Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВИЗУАЛЬНАЯ АРТ-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Работа №57613

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2016
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
347
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Визуальная арт-технология как лингводидактическая
категория 6
1.1. История возникновения арт-технологии 6
1.2. Лингводидактический потенциал арт-технологии 9
1.3. Формы и приемы визуальной арт-технологии 12
Выводы по главе 1 16
Глава 2. Развитие креативности учащихся 4-5 классов средствами визуальной арт-технологий на уроках английского языка 18
1.4. Креативность и ее место в учебном процессе 18
1.5. Дивергентное мышление на этапе перехода от младшего школьного к
младшему подростковому возрасту 28
1.6. Приемы визуальной арт-технологии, развивающие дивергентное
мышление на уроках иностранного языка 32
1.7. Оценка изменения дивергентного мышления учащихся 4 - 5 классов в
результате использования серии приемов визуальной арт-технологии на уроках английского языка 37
Выводы по главе 2 39
Заключение 40
Библиографический список
Приложение

Креативность - это процесс дивергентного мышления, где под дивергентным мышлением понимается не направленное мышление, а способность мыслить вширь, т. е. видения различных сторон изучаемого объекта; умение мыслить “в разных направлениях”. Развитие креативности способствует решению следующих задач: научить находить решения в нестандартных ситуациях, развить оригинальность мыслительной деятельности, научить детей анализировать сложившуюся проблемную ситуацию с разных сторон, развить свойства мышления, необходимые для дальнейшей плодотворной жизнедеятельности и адаптации в быстро меняющемся мире. Проблемами развития креативности учащихся общеобразовательных школ занимались такие ученые как А. С. Макаренко, С.Т.Шацкий, В.А. Сухомлинский, Г.Я. Буш, Л.С.Выготский, В.Д.Богоявленская.
Арт-технология - это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества. Визуальные арт-технологии основываются на том, что художественные образы способны помочь человеку понять самого себя и через творческое самовыражение сделать свою жизнь более счастливой. Использование арт-технологий даёт возможность расширить и углубить уровень познавательной активности, пробудить в человеке стремление к углубленному изучению материала, развивать творческие способности, являясь одной из технологий повышающей качество образовательного процесса. Исследование арт- технологий привлекало и привлекает внимание различных ученых: Т.Г. Казакова, К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский, Т.С. Комарова, Л.Д. Лебедева. [17]
Потенциал использования арт-технологий на уроках иностранного языка в целях развития креативности связан с комплексным характером содержания обучения иностранным языкам и планируемыми результатами обучения. В соответствии с ФГОС основного общего образования, личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать, помимо прочего, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской и творческой видов деятельности. Они также включают развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты во многом связаны с решением задач, что также предполагает развитие дивергентного мышления. Чаще всего ученых привлекает проблема применения на уроке иностранного языка такой арт- технологии как драматизация. Ей посвящены, например, работы Коваленко А. В., Кроповой Ю. Г., Кузьменковой Ю.Б., Кузьменков А.П., Архитекторовой А. А. Шаяхметовой Л. Х., Ибсена И.Б.. Визуальная арт- технология чаще всего рассматривается в комплексе с другими видами, например, в исследованиях Есауловой О.В. Следовательно, изучение развития креативности учащихся средствами визуальной арт-технологии на уроках английского языка актуально.
Объектом данного исследования являются арт-технологии в обучении иностранным языкам, предметом - приемы визуальной арт-технологии как стимул для развития дивергентного мышления на уроках английского языка.
Цель работы - охарактеризовать возможности использования визуальной арт-технологий в целях развития креативности на уроках английского языка.
Все вышесказанное позволяет выделить следующие задачи курсовой работы:
- раскрыть понятия «арт-технологии», охарактеризовать его
- рассмотреть проблему систематизации приемов арт-технологий
- охарактеризовать особенности дивергентного мышления учащихся 4-5 классов
- составить комплекс приемов визуальной арт-технологии, развивающих дивергентное мышление на уроках английского языка, к УМК Starlight 5, Friends 3.
- оценить изменения дивергентного мышления учащихся 4-5 классов в результате использования серии приемов визуальной арт-технологии на уроках английского языка.
В работе используются следующие методы исследования: теоретический анализ, пробное обучение, тестирование уровня развития дивергентного мышления (диагностика Е.П. Ильина).
Теоретическая значимость данного исследования заключается в обобщении и систематизации существующих исследований по проблеме. Практическая значимость - в возможность дальнейшего применения разработанного комплекса приемов визуальной арт-технологии.
Работа состоит из введения, в котором определяется актуальность, объект, предмет, задачи, цель работы, называются методы исследования, его практическая и теоретическая значимость; шести разделов, в которых решаются основные задачи исследования; заключения, где подводятся итоги исследования; библиографического списка, включающего наименования источников отечественных и зарубежных авторов; завершают работу приложения, в которые вошли результаты исследования и вспомогательные материалы к разработанным приемам.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Понятия арт-технология и арт-терапия обрели статус самостоятельных способов воздействия на эмоциональное состояние. Арт-технологии активно внедряются в процесс обучения младших подростков продуктивным видам иноязычной речевой деятельности. Эта возможность обусловлена характерной психолого-педагогической способностью учеников к игровому познанию действительности.
Представленное исследование выявило высокий лингводидактический потенциал современных арт-технологий, способствующих развитию творческих навыков школьников и оптимизирующих процесс формирования коммуникативной иноязычной компетенции. Мы рассмотрели такие разновидности арт-технологий как сказкотерапия, коллажирование, игры, визуальная арт-технология (рисунок, лепка, коллажирование, песочная арт- технология, ландшафтная арт-технология). Более подробно были рассмотрены приемы визуальной арт-технологии, был разработан комплекс таких приемов для использования на уроках английского языка.
В процессе пробного обучения с использованием разработанного комплекса приемов предположено, что они позитивно сказываются на психоэмоциональном состояния ученика, раскрывают воображение и способствуют совершенствованию образного мышления. Для оценки специфики дивергентного мышления учащихся 4-5 классов была использована методика Ильина. Комплекс развивающих приемов визуальной арт-технологии использовался на уроках английского в 4-5 классах. Учащиеся выполняли тест на оценку уровня креативности до применения комплексного приема и после. Результаты тестирования указывают на возможность адаптирования приемов визуальной технологии в целях обучения иностранному языку, на интерес учащихся к таким приемам и на необходимость применения разного стимульного материала
В заключение стоит заметить, что уроки, проведенные с применением арт-технологии, вызывают интерес учащихся. Учитель, применяющий арт- технологию на уроках, имеет возможность переходить в своей образовательной деятельности на уровень личностно ориентированного, коммуникативно ориентированного обучения, что повышает эффективность учебного процесса и способствует развитию творческих способностей учащихся.


