Образная система поэмы С.Есенина «Черный человек»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Литературные традиции в образной системе поэмы С. Есенина "Черный человек"
1.1. Понятие образа и системы образов 7
1.2. Историко-литературные параллели образов поэмы "Черный человек" 17
Глава 2. Система образов в поэме С. Есенина "Черный человек"
2.1. Образы-персонажи 29
2.1.1. Образ черного человека 30
2.1.2. Лирический герой 31
2.2. Образы интерьера и пейзажа 33
2.3. Образы-символы 38
2.3.1. Символика портретных деталей 38
2.3.2. Образы-символы окружающего мира 41
Заключение 49
Список литературы 51
Глава 1. Литературные традиции в образной системе поэмы С. Есенина "Черный человек"
1.1. Понятие образа и системы образов 7
1.2. Историко-литературные параллели образов поэмы "Черный человек" 17
Глава 2. Система образов в поэме С. Есенина "Черный человек"
2.1. Образы-персонажи 29
2.1.1. Образ черного человека 30
2.1.2. Лирический герой 31
2.2. Образы интерьера и пейзажа 33
2.3. Образы-символы 38
2.3.1. Символика портретных деталей 38
2.3.2. Образы-символы окружающего мира 41
Заключение 49
Список литературы 51
Художественное наследие С. Есенина являет собой одну из ярких страниц русской литературы и культуры. Многие десятилетия произведения поэта остаются популярными и интересными для читателей, сохраняют актуальность и в настоящее время.
Самой «неоднозначной», в творчестве Есенина, остается поэма «Чёрный Человек». Согласно авторской датировке, была окончена 14 ноября 1925 года. По свидетельству некоторых современников, первоначальный вариант был большего объема. Супруга поэта в то время Софья Толстая-Есенина говорила о том, как он читал поэму сразу после написания: «Казалось, разорвется сердце». Навсегда останется тайной, что побудило Есенина уничтожить черновые наброски.
Актуальность исследования обусловлена тем, что поэма «Черный человек» на сегодня остается одним из наименее изученных произведений поэта, а также определяется новаторским подходом писателя к созданию системы образов в поэме «Черный человек». Вопрос о составляющих образной системы поэмы С. Есенина «Черный человек», ее особенностях функционирования в произведении требует более детального рассмотрения, поскольку в обозначенном произведении оригинально прослеживаются особенности формирования самобытного культурно-исторического и идейноэстетического мышления С. Есенина.
Поэме «Черный человек» даны многочисленные оценки известными писателями, критиками, литературоведами, среди которых: О. Воронова,
Е. Наумов, Г. Дьяченко, Т. Савченко, Н. Шубникова-Гусева, Р. Комаров,
С. Кошечкин, А. Марченко, Л. Вельская, С. Кирьянов, М. Никё, Ю. Прокушев, П. Юшин, Л. Жигач, и др. Так, например, в сравнительном аспекте с поэтическим циклом А. Блока «Страшный мир» рассмотрена поэма в исследовании Т.К. Савченко; системно-психологический анализ поэмы
С.А. Есенина «Черный человек» осуществлен Р.В. Комаровым; философский смысл поэмы
Есенина «Черный человек» представлен в разработках О.Е, Вороновой.
Серьезным исследованием является диссертационное исследование С.Н. Кирьянова
«Поэма "Черный человек" в контексте творчества Сергея Александровича Есенина и
национальной культуры», в котором произведение С. Есенина рассматривается в контексте
устойчивых творческих связей с мировой литературной традицией, с народной
художественной культурой и мифологией, а также с собственным творчеством поэта. Общим в исследованиях творчества С. Есенина в целом и поэмы «Черный человек» в
частности выступает утверждение о своеобразном построении системы образов.
Исследователями отмечено, что «Черный человек» - одно из наиболее неоднозначно
понимаемых и воспринимаемых произведений С. Есенина, в ней нашли отражение
настроения страха и отчаяния перед непонятной действительностью, драматическое
ощущение тщетности любых попыток проникнуть в тайну бытия, на что направлены и
представленные в произведении образы.
Объект исследования — поэма «Черный человек» С. Есенина.
Предмет исследования — своеобразие системы образов в поэме «Черный человек» С.
Есенина.
