Введение 5
1 Теоретические основы использования интерактивных средств обучения
на уроках математики в начальной школе 8
1.1 Сущность интерактивных средств обучения 8
1.2 Особенности использования интерактивных средств обучения на
уроках математики в начальной школе 16
2 Организационные основы использования интерактивных средств
обучения на уроках математики в начальной школе 25
2.1 Анализ использования педагогами интерактивных средств обучения
на уроках математики в начальной школе 25
2.2 Методические рекомендации по использованию интерактивных
средств обучения на уроках математики в начальной школе 29
Заключение 39
Список использованных источников 41
Приложение А Анкета 48
Приложение Б Технологическая карта урока с использованием интерактивной доски 50
Приложение В Технологическая карта урока с использованием презентации 55
На современном этапе развития общества возрастает потребность в усвоении значительно большего количества информации, что ориентирует современную систему образования на широкое использование в учебном процессе всех уровней интерактивных средств обучения. Авторы многочисленных исследований (И. Е. Барабина Н. А. Двуличанская, Е. В. Коротаева, В. Н. Кругликов, Н. В. Матяш и др.) убедительно доказывают, что активное использование в учебном процессе интерактивных средств обучения позволяет обучающимся достигать высоких образовательных результатов, повышает их познавательную активность, способствует становлению активной жизненной позиций во всех сферах деятельности. Особое внимание использованию интерактивных средств обучения следует уделять на начальной ступени основной школы, что продиктовано ФГОС НОО, где выдвинуты требования по созданию условий, способствующих повышению качества образования [50].
Актуальность и значимость использования современных активных и интерактивных методов обучения на уроках математики определила выбор темы выпускного исследования «Использование интерактивных средств обучения на уроках математики в начальной школе». Авторы работ по этой проблематике (Н. Ю. Вислобоков, С. В. Полуэктова, Г. М. Филиппова, А. И. Фролова, Ш. Ф. Холматов, М. Э. Шарычева и др.) на основе анализа научной литературы, эмпирических данных и собственного педагогического опыта утверждают, что применение интерактивных средств в процессе обучения математике способствует оптимизации учебного процесса, повышению информативной емкости изучаемого материала, а также повышению эффективности усвоения математических знаний. Важность математических знаний в современной социально-экономической ситуации обозначена в Концепции математического образования, где прописано: «при обучении учащихся математике должен последовательно использоваться деятельностный подход, ориентированный на развитие познавательных и творческих способностей учащихся» [23].
Цель исследования - охарактеризовать особенности использования интерактивных средств обучения на уроках математики в начальной школе.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность интерактивных средств обучения;
- определить особенности использования интерактивных средств обучения на уроках математики в начальной школе;
- проанализировать опыт использования педагогами интерактивных средств обучения на уроках математики в начальной школе;
- разработать методические рекомендации по использованию интерактивных средств обучения на уроках математики в начальной школе.
Объект исследования - интерактивные средства обучения.
Предмет исследования - особенности использования интерактивных средств обучения на уроках математики в начальной школе.
Методы исследования: анализ научно-педагогической литературы, обобщение педагогического опыта, анкетирования, систематизация, обобщения.
Практическая значимость исследования: разработаны методические рекомендации по использованию интерактивных средств обучения младших школьников; кроме того, материалы выпускного исследования могут быть использованы студентами при написании научных работ по проблемам использования изучения особенностей интерактивных средств обучения; также результаты исследования могут быть использованы педагогами - практиками в системе начального образования.
База исследования: Пискуновская ООШ филиал МБОУ Момотовской СОШ (Казачинский район), МБОУ СШ г. Ачинск, МБОУ СОШ г. Лесосибирска», МБОУ Майская СОШ № 15 (Енисейский район), МБОУ СОШ г. Красноярск. Выборка составила - 58 учителей.
Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения и выводы выпускного исследования отражены в материалах статьи, по теме «особенности использования интерактивных средств обучения на уроках математики в начальной школе» опубликованной по итогам Международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы» (2023).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 58 наименований и 4 приложения. В работе содержится 13 рисунков и 1 таблица. Общий объем работы составляет 53 страницы.
