Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УЧАСТИЕ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ В ГОДЫ ПРЕЗИДЕНТСТВА С. А. САРГСЯНА THE PARTICIPATION OF ARMENIA IN THE POST-SOVIET INTEGRATION UNDER THE PRESIDENCY OF SERZH SARGSYAN

Работа №66533

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы98
Год сдачи2016
Стоимость4950 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
294
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ УЧАСТИЯ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ В
ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ 7
§ 1. Источники 7
§ 2. Историография 11
ГЛАВА 2. УЧАСТИЕ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ НА
ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ В 1991-2013 ГГ 33
§ 1. Формирование политики комплементаризма (1991-2008 гг.) 33
§ 2. Выбор между европейской и евразийской интеграционными моделями (2008-2012 гг.)
43
ГЛАВА 3. УЧАСТИЕ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ НА
ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ В 2013-2015 ГГ 54
§ 1. На пути в Евразийский экономический союз (2013-2014 гг.) 54
§ 2. Первые итоги участия Армении в ЕАЭС (2015 г.) 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ: 76
Источники 76
Литература 86


Актуальность темы исследования. После роспуска СССР в декабре 1991 г., на постсоветском пространстве один за другим стали появляться интеграционные объединения бывших республик Советского союза, главной задачей которых становилась необходимость минимизации последствий распада некогда единого государства. Армения, отказавшаяся проводить всесоюзный референдум о сохранении СССР в марте 1991 г. и одной из первых провозгласившая свою независимость, тем не менее стала активно участвовать практически во всех крупных интеграционных процессах на постсоветском пространстве. Результатом этого участия стало членство страны в Содружестве Независимых Государств, Организации договора о коллективной безопасности, а с января 2015 г. Республика Армения стала полноправным участником самого перспективного интеграционного проекта на пространстве бывшего СССР - Евразийского экономического союза.
В настоящее время Республика Армения находится в процессе адаптации в связи с изменившимся для республики международным правовым статусом. Армения, являясь единственной страной Закавказского региона, ставшая полноправным членом ЕАЭС, так же занимает стратегическое положение, находясь в эпицентре торгово-транспортных и энергетических противоречий Каспийского региона.
Поэтому сегодня особенно важно обратить внимание на особенности и возможные проблемы полноценного включения Армении в Евразийский экономический союз.
Научная новизна. На сегодняшний день отечественная историография, посвященная внешнеполитической интеграционной деятельности Республики Армения в годы президентства С. А. Саргсяна, представляется недостаточно обширной.
Имеется ряд научных работ и статей, посвященных более ранним периодам изучаемой проблемы, однако в основной массе они рассматривают конкретные подчас отраслевые процессы интеграции армянского государства в межгосударственные институты, появляющиеся на постсоветском пространстве.
Подробный источниковедческий и историографический анализ проблемы будет представлен нами в отдельной главе настоящего диссертационного исследования.
Данная диссертация должна стать одним из первых комплексных исследований проблем интеграции Республики Армения в структуры Содружества Независимых Г осударств, Организации договора о коллективной безопасности и Евразийского экономического союза.
Объект исследования - интеграционные процессы на постсоветском пространстве в период 2008-2015 гг.
Предмет исследования - участие Армении в интеграционной деятельности на территории бывшего СССР в период 2008-2015 гг.
Хронологические рамки исследования включают в себя период президентства С. А. Саргсяна в Республике Армения - с 2008 по 2015 гг. включительно. Вместе с тем необходимость более точно определить предпосылки интеграционной политики Армении сделала необходимым обращение к предыстории этого процесса ограниченного 1991-2008 гг.
Территориальные рамки исследования включают в себя территорию постсоветского пространства, в которую входят все бывшие республики СССР за исключением трех прибалтийских стран - Латвии, Литвы и Эстонии .
Цель данного исследования - выявление особенностей интеграционной деятельности Республики Армения в период президентства С. А. Саргсяна (2008-2015). Указанная цель предполагает решение следующих задач:
1. Провести анализ источников и историографии интеграционной деятельности Республики Армения на постсоветском пространстве в рассматриваемый период;
2. Дать краткий исторический обзор участия Республики Армения в интеграционных процессах в предшествующий период (1991-2008 гг.);
3. Сравнить европейское и евразийское направления интеграционной политики Республики Армения (2008-2013 гг.);
4. Рассмотреть причины и ход вступления Республики Армения в Евразийский экономический союз (2013-2014 гг.);
5. Подвести итоги первого года участия Республики Армения в ЕАЭС (2015 г.).
