Введение 5
Глава 1. Теоретические аспекты формирования и реализации товарной политики предприятия 7
1.1. Товарная политика предприятия: сущность реализации и этапы формирования 7
1.2. Процесс формирования и управления товарным ассортиментом 12
1.3. Методические подходы к формированию товарной стратегии предприятия 21
Глава 2. Анализ реализации товарной стратегии предприятия 27
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО ТК «Омега».27
2.2. Анализ структуры ассортимента ООО ТК «Омега» 33
2.3 Ассортиментная концепция предприятия 39
Глава 3. Формирование товарной стратегии ООО ТК «Омега» 46
3.1. Оценка рыночных потребностей в товарах предприятия 46
3.2. Разработка и обоснование стратегических решений предприятия в рамках товарной политики 57
3.3. Рекомендации по реализации товарной стратегии магазина «О'Бутик» ООО ТК «Омега» 65
Заключение 73
Библиографический список 75
Приложения 78
Формирование товарной стратегии является одним из направлений деятельности предприятия и составной частью маркетинговой стратегии. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер по формированию ассортимента и его управлению, поддержанию конкурентоспособности товаров на требуемом уровне, нахождению для товаров оптимальных товарных ниш, разработке и осуществлению стратегии упаковки, маркировки, обслуживания товаров.
Формирование товарной стратегии приобретает особую значимость в нынешних условиях, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности работы предприятия с товаром зависят все экономические показатели и рыночная доля.
Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами её реализации и может максимально эффективно управлять этой политикой.
Целью написания выпускной квалификационной работы является формирование товарной стратегии предприятия.
В рамках выбранной темы перечислим ряд задач способствующих ее раскрытию и достижению цели выпускной квалификационной работы:
- рассмотреть теоретические аспекты формирования и реализации товарной политики предприятия;
- охарактеризовать процесс реализации товарной политики предприятия;
- предложить стратегические направления реализации товарной политики и рекомендации по формирования товарной стратегии предприятия.
Предмет исследования - процесс формирования товарной стратегии предприятия розничной торговли.
Объектом выпускной квалификационной работы является ООО Торговый комплекс «Омега» - магазин розничной торговли обуви «Омега» г. Назарово.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы являются: законодательные и нормативные документы, учебники, учебные и методические пособия, методические указания, труды отечественных и зарубежных ученых, материалы периодической печати, исследования, содержащие теоретические и практические вопросы хозяйственно- финансовой деятельности предприятий торговли.
В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ документов и статистической отчетности предприятия; наблюдение, кабинетное исследование.
Выпускная квалификационная работа состоит из четырех частей. В первой части рассматриваются теоретические аспекты формирования и реализации товарной политики предприятия, управление товарным ассортиментом, методические подходы к формированию товарной стратегии предприятия. Во второй части дается анализ формирования и реализации товарной политики, на основе анализа структуры ассортимента и ассортиментной концепции. В третьей части проводится оценка рыночных потребностей в товарах предприятия, дается обоснование стратегических решений предприятия в рамках товарной политики, а также рекомендации по реализации товарной стратегии предприятия. В заключении сделаны необходимые выводы и предложения.
Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 80 страниц. Работа иллюстрирована 22 рисунками, 35 таблицами, 1 приложением, библиографический список состоит из 34 источников литературы.
Подводя итоги, можно сказать, что товарная политика на анализируемом предприятии ведется достаточно рационально и предприятие успешно реализует все направления товарной политики.
Ассортимент фирмы ООО ТК «Омега» на сегодняшний день состоит из следующих товарных групп: обувь; средства по уходу за обувью; кожгалантерея.
Наибольшая доля ассортимента приходится на товарную группу сапоги и полусапоги, а именно 65,43% всего ассортимента. Второй по величине группой является группа туфли 18%. На такие товарные группы, как ботинки и полуботинки и спортивная обувь приходится 11,14 и 3,72% соответственно. Наименьшую долю занимает товарная группа открытая обувь 1,71%, это связано с тем, что исследование проводилось в весенние месяцы, на данный период ассортимент открытой обуви значительно сужается по причине не сезона.
Наибольшую прибыль приносит товарная группа обувь (59,9%), кожгалантерея приносит 33,70% прибыли, наименьшую прибыль приносит товарная группа средства по уходу за обувью, а именно 6,4%. За анализируемый период доля прибыли, приносимой товарной группой средства по уходу за обувью снизилась на 8,66%. Доля прибыли, приносимой такими товарными группами, как кожгалантерея и обувь увеличилась на 3,33 и 5,33% соответственно.
На основе анализа показателей ассортимента фирмы ООО ТК «Омега» можно сделать следующие выводы: ассортимент товаров обладает достаточно высокой обновляемостью; широта и глубина ассортимента средние, что требует дополнительной работы; показатели свидетельствуют о высокой устойчивости.
