ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕГИТИМАЦИ И ДЕЛЕГИТИМАЦИИ ПРИВИВОК В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ ВО ФРАНЦИИ 7
1.1. Легитимация и делегитимация в современной науке 7
1.1.1. Становление понятий легитимация и делегитимация 7
1.1.2. Понятие легитимирующей стратегии в лингвистике 12
1.2. Понятие интернет-коммуникации в современной лингвистике 16
1.3. Франция в контексте распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) 21
1.3.1. COVID-19: историческая справка 21
1.3.2. Противовирусные меры COVID-19 во Франции: социальный контекст 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 27
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА ВЕРБАЛИЗАЦИИ (ДЕ)ЛЕГИТИМАЦИИ ПРИВИВОК ПРОТИВ COVID-19 В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ ВО ФРАНЦИИ 29
2.1. Лексические средства вербализации (де)легитимации прививок против COVID-19 в социальных сетях 29
2.2. Дискурсивные стратегии делегитимации прививок против COVID-19 в интернет-коммуникации французов 37
2.2.1. Стратегия апелляция к авторитету 37
2.2.2. Стратегия моральной оценки 44
2.2.3. Стратегия рационализации 52
2.3. Дискурсивные стратегии легитимации прививок против COVID-19 63
2.3.1. Стратегия апелляция к авторитету 63
2.3.2. Стратегия моральной оценки 67
2.3.3. Стратегия рационализации 73
2.4. Сравнительно-сопоставительный анализ реализации стратегий делегитимации и легитимации прививок 85
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 95
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА 100
С 2019 года тема распространения коронавирусной инфекции, угрожающей жизни и здоровью населения всей планеты и создавшей практически новую социальную реальность, обсуждалась повсеместно. И вызывала споры по поводу эффективности тех или иных способов борьбы, которые, с одной стороны, имели целью недопущение распространения болезни, а с другой - нарушали права и свободы населения. Данная работа направлена на изучения средств воздействия, которые использовались для формирования отношения к принятым мерам, воспринимаемым так неоднозначно.
Из-за наступившей пандемии люди все больше и больше начали подаваться панике. В связи с этим событием правительством было решено ввести ограничительные меры по борьбе с распространением пандемии. Сначала вводились запреты и ограничения на посещение общественных мест, затем, была введена система по использованию специальных пропусков (QR- кодов), для получения которых нужно было пройти прививание. Очевидно, что не все были готовы добровольно подвергнуться данной процедуре, что вызвало недовольства граждан предпринятыми правительством мерами. Жители Франции начали делиться своими мнениями на этот счет, и некоторые из них были категорически настроены против прививок.
С самого начала вспышки коронавирусной инфекции (COVID-19), которая обрушилась на мир в декабре 2019 года, начали появляться группы и посты в социальных сетях, полностью посвященные данной теме. Некоторые из них не только не поддерживают методы, предлагаемые правительством по борьбе с вирусом, но и активно участвуют против их реализации. Главы государств, основываясь на исследованиях, проведенных учеными по всему миру, уверяют, что это наилучшее решение в борьбе с COVID-19. Для многих пользователей, в том числе и пользователей французских социальных сетей, методы решения данной проблемы, введенные правительством, являются вопиющими, поэтому они используют социальные сети путем написания постов, делегитимирующих прививки.
Таким образом, в данной работе мы рассмотрим, какие именно языковые и дискурсивные средства были привлечены для делегитимации и легитимации прививок в социальных сетях.
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью описать средства делегитимации и легитимации мер, которые направлены на сохранение здоровья, однако нарушают права населения, вызывая тем самым недовольство. Множество граждан Франции поддерживают прививание, но некоторые выступают против подобных ограничительных мер, которые с одной стороны, направлены на предотвращение распространения вируса, с другой - носят фактически принудительный характер, ограничивают свободу действий людей, отказывающихся от прививок в силу различных обстоятельств.
Степень разработанности проблемы. Средствам реализации дискурсивной стратегии (де)легитимации было посвящено достаточное количество работ, однако до сих пор не предпринимались попытки анализа этих средств в контексте прививания.
Объект исследования: легитимация и делегитимация прививок против COVID-19 во Франции.
Предмет исследования: средства реализации дискурсивной стратегии (де)легитимации прививок против COVID-19 в социальных сетях во Франции.
Цель данного исследования: выявить средства реализации дискурсивной стратегии (де)легитимации прививок против COVID-19 в дискурсе интернет-коммуникации на французском языке....
Настоящее исследование посвящено выявлению средств реализации дискурсивной стратегии (де)легитимации в контексте французских социальных сетей. В первой главе настоящей работы было рассмотрено понятие легитимации и делегитимации. Легитимация подразумевает под собой процесс, целью которого является достижение легитимности определенного понятия так, чтобы оно соответствовало нормам и правилам определенного сообщества, а под делегитимацией мы понимаем противоположный этому процесс, посредством которого некоторый феномен начинает восприниматься в социуме как не желаемый, неприемлемый, несоответствующий его системе норм, ценностей и убеждений.