Определение основных категорий и понятий исследования:
Интеграция - объединение в целое каких-либо частей, элементов . В рамках данного исследования под термином «интеграция» понимается процесс расширения сотрудничества двух и более государств (акторов) в политической, экономической и военной сферах . В случае с интеграционными процессами на постсоветском пространстве и участием в них Армении речь идет о Содружестве Независимых Государств, членом которого республика является с 1991 г., Организации Договора о коллективной безопасности, членом которой республика является с 2002 г., Евразийском экономическом сообществе, при котором Армения с 2003 по 2014 гг. была страной-наблюдателем и Евразийском экономическом союзе, в который она вошла в 2015 г.
Комплементаризм. Во внешней политике современной Армении комплементаризм представляет собой довольно специфическую для постсоветских стран концепцию, суть которой заключается в поддержании баланса между интересами региональных и мировых акторов, вовлеченных в Закавказский регион, в том числе и в тех случаях, когда эти интересы явно противоречат друг другу .
Стратегическое партнерство - «долговременное сотрудничество на международном уровне по большому количеству вопросов с целью получения максимальных выгод для себя и партнера» . В диссертации категория «стратегическое партнерство» выражается в особом режиме армяно-российских отношений, сложившихся после распада Советского Союза. В настоящее время Армения является стратегическим союзником России в Закавказском регионе и в сложившихся геополитических и военно-политических реалиях стремится двигаться по принципу обеспечения максимальной безопасности, что находит свое отражение в политике всесторонней интеграции республики с Российской Федерацией .
Дилемма интеграции - частный случай дилеммы безопасности. «Перед ней оказывается государство, воспринимающее в качестве угрозы своей безопасности или благополучию интеграцию соседей в недоступные для него самого экономические организации или военные блоки. Дилемма интеграции возникает в первую очередь вследствие закрытости этих объединений. Для государств, которые исключены из интеграционных инициатив, открытых соседям, интеграция превращается из взаимовыгодного процесса в игру с нулевой суммой» .
Методологической основой исследования выступает исторический позитивизм. В диссертационном исследовании использована совокупность методов современной исторической науки, применяемых для изучения международных отношений и проблем внешней политики. В основу данной работы положен ряд общенаучных и общеисторических методов.
Среди общенаучных методов были выбраны такие методы как: анализ и синтез, индукция и дедукция, описание и объяснение, констатация и концептуализация.
Среди общеисторических методов были выбраны историко-генетический и историко-сравнительный методы.
Применение историко-генетического метода определяет последовательное раскрытие свойств и изменений участия и роли Республики Армения в интеграционных процессах на постсоветском пространстве, в их историческом движении, что позволяет в наибольшей мере приблизиться к воспроизведению истории данного предмета исследования.
Применение историко-сравнительного метода предполагает использование в диссертации разного рода сравнений в пространстве и времени для выявления характера процессов, которые определяют особенности участия Республики Армения в интеграции на пространстве бывшего СССР.
Наряду с общеисторическими методами в диссертации применяются специальные исторические и логические методы: хронологический, диахронный - периодизации, синхронный - анализ явления в конкретном историческом контексте.
Структура диссертации отвечает основной цели и предмету исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Вследствие процесса распада СССР Армения стала одной из первых советских республик, объявившей о своем суверенитете, а затем и государственной независимости. Однако, обретя полную политическую свободу от союзного центра, молодая армянская государственность столкнулась с проблемами и последствиями распада единого оборонного и экономического пространства, усугублявшегося продолжавшимся нагорно-карабахским конфликтом. Складывавшаяся ситуация грозила молодому государству не только тяжелейшим гуманитарным кризисом, но даже вероятной потерей недавно обретенной независимости. Необходимость минимизировать данные последствия заставила Армению с самых первых дней своего самоуправления проводить активную внешнюю (в том числе интеграционную) политику, а сложная геополитическая обстановка вокруг республики и наличие трех крупных армянских диаспор за пределами страны довольно быстро определило комплементарный характер проводимой политики.
