Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Мифологема: культурно-исторический и философский анализ

Работа №166586

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

философия

Объем работы36
Год сдачи2024
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
46
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Мифологема в Античности: мифологическая форма мышления 6
1.1. Начало осмысления мифов 6
1.2. «Вечный город»: общественно-политическая мифологема Рима 11
Глава 2. Мифологема в контексте культурных трансформаций: от Средневековья к Новому времени 16
2.1. О религиозной мифологеме в христианстве 16
2.2. Мифологема Нового времени: взаимосвязь культуры, политики и философии 19
Глава 3. Мифологема в XX веке: переосмысление в условиях научного мышления 23
3.1. Мифологемы и архетипы в аналитической психологии К. Г. Юнга: структура коллективного бессознательного 23
3.2. Мифологема в структурализме: подходы Р. Барта и К. Леви-Стросса 25
Заключение 29
Список литературы 31

В современном мире, несмотря на преобладание рационального мышления, сохраняются элементы мифологического сознания. Мифологема, как один из таких элементов, несет в себе образы и смыслы, восходящие к архаичным временам.
Основная проблема исследования заключается в рассмотрении изменения роли мифологем в процессе трансформации форм мышления.
Мифологическое мышление ー это тип мышления, традиционных обществ, который основан на вере в мифы и легенды. Они были созданы для объяснения происхождения мира, явлений природы и формирования уклада жизни. Мифологическое мышление характеризуется верой в сверхъестественное, антропоморфизмом природных и физических явлений и анимизмом.
Мифологическое сознание ー это форма сознания, которая отличается наглядно-образным представлением о мире, имеющее сверхъестественное начало. Мифологическое сознание содержит в себе, элементы обыденного сознания, религии, науки и искусства, поэтому его отпечатки до сих пор можно увидеть в бессознательном людей.
Мифологема ー составной элемент мифологического сюжета , представляющий собой коммуникативную систему, в которой развиваются и сохраняются интуитивно понятные смысловые единицы, благодаря интерсубъективности и доступности понимания образов. Они выступают определенными мифологическими мотивами и образами героев, богов, существ, которые являются частью мифологического мышления и влияют на мировоззрение людей путем одушевления окружающего мира и наделения природных явлений человеческими чертами для сохранения определенной информации о мире и передачи опыта и традиций.
Существует несколько подходов к пониманию мифологемы. Например, мифологема как минимальная единица мифологического дискурса. Среди отличительных черт такого толкования выделяются способность хранить качество мифа и объединять предметный и символический планы. Данная интерпретация представлена в работах С. Ю. Гуцола . Также существует мнение, что мифологема представляет собой конкретное воплощение архетипа. В научных работах Ю. В. Вышницкой описана идея того, что «мифологема – самостоятельный авторский образ, построенный на системе традиционных культурологических и литературных парадигм, структура которых формируется на давних мифологических основах» . Также В. А. Маслова в своей работе говорит, что мифологема – это «как бы главный герой, который может переходить из мифа в миф» .
Объектом исследования является мифологема как элемент мифологического мышления.
Предметом исследования является понимание мифологем в контексте изменения форм мышления.
