Участие скандинавских государств в интеграционных процессах различного уровня
|
Введение 3
Глава 1. Исторические предпосылки формирования интеграционное™ скандинавских государств 6
1.1. Понятие термина «интеграция»: истоки, развитие,
примеры 6
1.2. Предпосылки скандинавской
интеграции 16
Глава 2. Интеграционные механизмы стран Скандинавского
региона 24
2.1. Еврорегионы (AEBR) — один из методов тесного сотрудничества
пограничных районов 24
2.2. Особые взаимоотношения Скандинавии и Европейского
Союза 32
2.3. Интеграционные процессы Скандинавских стран в целях укрепления своих позиций в Арктическом регионе 38
Заключение 43
Список использованных источников 46
Приложение 1
Глава 1. Исторические предпосылки формирования интеграционное™ скандинавских государств 6
1.1. Понятие термина «интеграция»: истоки, развитие,
примеры 6
1.2. Предпосылки скандинавской
интеграции 16
Глава 2. Интеграционные механизмы стран Скандинавского
региона 24
2.1. Еврорегионы (AEBR) — один из методов тесного сотрудничества
пограничных районов 24
2.2. Особые взаимоотношения Скандинавии и Европейского
Союза 32
2.3. Интеграционные процессы Скандинавских стран в целях укрепления своих позиций в Арктическом регионе 38
Заключение 43
Список использованных источников 46
Приложение 1
В современном мире процессами интеграции охвачен весь земной шар, существует более 60 объединений и союзов. Интеграция и регионализация занимают важную часть внешней политики государств. Интеграционные объединения могут быть как крайне эффективны (ЕС, МЕРКОСУР), так и существовать фактически только на бумаге (СНГ).
Эта работа представляет собой анализ результативности интеграции на территории стран Скандинавии: Норвегии, Швеции и Дании. Этот регион имеет уникальное географическое положение, культурную и духовную близость населения, богатую историю взаимодействия, уходящую корнями в IX в., а также является частью двух массивных блоков: Швеция и Дания имеют членство в ЕС, Норвегия и Дания состоят в НАТО. Взаимоотношения Норвегия-EC представляют собой уникальный опыт взаимодействия страны с интеграционным объединением.
Сегодня исследованием интеграции занимается внушительное количество учёных, среди которых А.Е. Кутейников, Г.Л. Шагалов, З.К. Зоидов, Н.В. Каледин, Р.А. Гресь, О.Н. Мисько. Однако работ по исследованию взаимного сотрудничества стран Севера крайне мало. Такие исследования, например, проводили А. Сергунин, В. Конышев, В.Е. Возгрин. Данная тема имеет крайне мало русскоязычных источников, в основном, вся информация содержится в уставных документах ассоциаций, программах Европейской Комиссии, доктринах стратегии развития внешней политики Норвегии, Дании, Швеции на английском, норвежском, шведском и датском языках.
В ходе исследования рассматриваются процессы интеграции скандинавских стран при помощи организации AEBR, оцениваются преимущества и недостатки. Отдельное внимание уделяется оценке сотрудничества Дании, Швеции и особенно Норвегии с таким важным европейским актором как Европейский Союз. Не менее важным вектором сотрудничества трёх государств является арктический вопрос. В рамках этой работы проводится сравнение арктических стратегий трёх государств, анализ эффективности совместной скандинавской деятельности в этом направлении, их противоречий.
Таким образом, актуальность исследование и оценка инструментов интеграции Скандинавского региона в настоящий момент времени крайне высока. Нельзя забывать, что страны Скандинавии занимают лидирующие позиции в мире по развитию экономики и индексу человеческого развития. Необходимо определить, как именно интеграция в этом регионе влияет на вышеназванные показатели, и на этих основаниях сформулировать рекомендации для интеграции других регионов мира.
Целью данного исследования является выделение особенностей и инноваций интеграционных процессов на основе опыта стран Скандинавии.
Задачи данного исследования:
1. изучить понятия «интеграция» и «регионализация»,
2. изучить взаимодействие Скандинавских стран через призму истории,
3. определить инструменты интеграции Скандинавских стран,
4. оценить взаимовлияние внутренней и внешней политик Скандинавских стран,
5. дать прогноз развития интеграции стран Скандинавии,
6. сформулировать рекомендации по ведению успешной интеграционной политики, опираясь на результаты исследования.
Объектом исследования являются страны Скандинавского региона, а именно Норвегия, Швеция и Дания с возможным включением Исландии и Финляндии.
Предметом данного исследования являются методы ведения интеграционной политики вышеназванных государств, и их влияние на внешнюю и внутреннюю политику этих государств.
Эта работа представляет собой анализ результативности интеграции на территории стран Скандинавии: Норвегии, Швеции и Дании. Этот регион имеет уникальное географическое положение, культурную и духовную близость населения, богатую историю взаимодействия, уходящую корнями в IX в., а также является частью двух массивных блоков: Швеция и Дания имеют членство в ЕС, Норвегия и Дания состоят в НАТО. Взаимоотношения Норвегия-EC представляют собой уникальный опыт взаимодействия страны с интеграционным объединением.