В результате период 1990-х гг., ставший временем становления армянской государственности, так же характеризовался участием страны практически во всех интеграционных процессах и объединениях, возникавших на постсоветском пространстве, во главе которых стояла Российская Федерация. В свою очередь необходимость дополнительных гарантий безопасности страны, находящейся на острие нагорно¬карабахского конфликта, подтолкнула руководство Армении к выстраиванию долгосрочных, позже ставших стратегическими и союзными отношений с Россией. Вместе с тем ведомая комплементаризмом Армения в эти же годы активно развивала отношения со странами Запада и, в первую очередь, с Евросоюзом. В итоге к началу 2000-х гг. Республика Армения сформировала одинаково успешные и эффективные отношения как на западном, так и на восточном направлении своей внешней политики.
Начиная с 2000-х гг. Армения, уже ставшая устоявшимся государством, почувствовав в себе силы, начала следующий этап активной комплементарной внешней политики, нацеленной на расширение и углубление существующих связей. В результате в период с 2002 по 2012 гг. республика значительно увеличила свое участие как в инициативах исходящих от России, так и в программах и проектах Евросоюза, реализуемых на постсоветском пространстве. Однако, выбрав основным направлением на востоке - безопасность и связанную с ней ОДКБ, пренебрегая полноценным участием в ЕврАзЭС, на западе Армения выбрала политическое, но в большей степени экономическое направление интеграционной политики. Вследствие вызванного такими разнонаправленными и вызывающими недопонимание как у России, так и у ЕС устремлениями в 2012 г. в армянской внешней политике назрел кризис комплементарности, который частично разрешился после принятого армянским президентом выбора в пользу евразийской интеграции без отказа от продолжения диалога с Евросоюзом.
Окончательный выбор армянского президента, подвергшийся критике Брюсселя, тем не менее, имел вполне обоснованные мотивы, подкреплявшиеся совокупностью серьезных причин, касавшихся безопасности страны, разрешения ее транспортного тупика, экономической целесообразностью, энергетической независимости и безопасности, отношений с Ираном и других причин. В результате, выбрав участие в евразийском интеграционном процессе, президент РА С. А. Саргсян сделал все возможное, чтобы руководимая им страна как можно быстрее и эффективнее стала государством-участником сначала Таможенного союза и Единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана и России, а затем и членом самого перспективного на постсоветском пространстве объединения - Евразийского экономического союза.
Для Армении интеграция в Евразийский экономический союз создает новые возможности в области экономического развития и улучшения социальных стандартов жизни населения. К ним относятся не только быстродействующие положительные эффекты от снижения цен на энергоносители (около $140 млн в год), увеличившийся таможенный тариф, отмена экспортных пошлин на алмазное сырье и потенциальные инвестиции в нефтеперерабатывающие заводы на территории республики, но и более долгосрочные эффекты, связанные с изменением взгляда на Армению как на перспективное место для инвестиций с возможностью выхода на 170 млн рынок 4 свобод (торговли, услуг, передвижения капитала и труда). Однако помимо позитивных сторон евразийской интеграции республики так же существует целый ряд долгосрочных негативных факторов, которые могут снизить положительные эффекты от вступления Армении в ЕАЭС. Эти факторы в значительной степени носят политический характер и в основном связаны с непростыми российско-грузинскими межгосударственными отношениями и проблемами, связанными с неурегулированностью нагорно-карабахского конфликта.
Анализируя имеющиеся в настоящее время проблемы Армянского государства как страны-участника ЕАЭС, можно выделить следующие первостепенные задачи, решению которых необходимо уделить самое пристальное внимание в краткосрочной и среднесрочной перспективе.
Первой и самой главной задачей является привлечение в армянскую экономику инвестиций, так как без достаточного объема кредитно-денежной поддержки будет невозможно полноценно решить остальные задачи, стоящие перед руководством республики.
Второй задачей представляется необходимость увеличения армянского экспорта на территорию стран-партнеров по ЕАЭС, в связи с чем встает необходимость в поддержке государством тех отраслей производства и бизнеса в Армении, продукция которых востребована на рынках Евразийского экономического союза.
Третьей задачей республики должно стать окончательное завершение процесса гармонизации национального законодательства с нормами и правилами, применяемыми на территории Евразийского экономического союза, так как отсутствие единого правового поля является серьезным барьером для армянского бизнес-сообщества и грозит дополнительными рисками на пути увеличения товарооборота.
Четвертой и единственной на среднесрочную перспективу задачей должно стать окончательное решение надежности транспортного сообщения Армении с остальными странами Евразийского союза, в противном случае любые попытки повысить уровень эффективности интеграции Республики в ЕАЭС будут сводиться к максимальным в нынешних неблагоприятных условиях значениям.