Итак, можно сказать, что принципы формирования ассортимента товаров в магазине позволяют фирме создавать большие удобства для покупателей, облегчает им процесс ознакомления с предлагаемыми к продаже товарами, сокращает затраты времени на осуществление покупок, способствует совершению «импульсивных покупок».
Далее была проведена сегментация покупателей магазина ООО ТК «Омега», в ходе которой было выявлено 4 сегмента. 1-й сегмент - «экономный»; 2-й сегмент - «требовательный»; 3-й сегмент - «стремящиеся выделится»; 4-й сегмент - «элитный».
В результате применения методов простой группировки и классификации были получены следующие данные: целевым сегментом магазина ООО ТК «Омега» являются четвертый сегмент «элитный»: женщины в возрасте до 50 лет, по профессии предприниматели, либо безработные. Для этого сегмента наиболее важным фактором при выборе обуви является известность марки. Обувь меняют часто, в основном в связи сменой моды, в гардеробе имеют от 3 до 5 пар обуви. Для них наиболее предпочтительной является классическая обувь на высоком каблуке из натуральной кожи. Предпочтительный цвет черный, по высоте заготовки верха мнения потребителей разбились примерно одинаково
Далее с помощью SWOT-матрицы и матрицы БКГ, а также с помощью экспертной оценки, было выявлено, что оптимальной товарной стратегией для предприятия ООО ТК «Омега» является стратегия инновации. В магазине ООО ТК «Омега» предлагается углубить товарную группу кожгалантерея, ввиду низких значений коэффициента глубины. Данная товарная группа приносит большую прибыль, но достаточно узко представлена в магазинах исследуемого предприятия. А также предложить расширить товарный ассортимент: ввести новые товарные группы чулочно-носочные изделия и аксессуары.
Исходя из анализа и прогноза показателей эффективности, можно сделать вывод, что стратегия инновации являются достаточно результативной и должна быть рассмотрена для внедрения.
1. Акулич, М. Инновации и маркетинговый анализ на этапах внедрения нового товара на рынок / Маргарита Акулич // Маркетинг: идеи и технологии, 2015, № 8.-С.32-42
2. Александров, Ю. Л. Исследование рынка потребительских товаров: методологические основы, практика использования / Ю. Л. Александров, Н. Н. Терещенко. - Красноярск : КГУ, 2000. - 320 с.
3. Арефьева, Е. Н. Ассортиментная политика: слабое звено в формировании прибыли / Е. Н. Арефьева // www. marketing. spb. ru/.
4. Аристархова, M. Маркетинговое исследование поведения потребителей / М. Аристархова, А. Крахмалева // Маркетинг. - 2019. - №6. - С. 21-25.
5. Багиев, Г. Л. Маркетинг - статистика / Г. Л. Багиев, Е. Л. Богданова // www. marketing. spb. ru/.
6. Воскун, М. Д. Требования к системам управления качеством : зарубежный и российский опыт / М. Д. Воскун //[Электронный ресурс] - Режим доступа: www. subcontract. ru.
7. Жуковец, М.В. Товарная политика / М. В. Жуковец // Современная торговля. - 2018. - №9. - С. 17-18.
8. Калужский, М.Л. Товарная политика в маркетинге / Консалтинговая компания ООО «ITeam» [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.iteam.ru/publications/marketing/section_28/article_4492
9. Кисилев, В. Формирование товарного ассортимента в сфере торговли / В. Киселев // Маркетинг. - 2017. - №2 (69). - С. 107 - 112.
10. Котлер, Ф. Основы маркетинга : пер. с англ. / Ф. Котлер, Г. Армстронг. - 9-е изд. - М. : Вильямс, 2003. - 1200 с.
11. Ламбен, Ж.Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива: пер. с франц. / Ж. Ж. Ламбен. - СПб. : Наука. Ленингр. Отд-ние, 1996.
12. Маркетинг: учеб. пособие / О.Г. Алешина, О.С. Веремеенко, Ю.Ю. Суслова и др. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2017. - 214 с.
13. Маркетинг: учебное пособие / Ю. Ю. Суслова [и др.] ; Сиб. федер. ун-т, Торг.-эконом. ин-т. - Красноярск: СФУ, 2018. - 377 с.
14. Маркетинг инновационно-технологических стартапов: от технологии до коммерческого результата / Б. Е. Токарев. - 1. - Москва : Издательство "Магистр" ; Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2019. - 264 с.
15. Маркетинг: экономика, финансы, контроллинг [Текст] : Учебное пособие / Т. Н. Рыжикова. - 1. - Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2018. - 225 с....(34)