1. Барышева Т. А., Жигалов Ю. А. Психолого-педагогические основы развития креативности. СПб., 2006.
2. Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н Enjoy English:
2 класс. - М.: Титул, 2008.- 220 с.
3. Буторина О. В. Кросскультурное исследование креативности в управленческом потенциале руководителя: Психология XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов. СПб., 2003. С. 276-278.
4. Ветлугина H.A. Художественное творчество и ребенок. -
М.:Педагогика, 1972. - 254 с.
5. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения. - М. : ЦПРО «Развитие личности», 1998. - 360 с.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991. - 93 с.
7. Вяхирева Е.А. Развитие творческого мышления младших школьников в процессе личностно-ориентированного обучения. - М. : МЦНТИ, 1998. - 253 с.
8. Гейвин Х. Когнитивная психология. СПб., 2003.
9. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта: Психология мышления. М., 1965. С. 433-457.
10. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. - 2002. - № 3-4.- с. 14-19.
11. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. 2-е изд. СПб., 2002.
12. Ильин Е. П., Психология творчества, креативности, одаренности : пособие, СПб.: Питер, 2012. - С. 354 -355.
13. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М.: Педагогика, 2001. - 200 с.
14. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. - М., 2007. -198 с.
15. Копытин А.И. Арт-терапия - СПб.: Питер, 2001. - 421 с.
16. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. - СПб: Питер, 2002. - 245с.
17. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2005. - 226 с.
18. Лютова Е. К. Развитие личности и креативность школьников с различными уровневыми и структурными характеристиками интеллекта. - СПб.: 2000. - 18 с.
19. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. - №4. - 1998. - с. 3-8.
20. Обухова Л. Ф. Этапы развития детского мышления. - М., 1972. - 90 с.
21. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед.вузов. - М.:Просвщение, 1998. - 232 с.
22. Роджерс К. К теории творчества: Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. С. 74-79.
23. Фельдштейн Д. И. Психология развивающейся личности. - М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1996. - 512 с.
24. Щукин А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь. - М.: Астрель, 2007. - 747 с.
25. Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников. - М.: Издательство МГУ, 1970. - 180 с.
26. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. - М.:
Педагогика, 1989. - 560 с.
27. De Bono Edward. Lateral Thinking: Creativity Step by Step. - HarperCollins, 2010. - 304 c.
28. Kaseh Abu Bakar. Bridging learning and assessment through readers’ theatre. / New Directions: Assessment and Evaluation: A collection of papers. - 2011. - c. 57-63.
29. MumfordM., Gustafson S. Creativity syndrome: integration,
application and innovation // Psychological Bulletin. 1988. P. 27-43.
30. Olshen S. R. The disappearance of giftedness in girls: An intervention strategy // Roeper Review. 1987. P. 251-254.
31. Sternberg R. J., Lubart T. I. Investing in creativity // American Psychologist. 1996. P. 677-688.
32. Taylor C. W. Various approaches to and definions of creativity // R. Sternberg, The nature of creativity. Cambridge. Cambridge University Press. 1988. P. 99-126.
33. Torrance E. P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth // Deaduls: Creativity and Learning. 1965. P. 663-679.
34. Кириллова А.И. Использование арт-технологий на уроках иностранного языка // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/12/5398(дата обращения: 22.12.2015).
35. Коблова А.М. Сказкотерапия как средство духовно -
нравственного воспитания младших школьников. [Электронный ресурс]. URL: http: //nsportal .ru/nachalnaya-
shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/07/06/skazkoterapiya-kak-sredstvo-dukhovno(дата обращения: 27.12.2015).
36. Шкиль И. Е. Анализ применения арт-технологий как средства
развития коммуникативной компетентности IT-специалистов [Текст] / И. Е. Шкиль // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012 — С. 66-68. [Электронный ресурс]. URL:
http: //www.moluch.ru/conf/psy/archive/33/1729/ (дата обращения:
19.12.2015)
37. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования (1- кл.) [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/922(дата обращения: 29.12.2015)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