Подводя итоги всему вышеизложенному, хочется сказать, что если Республика Армения сможет эффективно и своевременно решить стоящие перед ней задачи, то вслед за недолгим периодом адаптации к новым условиям существования перед страной откроются самые широкие возможности, связанные с участием в Евразийском экономическом союзе.



Договоры, акты, соглашения, меморандумы
1. Алма-Атинская декларация от 21 декабря 1991 г. // Внешняя политика России: Сб. документов (1990-1992). М., 1996. С. 138-139;
2. Договор о зоне свободной торговли СНГ от 18 октября 2011 г. // Интернет-портал СНГ.
[Официальный сайт]. URL: http://www.e-cis.info/page.php?id=20062 (дата обращения: 02.03.2016). Меморандум об углублении взаимодействия между Евразийской экономической комиссией и Республикой Армения // Правовой портал ЕАЭС. [Официальный сайт]. 2013. 7 нояб. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-
ru/0044174/ms_07112013 (дата обращения: 02.03.2016).
3. Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. // Внешняя политика России: Сб. документов (1990-1992). М., 1996. С. 357-360;
4. Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском
экономическом союзе от 29 мая 2014 года // Правовой портал ЕАЭС. [Официальный сайт]. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/0047359/itia_11102014_doc (дата
обращения: 02.03.2016).
5. Договор о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 г. // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ.
1993. № 4.
6. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. // Бюллетень международных договоров. 2002. № 5. С. 9-15.
7. Заявление о плане мероприятий («дорожной карте») по присоединению Республики
Армения к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации // Правовой портал ЕАЭС. [Официальный сайт]. 2013. 30 дек. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-
ru/0144426/ms_30122013_doc (дата обращения: 02.03.2016).
8. Меморандум о взаимодействии между Евразийской экономической комиссией и Правительством Республики Армения // Правовой портал ЕАЭС. [Официальный сайт]. 2014. 10 апр. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/0044332/ms_10042014 (дата обращения: 02.03.2016).
9. Протокол №5 между Российской Федерацией и Республикой Армения о внесении изменений в Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о российской военной базе на территории Республики Армения от 16 марта 1995 г. // Бюллетень международных договоров. 2012. №3. С. 57-58.
10. Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года от 2 апреля 1999 г. // Бюллетень международных договоров. 2000. № 12.
11. Решение № 49. О присоединении Республики Армения к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации // Евразийская экономическая комиссия. [Официальный сайт]. 2013. 24 окт. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/0044060/scd_25102013_49 (дата обращения: 18.03.2016).
12. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о сотрудничестве в строительстве новых энергоблоков атомной электростанции на территории Республики Армения // Бюллетень международных договоров. 2011. № 10. С. 60.
13. Соглашение о создании свободной торговли от 15 апреля 1994 г. // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ.
1994. № 1.
14. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г. // Внешняя политика России: Сб. документов (1990-1992). М., 1996. С. 121-124.
15. Соглашение о Таможенном союзе от 20 января 1995 г. // Бюллетень международных договоров. 1995. № 6. С. 11-12.
16. ENP Action Plans. EU-Armenia action plan // European External Action Service. [Official website]. URL: http://eeas.europa.eu/enp/pdf/pdf/action_plans/armenia_enp_ap_final_en.pdf (дата обращения 05.04.2016).
17. Joint Declaration of the Prague Eastern Partnership // The Council of the EU. [Official website].
URL: http://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-8435-2009-INIT/en/pdf (дата
обращения: 10.11.2015).
18. Partnership and Cooperation Agreement 21999A0909 (01) // the Official Journal of the European Union. 1999. No. 239. Pp. 3-50.
Законы, уставы и стратегии
19. Конституция Республики Армения с изменениями от 27 ноября 2005 г. Ер., 2010. 260 с.
20. Положение о статусе наблюдателей при Евразийском экономическом сообществе // Евразийское Экономическое Сообщество. [Официальный сайт]. 2002. 13 мая. URL: http://www.evrazes.com/docs/view/25 (дата обращения: 04.04.2016).
21. Стратегия национальной безопасности Республики Армения от 26 января 2007 г. // Министерство иностранных дел РА. [Официальный сайт]. URL: http://www.mfa.am/u_files/file/doctrine/Doctrinerus.pdf (дата обращения: 02.02.2016).
