Активные методы обучения в развитии алгоритмической культуры учащихся в базовом курсе информатики
|
Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
АЛГОРИТМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ НА ОСНОВЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ 7
1.1. Сущность активных методов обучения 7
1.2. Классификация активных методов обучения 9
1.3. Алгоритмическая культура учащихся 12
1.4. Алгоритм как модель алгоритмического процесса 14
1.5. Психологические, возрастные особенности учащихся школьного
возраста 23
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
АЛГОРИТМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АКТИВНЫХ
МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ 32
2.1 Структура и содержание алгоритмической линии в школьном курсе
информатики 32
2.2 Учебно-методические материалы по применению активных методов в
обучении информатики 40
2.3 Использование активных методов на уроках
информатики 51
Заключение 64
Список использованной литературы 65
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
АЛГОРИТМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ НА ОСНОВЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ 7
1.1. Сущность активных методов обучения 7
1.2. Классификация активных методов обучения 9
1.3. Алгоритмическая культура учащихся 12
1.4. Алгоритм как модель алгоритмического процесса 14
1.5. Психологические, возрастные особенности учащихся школьного
возраста 23
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
АЛГОРИТМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АКТИВНЫХ
МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ 32
2.1 Структура и содержание алгоритмической линии в школьном курсе
информатики 32
2.2 Учебно-методические материалы по применению активных методов в
обучении информатики 40
2.3 Использование активных методов на уроках
информатики 51
Заключение 64
Список использованной литературы 65
Одна из характерных черт современного образования является резкое увеличение объёма информации, которую необходимо усвоить учащимся. Увеличение объёма информации наблюдается во всех дисциплинах: в химии, физике, литературе и конечно же в информатике. Это влечёт за собой изменение объёмов знаний и замену одних - другими более важными для формирования компетентного человека.
Переход от обучения "знаниям, умениям и навыкам" к компетентностному подходу требует изменения всех составляющих учебного процесса: содержания, способов контроля и методов обучения. Одно из возможных направлений изменения методов обучения при переходе к компетентностному подходу является использование активных методов обучения в учебном процессе и способов их контроля.
Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает в максимально возможной степени обратную связь между учащимися и преподавателями.
Одной из дидактических задач образовательного учреждения является формирование способностей учащегося, развитие его интеллекта. Важной составляющей интеллектуального развития человека является алгоритмическое мышление. Наибольшим потенциалом для формирования алгоритмических способностей школьников среди естественнонаучных дисциплин обладает информатика. Анализ развития стандарта образования по информатике позволяет сделать вывод: формирование алгоритмических способностей школьников - важная цель школьного образования на разных ступенях изучения информатики. Решение задачи на компьютере невозможно без создания алгоритма. Умение решать задачи, разрабатывать стратегию ее решения, выдвигать и доказывать гипотезы опытным путем, прогнозировать результаты своей деятельности, анализировать и находить рациональные
способы решения задачи путем оптимизации, детализации созданного алгоритма, представлять алгоритм в формализованном виде на языке исполнителя позволяют судить об уровне развития алгоритмических способностей школьников.
Поэтому необходимо особое внимание уделять развитию алгоритмической культуры подрастающего поколения.
Поскольку алгоритмические способности в течение жизни развиваются под воздействием внешних факторов, то в процессе дополнительного воздействия возможно повышение уровень их развития. Необходимость поиска новых эффективных средств развития алгоритмических культуры у школьников обусловлена его значимостью для дальнейшей самореализации личности в информационном обществе.
Эффективным способом формирования алгоритмических способностей школьников в курсе информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является обучение построению алгоритмов и их использованию при решении большого класса задач из раздела алгоритмизации и программирования.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в активных гражданах сообщества, с другой стороны, традиционным репродуктивным типом в массовом обучении и неопределенностью научных подходов к решению данной проблемы в изменившихся социально-экономических условиях.
Современное общество требует от нового поколения умения планировать свои действия, находить необходимую информацию для решения задачи, моделировать будущий процесс. Поэтому школьный курс информатики, развивающий алгоритмическое мышление, формирующий соответствующий стиль мышления, является важным и актуальным.
Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носит деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников. Повышение эффективности и качества обучения учёбы является также главной проблемой активизации учения учащихся в школах
- Необходимость исследования проблемы активизации учебной деятельности, обусловлена противоречием между возрастной социальной потребностью
-Понятие алгоритма является одним из основных при формировании начальной компьютерной грамотности. Алгоритмические способности являются необходимой частью научного взгляда на мир.
