Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕХНОЛОГИЙ

Работа №29656

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы102
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1088
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………........ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА
РИТМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕХНОЛОГИЙ……………………………………………………………….… 9
1.1 Историко-теоретический анализ подходов к развитию чувства ритма .... 9
1.2. Сущностная характеристика арт-технологий в образовательном
процессе……………………………………………………………………...…. 21
1.3. Особенности развития чувства ритма в младшем школьном возрасте… 37
Выводы по первой главе …………………………………………………..…... 48
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕХНОЛОГИЙ
КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА…………….………… 50
2.1 Анализ методических материалов и опыта развития чувства ритма…. 50
2.2 Практический опыт исследования и разработка программы развития
чувства ритма младших школьников средствами арт-технологий на уроках
музыки …………………….……..….. ……………………………………….....60
Выводы по второй главе……………………………………………………….. 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..………………………………...………………. 77
БИБЛИОГРАФИЯ ………………………………….………………..…….… 80
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования. С давних времен представители
философской, психологической и других сфер научного познания проявляли
живой интерес к изучению вопросов ритма и характера его влияния на
процессы развития человека. Не угасает этот интерес и сегодня,
представители системы школьного образования занимаются активными
исследованиями в этом направлении. Все большую значимость в этих
исследованиях приобретает междисциплинарный подход, позволяющий
разносторонне изучить данную проблему и найти новые подходы к решению
существующих задач. Ритм всегда являлся основным выразительным
средством музыки: он задает закономерности, в которых происходит
развитие музыкального материала произведения, определяя характер,
скорость и своеобразие распределения звуков во времени, и поэтому
представляют собой одно из природных качеств любого индивидуума,
помещенного в социальную среду.
Духовное и физическое существование каждого человека подчинено
множеству природных и внутренних ритмов: смена времен года, чередование
режима труда и отдыха, режима сна и бодрствования, чередование процессов
возбуждения и торможения высшей нервной системы и т.д. Сегодня уже ни
для кого не секрет, что современный мир отличается от прежних эпох тем,
что в значительной мере повышается активность темпа жизненных ритмов, и
учащиеся также постоянно сталкиваются с этим ускорением.
Из-за существующей аритмичности жизненных процессов,
оказывающей негативное влияние на развитие учащихся в силу того, что она
спровоцирована разнообразными социальными проблемами, развивается
хаотичный характер в отношениях детей и окружающей действительности.
Огромную роль в создании положительных условий, в рамках которых
ученик налаживает продуктивные отношения с природой и социумом, имеет
система образования, в которой младший школьник социализируется и4
приобретает навыки вступления во взрослую жизнь. При создании таких
благоприятных условий обеспечивается здоровое развитие учащегося, его
эмоциональная и психологическая стабильность в которой максимально
продуктивно протекают процессы эстетического и физического воспитания.
Современные школьники раскрывают свой внутренний духовный мир,
используя двигательные действия, выражают свои чувства и эмоции через
пластическую экспрессию, проявляют свою индивидуальность в ходе
взаимодействия со сверстниками и педагогами в образовательном процессе,
адаптируются к «ритму» новой школьной реальности. В течение первого
класса происходит значительная перестройка привычного образа жизни и
деятельности младшего школьника, и от того, насколько успешно протекает
его адаптация, насколько он вписывается в «метроритм» каждого урока и
школьного дня, от того в какой мере он сможет усвоить правила школьной
действительности, зависит его дальнейшее отношение к школе, степень
увлеченности и познавательной активности, работоспособность и
успеваемость в последующие годы. Отсюда можно заключить, что развитие
ритма имеет приоритетное значение в ходе реализации начального этапа
обучения.
Общее развитие детей немыслимо без музыкального развития. С
самого рождения человека музыка представляет собой именно то средство,
которое может максимально благоприятно повлиять на него. Силу музыки и
уровень ее эмоционального влияния невозможно передать. Благодаря
музыкальному развитию происходит развитие вкуса школьника, расширение
его интересов, он начинает чувствовать красоту в искусстве и простой жизни.
Таким образом, в ситуации, в которой учащийся младшего школьного
возраста будет гармонично сосуществовать с природой и социумом с
окружающими его взрослыми и детьми, огромное значение имеет система
образования, в которой развивается этот ученик. Система образования
позволяет задать характерный ритм для жизненного пространства
школьников. Она в данном случае выступает в качестве основы для их5
здорового развития, обеспечивают эмоциональное благополучие детей, и
позволяет реализовать продуктивный и интеллектуальный, эстетический и
физический процесс развития школьников младшего возраста.
