Введение 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «ГРАФИЧЕСКАЯ
НАГЛЯДНОСТЬ» В ОБУЧЕНИИ ГРАММАТИКЕ УЧАЩИХСЯ 6-Х
КЛАССОВ 7
1.1. Применение графической наглядности в методике преподавания
иностранных языков 7
1.2. Классификация графической наглядности 11
1.3. Подходы, принципы и методы в обучении грамматике 18
Выводы по 1 главе 24
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОЙ НАГЛЯДНОСТИ В
ОБУЧЕНИИ ГРАММАТИКЕ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РТ 25
2.1. Анализ УМК на предмет реализации графической наглядности в
обучении грамматике учащихся 6 классов 25
2.2. Комплекс упражнений с использованием графической наглядности при
обучении грамматике учащихся 6 классов 29
2. 3. Экспериментальное исследование комплекса упражнений с
применением графической наглядности в обучении грамматике учащихся 6
классов 38
Выводы по 2 главе 42
Заключение 43
Список литературы 44
Отчет-протокол по программе «Антиплагиат» 48
В настоящее время использование наглядных средств при обучении иностранному языку является актуальным и имеет большое практическое значение. Повышение эффективности обучения иностранному языку во многом зависит от учебно-материальной базы школы, и от того, какими средствами обучения располагает учитель и как он их использует в учебном процессе. 87 % информации поступает в человеческий мозг через зрительные рецепторы, 9 % - через слуховые, и 4 % - через другие органы чувств. Поэтому информация, поступающая в мозг из органов зрения, не требует значительного перекодирования, она запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно [Пиз 2009, с. 448]. Это свидетельствует о том, что средства графической наглядности являются более эффективными при обучении иностранному языку.
Актуальность исследования обусловлена тем, что овладение грамматическими средствами рассматривается в качестве одной из целей обучения в рамках развития коммуникативной компетенции. Следовательно, формирование коммуникативной компетенции невозможно без обучения грамматике с использованием графической наглядности.
Объектом исследования является процесс формирования
грамматических навыков у учащихся 6-х классов.
Предмет исследования - комплекс грамматических упражнений с использованием графической наглядности для учащихся 6-х классов.
Нами была выдвинута гипотеза, что при использовании средств графической наглядности процесс формирования грамматических навыков будет проходить быстрее и эффективнее, так как это обусловлено как методическими, так и психофизиологическими факторами.
Целью данной работы является научное обоснование и практическая разработка комплекса упражнений, направленных на формирование грамматических навыков у учащихся 6-х классов с использованием средств графической наглядности.
Для осуществления поставленной цели был сформулирован ряд исследовательских задач:
1) определить понятие графической наглядности в отечественной и зарубежной литературе;
2) изучить классификацию графической наглядности;
3) рассмотреть подходы, принципы и методы в обучении грамматике;
4) проанализировать УМК по английскому языку для 6 классов на предмет реализации графической наглядности в обучении грамматики;
5) разработать комплекс упражнений с использованием графической наглядности при обучении грамматике на среднем этапе;
6) провести опытно - экспериментальное исследование на базе 6-х классов МБОУ СОШ № 11 г. Кызыла РТ для выявления эффективности использования графической наглядности при формировании грамматических навыков на среднем этапе обучения;
7) доказать или опровергнуть выдвинутую гипотезу.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были
использованы следующие методы исследования:
- обзор и сравнительный анализ психолого-педагогической и
методической литературы;
- классификация графической наглядности;
- опытно-экспериментальная работа по теме исследования;
- результаты исследования были произведены при помощи
математического метода.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составили труды отечественных педагогов Я. А. Коменского, Л. В. Щерба,И.Т. Песталоцци, К.Д. Ушинского,ученых по отечественной методике обучения иностранным языкам по наглядности: Е. И. Пассов, А. Д. Климентенко, Л. М, Фридман, И. И. Гадалина, Е. А. Гогун, Е. А. Шалыгина, Е. А. Мясникова, Л. Ю. Комиссарова, Е. Н. Соловова, Г. В. Рогова,
зарубежных методистов по исследованию графической наглядности П. Маноли, М. Пападополуа, К. Макнайт, Д. Алверман, С. Акгул.