Цель работы: проанализировать систему образов поэмы «Черный человек» С. Есенина. Поставленная цель определяет решение следующих задач:
1) рассмотреть теоретический аспект понятия образа и системы образов;
2) проследить литературные традиции в образной системе поэмы С. Есенина
«Черный человек» в историческом контексте;
3) представить систему образов в поэме С. Есенина «Черный человек»;
4) рассмотреть идейно-эстетическое наполнение образа черного человека и
лирического героя;
3) охарактеризовать основные способы создания системы образов в произведении: выявить их основные художественные функции.
В ходе работы использованы различные подходы и методы: системный метод, предполагающий рассмотрение объекта исследования как сложной, художественной системы; сравнительный и историко-культурный методы, позволяющие проанализировать и сопоставить различные литературные традиции в создании образной системы произведения.
Материалом исследования послужил текст поэмы «Черный человек» С. Есенина.
Теоретическое значение исследования состоит в том, что осуществлен обзор историко¬литературных параллелей в создании образов поэмы, систематизированы материалы, прослеживающие проблему художественной интерпретации и функциональности системы образов в поэме «Черный человек» С. Есенина.
Практическое значение работы состоит в том, что его материалы могут быть использованы в практике школьного и вузовского преподавания, при проведении лекций, семинаров, занятий литературоведческой и культурологической направленности, при подготовке курсовых, дипломных и магистерских работ.
Структура работы обусловлена спецификой исследовательской концепции: она состоит из введения, двух глав с подразделами, заключения и списка использованной литературы (45 источников). Общий объем работы составляет 53 страницы.
Во введении определена тематика и направленность работы, актуальность исследуемой проблемы, сформулированы цель, задачи, объект и предмет исследования, обозначены практическая и теоретическая значимость работы, методы исследования.
Основная часть состоит из двух глав. В первой главе «Литературные традиции в образной системе поэмы С. Есенина "Черный человек"»
рассмотрен теоретический аспект понятия образа и системы образов,
5
прослежена историко-литературная традиция в формировании образности произведения на примере произведений классиков русской литературы.
Во второй главе «Система образов в поэме С. Есенина "Черный человек"» проанализировано художественное пространство произведения на предмет особенностей создания и функционирования образной системы, в том числе рассмотрены как образы- персонажи, так и образы интерьера и пейзажа, образы-символы как единая система.
В заключении представлены результаты проведенного анализа.
Самой «неоднозначной», в творчестве Есенина, остается поэма «Чёрный Человек». Согласно авторской датировке, была окончена 14 ноября 1925 года. По свидетельству некоторых современников, первоначальный вариант был большего объема. Супруга поэта в то время Софья Толстая-Есенина говорила о том, как он читал поэму сразу после написания: «Казалось, разорвется сердце». Навсегда останется тайной, что побудило Есенина уничтожить черновые наброски.
Актуальность исследования обусловлена тем, что поэма «Черный человек» на сегодня остается одним из наименее изученных произведений поэта, а также определяется новаторским подходом писателя к созданию системы образов в поэме «Черный человек». Вопрос о составляющих образной системы поэмы С. Есенина «Черный человек», ее особенностях функционирования в произведении требует более детального рассмотрения, поскольку в обозначенном произведении оригинально прослеживаются особенности формирования самобытного культурно-исторического и идейноэстетического мышления С. Есенина.
Поэме «Черный человек» даны многочисленные оценки известными писателями, критиками, литературоведами, среди которых: О. Воронова,
Е. Наумов, Г. Дьяченко, Т. Савченко, Н. Шубникова-Гусева, Р. Комаров,
С. Кошечкин, А. Марченко, Л. Вельская, С. Кирьянов, М. Никё, Ю. Прокушев, П. Юшин, Л. Жигач, и др. Так, например, в сравнительном аспекте с поэтическим циклом А. Блока «Страшный мир» рассмотрена поэма в исследовании Т.К. Савченко; системно-психологический анализ поэмы
С.А. Есенина «Черный человек» осуществлен Р.В. Комаровым; философский смысл поэмы
Есенина «Черный человек» представлен в разработках О.Е, Вороновой.
