. В. Вавилова. - М.: Гардарики, 2004. - 148 с.
3. Васильев, П., Экономика и ТЭК сегодня / П. Васильев// Россия и СНГ в новейших европейских интеграционных процессах. - 2009. № 11.
4. Видяпин, В. И. Региональная экономика, учебник / под ред. В.И. Видяпина и М.В. Степанова. - М.: Инфра-М, 2005. - 666с.
5. География: программа: 5 - 9 классы / [А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин и др.]. - М.: Вентана-Граф, 2015.
6. География России: Учеб. Для 8 - 9 кл. общеобразоват. учреждений /Под ред. А.И. Алексеева; В 2 кн. Кн. 2: Хозяйство и географические районы.
9 кл. - М.: Дрофа, 2003.
7. География. Россия: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений /Под ред.
A. И. Алексеева. - М.: Просвещение, 2008.
8. География России. В 2 кн. Кн. 2: Хозяйство и географические районы. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /В.П. Дронов, И.И. Баринова,
B. Я. ром, А.А. Лобжанидзе. - М.: Дрофа, 2009.
9. Градов, А. П. Региональная экономика: учеб. Пособие для вузов / А. П. Градов, Б. И. Кузин - СПб.: Питер, 2007.
10. Горкин, А. П. География: Энциклопедия / под ред. А. П. Горкина, М.: Росмэн-Пресс, 2006. - 624 с.
11. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Клюев Н.Н. География:
Население и хозяйство России: Учебник для 9 класса
общеобразовательных учреждений /Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев - М.: ООО «Русское слово», 2017.
12. Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Россия: природа, население, хозяйство. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2009.
13. Желтиков, В.П. Экономическая география: учебник / В.П. Желтиков, Н.Г. Кузнецов, Ростов н/Д: Феникс, 2001. — 384 с.
14. Кистанов, В. Региональная экономика России: учебник / В. Кистанов, Н. Копылов. - М.: Финансы и статистика, 2002.
15. Михайлов С., Экономика и ТЭК сегодня / С. Михайлов // Возобновляемая энергетика сегодня и завтра. - 2009. № 11. - С. 9-10.
16. Морозов, Т.Г. Экономическая география России: Учеб.пособие для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, - М.: - ЮНИТИ. - 2004.
17. Николина В.В., Алексеев А.И. Методическое пособие по географии населения и хозяйства России: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997.
18. Николина В.В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5 - 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. - М.: Просвещение, 2011.
19. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа /[сост. Е.С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2011.
20. Примерные программы по учебным предметам. География. 5 - 9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011.
21. Программа курса «География». 5-9 классы / авт.-сост. Е.М.
Домогацких. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2016.
(Инновационная школа)
22. Сборник нормативных документов. География /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007.
23. Сдасюк Г.В. Демонтаж ЕЭС России - усиление рисков развития регионов //География и экология в школе XXI века. - 2011. № 6. С.15¬19.
24. Скопин А. Ю. Экономическая география России: учебник / под ред. А. Ю. Скопина. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2003 - 368с.
25. Таможняя Е.А., Беловолова Е.А. География России: хозяйство: природно-хозяйственные регионы: 9 класс: примерное поурочное планирование: методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2011.
26. Топливно-энергетический комплекс Красноярского края: современное состояние и прогноз развития. Под ред. А.А. Гнездилова, В.Г. Сибгатулина. - Красноярск: КНИИГиМС, 2005.
27. http://journal.sakhgu.ru/work.php?id=35
28. minenergo.gov.ru