Степень изученности проблемы. Философы и представители
психолого-педагогического раздела науки рассматривают понятие ритм с
разных точек зрения. Вопросы, которые касаются ритмической организации
Вселенной, Земли, ее природного мира, процессов, протекающих в
социальном обществе и искусстве рассматривали многие видные
представители разных секторов научного познания (В.И. Вернадский, Н.А.
Бердяев, А.К. Горский, П.А. Флоренский, А.Л. Чижевский). С точки зрения
психологического аспекта (Н.Д. Левитов, Л.Б. Ительсон) представители этого
раздела науки видят в ритме, темпе и динамике фундаментальные
компоненты для активного и плодотворного развития. К. Бюхер обосновал в
какой мере развития человека в рамках филогенеза обуславливается
развитием ритмического чувства. Б.М. Теплов раскрывает при этом основу
музыкального ритмического компонента, В.Н. Яворский постарался
определить эстетическую сущность данной категории. Особенности развития
чувства ритма у учеников в рамках элементарного музицирования активно
рассматривались в своих работах К. Орф, Т.Э. Тютюнникова, Л.А.
Баренбойм, Т.А. Боровик. Активные исследования основных аспектов
развития детского творчества проводил ряд педагогов-психологов, в
частности Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, А.М. Матюшкин, Б.Л. Яворский и
др.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью
развития чувства ритма младших школьников и недостаточной
исследованностью этой музыкальной способности с позиций
междисциплинарного подхода и отсутствием методики ритмического
развития учащихся, использующей современные инновационные технологии.
Проблема исследования обусловлена недостаточностью
разработанности вопроса: какими видами и формами деятельности,6
инновационными технологиями и методами на уроке музыки можно
наиболее эффективно развивать чувство ритма младших школьников. Для
решения данной проблемы мы определили тему «Развитие чувства ритма
младших школьников на уроках музыки средствами арт-технологий».
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс развития
чувства ритма у учащихся младших классов будет протекать более
эффективно, если:
­ выявить особенности ритмического развития детей младшего
школьного возраста;
­ разработать целостную программу развития чувства ритма на
уроках музыки с использованием различных видов арт-технологий
(визуальных, музыкальных, нарративных и танцевально-двигательных).
Цель исследования: выявить и раскрыть методы и приемы развития
чувства ритма у младших школьников на уроках музыки средствами арттехнологий.
Объект исследования: чувство ритма в структуре музыкальных
способностей.
Предмет исследования: развитие чувства ритма у младших
школьников средствами арт-технологий.
Задачи исследования:
1. Осуществить историко-теоретический анализ подходов к развитию
чувства ритма;
2. Представить характеристику арт-технологий и раскрыть специфику
их использования в образовательном процессе;
3. Выявить особенности развитие чувства ритма младших школьников
на уроках музыки;
4. Проанализировать методические материалы и практический опыт
развития чувства ритма;7
5. Осуществить практический опыт исследования развития чувства
ритма и разработать программу для развития чувства ритма младших
школьников на уроках музыки с помощью арт-технологий.
Методологическая основа исследования:
- в области общей психологии: Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.В.
Дубровина, В.А. Крутецкий и др.;
- в области музыкальной психологии: В.И Петрушин, Б.М. Теплов,
Г.М. Цыпин и др.;
- в области общей педагогики: Ш.А. Амонашвили, В.А. Сластенин,
В.А. Сухомлинский и др.;
- в области теории и методики музыкального образования: О.А.
Апраксина, Анисимов В.П., Артемьева И.В., Батурина Г.И., Ж. Далькроз,
Л.Г. Дмитриева, А.Н. Зимина, К. Орф, Т.Ю. Тютюнникова и др.
- в области арт-технологий, арт-терапии и терапии творческим
выражением: Т.Н. Березина, М. Бетенски,Ю.Л. Блинова, Е.В. Буренкова, П.
Книлл, А.И. Копытин, Т.Ю. Колошина, С. Левайн, Х. Левайн, Ш. МакНифф,
Н. Роджерс, В. Сидорова и др.
Методы исследования:
­ теоретические: анализ научно-практических исследований,
методической литературы, изучение школьной документации;
­ эмпирические: наблюдение, беседа, педагогическое
тестирование, эксперимент.
База исследования: МБОУ «Гимназия № 8» Советского района г.
Казани.
Новизна исследования: заключается в выявлении потенциала арттехнологий как средства развития чувства ритма младших школьников.
