ВВЕДЕНИЕ 3
I ДРУЖБА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 6
1.1 Понятие «дружба» в психолого-педагогической науке 6
1.2 Особенности дружеских отношений в младшем школьном возрасте в
условиях малокомплектной школы 11
1.3 КТД как средство развития дружеских отношений младших
школьников в малокомплектной школе 19
Выводы по I главе 24
II ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНЫЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ
ПРОЯВЛЕНИЯ ДУЖБЫ В МЛАДШЕМ.ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ 26
2.1 Организация исследования особенностей проявления дружбы в
младшем школьном возрасте в малокомплектной школы 26
2.2 Анализ результатов исследования особенностей проявления дружбы в
младшем школьном возрасте в малокомплектной школе 33
2.3 Разработка и апробация программы по совершенствованию
проявлений дружбы в младшем школьном возрасте в малокомплектной школе 42
Выводы по II главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
Приложение 1 71
Приложение 2 54
Приложение 3
Проблема дружбы является предметом исследований в психолого-педагогической науке: изучению подлежит само понятие «дружба» и его содержание, его специфические особенности, механизмы формирования и развития. В психологии дружба рассматривается как в контексте индивидуального развития личности, так и в контексте групповых отношений [22]. Интерес к исследованию дружбы обусловлен и практическим интересом: так, дружба является одним из критериев удовлетворенности качеством жизни, фактором психологического здоровья личности.
Дружеские отношения активно исследуются в контексте межличностных отношений подростков и юношей, однако нельзя умалять значение дружбы и для детей более младшего возраста. В частности, дети младшего школьного возраста уже способны к созданию дружеских взаимоотношений в детском коллективе. Однако психологических исследований в этой области сравнительно немного: нами выявлены исследования А.К. Дусавицкого, Е.Е. Моховой, Л.И. Новиковой, Н.А. Шкуричевой [9, 18, 23, 26] и некоторых других ученых. Феномен дружбы в общем исследовали Ф. Альберони, И.С. Кон, С.Н. Никишов, А.А. Реан, Е.В. Юркова [1, 11, 12, 21, 22, 24, 27] и пр.
Формирование представлений о дружбе, развитие дружеских отношений в младшем школьном возрасте крайне важны: они составляют фундамент психического и социального развития личности ребенка. Отсутствие друзей, неадекватные представления о дружбе, конфликтные отношения с окружающими являются фактором нарушения социальной адаптации, личностного развития и психического здоровья в целом. Актуальность исследований дружбы в младшем школьном возрасте обусловлена и тем, что данный возрастной период определяется исследователями как «наиболее ответственный период перехода ребенка в новую социально значимую систему отношений» [9].
На сегодняшний момент исследователи выделили основные признаки дружбы в младшем школьном возрасте (не содержательность, узость, не устойчивость и пр.), однако важно замечание А.К. Дусавицкого: «основные особенности межличностных отношений младших школьников были установлены в принципиально однотипных условиях, в рамках традиционного способа обучения» [9]. Из этого следует, что межличностные отношения младших школьников в иных условиях - например, в условиях малокомплектной школы и разновозрастного обучения, будут тоже иными. Это обстоятельство следует учитывать в процессе планирования воспитательной деятельности, направленной на установление и укрепление дружеских отношений между детьми в школьном коллективе.
Целью настоящего исследования является разработка и апробация программы К.Т.Д., направленная на развитие дружеских отношений младших школьников в малокомплектной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. охарактеризовать дружбу как психолого-педагогический феномен: дать определение, выделить цели, функции, виды и пр., охарактеризовать особенности и возможности развития дружеских отношений в младшем школьном возрасте;
2. охарактеризовать дружбу как психосоциальный феномен: рассмотреть особенности межличностных отношений младших школьников, исследовать особенности малокомплектной школы, сделать выводы об особенностях общения и дружбы в ее условиях;
3. организовать и провести исследование особенностей проявления дружбы у младших школьников в малокомплектной школе.
