Введение 3
Глава 1. Познавательные учебные действия в системе Федерального
Государственного Образовательного стандарта основной школы 5
1.1 Теоретические аспекты понятия «познавательные учебные
действия обучающихся» 5
1.2 Диагностика уровня сформированности познавательных учебных
действий обучающихся основной школы 11
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Визуальный интерактивный справочник по физике для развития познавательных учебных действий обучающихся основной школы 22
2.1 Отбор программных средств и содержания для справочника 22
2.2 Визуальный интерактивный справочник по теме «Виды сил в механике» 28
2.3 Комплект заданий по теме «Виды сил» 35
Выводы по главе 2 40
Заключение 41
Список использованных источников 42
В настоящее время в современном обществе, требуется, как ускоренное совершенствование образовательного пространства, так и определение целей образования, которые учитывают государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением стало обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. С помощью системно - деятельностного подхода, который лежит в основе разработки стандартов нового поколения, можно выделить основные результаты воспитания и обучения, а также создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Таким образом, в условиях модернизации образования и реализации новых Федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях на первый план выходит проблема формирования и развития у обучающихся универсальных учебных действий, а именно познавательных учебных действий [7, 11].
Одним из средств формирования познавательных учебных действий являются вуальные интерактивные справочники. Остается открытый вопрос, возможно ли с помощью визуального интерактивного справочника развить познавательные учебные действия у обучающихся основной школы по физике [30].
Цель исследования заключается в разработка визуального интерактивного справочника, который способствует развитию познавательных учебных действий обучающихся основной школы на уроках физики.
Объектом исследования выступает процесс формирования познавательных учебных действий обучающихся.
Предмет исследования - визуальный интерактивный справочник как средство формирования познавательных учебных действий обучающихся основной школы на уроках физики.
Для достижения цели данной работы были поставлены следующие задачи:
1. изучить теоретические аспекты понятия познавательные универсальные учебные действия;
2. выявить диагностики сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся основной школы;
3. обозначить основные требования, предъявляемые к цифровым образовательным ресурсам;
4. провести анализ нормативных документов для отбора содержания интерактивного справочника по теме «Виды сил» для курса физики в основной школе;
5. разработать интерактивный справочник;
6. разработать задания по физике, способствующие развитию познавательных универсальных учебных действий в основной школе.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты понятия «познавательные учебные действия обучающихся», а также диагностика уровня сформированности познавательных учебных действий обучающихся основной школы.
Во второй главе выделены основные критерии, по которым должен составляться визуальный интерактивный справочник, проведен отбор учебников и программ в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, а также разработан визуальный интерактивный справочник и методические задания по физике для развития познавательных учебных действий обучающихся основной школы.
В заключении подведены итоги данной работы, охарактеризованы основные результаты, сделаны выводы.
Развитие универсальных учебных действий, а именно познавательных учебных действий, в настоящее время является приоритетным направлением в сфере образования. В данной работе выделены основные понятия, рассмотрены инструментарии, с помощью которых можно диагностировать уровень сформированности познавательных учебных действий, составлен визуальный интерактивный справочник, а также комплект заданий, которые способствуют развитию учебных действий у обучающихся основной школы по физике.
Разработанный комплект заданий и визуальный интерактивный справочник можно использовать, как для самостоятельной работы обучающихся, так и на уроках физики в основной школе, при прохождении темы «Виды сил в механике».
Результаты работы заключаются в следующем:
1. изучены теоретические аспекты понятия познавательные универсальные учебные действия;
2. выявлены диагностики сформированности познавательных
универсальных учебных действий обучающихся основной школы;
3. обозначены основные требования, предъявляемые к цифровым образовательным ресурсам;
4. проведен анализ нормативных документов для отбора содержания интерактивного справочника по теме «Виды сил» для курса физики в основной школе;
5. разработан интерактивный справочник;
6. разработаны задания по физике, способствующие развитию познавательных универсальных учебных действий в основной школе.
1. Абрамова, Т.В. Педагогическая система формирования познавательной самостоятельности у школьников: дис. канд. пед. наук: 13. 00.01/Т.В. Абрамова. - Саратов, 2003. - 195 с.
2. Артеменков Д.А. «Физика. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 7-9 классы к линии УМК Белаги В.В., Ломаченкова И.А., Панебратцева Ю.А. / Д. А. Артеменков, Н. И. Воронцова, В. В. Жумаев. - 2 е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 95 с.
3. Большой энциклопедический словарь / гл. редактор А. М. Прохоров - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: «Норинт», 2007. - 1465 с.