В современном научном пространстве существует достаточно большое количество подходов к определению ключевого понятия выпускной работы. В своем исследовании мы опирались на определение, данное И. В. Григорьевой, которая под интерактивными средствами обучения понимает программное обеспечение, техническое устройство или учебное пособие, обеспечивающее диалоговое взаимодействие, направленное на достижение образовательного результата. В работе за основу взята классификация интерактивных средств обучения О. Б. Воронковой, которая подразделяет их по решаемым педагогическим задачам, по функциям в организации образовательного процесса, по типу информации.
Мы выяснили, что использование интерактивных средств обучения в начальной школе должно осуществляться с учетом возрастных особенностей младших школьников: в этом возрасте детям присущи умения самостоятельно рассуждать, сопоставлять, делать выводы, анализировать и устанавливать простые закономерности. При использовании интерактивных средств обучения материал подается в доступной, интересной, яркой и образной форме. Интерактивные средства способствуют лучшему усвоению сложных математических знаний, вызывает интерес к ней, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.
В практической части исследования нами было проведено анкетирование педагогов начальных классов образовательных организаций Красноярского края. Проанализировав результаты, мы выяснили, что современные педагоги в своей практике активно используют интерактивные средства обучения, что способствует самореализации личности каждого учащегося, формированию познавательной активности, повышению уровня образовательных результатов. В качестве основных преимуществ интерактивных методов обучения педагогами были отмечены следующие варианты: активизация познавательной деятельности, развитие самостоятельности, формирование мотивации, формирование УУД, визуализация учебного материала, развитие коммуникативных навыков.
Нами были разработаны методические рекомендации по использованию наиболее доступных в школах интерактивных средств обучения на уроках математики в начальной школе. Именно в начальной школе существует острая необходимость в наглядности на всем протяжении обучения, поскольку оно является важным средством развития более сложных форм конкретного мышления и формирования математических понятий. Интерактивные средства обучения позволяют не только обеспечить наглядность на уроке, но и повысить мыслительную деятельность школьников на уроке, а также сформировать познавательный интерес.
Таким образом, цели исследования достигнуты, задачи решены в полном объёме
1. Айтбаева, Б. М. Технология применения инноватики при работе с учебным текстом / Б. М. Айтбаева, А. М. Мауленова, К. Д. Сатибекова // Кронос. - 2021. - № 6. - С. 57-61.
2. Алмазова, И. Г. Современные технологии начального образования: учебное пособие / И. Г. Алмазова, Е. В. Долгошеева, С. Н. Числова. - Елец : ЕГУ им. И. А. Бунина, 2019. - 94 с. - ISBN 978-5-00151-207-3.
3. Бажан, З. И. Значение устных вычислений и их использование на уроках математики в начальной школе / З. И. Бажан // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66. - С. 19-21.
4. Бантова, М. А. Математика : методические рекомендации к учебнику М. И. Моро / М. А. Бантова, С. И. Волкова, И. А. Игушева. - Москва : 2019. - 112 с. - ISBN 978-5-09-045625-8.
5. Барабина, И. Е. Роль интерактивных технологий в образовательном процессе / И. Е. Барабина // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2019. - №5. - С. 5-9.
6. Белошистая, А. В. Методика обучения математики в начальной школе / А. В. Белошистая. - Москва : Владос, 2017. - 455 с. - ISBN 5-691¬01422-6.
7. Вислобоков, Н. Ю. Технологии организации интерактивного процесса обучения / Н. Ю. Вислобоков // Информатика и образование. - 2011. - №6. - С. 111-114.
8. Воронкова, О. Б. Информационные технологии в образовании. Интерактивные методы / О. Б. Воронкова. - Москва : Феникс, 2018. - 598 с. - ISBN 978-5-222-16618-5.
9. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Москва : Лабиринт, 1996. - 416 с. - ISBN 5-87604-144-0.
10. Газимагомедова, А. О. Подготовка учителей математики в системе повышения квалификации к использованию интерактивных средств обучения: дис... канд. наук: 13.00.08 / А. О. Газимагомедова. - Махачкала, 2020. - 186 с.
11. Григорьева, И. В. Инновационные образовательные технологии и интерактивные методы обучения / И. В. Григорьева // Вестник Университета Российской академии образования. - 2020. - № 1. - С. 28-30.
12. Гусев, В. А. Теория и методика обучения математике: психолого-педагогические основы / В. А. Гусев. - Москва : Бином. 2015. - 456 с. - ISBN 978-5-9963-2340-1.
13. Двуличанская, Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций / Н. А. Двуличанская // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. - 2011. - №4. - С. 36¬40.