Сегодня исследованием интеграции занимается внушительное количество учёных, среди которых А.Е. Кутейников, Г.Л. Шагалов, З.К. Зоидов, Н.В. Каледин, Р.А. Гресь, О.Н. Мисько. Однако работ по исследованию взаимного сотрудничества стран Севера крайне мало. Такие исследования, например, проводили А. Сергунин, В. Конышев, В.Е. Возгрин. Данная тема имеет крайне мало русскоязычных источников, в основном, вся информация содержится в уставных документах ассоциаций, программах Европейской Комиссии, доктринах стратегии развития внешней политики Норвегии, Дании, Швеции на английском, норвежском, шведском и датском языках.
В ходе исследования рассматриваются процессы интеграции скандинавских стран при помощи организации AEBR, оцениваются преимущества и недостатки. Отдельное внимание уделяется оценке сотрудничества Дании, Швеции и особенно Норвегии с таким важным европейским актором как Европейский Союз. Не менее важным вектором сотрудничества трёх государств является арктический вопрос. В рамках этой работы проводится сравнение арктических стратегий трёх государств, анализ эффективности совместной скандинавской деятельности в этом направлении, их противоречий.
Таким образом, актуальность исследование и оценка инструментов интеграции Скандинавского региона в настоящий момент времени крайне высока. Нельзя забывать, что страны Скандинавии занимают лидирующие позиции в мире по развитию экономики и индексу человеческого развития. Необходимо определить, как именно интеграция в этом регионе влияет на вышеназванные показатели, и на этих основаниях сформулировать рекомендации для интеграции других регионов мира.
Целью данного исследования является выделение особенностей и инноваций интеграционных процессов на основе опыта стран Скандинавии.
Задачи данного исследования:
1. изучить понятия «интеграция» и «регионализация»,
2. изучить взаимодействие Скандинавских стран через призму истории,
3. определить инструменты интеграции Скандинавских стран,
4. оценить взаимовлияние внутренней и внешней политик Скандинавских стран,
5. дать прогноз развития интеграции стран Скандинавии,
6. сформулировать рекомендации по ведению успешной интеграционной политики, опираясь на результаты исследования.
Объектом исследования являются страны Скандинавского региона, а именно Норвегия, Швеция и Дания с возможным включением Исландии и Финляндии.
Предметом данного исследования являются методы ведения интеграционной политики вышеназванных государств, и их влияние на внешнюю и внутреннюю политику этих государств.
Термин «интеграция» был рассмотрен в разрезе различных теорий международных отношении, а также его определения из различных источников, словарей. В свете существования многих различных трактовок термина, в рамках работы было представлено собственное аккумулированное понимание этого явления как процесса построения взаимовыгодного сотрудничества двумя и более акторами международных отношений на основе их равенства, характеризующийся гармонизацией норм права, установлением согласованной общей политики в определённой сфере или сферах, созданием институтов, формирующих эту политику, которые, в свою очередь, могут обладать элементами наднациональности.
В рамках рассмотрения истории Скандинавских стран в ретроспективе мы убедились, что интеграция и взаимное сотрудничество начались в этих странах ещё во времена до появления христианства. Дания, Норвегия и Швеция имеют практически одинаковую историю. Кальмарская, датско-норвежская, а затем норвежско-шведская унии постоянно поддерживали контакт и диалог трёх государств. Культура этих стран настолько схожа, что население понимает устную речь друг друга, хотя de facto разговаривают они на разных языках.
Скандинавские страны имеют огромный арсенал инструментов интеграции, среди которых есть пограничные, межправительственные и межгосударственные объединения. В рамках этой работы мы рассмотрели участие стран в AEBR (регионы Bothnian Arc, Inner Skandinavia, Oresundskomiteen и Kattegat-Skagerrak), Северном Совете, Совете министров Северных стран, Совет Баренцева Евро-Арктического регионе, Совет государств Балтийского моря, Арктический Совет, а также их связи с ЕС и НАТО. Такой внушительный список объединений лишний раз свидетельствует о глубокой интегрированности Скандинавии.
Сравнивая опыт интеграции Скандинавии и России, можно увидеть много сходств. Построение регионов в рамках AEBR, например, можно сравнить с программой городов-побратимов РФ. Северный Совет и Совет министров Северных стран — это, отчасти, то, к чему стремится РФ, развивая ЕАЭС. А в целом долгое и плодотворное сотрудничество Дании, Норвегии и Швеции достаточно схожи с текущими отношениями Москвы и Минска. Тем не менее, существует достаточно популярное мнение о том, что вместо существующей двойки должна быть тройка — Москва-Минск- Киев1.