4. Бухарова, Г.Д., Старикова Л.Д. Современное образование: сущность и направления развития. Ж-л «Известия», №2, 2009
5. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в средней школе. От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Академия, 2010. - C338.
6. Физика. 7 класс. Учебник (комплект из 2 книг) / Л.Э. Генденштейн и др. - М.: Мнемозина, 2013. - 446 с.
7. Гузеев, В. В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии / В. В. Гузеев. - М.: Изд. - во НИИ Школьных технологий, 2004. - 128 с.
8. Горохова Л.И. Применение цифровых образовательных ресурсов. Фестиваль педагогических идей 2006-2007 [Электронный ресурс], http://festival.1september.ru/articles/411543/ (Дата обращения: 05.10.2017 г.)
9. Грачёв А.В. «Физика: программы: 7-9 классы, 10-11 классы» к линии УМК Грачёва А.В., Погожева В.А., Селиверстова А.В. / А. В. Грачев, А. В. Селиверстов, В. А. Погожев - М.: Вентана-Граф, 2011.
10. Коцюба И.Ю., Шиков А. Н. Интеллект-карты как средство e- дидактики в компьютерных технологиях обучения. / И. Ю. Коцюба, А. Н. Шиков // Образовательные технологии и общество. - 2015. - Том 18. - с. 600.
11. Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании// 2001. - Ks01.-C.3-6.
12. Мамонтова М. Ю. Электронные интеллект-карты как средство создания и реализации модульных программ обучения / М. Ю. Мамонтова // Педагогическое образование в России. - 2016. - №7 - с. 44-51.
13. Осин А. В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах. М.: Агентство «Социальный проект», 2007. - 32 с
14. «Примерная основная образовательная программа основного общего образования» от 8 апреля 2015 г. № 1/15 [Электронный ресурс], ййрз://минобрнауки.рф/документы/938 (Дата обращения: 25.01.2018 г.)
15. Перышкин А.В., Физика: учеб для 7 класса общеобразовательных учреждений - Дрофа, Москва, 2012.
16. Роберт И.В., Лавина Т.А. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. - М.: Институт информатизации образования (ИИО) РАО, 2006. - 88 с.
17. Сборник задач по физике. 7-9 классы / Перышкин А.В. - М., 2010- 192с. -9-е изд. - М., 2013. - 272с.; - М., 2017. - 272с.
18. Стандарты второго поколения «Примерные программы. Физика 7-9 классы»- М.: Просвещение, 2011 - с.6-8, 37.
19. Усова А. В., Завьялов В. В. Самостоятельная работа учащихся в процессе изучения физики. / А. В. Усова - М.: Высшая школа, 2004. - 96 с.
20. «Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования» от 17 декабря 2010 г. N 1897 [Электронный ресурс], ййрз://минобрнауки.рф/документы/938 (Дата обращения: 20.01.2018 г.)
21. Физика. Сборник задач и вопросов. К учебникам Перышкина,Гутник. 7-9 класс / Марон А.Е., Марон Е.А., Позойский С.В. -М., 2013. -272 с.
22. Физика. 7 класс. Учебник / Фадеева А.А., Засов А.В., КиселевД.Ф. -М., 2007.
23. Черных А.И., Романова М.Л., Хорошун К.В. Квалиметрическая оценка электронных образовательных ресурсов. / А.И. Черных, М.Л. Романова, К.В. Хорошун // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - 12 (82) - с. 186-194
24. Comapping | online mind mapping software to manage and share information [Электронный ресурс], - http://www.comapping.com/ (Дата обращения: 12.12.2017 г.)
25. Mapul | онлайн сервис для создания рукописных интеллект-карт, визуализации идей и презентации [Электронный ресурс], -https://www.mapul.com/ru (Дата обращения: 12.12.2017 г.)
26. Mind42 | сервис для создания интеллект-карт [Электронный ресурс], -https://mind42.com/ (Дата обращения: 12.12.2017 г.)
27. MindMeister | приложение для совместной работы с интеллект- картами с доступом к облачному сервису [Электронный ресурс], -https://www.mindmeister.com/ru(Дата обращения: 12.12.2017 г.)
28. MindMup | приложение для создания интеллект-карт [Электронный ресурс], -https://www.mindmup.com/ (Дата обращения: 12.12.2017 г.)
29. Mindomo | программа для визуальной организации собственных мыслей и идей [Электронный ресурс], -https://www.mindomo.com/ru/ (Дата обращения: 12.12.2017 г.)
30. Ментальные карты Бьюзена - ассоциативный метод активизации
мышления | статья [Электронный ресурс], -
http://www.b17.ru/article/mentalniekarti/(Дата обращения: 12.12.2017 г.)