Теоретическая значимость исследования заключаются в анализе и
обобщении существующих исследований по развитию ритма с позиций
междисциплинарного подхода.8
Практическая значимость исследования: заключается в разработке
программы, направленной на развитие чувства ритма у детей младшего
школьного возраста средствами арт-технологий, которая может быть
использована в качестве методических рекомендаций для начинающих
педагогов.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка
литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью данной работы являлось выявить и раскрыть методы и приемы
развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки
средствами арт-технологий.
В процессе написания настоящего исследования нами были решены
следующие задачи:
1. Осуществить историко-теоретический анализ подходов к развитию
чувства ритма;
2. Представить характеристику арт-технологий и раскрыть специфику
их использования в образовательном процессе;
3. Выявить особенности развитие чувства ритма младших школьников
на уроках музыки;
4. Проанализировать методические материалы и практический опыт
развития чувства ритма;
5. Осуществить практический опыт исследования развития чувства
ритма и разработать программу для развития чувства ритма младших
школьников на уроках музыки с помощью арт-технологий.
Важное место в исследовании занимал междисциплинарный подход,
позволяющий разносторонне изучить данную проблему и найти новые
подходы к решению образовательных задач.
В основу работы мы положили определение ритма, данное Н.В.
Холоповой: «Музыкальный ритм – это временная и акцентная сторона
мелодии, гармонии, фактуры, тематизма и всех других элементов музыкального языка»[65, с. 106].
Также мы провели анализ традиционных и достаточно новых подходов,
которые используются для развития чувства ритма у детей. В рамках
настоящей работы мы рассматривали применение арт-технологий как
наиболее приоритетный инструмент в рамках развития чувства ритма у
школьников младшего возраста. Нам удалось установить, что при78
использовании разных видов искусства ребѐнок начинает познавать законы
ритма, которые представлены естественностью, выразительностью,
динамичностью и многообразием. Ключевое значение в данном случае имеет
то, чтобы уроки проводились комплексном направлении. Ритм, в рамках
данного процесса должен выступать в качестве связующего элемента всего
изучаемого материала, а музыкальные произведения должны выступать в
качестве средств, которые позволяют максимально эффективно выразить
ритмы. Таким образом, и эмоциональный план и особенности
эмоционального состояния детей выступали в качестве определяющих
факторов в ходе формирования у них чувства ритма.
Мы осуществили разработку и апробирование на практике рабочей
программы, позволяющей развивать чувство ритма у школьников младшего
возраста в рамках уроков музыкального воспитания. Для этих целей мы
применяли арт-технологии на базе МБОУ «Гимназия № 8» Советского
района г. Казани в начальных классах.
При использовании нами разнообразных методических подходов и
видов арт-технологий на уроках музыкального воспитания мы отметили от
повышения эффективности в следующих направлениях:
- в направлении ритмизации процесса образования;
- в направлении облегчения адаптации школьников младшего возраста
к окружающей среде в рамках образовательного учреждения;
- в направлении гармонизации внутренних и внешних ритмических
процессов;
- в направлении развития у детей музыкального чувства ритма.
Перед началом эксперимента была проведена диагностика уровня
ритмического развития учащихся. В качестве диагностического
инструментария нами были использованы диагностики А.Ф. Лобовой и И.А.
Зимней, а также игры-тесты, разработанные В.П. Анисимовым. На основании
данных методик были выделены три уровня характеристики проявления
ритмической сформированности учащихся: спонтанный, ситуативный и79
константный. Диагностика проводилась поэтапно и включала 4 блока
заданий.
После проведения формирующего этапа эксперимента повторная
диагностика показала значительное улучшение уровня ритмического
развития учащихся: количество школьников с высоким уровнем развития
чувства ритма выросло на 20%, со средним уровнем – на 40%. Количество же
учащихся с низким уровнем ритмического развития уменьшилось почти в
два раза. Кроме того, можно сделать вывод, что на контрольном этапе
экспериментальная группа показала более высокий уровень константного и
более низкий уровень спонтанного ритмического развития, чем контрольная
группа.
На основании всего вышеизложенного можно заключить, что
применение визуальных, музыкальных, танцевально-двигательных и
нарративных арт-технологий в процессах развития чувства ритма у
школьников младшего возраста предоставляет возможность им раскрывать
свои индивидуальные возможности, творческий потенциал, оказывает
направленное влияние на эмоциональную сферу и позволяет обеспечить
гармоничное развитие личности ребенка.


Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования: учебник для студ.
высш. пед. учеб. заведений / Э.Б.Абдуллин, Е.В.Николаева. – М.:
Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.
2. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей /
В.П.Анисимов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 128 с.
3. Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в школе / О.А.Апраксина,
Вып. 2. – М.: Педагогика, 2007. – 110 с.
4. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для
студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е.А.Медведева, Л.Н.Комиссарова,
Т.А.Добровольская – М.: Академия, 2001. – 248 с.
5. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и
образовании / Б.В.Асафьев. – 2-е изд. – Л.: Музыка, 1973. – 144 с.
6. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство /
Л.А.Баренбойм. – Л.: Музыка, 1974. – 337 с.
7. Батурина, Г.И., Кузина, Г. Ф. Введение в педагогическую профессию:
учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.И.Батурина,
Г.Ф.Кузина. – 2-е изд. – М.: Академия, 1999. – 176 с.
8. Белобородова В.К. Музыкальное восприятие к теории вопроса.
Музыкальное восприятие школьников/ В.К.Белобородова. – М.: ПедагогикаПресс, 2008. – 506 с.
9. Блинова Ю.Л. Арт-технологии в психолого-педагогическом
сопровождении, педагогике и искусстве/ Ю.Л.Блинова  Казань: АСТОР и Я,
2018. – 88 с.
10. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /
Л.И.Божович и др. – СПб.: Питер, 2008. – 398 с.
11. Брайнин В.Б. О возможных подходах к ритмической сольмизации /
В.Б.Брайнин // Педагогическое образование и наука. – М.: Международная
академия наук педагогического образования, 2007. – № 2. – С. 25-27.81
12. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и
сотрудничества / В.А.Бухвалов. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. –
294 с.
13. Вейс П.О. О методике ритмического воспитания в первом классе
общеобразовательной школы / П.О.Вейс // Вопросы методики музыкального
воспитания детей. – М.: Музыка, 1975. – С. 3-49.
14. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учебное
пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / сост. И.В.Дубровина,
А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. – М.: Академия, 1998. – 320 с.
15. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С.Выготский. – СПб:
Питер, 1997. – 224с.
16. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей
дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений /
А.Г.Гогоберидзе, В.А.Дергунская. – М.: Академия, 2005. – 320 с.
17. Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе /
Л.Г.Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. – М.: Академия, 2000. – 245 с.
18. Дубровина, И.В. Психология: учебник для студ. сред. проф. учеб.
заведений / И.В.Дубровина, Е.Е.Данилова, А.М.Прихожан; под ред.
И.В.Дубровиной. – 6-е изд., стер. – М: Академия, 2007. – 464 с.
19. Ефремова Н.И. Теоретические основы становления ритмической
культуры музыканта: начальный этап профессиональной подготовки:
диссертация... кандидата искусствоведения / Н.И.Ефремова. – Магнитогорск:
Магнитогорская государственная консерватория, 2002. – 254 с.
20. Жак-Далькроз Э. Ритм / Э.Жак-Далькроз. – М.: Классика -ΧΧΙ, 2006. –
512 с.
21. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей
младшего школьного возраста: учебное пособие для студ. высш. учеб.
заведений /А.Н.Зимина. – М: ВЛАДОС, 2000. – 304 с.
22. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке
для общеобразовательной школы. Программа для общеобразовательных82
учебных заведений. Музыка / Д.Б.Кабалевский. – М: Педагогика, 2010. –
405с.
23. Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной
работе / М.В.Киселева. – СПб: Речь, 2007. – С. 10.
24. Копытин А.И. Арт-терапия в общеобразовательной школе.
Методическое пособие / А.И.Копытин. – СПб: Академия постдипломного
педагогического образования, 2005. – 52 с.
25. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии / А.И.Копытин - СПб. :
Питер, 2002. - 368 с.
26. Крутецкий В.А. Психология: учебник для учащихся пед. училищ /
В.А.Крутецкий. – М: Просвещение, 1980. – 352 с.
27. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный
жизненный цикл развития человека: учебное пособие для студ. высш. учеб.
заведений / И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.
28. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система
занятий / Л.Д.Лебедева. – СПб.: Речь, 2003. – 256 с.
29. Лебедева Л.Д. Арт-терапевтические занятия в начальной школе /
Л.Д.Лебедева // Школьные технологии. – М.: Научно-исследовательский
институт школьных технологий, 2000. – № 6. - С.200-205.
30. Лебедева Л.Д. Арт-терапия в педагогике / Л.Д.Лебедева // Педагогика.
– М.: Педагогика, 2000.-№9. - С.27-34.
31. Лукашкин С.С. Ритм в современной архитектуре как знак сдвига в
переживании пространства-времени // Социальная аналитика ритма. Сборник
материалов конференции. – СПб: Санкт-Петербургское философское
общество, 2001. – С. 99-103.