14. Денищева, Л. О. Теория и методика обучения математике в школе : учебное пособие / Л. О. Денищева, А. Е. Захарова. - Москва : Бином, 2014. - 247 с. - ISBN 978-5-9963-0410-3.
15. Довгопол, И. И. Современные образовательные и педагогические технологии / И. И. Довгопол, Т. А. Ивкова. - Симферополь : НАТА, 2006. - 335 с. - ISBN 5-241-00145-X.
16. Зайцева, С. А. Методика обучения математике в начальной школе / С. А. Зайцева, И. Б. Румянцева, И. И. Целищева. - Москва : Владос, 2018. - 192 с. - ISBN 978-5-691-01635-6.
17. Зарукина, Е. В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учебно-методическое пособие / Е. В. Зарукина. - Санкт-Петербург: СПбГИЭУ, 2015. - 59 с. - ISBN 978-5-9978-0051-2.
18. Ильясова, Н. Э. Система использования информационно - коммуникационных технологий при формировании вычислительных навыков в начальной школе / Н. Э. Ильясова // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. - 2019. - № 2 (18). - С. 24-25.
19. Карась, М. А. Опыт по реализации технологий интерактивного обучения на кружковых занятиях / М. А. Карась // Новая наука: современное состояние и пути развития. - Стерлитамак, 2017. - С. 40-42.
20. Ковтуняк, Н. Б. Теоретические аспекты формирования вычислительных навыков младших школьников в процессе учебной деятельности / Н. Б. Ковтуняк // Актуальные проблемы социально¬гуманитарного и научно-технического знания. -2019. - № 3 (19). - С. 48-49.
21. Козловский, С. Н. Методика обучения математике / С. Н. Козловский. - Санкт-Петербург : Лань, 2015. - 512 с. - ISBN 978-5-8114- 9786¬7.
22. Кокорева, В. В. Формирование вычислительных приёмов на уроках математики в начальной школе / В. В. Кокорева, Е. В. Коваль // Вопросы педагогики. - 2020. - № 4-2. - С. 196-200.
23. Концепция развития математического образования в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. № 2506-р).
24. Коротаева, Е. В. Интерактивность современного обучения: как явление и как понятие / Е. В. Коротаева // Педагогическое образование в России. - 2022. - №4. - С. 8-15.
25. Кругликов, В. Н. Интерактивные образовательные технологии: учебник и практикум для вузов / В. Н. Кругликов, М. В. Оленникова - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 353 с. - ISBN 978-5-534-15331-6.
26. Кулакова, Л. Н. Использование интерактивных технологий в начальной школе / Л. Н. Кулакова // Информатика и образование. - 2012. - №10. - С. 52-53.
27. Ляшенко, А. А. Модели смешанного обучения: потенциал личностной ориентированности / А. А. Лященко // Научное наследие. - 2021. - № 69. - С. 9-12.
28. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьев. - Москва : Смысл, 2001. - 511 с. - ISBN 978-5-89357-230-8.
29. Матяш, Н. В. Инновационные педагогические технологии / Н. В. Матяш. - Москва : Академия, 2018. - 256 c. - ISBN 978-5-7695-9214-0.
30. Махмудшехова, М. А. Методические особенности реализации дифференцированного обучения математике в начальных классах: дис.канд. наук 13.00.02 / М. А. Махмудшехова. - Душанбе, 2019. - 153 с.
31. Махотин, Д. А. Дидактический анализ отношений в интерактивном образовании / Д. А. Махотин // Интерактивное образование. - 2018. - №1. - С. 2-5.
32. Миннуллина, Р. Ф. Формирование потребности поисковой деятельности у учеников начальной школы в процессе интерактивного обучения / Р. Ф. Миннуллина, К. А. Александрова // Вестник науки. - 2022. - №1(46). - С. 17-22.
33. Моро, М. И. Методика обучения математике в начальных классах / М. И. Моро, А. М. Пышкало. - Москва: Просвещение, 1978. - 336 с.
34. Муталиева, А. Ш. Педагогика XXI века: инновационные методы обучения / А. Ш. Муталиева, С. К. Ахтанова // Универсум: Психология и образование: электрон. научный журнал. - 2020. - № 3. - С. 19-21.
35. Орешко, С. А. Инновационные педагогические технологии: активные и интерактивные методы обучения / С. А. Орешко // Проблемы науки. - 2019. - №1. - С. 9-10.
