ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Литературные традиции в образной системе поэмы С. Есенина "Черный человек"
1.1. Понятие образа и системы образов 7
1.2. Историко-литературные параллели образов поэмы "Черный человек" 17
Глава 2. Система образов в поэме С. Есенина "Черный человек"
2.1. Образы-персонажи 29
2.1.1. Образ черного человека 30
2.1.2. Лирический герой 31
2.2. Образы интерьера и пейзажа 33
2.3. Образы-символы 38
2.3.1. Символика портретных деталей 38
2.3.2. Образы-символы окружающего мира 41
Заключение 49
Список литературы 51
Художественное наследие С. Есенина являет собой одну из ярких страниц русской литературы и культуры. Многие десятилетия произведения поэта остаются популярными и интересными для читателей, сохраняют актуальность и в настоящее время.
Самой «неоднозначной», в творчестве Есенина, остается поэма «Чёрный Человек». Согласно авторской датировке, была окончена 14 ноября 1925 года. По свидетельству некоторых современников, первоначальный вариант был большего объема. Супруга поэта в то время Софья Толстая-Есенина говорила о том, как он читал поэму сразу после написания: «Казалось, разорвется сердце». Навсегда останется тайной, что побудило Есенина уничтожить черновые наброски.
Актуальность исследования обусловлена тем, что поэма «Черный человек» на сегодня остается одним из наименее изученных произведений поэта, а также определяется новаторским подходом писателя к созданию системы образов в поэме «Черный человек». Вопрос о составляющих образной системы поэмы С. Есенина «Черный человек», ее особенностях функционирования в произведении требует более детального рассмотрения, поскольку в обозначенном произведении оригинально прослеживаются особенности формирования самобытного культурно-исторического и идейноэстетического мышления С. Есенина.
Поэме «Черный человек» даны многочисленные оценки известными писателями, критиками, литературоведами, среди которых: О. Воронова,
Е. Наумов, Г. Дьяченко, Т. Савченко, Н. Шубникова-Гусева, Р. Комаров,
С. Кошечкин, А. Марченко, Л. Вельская, С. Кирьянов, М. Никё, Ю. Прокушев, П. Юшин, Л. Жигач, и др. Так, например, в сравнительном аспекте с поэтическим циклом А. Блока «Страшный мир» рассмотрена поэма в исследовании Т.К. Савченко; системно-психологический анализ поэмы
С.А. Есенина «Черный человек» осуществлен Р.В. Комаровым; философский смысл поэмы
Есенина «Черный человек» представлен в разработках О.Е, Вороновой.
Серьезным исследованием является диссертационное исследование С.Н. Кирьянова
«Поэма "Черный человек" в контексте творчества Сергея Александровича Есенина и
национальной культуры», в котором произведение С. Есенина рассматривается в контексте
устойчивых творческих связей с мировой литературной традицией, с народной
художественной культурой и мифологией, а также с собственным творчеством поэта. Общим в исследованиях творчества С. Есенина в целом и поэмы «Черный человек» в
частности выступает утверждение о своеобразном построении системы образов.
Исследователями отмечено, что «Черный человек» - одно из наиболее неоднозначно
понимаемых и воспринимаемых произведений С. Есенина, в ней нашли отражение
настроения страха и отчаяния перед непонятной действительностью, драматическое
ощущение тщетности любых попыток проникнуть в тайну бытия, на что направлены и
представленные в произведении образы.
Объект исследования — поэма «Черный человек» С. Есенина.
Предмет исследования — своеобразие системы образов в поэме «Черный человек» С.
Есенина.
Цель работы: проанализировать систему образов поэмы «Черный человек» С. Есенина. Поставленная цель определяет решение следующих задач:
1) рассмотреть теоретический аспект понятия образа и системы образов;
2) проследить литературные традиции в образной системе поэмы С. Есенина
«Черный человек» в историческом контексте;
3) представить систему образов в поэме С. Есенина «Черный человек»;
4) рассмотреть идейно-эстетическое наполнение образа черного человека и
лирического героя;
3) охарактеризовать основные способы создания системы образов в произведении: выявить их основные художественные функции.
В ходе работы использованы различные подходы и методы: системный метод, предполагающий рассмотрение объекта исследования как сложной, художественной системы; сравнительный и историко-культурный методы, позволяющие проанализировать и сопоставить различные литературные традиции в создании образной системы произведения.
Материалом исследования послужил текст поэмы «Черный человек» С. Есенина.