Цель данного исследования заключается в рассмотрении изменения роли мифологемы как элемента мифологического мышления.
Задачи:
1) Проанализировать роль мифологемы в мифологической традиции Античности.
2) Рассмотреть трансформацию роли мифологемы в период перехода от Средневековья к Новому времени.
3) Определить ключевые направления осмысления мифологемы в период развития научного мышления, и рассмотреть, как менялась ее роль в этот период.
4) Рассмотреть, меняется ли роль мифологемы в зависимости от изменения форм мышления.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате исследования был проведен культурноーисторический и философский анализ исторических этапов, которые в наибольшей степени показывают тенденции развития мифологемы. На основе проделанной работы удалось рассмотреть изменение роли мифологемы как элемента мифологического мышления, присутствующего и в современном мире.
Мифологемы каждого периода, рассмотренного в данной работе, имеют общее положение: они играют важную роль в формировании мировоззрения. Однако из-за определенных особенностей каждой формы мышления мировоззренческая роль интерпретировалась поーразному. Период Античности отличался мифологическим мышлением, когда любые природные явления объяснялись образно-художественным способом, через антропоморфизм окружающего мира. Ориентация на гармонизацию отношений между человеком, обществом и природой. В данном этапе мифологема играла в первую очередь мировоззренческую роль, затем философы стали использовать мифологемы в своих целях из-за чего появились регулятивная и аксиологическая роли. В Золотой век Рима главной задачей мифологемы являлось создание образа нерушимой империи и укрепление взаимоотношений между его жителями, поскольку население новых завоеванных земель различались между собой языками и традициями. Поэтому в данный исторический период к мировоззренческой роли мифологемы добавилась и идеологическая роль.
В период Средневековья акцент смещается в сторону христианизации. В данный период доминировало религиозное мышление, однако мифологема как элемент мифологического восприятия мира продолжала существовать. Мифологема способствовала формированию определенных представлений о нормах морали, определяла модели поведения и образы жизни общества. Она играла мировоззренческую и аксиологическую роли в передаче христианских ценностей. В эпоху Возрождения, под влиянием идей гуманизма, акцент смещается в сторону светских ценностей, что приводит к изменению роли мифологемы. Она приобретает эстетическую функцию. В период Нового времени мышление становится более рациональным и критическим, что приводит к процессу демифологизации. Однако мифологема продолжает существовать в культуре, также выполняя аллегорическую и эстетическую функции.
В XX веке произошел процесс ремифологизации, поскольку наука не способна, как надеялись позитивисты XIX века, полностью заменить мифологию. Прежде всего, это связано с тем, что она не может дать ответы на такие фундаментальные метафизические вопросы, например, как смысл жизни, тайна смерти. В то же время, мифология претендует на то, чтобы дать ответы на эти вопросы. Мифологема, будучи связанной с коллективным бессознательным, стала объектом нового осмысления. В рамках этого подхода мифологема рассматривается как элемент бессознательного, что закрепляет смысл, обнаруженный в тексте мифа. В XX веке мифологема выполняла идеологическую роль и активно применялась в политике, СМИ и рекламе.
Таким образом удалось рассмотреть изменение роли мифологемы как элемента мифологического мировоззрения в процессе трансформации форм мышления.