22. Устав Организации Договора о коллективной безопасности от 7 октября 2002 г. // Там же. 2004. № 3; Договор о Евразийском экономическом союзе // Правовой портал ЕАЭС. [Официальный сайт]. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/0047360/itia_05062014_doc (дата обращения: 02.02.2016).
23. Устав Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 г. // Бюллетень международных договоров. 1994. № 1.
Программные документы
24. Стратегия национальной безопасности Республики Армения от 26 января 2007 г. // Министерство иностранных дел РА. [Официальный сайт]. URL: http://www.mfa.am/u_files/file/doctrine/Doctrinerus.pdf (дата обращения: 02.02.2016).
25. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Президент РФ.
[Официальный сайт]. 2000. 8 июль. URL:
http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/21480 (дата обращения: 14.12.2015).
26. Предвыборная программа президента Армении Сержа Саргсяна на выборах 2008 года //
Президент РА. [Официальный сайт]. URL:
http://www.president.am/u_files/file/docs/program_rus.pdf (дата обращения: 10.11.2015).
27. Предвыборная программа президента Армении Сержа Саргсяна на выборах 2013 года //
Президент РА. [Официальный сайт]. URL: http://www.president.am/u_files/file/docs/election-programm-2013-ru.pdf (дата обращения: 16.01.2016).
28. Программа правительства на 2008-2012 годы // Правительство РА. [Официальный сайт]. URL: http://www.gov.am/files/docs/76.pdf (дата обращения: 10.02.2016).
Заявления, итоги переговоров, выступления и интервью глав государств
29. В резиденции президента РА состоялись армяно-российские переговоры высокого уровня // Президент РА. [Официальный сайт]. 2013. 2 дек. URL: http://www.president.am/ru/press- release/item/2013/12/02/President-Serzh-Sargsyan-meeting-with-the-President-Vladimir-Putin/ (дата обращения: 19.04.2016).
30. В резиденции президента РА состоялись армяно-российские переговоры высокого уровня // Президент РА. [Официальный сайт]. 2013. 2 дек. URL: http://www.president.am/ru/press- release/item/2013/12/02/President-Serzh-Sargsyan-meeting-with-the-President-Vladimir-Putin/ (дата обращения: 18.03.2016).
31. Встреча президента Сержа Саргсяна с представителями СМИ // Президент РА. [Официальный сайт]. 2013. 18 март. URL: http://www.president.am/ru/interviews-and-press- conferences/item/2013/03/18/President-Serzh-Sargsyan-press-conference/#!officialPhotos (дата обращения: 15.01.2016).
32. Выступление Президента Сержа Саргсяна на заседании Высшего Евразийского экономического совета // Президент РА. [Официальный сайт]. 2014. 29 мая. URL: http://www.president.am/ru/statements-and-messages/item/2014/05/29/President-Serzh- Sargsyan-speech-Astana-Supreme-Eurasian-Economic-Council/ (дата обращения: 19.03.2016).
33. Заявление для прессы по итогам заседания Межгосударственного совета Евразийского
экономического сообщества/Высшего Евразийского экономического совета // Президент РФ. [Официальный сайт]. 2012. 19 март. URL:
http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/14807 (дата обращения: 11.11.2015).
34. Заявления для прессы и ответы на вопросы журналистов по итогам встречи с Президентом Армении Сержем Саргсяном // Президент РФ. 2012. 8 авг. URL: http://www.kremlin.ru/catalog/persons/110/events/16180 (дата обращения: 10.02.2016).
35. Итоги переговоров президента Армении и председателя Европейского Совета //
Президент РА. [Официальный сайт]. 2012. 4 июль. URL:
http://www.president.am/ru/interviews-and-press-conferences/item/2012/07/04/news-82/ (дата обращения: 08.01.2016).
36. На ВЕЭС в Минске обозначены дальнейшие перспективы евразийской экономической интеграции // Евразийская экономическая комиссия. [Официальный сайт]. 2014. 30 апр. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/0044060/scd_25102013_49 (дата обращения: 19.03.2016).
37. Подписаны документы о создании Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана
// Президент РФ. [Официальный сайт]. 2009. 27 нояб. URL:
http://www.kremlin.ru/events/president/news/6138 (дата обращения: 11.11.2015).
38. Президент Серж Саргсян выступил с речью на заседании Высшего Евразийского
экономического совета в Минске // Президент РА. [Официальный сайт]. 2014. 10 окт. URL: http://www.president.am/ru/press-release/item/2014/10/10/President-Serzh-Sargsyan-
participation-in-session-of-the-Supreme-Eurasian-Economic-Council/ (дата обращения:
20.03.2016).