Теоретическое значение исследования состоит в том, что осуществлен обзор историко¬литературных параллелей в создании образов поэмы, систематизированы материалы, прослеживающие проблему художественной интерпретации и функциональности системы образов в поэме «Черный человек» С. Есенина.
Практическое значение работы состоит в том, что его материалы могут быть использованы в практике школьного и вузовского преподавания, при проведении лекций, семинаров, занятий литературоведческой и культурологической направленности, при подготовке курсовых, дипломных и магистерских работ.
Структура работы обусловлена спецификой исследовательской концепции: она состоит из введения, двух глав с подразделами, заключения и списка использованной литературы (45 источников). Общий объем работы составляет 53 страницы.
Во введении определена тематика и направленность работы, актуальность исследуемой проблемы, сформулированы цель, задачи, объект и предмет исследования, обозначены практическая и теоретическая значимость работы, методы исследования.
Основная часть состоит из двух глав. В первой главе «Литературные традиции в образной системе поэмы С. Есенина "Черный человек"»
рассмотрен теоретический аспект понятия образа и системы образов,
5
прослежена историко-литературная традиция в формировании образности произведения на примере произведений классиков русской литературы.
Во второй главе «Система образов в поэме С. Есенина "Черный человек"» проанализировано художественное пространство произведения на предмет особенностей создания и функционирования образной системы, в том числе рассмотрены как образы- персонажи, так и образы интерьера и пейзажа, образы-символы как единая система.
В заключении представлены результаты проведенного анализа.
В ходе проведенного анализа критической литературы и текстового пространства поэмы «Черный человек» С. Есенина мы пришли к следующим выводам:
1 .Художественное произведение представляет собой образную систему, каждый элемент которой (образ) занимает определённое место и взаимодействует с другими элементами (образами).
2.Образный мир художественного произведения включает все то, что передается читательскому сознанию и воображению посредством художественной речи. Сюда относят образы персонажей с их портретами, поступками и внутренним миром; описания пейзажей и интерьеров; события, организованные в сюжет; а также разного рода отступления.
3. Специфика понятия образа обусловлена тем, что он не просто воспроизводит определенные факты реальности, но служит для обобщения значимых для автора сторон
жизни с целью ее ценностного осмысления
4. Система образов включает в себя не только образы персонажей, но и образы- детали, образы-символы и т. д. Образные ряды в художественном произведении, как правило, иерархически организованы, но принципы этой организации могут варьироваться.
5. В поэме С. Есенина «Черный человек» можно обнаружить ряд историко-литературных параллелей (Ф. Сологуб, С. Пушкин, Ф. Достоевский,
Н. Гоголь, А. Чехов, В. Даль, Э. Гофман, А. Мюссе, Э. По и др.), при этом автор, используя в поэме достаточно традиционные сюжетные ходы, традиционную символику, наполняет созданные образы личными переживаниями, вкладывает в них личную судьбу, тем самым создавая оригинальное художественное произведение.
6.Образная система в тексте поэмы «Черный человек» дает возможность С. Есенину создать сложный образ мира, в котором актуализируется духовный литературный опыт различных эпох.
7. В поэме центральным образом выступает лирический герой, внутренние переживания которого писатель глубоко исследует посредством использования приема двойничества, привлечения образов-символов: портрета, пейзажа, интерьера, окружающего мира
8.Образу Черного человека отводится одна из ключевых ролей в характеристике мира, изображенного в произведении: он как демонический двойник лирического героя персонифицируя темные, болезненные стихии его души.
1. Анненский И. Ф. Стихотворения и трагедии / вступ ст., сост., подгот. текста,
примеч. А. В. Федорова. - Л, 1990.
2. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: учеб. пособие - 3-е изд., испр. и доп. - М., 2007.
3. Баранов В. Мысль - слово - образ. Статьи о советской литературе. Горький,
1973.
4. Блок А.А. Собрание сочинений: в 6 т. - Л., 1980.
5. Борисова Е.Б. О содержании понятий «художественный образ» и «образность» в литературоведении и лингвистике / Вестник Челябинского государственного университета.
- №37. - Челябинск, 2009.
6. Брюсов В. Огненный ангел. - М., 1993.
7. Валгина Н.С. Теория текста / М., 2004.
8. Вершинина Н.Л. Введение в литературоведение: Учебник / под общ. ред. Л. М. Крупчанова. - М., 2005.
9. Вдовин В.А. Факты - вещь упрямая: труды о С.А. Есенине. - М.: Новый индекс, 2007.