36. Отаева, М. А. Интерактивные методы - фактор эффективности обучения / М. А. Отаева // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. - 2020. - № 1. - С. 210-214.
37. Пидкасистый, П. И. Педагогика / П.И. Пидкасистый. - Москва : Юрайт, 2013. - 512 c. - ISBN 978-5-4468-0229-6.
38. Подымова, Л. С. Педагогика: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л. С. Подымова, В. А. Сластенин. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 246 с. - ISBN 978-5-534-00417-5.
39. Полуэктова, С. В. Использование интерактивной доски на уроках математики / С. В. Полуэктова // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - №4. - С. 56-58.
40. Попова, Н. Е. Подходы к использованию интерактивных технологий в дошкольных образовательных организациях / Н. Е. Попова, О. В. Рожкова // Фундаментальные исследования. - 2018. - №16. - С. 35-40.
41. Сабанова, Л. В. Использование интерактивной доски при организации дидактических игр как средство активизации деятельности учащихся / Л. В. Сабанова, А. В. Терещенко // Информация и образование : границы коммуникаций. - Горно-Алтайск : РИО ГАГУ, 2013. - С. 404-406.
42. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие / Г. К. Селевко. - Москва : Народное образование, 1998. - 256 с.
43. Сиденко, А. С. Психолого-педагогические основы введения и реализации ФГОС в образовательных организациях / А. С. Сиденко, Е. А. Сиденко // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2015. - №3. - С. 53-63.
44. Сластенин, В. А. Педагогика: учебное пособие для вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - Москва : Академия, 2004. - 512 с. - ISBN 978-5-7695-4762-1.
45. Содель, А. О. Интерактивные презентации как средство мультимедийной дидактики: анализ опыта применения в образовательной практике / А. О. Содель // Наука и образование сегодня. - 2022. № 4. - С. 1-2.
46. Сорокоумова, Е. А. Психология детей младшего школьного возраста / Е. А. Сорокоумова. - Москва : Юрайт, 2019. - 216 с.
47. Суворова, Н. И. Интерактивное обучение: новые подходы / Н. И. Суворова // Учитель. - 2000. - № 1. - С. 25-27.
48. Ускова, И. В. Дидактическое обеспечение домашней учебной работы школьников в условиях информационно-образовательной среды: дис.канд. пед. наук : 13.00.01 защита : 26.09.19 / И. В. Ускова; науч. рук. И. М Осмоловская ; Ин - т стратегии развития образования РАО. - Москва, 2019. - 254 с.
49. Ушинский, К. Д. Моя система воспитания. / К. Д. Ушинский. - Москва: АСТ, 2018. - 572 с. - ISBN 978-5-17-097311-8.
50. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва : Просвещение, 2010. - 31 с.
51. Федоренко, О. О. Условия формирования вычислительных умений младших школьников / О. О. Федоренко, Т. В. Неженская // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2017. - № 29. - С. 436-438.
52. Федорова, А. С. Формирование вычислительных навыков в процессе работы с математическими тренажерами / А. С. Федорова // Научно¬методический электронный журнал Концепт. - 2017. - № 32. - С. 124-125.
53. Филиппова, Г. Н. Особенности интерактивного обучения в начальной школе / Г. Н. Филиппова, В. А. Горюнова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - №46. - С. 399-404.
54. Фролова, А. И. Развитие навыков устного счёта у младшего
школьника с использованием ИКТ технологий на уроках математики / А. И. Фролова // Инновационные и традиционные технологии обучения и развития обучающихся средствами математики и информатики материалы исследовательской работы студентов-бакалавров и учителей
общеобразовательной школы. - Ульяновск, 2020. - С. 93-96.
55. Холматов, Ш. Ф. Интерактивные методы и их применение в классе / Ш. Ф. Холматов // Достижения науки и образования. - 2018. - №3. - С. 10-12.
56. Шарычева, М. Э. Особенности применения интерактивных методов в процессе обучения младших школьников / М. Э. Шарычева // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №4. - С. 256-258.
57. Ядров, К. П. Инновационные процессы в образовании как фактор развития детей младшего возраста / К. П. Ядров // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - №1. - С. 171-173.
58. Ястребов, А. В. Исследовательское обучение математике в школе / А. В. Ястребов. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2018. - 158 с. - ISBN 978-5-00089¬240 - 4.