1. Антисери Д. и Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье (1-2) / В переводе и под редакцией С. А. Мальцевой — СПб.: Пневма, 2003, ー 688 с.
2. Антисери Д. и Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта Т. 3 / В переводе и под редакцией С. А. Мальцевой — СПб.: Пневма, 2002, ー 868 с.
3. Аполлодор Афинский. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. — Л.: Наука, 1972. ー 213 с.
4. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс", 1994. ー 615 с.
5. Барт Р. Мифологии. – М.: Изд-во Сабашниковых, 1996. – 320 с.
6. Барт Р. Миф сегодня // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. — М.: Прогресс; Универс, 1994. С. 72 ー 130
7. Библия. Книга пророка Исайи. 27:1 ー М.: перевод РБО, 2011. ー 1585 с.
8. Бирюков А. В. «Римский миф» как историческое явление : содержание и структура / А. В. Бирюков // Вестник Могилевского государственного университета имени А. А. Куляшова. – 2009. – № 1 (32). – С. 3–10.
9. Бицилли П. М. Место Ренессанса в истории культуры культуры / Сост., предисловие и комментарии Б. С. Кагановича. — СПб.: Мифрил, 1996 — 256 с.
10. Вернер Йегер Пайдейя: Воспитание античного грека: (Эпоха великих воспитателей и воспитательных систем) / В. Йегер; Пер. с нем. М. Н. Ботвинника; [Примеч. И. А. Макарова; Греко-латин. каб.];Т.2. ー М.: ГЛК Ю. А. Шичалина, 1997. ー 334 с.
11. Вейнберг И. П. Рождение истории. Историческая мысль на Ближнем Востоке середины I тысячелетия до н. э. ー М.: Наука, 1993. ー 351 с.
12. Вышницкая Ю. Мифологические сценарии «Потерянного» и «Обретенного Рая»: духовно-сакральная сфера // Актуальні проблеми філології, американські та британські студії: матеріали ІV Міжнародної наук.-практ. конф. (6-8 квітня 2011 р.): в 2-х т. К.: Універ-т «Україна», 2011. Т. 2. ー 40-45 с.
13. Гесиод. Полное собрание текстов. — М.: Лабиринт, 2001. — 256 с.
14. Гигин. Мифы. 150. Титаномахия. — 2-е изд., испр. — СПб. : Алетейя, 2000. — Кн. Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. ー 360 с.
15. Гуцол С. Ю. Психологические особенности мифопорождения в ключевых мифопорождающих контекстах социокультурного пространства / С. Ю. Гуцол // Вісник Національного технічного університету України «Київський політехнічний інститут». Філософія. Психологія. Педагогіка : зб. наук. праць. − К. : ВПК «Політехніка», 2014 − № 3 (42). − С. 67−71.
16. Жития византийских святых. / Пер. Софьи Поляковой. Первое издание: Византийские легенды. Издание подгот. С. В. Полякова. Л., 1972. Серия "Литературные памятники" ー СПб.: Corvus, Terra Fantastica, РоссКо, 1995. ー 544 с.
17. Конт Огюст Дух позитивной философии. (Слово о положительном мышлении) ー Ростов н/Д.: Феникс, 2003. ー 256 с.
18. Лебедев В. Ю. Религиоведение : Учебник для бакалавров / В.Ю. Лебедев, А.М. Прилуцкий, В.Ю. Викторов. - 2-е изд., перераб и доп. ー М.: Юрайт, 2013. ー 611 с.
19. Леви-Стросс К. Структурная антропология. ー М.: Наука, 1985. ー 399 с.
20. Легенда о докторе Фаусте. / В переводе и под редакцией В. М. Жирмунского ー Москва; Ленинград.: Изд-во Акад. наук СССР, 1958. ー 574 с.
21. Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян ー М.: Мысль, 1996. ー 975 с.
22. Маслова В. А. Лингвокультурология. ー М.: Академия, 2001. ー 202 с.
23. Мелетинский Е. М. От мифа к литературе: учеб. пособие по курсу «Теория мифа и историческая поэтика повествовательных жанров». ー М.: 2001. ー 167 с.
24. Найдыш В. М. Философия мифологии ー М.: УИЦ «Гардарики», 2002. ー 554 с.
25. Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. ーРостов-на-Дону.: Феникс, 2000. ー 544 с.
26. Платон. Собрание сочинений в 3 т. Т. 1 / под. общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. ー М.:Мысль, 1968. ー 622 с.
27. Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 3 / под. общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. ー М.: Мысль, 1994. ー 656 с.
28. Плутарх Сравнительные жизнеописания в 2 т. Т. 2. / под. общ. ред. С.С. Аверинцева, М. Л. Гаспарова, С. П. Маркиша. ー М.: Наука, 1994. ー 672 с.
29. Политология: хрестоматия / Сост. проф. М.А. Василик, доц. М.С. Вершинин. - М.: Гардарики, 2000. 843 с.
30. Публий Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида./ Библиотека всемирной литературы. Том 6 ー М.: Художественная литература, 1971. ー 447 с.
31. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка : в 4 т. / сост. Г. О. Винокур, Б. А. Ларин, С. И. Ожегов, Б. В. Томашевский, Д. Н. Ушаков ; под ред. Д. Н. Ушакова. — М. : Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1938. — Т. 2 : Л — Ояловеть. — 1040 стб.
32. Филон Александрийский. О гигантах // Историко-философский ежегодник. Т. 27, 2013. ー С. 11 ー 45
33. Цицерон. О природе богов / Цицерон. Философские трактаты ー М.: Наука, 1985. ー 384 с.
34. Эсхил.Трагедии / Перевод А. И. Пиотровского. ー Москва : Наука, 1989. ー 608 с.
35. Юнг К. Г. Архетипы и коллективное бессознательное / Карл Густав Юнг ; [перевод А. Чечиной]. — Москва.: Издательство АСТ, 2019. — 496 с.
36. Юнг К.Г., Кереньи К. О мифологеме. Введение в сущность мифологии [Текст] / К.Г. Юнг. Душа и миф: шесть архетипов. – М., 1996. ー 384 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