10. Волков А, Художественные искания Есенина. - М., 1976.
11. Воронова О.Е. Философский смысл поэмы Есенина «Черный человек» (Опыт «экзистенциального» анализа) // Вопросы литературы. - 1997. - № 6.
12. Грушко Е., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. Нижний Новгород,
1996.
13. Гусева Е.В. Художественный текст в аспекте его категорий: учеб. пос. для студ. / Е.В. Гусева. - Самара, 2012.
14. Давыдова Т.Т. Теория литературы - М., 2003.
15. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1979. Т. 2.
16. Достоевский Ф.И. Братья Карамазовы, [электронный ресурс]. - Режим
доступа:1ЖЬ:Ьйр://гоуаШЬ.сош/Ьоок/ёоз1оеузк1у_Геёог/Ьга1уа_кагата20У1.Ь1гп1
17. Есенин С. А. Полн. собр. соч.: В 7 т. М., 1998.
18. Есенин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения / А.Б.
Есин. - М., 2000.
19. Злобин С.П. Заметки // Литературная Россия. - 197. - 14 мая.
20. Кирьянов С.Н. Поэма «Черный человек» в контексте творчества С.А. Есенина
и национальной культуры. Учебное пособие. - Тверь, 1999.
21. Комаров Р.В. Системно-психологический анализ поэмы С.А. Есенина
«Черный человек» // Системная социология и психология. - 2011. - №4.
22. Кормилов С.И. Основные понятия теории литературы: Литературное
произведение. Проза и стих. - М., 2002.
23. Кошечкин С. Прозрение и мужество: Раздумья о поэме С. Есенина «Черный человек» // В мире Есенина. Сб. статей. - М., 1986.
24. Летопись жизни и творчества С.А. Есенина. I сост. А.Н. Захаров, С.И. Субботина; гл. ред. А.Н. Захаров. - М.: ИМЛИ РАН, 2008.
25. Мариенгоф А.Б. Роман без вранья / Антология Живой Есенин. - Санкт- Петербург, 2005.
26. Марченко А. Поэтический мир Есенина. - М., 1989.
27. Метченко А. Кровное,
завоеванное: Из истории советской литературы. - М., 1975.
28. Мещеряков В.П. Основы литературоведения - М., 2003.
29. Мюссе А. Избранные произведения: В 2 т. - М., 1957.
30. Орешин П. Соломенная плаха: Стихи. - М.-Л., 1925.
31. Орлова Е.И. Образ автора в литературном произведении: учеб. пос. -М., 2008.
32. Островский А.Н. Гроза, [электронный ресурс]. - Режим доступа:
ЦКЬ: Ьпр://а2.НЪ.ги/о/о51гош5ку_а_пЛех1_0060.зЬ1т1
52
33. Поспелов Г.Н., Николаев П.А., Волков И.Ф. Введение в литературоведение: Учеб. для филол. спец. ун-тов —М., 1988.
34. Пушкин А. С. Моцарт и Сальери // Полное собрание сочинений в 10 т.; 4-е издание / АН СССР. Институт русской литературы (Пушкинский дом) / Текст проверен и примеч. сост. Б. В. Томашевским. — Л.: Наука, 1977.
35. Савченко Т.К. Поэтический цикл А. Блока «Страшный мир» и поэма С. Есенина «Черный человек» // Есенин академический. Актуальные проблемы научного издания. Есенинский сборник. — М., 1995.
36. Сологуб Ф.К. Стихотворения. — Л., 1978.
37. Субботин А. О поэзии и поэтике. - Свердловск, 1976.
38. Тихонов Н. Из встреч с Есениным. // Памяти Есенина. М., 1926.
39. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика / Б .В. Т омашевский. -М.,
1996.
40. Тюпа В.И. Анализ художественного текста - М., 2009.
41. Фарино Е. Введение в литературоведение Учебное пособие. - СПб. Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.
42. Хализев В.Е. Теория литературы: учеб. для студ. высш. проф. образ. -М., 2013.
43. Хлебников В. Избранные сочинения. (Серия «Азбука-Классика»). — СПб.: Азбука, 1998.
44. Чехов А.П. Черный монах, [электронный ресурс]. - Режим доступа: ЦКЬ:
ЬПр://шлт.ШЬгагу.гиДех1/985/р. 1 /тёех.Ыш1
45. Шубникова-Гусева Н.И. Загадка десятой строки поэмы С. Есенина «Черный человек»: текстологические заметки. // Есенин академический: актуальные проблемы
научного издания. М., 1995.