Проведённые исследования позволяют также сделать прогноз дальнейшего сотрудничества государств Скандинавии. В 20 веке в Европе появился новый актор — Европейский Союз. Сегодня Дания и Швеция являются участниками союза, а Норвегия, не имея полного членства, ведёт дела с ЕС на основаниях договор ЕАСТ и ЕЕР. Дания и Швеция занимают высокие позиции в экономике союза, а экспорт Норвегии в ЕС составляет 80%. Более того, некоторые члены политической элиты Норвегии говорят о возможности, а иногда и необходимости, глубже интегрироваться в ЕС. Таким образом, становится реальным вариант развития интеграции скандинавов через Европейский Союз. Но можно ли это будет скандинавской интеграцией? Или это уже будет европейская интеграция?
Тем не менее, некоторые политические взгляды Норвегии, Дании и Швеции различаются. Например, отношения с Российской Федерацией. Все три государства признают присоединение Крыма аннексией и нарушением международного права. Однако Швеция придерживается позиции нейтралитета в вопросе диалога с Россией. Норвегия же открыта к диалогу и всегда ищет возможности нового норвежско-российского сотрудничества. Дания, в свою очередь, отказывается от диалога с Россией, но при этом согласна на партнёрство в тех областях, где это представляет экономическую выгоду (например, исследования Арктического шельфа).
Тем не менее, результаты данного исследования позволяют показывают, что схожесть культуры и общность населения всех трёх государств всегда будут подталкивать к сотрудничеству внутри Скандинавии.
В рамках рассмотрения истории Скандинавских стран в ретроспективе мы убедились, что интеграция и взаимное сотрудничество начались в этих странах ещё во времена до появления христианства. Дания, Норвегия и Швеция имеют практически одинаковую историю. Кальмарская, датско-норвежская, а затем норвежско-шведская унии постоянно поддерживали контакт и диалог трёх государств. Культура этих стран настолько схожа, что население понимает устную речь друг друга, хотя de facto разговаривают они на разных языках.
Скандинавские страны имеют огромный арсенал инструментов интеграции, среди которых есть пограничные, межправительственные и межгосударственные объединения. В рамках этой работы мы рассмотрели участие стран в AEBR (регионы Bothnian Arc, Inner Skandinavia, Oresundskomiteen и Kattegat-Skagerrak), Северном Совете, Совете министров Северных стран, Совет Баренцева Евро-Арктического регионе, Совет государств Балтийского моря, Арктический Совет, а также их связи с ЕС и НАТО. Такой внушительный список объединений лишний раз свидетельствует о глубокой интегрированности Скандинавии.
Сравнивая опыт интеграции Скандинавии и России, можно увидеть много сходств. Построение регионов в рамках AEBR, например, можно сравнить с программой городов-побратимов РФ. Северный Совет и Совет министров Северных стран — это, отчасти, то, к чему стремится РФ, развивая ЕАЭС. А в целом долгое и плодотворное сотрудничество Дании, Норвегии и Швеции достаточно схожи с текущими отношениями Москвы и Минска. Тем не менее, существует достаточно популярное мнение о том, что вместо существующей двойки должна быть тройка — Москва-Минск- Киев1.
Проведённые исследования позволяют также сделать прогноз дальнейшего сотрудничества государств Скандинавии. В 20 веке в Европе появился новый актор — Европейский Союз. Сегодня Дания и Швеция являются участниками союза, а Норвегия, не имея полного членства, ведёт дела с ЕС на основаниях договор ЕАСТ и ЕЕР. Дания и Швеция занимают высокие позиции в экономике союза, а экспорт Норвегии в ЕС составляет 80%. Более того, некоторые члены политической элиты Норвегии говорят о возможности, а иногда и необходимости, глубже интегрироваться в ЕС. Таким образом, становится реальным вариант развития интеграции скандинавов через Европейский Союз. Но можно ли это будет скандинавской интеграцией? Или это уже будет европейская интеграция?
Тем не менее, некоторые политические взгляды Норвегии, Дании и Швеции различаются. Например, отношения с Российской Федерацией. Все три государства признают присоединение Крыма аннексией и нарушением международного права. Однако Швеция придерживается позиции нейтралитета в вопросе диалога с Россией. Норвегия же открыта к диалогу и всегда ищет возможности нового норвежско-российского сотрудничества. Дания, в свою очередь, отказывается от диалога с Россией, но при этом согласна на партнёрство в тех областях, где это представляет экономическую выгоду (например, исследования Арктического шельфа).
Тем не менее, результаты данного исследования позволяют показывают, что схожесть культуры и общность населения всех трёх государств всегда будут подталкивать к сотрудничеству внутри Скандинавии.
Подобные работы
- МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ДИАЛОГ РОССИИ И ЕС В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2018 - ПРОБЛЕМЫ ЕВРОИНТЕГРАЦИИ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ШВЕЦИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - ДИАЛОГ РОССИИ И ЕС В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - СКАНДИНАВСКИЕ СТРАНЫ И ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА(07.00.03)
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОГО
МОЛОДЕЖНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
(НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Североафриканская иммиграция во Франции: социокультурный и конфессиональный аспекты
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2002 - ЭВОЛЮЦИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЕС
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018