39. Совместное заявление по итогам визита Президента Республики Армения в Российскую
Федерацию // Президент РФ. [Официальный сайт]. 2013. 3 сент. URL:
http://www.kremlin.ru/supplement/1517 (дата обращения: 15.01.2016).
40. Таможенный союз не имеет для нас смысла // «Коммерсантъ». 2012. 4 апр. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1907602 (дата обращения: 11.11.2015).
41. Poland welcomes Armenia's determination to cooperate with EU // President of Poland. [Official
website]. 2013. 25 june. URL: http://www.president.pl/en/president-
komorowski/news/art,468,poland-welcomes-armenias-determination-to-cooperate-with-eu.html (дата обращения: 10.01.2016).
Статистические материалы
42. Об итогах взаимной торговли товарами Евразийского экономического союза (Январь -
декабрь 2015 года) // Департамент статистики ЕЭК. Аналитические материалы. 2016. 25 февр. [Официальный сайт]. URL:
http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/analytics/Docum ents/Analytics_I_201512.pdf (дата обращения: 22.03.2016).
43. Об итогах внешней торговли товарами Евразийского экономического союза (Январь -
декабрь 2015 года) // Департамент статистики ЕЭК. Аналитические материалы. 2016. 25 февр. [Официальный сайт]. URL:
http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/analytics/Docum ents/Analytics_E_201512.pdf (дата обращения: 22.03.2016).
Социологические опросы
44. Социологическое исследование «Отношение армянского общества к евразийской и
европейской интеграции» // ИАОО «Интеграция и развитие». 2013. URL: http://www.soyuzinfo.am/upload/pdf/UNKNOWN_PARAMETER_VALUE.pdf (дата
обращения: 10.01.2015).
45. Perceptions in Armenia // «Gallup International Association». 2014. 29 Sept. URL: http://www.wingia.com/web/files/news/175/file/175.pdf (дата обращения: 20.03.2015).
Доклады
46. Армения и Таможенный союз: оценка экономического эффекта интеграции / ЦИИ ЕАБР. СПБ., 2013. 48 с.
47. Профиль страны - Армения // Оценка бизнес регулирования. Всемирный банк.
[Официальный сайт]. URL:
http://russian.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/armenia/~/media/giawb/doing%20busin ess/documents/profiles/country/ARM.pdf (дата обращения: 23.03.2016).
48. Trade Sustainability Impact Assessment in support of negotiations of a DCFTA between the EU and the Republic of Armenia // The European Commission - DG Trade. [Official site]. 2013. 24 Sept. URL: http://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2013/october/tradoc_151862.pdf (дата обращения: 17.11.2016).
Информационные материалы государственных и межгосударственных организаций
49. Армения. Внешнеэкономическая деятельность // Портал внешнеэкономической информации Министерства экономического развития РФ. [Официальный сайт]. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/am/about_am/ved_am/ (дата обращения: 11.03.2016).
50. Внешняя политика. Международные организации. НАТО // Министерство иностранных
дел РА. [Официальный сайт]. URL: http://www.mfa.am/ru/international-
organisations/NATO/ (дата обращения: 04.04.2016).
51. Внешняя политика. Международные организации. Совет Европы // Министерство иностранных дел РА. [Официальный сайт]. URL: http://www.mfa.am/ru/international- organisations/CoE/ (дата обращения 04.04.2016).
52. Заявление для прессы по итогам заседания Межгосударственного совета Евразийского
экономического сообщества/Высшего Евразийского экономического совета // Президент РФ. [Официальный сайт]. 2012. 19 март. URL:
http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/14807 (дата обращения: 11.11.2015).
53. О банке // Евразийский Банк Развития. [Официальный сайт]. URL: http://www.eabr.Org/r/about/ (дата обращения: 10.11.2015).
54. Подписаны документы о создании Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана
// Президент РФ. [Официальный сайт]. 2009. 27 нояб. URL:
http://www.kremlin.ru/events/president/news/6138 (дата обращения: 11.11.2015).
55. Preferential regime // Delegation of the European Union to the Republic of Armenia. [Official
site]. URL:
http://eeas.europa.eu/delegations/armenia/eu_armenia/trade_relation/pref_reg_gsp/index_en.ht m (дата обращения 05.04.2016).