32. Мазель, Л.А. Строение музыкальных произведений: учебное пособие /
Л.А.Мазель. – 2-е изд. доп. и перераб. – М: Музыка, 1979. – 536 с.
33. Макнифф Ш. Целостное восприятие арт-терапии // Исцеляющее
искусство: журнал арт-терапии. – СПб.: РОО Арт-терапевтическая
ассоциация, 2005. – Т8. – №1. – С. 10-23.83
34. Методологическая культура педагога-музыканта: учеб. пособие для
студ. высш. пед. заведений / Э.Б.Абдуллин, О.В.Ванилихина, Н.В.Морозова и
др. – М.: Академия, 2002. – 272 с.
35. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей /
М.А.Михайлова. – М.: Академия, 2005. – 397 с.
36. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей.
Популярное пособие для родителей и педагогов / М.А.Михайлова. –
Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
37. Музыкальная психология и психология музыкального образования:
Теория и практика: учебник для студ. муз. фак., учреждений высш. пед.
проф. образования / [Д.К.Кирнарская, Н.И.Киященко, К.В.Тарасова и др.];
под ред. Г.М.Цыпина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: Академия, 2011. – 384с.
38. Научно – методический журнал «Музыка в школе» / В.А.Артемьев,
Е.Н.Бажукова, Е.Е.Битютская, М.Л.Гарипова, и др. – М., 2014. – № 6 – 82 с.
39. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: –
4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 640 с.
40. Осеннева М.С. Методика музыкального воспитания младших
школьников: учебное пособие для студ. нач. фак. пед. вузов / М.С.Осеннева,
Л.А.Безбородова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с.
41. Петрушин В.И. Музыкальная психология: учебное пособие для
студентов и преподавателей / В.И.Петрушин. – М: Академический Проект,
2006. – 400 с.
42. Психологический словарь / под общей науч. ред. П.С.Гуревича. – М.:
ОЛМА Медиа Групп, ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007. – 800 с.
43. Радынова О.П. Беседы о музыкальных инструментах: Аудиокассеты.
– М., 1997.
44. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: в 2-х частях /
О.П.Радынова. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 1997. – 606 с.84
45. Рассохина, В.Н. Александрова Н.Г. Ритмика Далькроза в нашей стране
// Из прошлого советской музыкальной культуры. – М.: Сов. композитор,
1982. – Вып. 3. – С. 248-249.
46. Рачина Б.С. Программа «Музыка сегодня». Из опыта работы учителя
музыки в 5-х классах. Методические рекомендации / Б.С.Рачина. – СПб.:
СПбГУПМ, 2001. – 310 с.
47. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские
основы мировоззрения) в3-х частях / В.Н.Сагатовский // Ч.2: Онтология. –
СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1999. – С. 219.
48. Салпыкова И.М. Творчество младших школьников на уроках музыки:
учебно-методическое пособие для учителей начальной школы /
И.М.Салпыкова, Л.Р.Миркашева. – Казань: ИФИ КФУ , 2011. – 32 с.
49. Сергеева Н.Ю. К вопросу о содержании понятия арт-педагогика /.
Н.Ю.Сергеева // Вестник докторантов, аспирантов, студентов. – Челябинск:
ЧГПУ, 2008. – Т2. – № 1 (11). – С. 114 -120.
50. Система детского музыкального воспитания К. Орфа / под ред.
Л.А.Барейбома. – Л.: Музыка, 1970. – 160 с.
51. Сластенин В.А. и др. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. пед.
учеб. заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; под ред.
В.А.Сластенина. – М: Академия, 2002. – 576 с.
52. Субботина И.В. Методика музыкального образования: актуальные
вопросы современного музыкального образования: учебное пособие к курсу
методики музыкального образования для студентов музыкальнопедагогического факультета / И.В.Субботина. – Вологда: Легия, 2011. – 84 с.
53. Сургаутайте В.О. О начальном этапе развития чувства ритма //
Музыкальное воспитание в школе. – М.: Музыка, 1970. – Вып. 6. – С. 19 – 28.
54. Суслова Н. Расставьте акценты – получите ритм // Искусство в школе. –
М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 2002. – №4 – С.3-13.
55. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа / В.А.Сухомлинский //
Избр. пед. соч. в 3 т.– М: Просвещение, 1980. – Т.2. – 384 с.85
56. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2 т / Б.М.Теплов. – М.: Педагогика,
1985. – Т.1. –328 с.
57. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М.Теплов. –
М: Просвещение, 1947. – 335 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