-Под способностью алгоритмически мыслить понимается умение правильно решать задачи различного происхождения, требующие составления плана действий для достижения желаемого результата. Задача учителя на уроке информатики - сформировать у ученика алгоритмическую культуру- один из основных приоритетов в современном общем образовании, который носит общеучебный и общеинтеллектуальный характер. Это понятие включает в себя целостное миропонимание и научное мировоззрение, которое основано на
понимании возможности математического описания единства основных информационных законов в природе и обществе, и преобразование в практике информационных объектов с помощью средств информационных технологий.
Развитие алгоритмической культуры - это путь действительного развития интеллектуальных возможностей человека. Разумеется, реальное обучение должно сочетать в себе известные подходы, но вопрос доминирования той или иной тенденции является ключевым в обучении информатике. Ни компьютер, ни информационные технологии сами по себе не способны сформулировать интеллектуальные качества выпускника школы, они являются лишь вспомогательными средствами решения мировоззренческих задач, а найти эти решения ученик может лишь с помощью грамотного, творчески работающего учителя.
Объектом исследования процесс обучения информатике в школе.
Предметом исследования является процесс формирования алгоритмической культуры у учеников на основе использования активных методов в обучении в базовом курсе информатики.
Цель исследования: разработка учебно-методических материалов для развития алгоритмической культуры учеников в базовом курсе информатики на основе использования активных методов обучения.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
1. Анализ теоретической и научно-методической литературы по теме исследования;
2. Анализ школьной учебной литературы по развитию алгоритмической культуры;
3. учебно-методические материалы по развитию алгоритмической культуры у учеников на уроках информатики с использованием активных методов обучения.
Практическая значимость заключается в том, что разработанная методика может быть использована учителями информатики в практике преподавания школьного курса информатики.
Структура выпускной квалификационной работы включает: введение, две главы, список использованных источников.
Переход от обучения "знаниям, умениям и навыкам" к компетентностному подходу требует изменения всех составляющих учебного процесса: содержания, способов контроля и методов обучения. Одно из возможных направлений изменения методов обучения при переходе к компетентностному подходу является использование активных методов обучения в учебном процессе и способов их контроля.
Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает в максимально возможной степени обратную связь между учащимися и преподавателями.
Одной из дидактических задач образовательного учреждения является формирование способностей учащегося, развитие его интеллекта. Важной составляющей интеллектуального развития человека является алгоритмическое мышление. Наибольшим потенциалом для формирования алгоритмических способностей школьников среди естественнонаучных дисциплин обладает информатика. Анализ развития стандарта образования по информатике позволяет сделать вывод: формирование алгоритмических способностей школьников - важная цель школьного образования на разных ступенях изучения информатики. Решение задачи на компьютере невозможно без создания алгоритма. Умение решать задачи, разрабатывать стратегию ее решения, выдвигать и доказывать гипотезы опытным путем, прогнозировать результаты своей деятельности, анализировать и находить рациональные
способы решения задачи путем оптимизации, детализации созданного алгоритма, представлять алгоритм в формализованном виде на языке исполнителя позволяют судить об уровне развития алгоритмических способностей школьников.
Поэтому необходимо особое внимание уделять развитию алгоритмической культуры подрастающего поколения.
Поскольку алгоритмические способности в течение жизни развиваются под воздействием внешних факторов, то в процессе дополнительного воздействия возможно повышение уровень их развития. Необходимость поиска новых эффективных средств развития алгоритмических культуры у школьников обусловлена его значимостью для дальнейшей самореализации личности в информационном обществе.
Эффективным способом формирования алгоритмических способностей школьников в курсе информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является обучение построению алгоритмов и их использованию при решении большого класса задач из раздела алгоритмизации и программирования.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в активных гражданах сообщества, с другой стороны, традиционным репродуктивным типом в массовом обучении и неопределенностью научных подходов к решению данной проблемы в изменившихся социально-экономических условиях.
Современное общество требует от нового поколения умения планировать свои действия, находить необходимую информацию для решения задачи, моделировать будущий процесс. Поэтому школьный курс информатики, развивающий алгоритмическое мышление, формирующий соответствующий стиль мышления, является важным и актуальным.
Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носит деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников. Повышение эффективности и качества обучения учёбы является также главной проблемой активизации учения учащихся в школах
- Необходимость исследования проблемы активизации учебной деятельности, обусловлена противоречием между возрастной социальной потребностью
-Понятие алгоритма является одним из основных при формировании начальной компьютерной грамотности. Алгоритмические способности являются необходимой частью научного взгляда на мир.
-Под способностью алгоритмически мыслить понимается умение правильно решать задачи различного происхождения, требующие составления плана действий для достижения желаемого результата. Задача учителя на уроке информатики - сформировать у ученика алгоритмическую культуру- один из основных приоритетов в современном общем образовании, который носит общеучебный и общеинтеллектуальный характер. Это понятие включает в себя целостное миропонимание и научное мировоззрение, которое основано на
понимании возможности математического описания единства основных информационных законов в природе и обществе, и преобразование в практике информационных объектов с помощью средств информационных технологий.
Развитие алгоритмической культуры - это путь действительного развития интеллектуальных возможностей человека. Разумеется, реальное обучение должно сочетать в себе известные подходы, но вопрос доминирования той или иной тенденции является ключевым в обучении информатике. Ни компьютер, ни информационные технологии сами по себе не способны сформулировать интеллектуальные качества выпускника школы, они являются лишь вспомогательными средствами решения мировоззренческих задач, а найти эти решения ученик может лишь с помощью грамотного, творчески работающего учителя.
Объектом исследования процесс обучения информатике в школе.
Предметом исследования является процесс формирования алгоритмической культуры у учеников на основе использования активных методов в обучении в базовом курсе информатики.
Цель исследования: разработка учебно-методических материалов для развития алгоритмической культуры учеников в базовом курсе информатики на основе использования активных методов обучения.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
1. Анализ теоретической и научно-методической литературы по теме исследования;
2. Анализ школьной учебной литературы по развитию алгоритмической культуры;
3. учебно-методические материалы по развитию алгоритмической культуры у учеников на уроках информатики с использованием активных методов обучения.
Практическая значимость заключается в том, что разработанная методика может быть использована учителями информатики в практике преподавания школьного курса информатики.
Структура выпускной квалификационной работы включает: введение, две главы, список использованных источников.
В данной выпускной квалификационной работе был рассмотрена тема: «активные методы обучения в развитии алгоритмической культуры учащихся в базовом курсе информатике»
В первой главе данной работы рассмотрены сущность активных методов обучения, классификация активных методов обучения, алгоритмическая культура учащихся, алгоритм как модель алгоритмического процесса, структура и содержание алгоритмической линии в школьном курсе информатики и психологические и возрастные особенности школьного возраста и алгоритмическая способность.
Во второй главе рассмотрены учебно-методические материалы по применению активных методов в обучении информатики, способствующей развитию познавательной активности обучения на основе алгоритмической культуры учащихся. Изучение информатики имеет огромное общеобразовательное значение, далеко выходящее за рамки задачи подготовки выпускников школы к жизни и труду в формирующемся «информационном» обществе.
В первой главе данной работы рассмотрены сущность активных методов обучения, классификация активных методов обучения, алгоритмическая культура учащихся, алгоритм как модель алгоритмического процесса, структура и содержание алгоритмической линии в школьном курсе информатики и психологические и возрастные особенности школьного возраста и алгоритмическая способность.
Во второй главе рассмотрены учебно-методические материалы по применению активных методов в обучении информатики, способствующей развитию познавательной активности обучения на основе алгоритмической культуры учащихся. Изучение информатики имеет огромное общеобразовательное значение, далеко выходящее за рамки задачи подготовки выпускников школы к жизни и труду в формирующемся «информационном» обществе.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - Исследование модульного курса «Визуальное программирование» и исследование его влияния на усвоение обучающимися основ объектно-ориентированного программирования
Магистерская диссертация, программирование. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ НА БАЗЕ ИГРОВОГО ИНТЕРФЕЙСА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческих способностей старшеклассников в процессе программирования дидактических компьютерных игр во взаимосвязи общего и дополнительного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2020 - Методика телесно-полиязыкового обучения будущих учителей информатики программированию
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВНОСТИ
В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ (19.00.07)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2001 - КУРС ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ «МЕТОДЫ ЭФФЕКТИВНОГО ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ» ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ 6-7 КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017 - ПРОГРАММИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ МАТЕМАТИКИ MAXIMA ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2013