Информационные материалы российских электронных СМИ
56. Армения заявила о готовности поставлять свои товары в страны ЕАЭС через территорию
Грузии // МИА «Россия сегодня». 2014. 18 окт. URL:
http://ria.ru/world/20141018/1028912693.html (дата обращения: 24.03.2016).
57. Армения лишилась бы своей атомной электростанции, если бы не вступила в ЕАЭС // «ИноСМИ.Ки». 2014. 24 дек. URL: http://inosmi.ru/overview/20141230/225255877.html (дата обращения: 16.01.2016).
58. Армения может рассчитывать на нишу на рынке импортозамещении России, оцениваемом
в $200-320 млрд. // «Еркрамас». 2015. 28 янв. URL:
http://www.yerkramas.org/article/86882/armeniya-mozhet-rasschityvat-na-nishu-na-rynke- importozameshhenii-rossii--ocenivaemom-v-200-320-mlrd- (дата обращения: 23.03.2016).
59. Армения присоединилась к прототипу ЕАЭС еще в 1994 году - армянский парламентарий // ИА «REGNUM». 2014. 2 дек. URL: http://www.regnum.ru/news/1872322.html (дата обращения: 04.01.2015).
60. Армения ратифицировала соглашение о зоне свободной торговли СНГ // «РИА Новости». 2012. 11 сент. URL: http://ria.ru/economy/20120911/747621449.html (дата обращения:
11.11.2015) .
61. В Армении пройдет очередная неофициальная встреча глав МИД стран «Восточного
партнерства» // ИА «REGNUM». 2013. 13 февр. URL:
http://regnum.ru/news/polit/1624626.html (дата обращения: 09.01.2016).
62. Глава делегации ЕС в Армении меняет мнение за неделю: либо Европа, либо Евразийский Союз // ИА «REGNUM». 2012. 20 дек. URL: http://regnum.ru/news/1607172.html (дата обращения: 09.01.2016).
63. Иран воспринимает тесные связи Армении с западом как угрозу своим национальным интересам - эксперт // ИАА «Де-факто». 2013. 8 авг. URL: http://defacto.am/51406.html (дата обращения: 18.11.2016).
64. Мартиросян С. О некоторых проблемах экономики Армении // «Ритм Евразии». 2015. 12 март. URL: http://www.ritmeurasia.org/news--2015-03-12--o-nekotoryh-problemah-ekonomiki- armenii-17046 (дата обращения: 23.03.2016).
65. Парламент Армении одобрил строительство моста в Грузию // «Кавказский узел». 2015. 5 мая. URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/261795/ (дата обращения: 24.03.2016).
66. Парламент Армении ратифицировал договор о присоединении страны к ЕАЭС // «Еркрамас». 2014. 4 дек. URL: http://www.yerkramas.org/article/84894/ (дата обращения: 20.03.2016).
67. По словам Путина, Россия не намерена объявлять ни одну из стран СНГ зоной своих
стратегических интересов // «Полит.ру». 1999. 15 дек. URL:
http://polit.ru/news/1999/12/15/541352/ (дата обращения: 14.12.2015).
68. Правительство Армении и Евразийская экономическая комиссия подписали меморандум
о взаимопонимании // ИА «REGNUM». 2013. 10 апр. URL:
http://regnum.ru/news/armenia/1647240.html (дата обращения: 14.01.2016).
69. Путин ответил на санкции Запада продовольственной блокадой // «MK.ru». 2015. 6 авг. URL: http://www.mk.ru/politics/2014/08/06/putin-otvetil-na-sankcii-zapada-prodovolstvennoy- blokadoy.html (дата обращения: 23.03. 2016).
70. РЖД может вложить 15 млрд рублей в развитие армянской железной дороги // «РИА Новости». 2013. 3 сент. URL: http://ria.ru/economy/20130903/960488091.html (дата обращения: 16.01.2016).
71. Саркисян: соглашения с РФ позволят на пять лет сохранить цены на газ для жителей Армении // «Кавказский узел». 2013. 3 дек. URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/234533/ (дата обращения: 17.01.2016).
72. Сафарян А. Экономика Армении внутри ЕАЭС и в условиях девальвации рубля: итоги
2015 года // ИА «EADaily». 2015. 18 дек. URL:
http://eadaily.com/ru/news/2015/12/18/ekonomika-armenii-vnutri-eaes-i-v-usloviyah-devalvacii- rublya-itogi-2015-goda (дата обращения: 23.03.2016).