Теоретическая значимость работы заключается в научном обосновании теоретических и методических основ обучения учащихся грамматике и в создании методики обучения грамматике с применением графической наглядности.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработан комплекс упражнений на основе графической наглядности для формирования грамматических навыков на среднем этапе обучения. Данные упражнения могут быть использованы студентами филологического факультета профиля «Иностранный язык» для прохождения педагогической практики, а также учителями английского языка в процессе обучения грамматике.
Научная новизна работы заключается в разработке научно-обоснованного и экспериментально-провереннего комплекса упражнений, включающих графическую наглядность при обучении грамматике учащихся на среднем этапе обучения.
Опытно - экспериментальной базой исследования была выбрана
МБОУ СОШ № 11 г. Кызыла РТ. Исследования проводились во время государственной педагогической практики среди учащихся 6-х классов.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, выводов после каждой главы, заключения, списка литературы и приложения.
В ходе изучения эффективности применения графической наглядности в обучении грамматике учащихся 6 классов мы пытались найти оптимальные способы реализации педагогических и психологических условий, нацеленных на решение проблемы формирования грамматических навыков.
Нами была проанализирована отечественная и зарубежная литература по методике обучения и проведен педагогический эксперимент с целью подтверждения эффективности графической наглядности в обучении грамматике учащихся 6-х классов.
В процессе опытно - экспериментальной работы нами был определен исходный уровень сформированности грамматического навыка у учащихся экспериментальной группы, а также определен уровень развития памяти, внимания и мышления. В обучение учащихся экспериментальной группы был введен разработанный нами комплекс упражнений с использованием графической наглядности, направленный на формирование грамматических умений, а также были определены изменения в уровне сформированности грамматического навыка у учащихся экспериментальной группы в конце эксперимента.
Разработанный нами комплекс грамматических упражнений с применением графической наглядности, включал в себя задания, направленные на формирование грамматических и коммуникативных навыков. Данный комплекс упражнений соответствовал цели констатирующего этапа эксперимента, индивидуальным и психологическим особенностям учащихся: преобладанием уровня развития мышления над памятью и вниманием.
Таким образом, использование графической наглядности в формировании грамматических навыков английского языка у учащихся 6 классов — залог успешного фундамента знаний в грамматике английского языка и в развитии коммуникативной компетенции.
1. Афанасьева, О.В., Дули Дж., Михеева, И.В., Оби, Б., Эванс, В. Английский язык. —Spotlight”. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 3-е изд. М: Express Publishing, Просвещение, 2013.
2. Афанасьева О.В., Михеева И. В. М.: Английский язык 2-й год обучения. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа, 2013 (Новый курс английского языка для российских школ).
3. Азимов Е.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) М.: Издательство ИКАР, 2009. 54 с.
4. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. - М.: Учпедгиз, 1959. 174 с.
5. Гадалина И.И. Графическая наглядность (таблицы, схемы) при формировании навыков говорения на начальном этапе //актуальные проблемы преподавания русского языка как иностранного: тезисы научно-методич. конф. Кафедры русского языка.-М., 1970. 57 с.
6. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. - М.: Академия, 2005. 336 с.
7. Давыдов В.В. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1946. 704 с..
8. Демьяненко М.А., Лазаренко К.А., Кислая С.В. Основы общей методики обучения иностранным языкам. - Киев: Вища шк., 1976. 282 с.
9. Гогун Е.А. Графическая наглядность как средство формирования Y младших школьников грамматических знаний: на материале темы «Глагол»: дис. канд. пед. наук. - СПб., 1999. 69 с.
10.Загвязинский В.И. О современной трактовке дидактических принципов // Сов. педагогика.,1978.66-72 с.
11.Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 477 с.
12. Исторический аспект реализации принципа наглядности. Самойлова Е.Н. Саратов 2003. 5 с. принцип наглядности / .doc
13. Коменский Я.А. Великая дидактика. Гос. Педагогическое издательство Нарком проса РСФСР, 1955. 302 с.
14. Коменский Я.А. Сочинения. Издательство Наука, 1997. 567 с.
15. Коммисарова Н.Г. Роль графического моделирования в процессе обучения орфографии // Начальная школа. №12. 2010. 5 с.
