ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ АРТ-ТЕХНОЛОГИЮ РАБОТЫ С ВАЛЯНОЙ ТКАНЬЮ 7
1.1. Сущность и содержание понятия «мелкая моторика» 7
1.2. Особенности развития мелкой моторики детей старшего дошкольного
возраста 13
1.3. Арт-технология работы с валяной тканью как средство развития мелкой
моторики старших дошкольников 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ
АРТ-ТЕХНОЛОГИЮ РАБОТЫ С ВАЛЯНОЙ ТКАНЬЮ 28
2.1. Содержание и организация констатирующего эксперимента, направленного на выявление актуального уровня развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста 28
2.2. Серия занятий в арт-технологии работы с валяной тканью и
методические рекомендации к ним, направленные на развитие мелкой моторики старших дошкольников 35
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы в арт- технологии с валяной тканью как средства развития мелкой моторики
старших дошкольников 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Одним из немаловажных моментов развития дошкольника является формирование мелкой моторики и координации движений рук. Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, сохранению психического и физического развития ребенка. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно на достаточно высоком уровне развиты память и внимание, связная речь.
Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи. В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше решительности и затейливости в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, замысловатее движения, ярче творческая обстановка детского разума, а чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее [5].
Исследования С.Е. Гавриной [5], Н.А. Новиковской [18] указывают на то, что мелкая моторика является одной из сторон двигательной сферы, которая напрямую связана с овладением предметными действиями, развитием творческих видов деятельности, письмом, речью ребенка. При этом формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим предметным миром.
Анализ психолого-педагогических исследований проведенных Л.В. Антаковой-Фоминой [2], М.М. Кольцовой [10] показал связь моторики пальцев и интеллектуального развития, зависимость уровня развития речи детей от степени сформированности тонких движений рук.
В научных исследованиях таких ученных, как А.Н. Леонтьев [11], А.Р. Лурия [15], изучено и доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. В их работах отмечено, что развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики готовит почву для последующего формирования речи.
Одним из принципов, положенных в основу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [21], является создание благоприятной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Обязательным условием всестороннего развития ребенка является его общение со взрослыми и сверстниками, а устная речь - это основное средство общения. Именно поэтому, одной из приоритетных задач работы с дошкольниками является развитие речи и речевого общения...
Итак, по результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы. В современной психолого-педагогической литературе под мелкой моторикой понимают двигательную деятельность, в которой главную роль играет скоординированная работа мелких мышц руки и глаза. Среди особенностей развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста выделяют недостаточное развитие мелких мышц рук, несовершенную координацию движений; еще не закончено окостенение запястий и фалангой пальцев.
Развитие мелкой моторики руки у детей тесно связано с уровнем развития речевой деятельности, поэтому недостатки в развитии этого навыка влекут за собой недостатки речевой артикуляции. Кроме того, совершенствование ручной моторики способствует активизации различных зон головного мозга. Развитие пальцев рук, способствует развитию мышления и речи ребенка. Совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, а, соответственно, стимулирует психические процессы у дошкольников.
В ФГОС ДО выделена образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», которая занимает значительное место в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Художественный труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности работы глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости, точности в выполнении действий. При ручном труде каждое движение ребенка дает ясный ощутимый результат, немедленно же оцениваемый.
Наряду с традиционными средствами развития мелкой моторики рук детей, педагоги-исследователи и педагоги-практики выделяют и такой вид деятельности как рукоделие, который представлен вышивкой, шитьем и вязанием. Отличный вариант для развития мелкой моторики рук - изготовление поделок из декоративного фетра.
Исследование уровня развития мелкой моторики старших дошкольников производилось на базе муниципального детского сада, были исследованы дети подготовительной группы в количестве 15 человек в возрасте 6-7 лет.
1. Айрапетян М.Р. Влияние развития мелкой моторики на психическое развитие детей дошкольного возраста // Роль экономики и права в современном мире. Материалы международной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.А. Зарайский. 2019. С. 811.
2. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей // Дошкольное воспитание. 2016. № 8. С. 62-65.
3. Андреев В.И. Педагогика. Казань, 2017. 608 с.
4. Антакова-Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей путем тренировки движений пальцев рук // Дошкольное воспитание. 2016. № 5. С. 12-17.
5. Баранова Н.М. Развитие Мелкой моторики рук как средство развития речи у дошкольников // Современные социально-гуманитарные исследования: теоретико-методологические и прикладные аспекты. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 2-х ч. 2019. С. 25-27.
6. Бедулина Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб- метод. пособие. Мн.: АПО, 2009. 153 с.
7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. СПб.: Питер, 2017. 400 с.
8. Божович Л.И. Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов // Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2012. С. 247 - 253.
9. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М.: Просвещение, 2015. 513 с.
10. Бутенко Н.В. Художественно-эстетическое развитие личности в период детства в условиях реализации ФГОС дошкольного образования // Вестник ЧГПУ. 2014. № 4.
11. Вавилова А.В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи // Молодой ученый. 2014. № 5. С. 495 - 497.
12. Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль: Академия развития, 2014. 165 с.
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. М.: издательский центр «Смысл»,
2013. 486с.
14. Галянт И.Г. Пути художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС // Вестник ЧГПУ. 2015. №2.
15. Гордон Л.А. Психология и педагогика интереса // Радяньска школа.
2014. №11. С. 33 - 37...66