73. Спикер парламента Армении назвал причину затягивания процесса вступления страны в ЕАЭС // ИА «REGNUM». 2014. 11 июль. URL: http://regnum.ru/news/1824817.html (дата обращения: 20.03.2016).
74. Чичкин А. Россия - Грузия - Армения - Иран: требуются новые коридоры // «Научное
общество кавказоведов». 2015. 30 март. URL:
http://www.kavkazoved.info/news/2015/03/30/rossia-gruzia-armenia-iran-trebujutsja-novye- koridory.html (дата обращения: 24.03.2016).
Информационные материалы зарубежных электронных СМИ
75. Ара Нранян подвел итоги первого года участия Армении в ЕАЭС // ИАА «PanARMENIAN.Net». 2015. 14 нояб. URL: http://www.panarmenian.net/rus/news/200627/ (дата обращения: 24.03.2016).
76. Армения и ЕС подвели итоги совместных работ за 2011 год // «PanARMENIAN.Net». 2011. 25 нояб. URL: http://www.panarmenian.net/m/rus/news/84906 (дата обращения:
11.11.2015) .
77. Армения решила форсировать процесс Ассоциации с ЕС // «ArmenianReport». 2012. 31 окт. URL: http://www.armenianreport.com/pubs/44132/ (дата обращения: 09.01.2016).
78. Вступление Армении в Таможенный союз никак не относится к урегулированию карабахского конфликта. Интервью с Т. Валовой // «Panorama.am». 2013. 25 дек. URL: http://www.panorama.am/ru/news/2013/12/25/tatyana-valovaya/379213 (дата обращения: 19.03.2016).
79. Десять основных экономических событий 2015 года по версии «АРКИ» // ИА «АРКА».
2015. 29 дек. URL:
http://arka.am/ru/news/analytics/desyat_osnovnykh_ekonomicheskikh_sobytiy_2015_goda_po_ versii_agentstva_arka/ (дата обращения: 23.03.2016).
80. Иванишвили обещает открыть железную дорогу из Армении в Россию // «Deutsche Welle». 2013. 17 янв. URL: http://dw.de/p/17LuM (дата обращения: 15.01.2016).
81. Назарбаев приглашает Армению в ЕАЭС без Нагорного Карабаха // «Kursiv.kz». 2014. 2
июнь. URL:
http://www.kursiv.kz/news/vlast/nazarbaev_priglashaet_armeniyu_v_eaes_bez_nagomogo_kara bakha/ (дата обращения: 20.03.2016).
82. Нарышкин: Армения может стать членом Таможенного союза // «NovostiNK.ru». 2012. 24
июль. URL: http://novostink.ru/armenia/36340-naryshkin-armeniya-mozhet-stat-chlenom-
tamozhennogo-soyuza.html (дата обращения: 08.01.2016).
83. Ожидания бизнес-сообщества Армении от участия страны в процессе евразийской
интеграции (по итогам 2015 года) // НОФ «Нораванк». 2016. 2 март. URL: http://www.noravank.am/rus/articles/detail.php7ELEMENT_IDM4471 (дата обращения:
24.03.2016).
84. Погосян Л. Оптимальное решение интеграционных процессов // НОФ «Нораванк». 2014.
18 сент. URL: http://www.noravank.am/rus/articles/detail.php7ELEMENT_IDM2888 (дата обращения: 11.01.2016).
85. Россия безвозмездно предоставит Армении $47 млн. и 130 млн. рублей для содействия вступлению страны в ЕАЭС // ИАА «PanARMENIAN.Net». 2015. 27 март. URL: http://www.panarmenian.net/rus/news/189870/ (дата обращения: 24.03.2016).
86. Серж Саргсян: «Армения не прекращает сотрудничество с европейскими структурами» // «ArmenianReport». 2013. 3 сент. URL: http://www.armenianreport.com/pubs/66845 (дата обращения: 16.04.2016).
87. Система обобщенных привилегий GSP+ создает широкие возможности для проникновения армянских товаров на европейские рынки // ИА «АРКА». 2009. 10 март. URL: http://arka.am/ru/news/economy/13593/ (дата обращения 06.04.2016).
88. Хачатрян А. Договор между Ереваном и Москвой о погашении долга расширяет влияние
России на Кавказе // «EurasiaNet». 2002. 31 июл. URL:
http://russian.eurasianet.org/departments/business/articles/eav073102ru.shtml (дата обращения:
14.12.2015) .



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