16. В. П. Кузовлев В. П., Н. М. Лана, Э. Ш. Перегудова и др., Учебник для 6 классов общеобразовательных учреждений издательство «Просвещение». - М..: Просвещение, 2013
17. Ларкин А.М. Педагогическая концепция естественного и свободного воспитания Ж-Ж Руссо, М. 1971. 609 с.
1 8.Леушин М.В. Использование принципа наглядности в процессе обучения.
М., 2002. 87 с.
19. Мильруд Р.П. Методика обучения иноязычной речи // Иностр. языки в школе, 1997. 15 с.
20. Миньяр-Белоручев Р.К. Методический словник терминов методики обучения языкам. - М.: Стелла, 1996. 144 с.
2 1 .Мясникова Е.А. Применение опор при изучении английского языка:
методические рекомендации для учителей английского языка и студентов специальности 050303 Иностранный язык. Челябинск 2012.
22. Рогова Г.В. О принципах обучения иностранным языкам // Иностр. яз. в шк,1974. 85-95 c.
23. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991.187 с.
24. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. Москва «Просвещение », 2002, 187 с.
25. Щерба Л.В. Преподавание языков в школе, общие вопросы методики.-
М.,2002. С. 72.
26. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. - М., 1984. 56 с.
27. Akgul S. «Investigating the use of discourse structure-based Graphic organizers
in Reading instruction»» // The Department of teaching English as a foreign language. Bilkent university Ankara. July 2010.31-33 с.
28. Alverman D. E. The compensatory effect of graphic organizers on text structure. ERIC Document Reproduction Service ED, 1981. 208 c.
29. Ausubel, D. P. The use of advance organizers in learning and retention of meaningful material. Journal of Educational Psychology, 1960. 267 с.
30. Barron, R. The use of vocabulary as an advance organizer. In H. L. Herber & P. L. Sanders (Eds.). Research in reading in content areas: First year report .Syracuse, NY: Syracuse University, Reading and Language Arts Center, 1969, 29 c.
31. DiCecco V. M. & Gleason M. M.. Using graphic organizers to attain relational knowledge from expository text. Journal of Learning Disabilities. 2002, 307 c.
32. Glisson, C. C., Malone, L. D., & Kameenui, E. J. Effects of graphic organizer instruction on fifth-grade students. Journal of Educational Research, 1995. 107 c.
33. Kim A., Vaughn, S., Wanzek, J., & Wei, S. Graphic organizers and their
effect on the reading comprehension of students with LD: A synthesis of research. Journal of Learning Disabilities, 2004. 105 c.
34. Kiewra K. A., DuBois, N. F., Christian, D., & McShane A. Providing study
notes: A comparison of three types of notes for review. Journal of Educational Psychology, 1988,595 с.
35. Kiewra K. A., Robinson D. F., & Stanley, R. K. Supplementing floundering text with adjunct displays. Instructional Science, 1999,373 с.
36. Manoli P, Papadopoulou M. «Graphic Organizers as a Reading Strategy:
Research Findings and Issues» // Department of Early Childhood Education, University of Thessaly, Volos, Greece. Scientific research 2012. 348 с.
37. Novak, J. D., & Musonda, D. A twelve-year longitudinal study of science concept learning. American Educational Research Journal, 1991, 117 с.
38. Robinson, D. H., & Kiewra, K. A. Visual argument: Graphic organizers are superior to outlines in improving learning from text. Journal of Educational
Psychology, 1995. 455 с.
39. Robinson, D. H., & Skinner, C. H. (1996). Why graphic organizers facilitate search processes: Fewer words or computationally effective indexing. Contemporary Educational Psychology, 1996. 161 с.
40. Robinson, D. H., & Schraw, G. (1994). Computational efficiency through visual argument: Do graphic organizers communicate relations in text too effectively. Contemporary Educational Psychology, 1994, 399 с.
41.Schwartz, S. H., & Fattaleh, D. L. (1972). Representation in deductive problem solving: The matrix. Journal of Experimental Psychology, 1972. 343 с.
42. Venn, J. On the diagrammatic and mechanical representation of propositions and reasoning. Dublin Philosophical Magazine and Journal of Science, 1980, 18 с.
43. Vekiri, I. What is the value of graphical displays in learning? Educational
Psychology Review, 2002, 261 с.