Серьезным исследованием является диссертационное исследование С.Н. Кирьянова
«Поэма "Черный человек" в контексте творчества Сергея Александровича Есенина и
национальной культуры», в котором произведение С. Есенина рассматривается в контексте
устойчивых творческих связей с мировой литературной традицией, с народной
художественной культурой и мифологией, а также с собственным творчеством поэта. Общим в исследованиях творчества С. Есенина в целом и поэмы «Черный человек» в
частности выступает утверждение о своеобразном построении системы образов.
Исследователями отмечено, что «Черный человек» - одно из наиболее неоднозначно
понимаемых и воспринимаемых произведений С. Есенина, в ней нашли отражение
настроения страха и отчаяния перед непонятной действительностью, драматическое
ощущение тщетности любых попыток проникнуть в тайну бытия, на что направлены и
представленные в произведении образы.
Объект исследования — поэма «Черный человек» С. Есенина.
Предмет исследования — своеобразие системы образов в поэме «Черный человек» С.
Есенина.
Цель работы: проанализировать систему образов поэмы «Черный человек» С. Есенина. Поставленная цель определяет решение следующих задач:
1) рассмотреть теоретический аспект понятия образа и системы образов;
2) проследить литературные традиции в образной системе поэмы С. Есенина
«Черный человек» в историческом контексте;
3) представить систему образов в поэме С. Есенина «Черный человек»;
4) рассмотреть идейно-эстетическое наполнение образа черного человека и
лирического героя;
3) охарактеризовать основные способы создания системы образов в произведении: выявить их основные художественные функции.
В ходе работы использованы различные подходы и методы: системный метод, предполагающий рассмотрение объекта исследования как сложной, художественной системы; сравнительный и историко-культурный методы, позволяющие проанализировать и сопоставить различные литературные традиции в создании образной системы произведения.
Материалом исследования послужил текст поэмы «Черный человек» С. Есенина.
Теоретическое значение исследования состоит в том, что осуществлен обзор историко¬литературных параллелей в создании образов поэмы, систематизированы материалы, прослеживающие проблему художественной интерпретации и функциональности системы образов в поэме «Черный человек» С. Есенина.
Практическое значение работы состоит в том, что его материалы могут быть использованы в практике школьного и вузовского преподавания, при проведении лекций, семинаров, занятий литературоведческой и культурологической направленности, при подготовке курсовых, дипломных и магистерских работ.
Структура работы обусловлена спецификой исследовательской концепции: она состоит из введения, двух глав с подразделами, заключения и списка использованной литературы (45 источников). Общий объем работы составляет 53 страницы.
Во введении определена тематика и направленность работы, актуальность исследуемой проблемы, сформулированы цель, задачи, объект и предмет исследования, обозначены практическая и теоретическая значимость работы, методы исследования.
Основная часть состоит из двух глав. В первой главе «Литературные традиции в образной системе поэмы С. Есенина "Черный человек"»
рассмотрен теоретический аспект понятия образа и системы образов,
5
прослежена историко-литературная традиция в формировании образности произведения на примере произведений классиков русской литературы.
Во второй главе «Система образов в поэме С. Есенина "Черный человек"» проанализировано художественное пространство произведения на предмет особенностей создания и функционирования образной системы, в том числе рассмотрены как образы- персонажи, так и образы интерьера и пейзажа, образы-символы как единая система.
В заключении представлены результаты проведенного анализа.
В ходе проведенного анализа критической литературы и текстового пространства поэмы «Черный человек» С. Есенина мы пришли к следующим выводам:
1 .Художественное произведение представляет собой образную систему, каждый элемент которой (образ) занимает определённое место и взаимодействует с другими элементами (образами).
2.Образный мир художественного произведения включает все то, что передается читательскому сознанию и воображению посредством художественной речи. Сюда относят образы персонажей с их портретами, поступками и внутренним миром; описания пейзажей и интерьеров; события, организованные в сюжет; а также разного рода отступления.
3. Специфика понятия образа обусловлена тем, что он не просто воспроизводит определенные факты реальности, но служит для обобщения значимых для автора сторон
жизни с целью ее ценностного осмысления
4. Система образов включает в себя не только образы персонажей, но и образы- детали, образы-символы и т. д. Образные ряды в художественном произведении, как правило, иерархически организованы, но принципы этой организации могут варьироваться.