В нашем исследовании мы опирались на классификацию дискурсивных стратегий легитимации, предложенную Т. ван Леувеном, поскольку она также может быть применена и к процессу делегитимации. Данная классификация включает в себя четыре стратегии: апелляция к авторитету, моральная оценка, рационализация и мифопоэтическая, каждой из которых присущи свои субстратегии.
В рамках данного исследования, процессы легитимации и делегитимации реализуются в контексте интернет-коммуникации. Под интернет-коммуникацией подразумевается процесс, посредством которого люди обмениваются электронными сообщениями для формирования знаний и взаимопонимания в разнообразных контекстах и культурах. Отметим, что данному виду коммуникации присущи следующие особенности: анонимность, необычное протекание процессов общения, добровольность создания контакта между участниками общения, стремление к нетипичному поведению, а также гипертекстуальность.
Главным объектом процессов легитимации и делегитимации в нашей работе является прививка, которая служит одним из методов борьбы с коронавирусной инфекцией COVID-19, вспышка которой произошла в 2019 году на территории Китая и, в скором времени, распространилась по всей планете. Именно эта инфекция стала причиной, по которой правительством Франции было принято решении о введении принудительной вакцинации, что провоцирует неоднозначные реакции населения.
Во второй главе данного исследования, путем лексико-семантического, качественно-количественного анализов языковых средств легитимации и делегитимации, были выявлены следующие результаты.
Лексико-семантический анализ показал, что в обоих процессах превалирует нейтрально окрашенная лексика, которая приобретает оценочный компонент в коллокациях с другими словами. Среди лексических единиц в постах французских пользователей значительное количество и тех, которые несут в себе негативную семантику. Например, среди делегитимирующих постов была несколько раз использована стилистически окрашенная лексема merde(дерьмо, чёрт), которой французы показывали свое пренебрежительное отношение к прививкам. В контексте легитимации, неоднократно встречалась лексическая единица с семантикой «оберегать, охранять» - proteger (защищать), что показывает одобрительное отношение некоторых пользователей к прививкам.
Опираясь на классификацию дискурсивных стратегий легитимации Т. ван Леувена, мы выявили доминирующую стратегию для процессов делегитимации и легитимации. Таким образом, стратегия рационализации является ведущей, но анализ также показал, что разница между обоими процессами прослеживается на уровне субстратегий, которыми оперируют французы в рамках общей стратегии.
Так, при делегитимации прививок задействованы следующие субстратегии стратегии рационализации: целевая субстратегия, в рамках которой авторы постов утверждали, что прививание может привести только к негативным последствиям, также делался акцент на стремление властей таким образом контролировать население, инструментальная субстратегия, с помощью которой пользователи выставляли прививки в качестве инструмента, приводящего к осложнению хронических заболеваний, субстратегия, ориентированная на результат, при использовании которой французы акцентируют внимание на негативных последствиях вакцинации, и субстратегия «разъяснение»....
1. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность // Вестник Омского университета, 2005. Вып. 3. С. 82-84.
2. Бадретдинов И.Р. Легитимность: еще раз о понятии и типологии // Право и практика, 2019. С. 20-24.
3. Бирюкова Е.А. Интернет-коммуникация как средство межкультурного общения: жанровые и языковые особенности // Язык. Словесность. Культура. 2014. Вып. 6. С. 75-98.
4. Бондаренко С. В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 22.00.04. Ростов-на-Дону, 2004. 52 с.
5. Быков И.А. Интернет как средство политической коммуникации: анализ российского опыта. Санкт-Петербург, 2005. 203 с.
6. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 808 с.
7. Вебер М. Национальное государство и народнохозяйственная политика // Политические работы. М., 2003. 425 с.
8. Виноградова Т.Ю. Русская и сопоставительная филология: лингвокультурологический аспект. Казань, 2004. С. 63-67.
9. Горбунов А.С. Проблема делегитимации средств массовой коммуникации в общественном сознании // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки, 2018. Вып. 3. С. 48-56.
10. Горошко Е.И. Интернет-жанр и функционирование языка в Интернете: попытка рефлексии // Жанры речи, 2009. Вып. 6. С. 11-127.
11. Громкова А.Г., Ершова Н.И. Языковое своеобразие интернет- коммуникации // Огарёв-Online [Электронный ресурс]. 2022. Вып. 9. URL: https://journal.mrsu.ru/arts/yazykovoe-svoeobrazie-internet-kommunikacii(дата обращения: 11.04.2023)
12. Денисенко В.В. Делегитимация права: причины и способы предотвращения // Вестник ВГУ. Серия: Право, 2019. С. 30-35.
13. Димаков Д.А., Трутнев А.Ю. Интернет-коммуникация на английском, французском и русском языках // Вестник магистратуры, 2013. Вып. 5 (20). С. 74-76.
14. Замальдинов В.Е., Д. Хоригути «Коронавирусные» новообразования в языке СМИ и интернет-коммуникации // Вестник ВолГУ. Серия 2: Языкознание, 2021. Вып. 5. С. 141-152.
15. Калиниченко А.И. Легитимность и делегитимация власти // Закон и право, 2019. С. 38-40....(92)