5. В поэме С. Есенина «Черный человек» можно обнаружить ряд историко-литературных параллелей (Ф. Сологуб, С. Пушкин, Ф. Достоевский,
Н. Гоголь, А. Чехов, В. Даль, Э. Гофман, А. Мюссе, Э. По и др.), при этом автор, используя в поэме достаточно традиционные сюжетные ходы, традиционную символику, наполняет созданные образы личными переживаниями, вкладывает в них личную судьбу, тем самым создавая оригинальное художественное произведение.
6.Образная система в тексте поэмы «Черный человек» дает возможность С. Есенину создать сложный образ мира, в котором актуализируется духовный литературный опыт различных эпох.
7. В поэме центральным образом выступает лирический герой, внутренние переживания которого писатель глубоко исследует посредством использования приема двойничества, привлечения образов-символов: портрета, пейзажа, интерьера, окружающего мира
8.Образу Черного человека отводится одна из ключевых ролей в характеристике мира, изображенного в произведении: он как демонический двойник лирического героя персонифицируя темные, болезненные стихии его души.
1 .Художественное произведение представляет собой образную систему, каждый элемент которой (образ) занимает определённое место и взаимодействует с другими элементами (образами).
2.Образный мир художественного произведения включает все то, что передается читательскому сознанию и воображению посредством художественной речи. Сюда относят образы персонажей с их портретами, поступками и внутренним миром; описания пейзажей и интерьеров; события, организованные в сюжет; а также разного рода отступления.
3. Специфика понятия образа обусловлена тем, что он не просто воспроизводит определенные факты реальности, но служит для обобщения значимых для автора сторон
жизни с целью ее ценностного осмысления
4. Система образов включает в себя не только образы персонажей, но и образы- детали, образы-символы и т. д. Образные ряды в художественном произведении, как правило, иерархически организованы, но принципы этой организации могут варьироваться.
5. В поэме С. Есенина «Черный человек» можно обнаружить ряд историко-литературных параллелей (Ф. Сологуб, С. Пушкин, Ф. Достоевский,
Н. Гоголь, А. Чехов, В. Даль, Э. Гофман, А. Мюссе, Э. По и др.), при этом автор, используя в поэме достаточно традиционные сюжетные ходы, традиционную символику, наполняет созданные образы личными переживаниями, вкладывает в них личную судьбу, тем самым создавая оригинальное художественное произведение.
6.Образная система в тексте поэмы «Черный человек» дает возможность С. Есенину создать сложный образ мира, в котором актуализируется духовный литературный опыт различных эпох.
7. В поэме центральным образом выступает лирический герой, внутренние переживания которого писатель глубоко исследует посредством использования приема двойничества, привлечения образов-символов: портрета, пейзажа, интерьера, окружающего мира
8.Образу Черного человека отводится одна из ключевых ролей в характеристике мира, изображенного в произведении: он как демонический двойник лирического героя персонифицируя темные, болезненные стихии его души.
Подобные работы
- МЕТАФОРИЗАЦИЯ КОНЦЕПТОВ РАСТЕНИЙ В ПОЭЗИИ С. ЕСЕНИНА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2016 - МОТИВ ПУТИ В ЛИРИКЕ С.А. ЕСЕНИНА
Бакалаврская работа, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - ТВОРЧЕСТВО А.Т. ТВАРДОВСКОГО: ПРИРОДА СМЕХА (10.01.01)
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - ТВОРЧЕСТВО А.Т. ТВАРДОВСКОГО: ПРИРОДА СМЕХА
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - “ПОЧВЕННОЕ” НАПРАВЛЕНИЕ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА: ТИПОЛОГИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ЛИНГВОПОЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ ЗНАЧЕНИЙ В ТВОРЧЕСТВЕ ИГОРЯ СЕВЕРЯНИНА (ИГОРЯ ВАСИЛЬЕВИЧА ЛОТАРЕВА)
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - ЛИРИЧЕСКАЯ ТРИЛОГИЯ АЛЕКСАНДРА БЛОКА: ФОРМЫ АВТОРСКОГО СОЗНАНИЯ
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - ТВОРЧЕСТВО А.Т. ТВАРДОВСКОГО: ПРИРОДА СМЕХА
Диссертации (РГБ), литература. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2002 - НОМИНАЦИИ ЧУВСТВ И ОЩУЩЕНИЙ КАК ЭЛЕМЕНТЫ ПОЭТИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА М. ЦВЕТАЕВОЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019