4. разработать и апробировать программу по совершенствованию проявлений дружбы у младших школьников в малокомплектной школе.
Объект исследования: Дружеские отношения в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: К.Т.Д. как средство развития дружеских отношений младших школьников в малокомплектной школе.
Гипотеза исследования: специально организованные воспитательные мероприятия, ориентированные на совместную деятельность младших школьников, будут способствовать развитию дружбы, если их отношения в малокомплектной школе.
В ходе работы нами были использованы такие методы исследования:
- анализ научной литературы и интернет-ресурсов по проблеме исследования;
- анализ результатов диагностики;
а также такие диагностические методики:
- социометрия;
- анкета «Мотивы выбора друга»;
- методика «Рукавички».
Выборку исследования составили 15 младших школьников (возраст - от 7,5 до 9,5 лет, по половому составу - смешанная выборка), которые являются учащимися малокомплектной школы. Среди данных младших школьников 5 учащихся 1ого класса, 5 учащихся 2ого класса, 5 учащихся 3ого класса.
Понятие дружбы, несмотря на свою внешнюю простоту и понятность, является слабо разработанным в науке. Определения данного понятия сводятся к тому, что дружбой называют особый вид межличностных отношений, характеризующихся взаимным признанием, доверительностью, доброжелательностью, заботой, духовной близостью, общими интересами и пр. Выделяется достаточно много признаков дружбы, которые определяют специфичность дружеских отношений: например, бескорыстность (в отличие от деловых отношений), избирательность (в отличие от кровно-родственных отношений), внутренняя близость (в отличие от приятельских отношений).
Дружба выполняет различные функции: формирует личность, выполняет моральную и деловую поддержку, обогащает интеллектуально и пр. Выделяют различные виды дружбы в зависимости от возрастных периодов. Каждый возраст наполняет дружеские отношения своим содержанием. Так, анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования показал, что дружеские отношения младших школьников обладают рядом специфических особенностей:
- мотивы выбора друга - как внешние (проживание в одном доме, совместное посещение детского сада до поступления в школу и пр.), так и внутренние (общие интересы, увлечения);
- важное значение в выборе друга у младшего школьника имеет эмоциональная составляющая при оценке, а не анализ его глубинных личностных особенностей;
- дружеские отношения не прочны;
- существуют гендерные различия в представлении младших школьников о дружбе: мальчиками под дружбой в основном понимается совместная деятельность и предметная сторона отношений, а девочки делают акцент на межличностных отношениях между партнерами.
Дружба и дружеские отношения являются формируемым образованием: педагогические воздействия на сплоченность детского коллектива, на знания детей о взаимоотношениях людей, о дружбе, на развитие коммуникативных навыков детей и пр. благотворно влияют на способность младших школьников к дружбе. Анализ показал, что формирование дружеских взаимоотношений младших школьников возможно в любом виде деятельности, доступном им:
1. в учебной деятельности (приемы - парные, групповые, коллективные формы организации обучения и общения и пр.);
2. в трудовой деятельности (приемы - распределение обязанностей, совместное выполнение трудового поручения и пр.);
3. в игровой деятельности (которая может быть организована в рамках учебной и внеучебной деятельности - например, коммуникативные игры);
4. в проектной деятельности;
5. в общении.
Дружба как психосоциальный феномен характеризуется нами как тип межличностных отношений младших школьников: они характеризуются узостью, неустойчивостью, существованием только в пределах школы и т.д. При анализе данного феномена мы опирались на социально-психологические исследования, которые осуществлялись в традиционном обучении; поэтому мы рассмотрели, как дружба будет проявляться в условиях малокомплектной школы.
Проведенный теоретический анализ выявил неоднозначность собственных суждений о дружбе в условиях малокомплектной школы - эта тема не изучена, не разработана. С одной стороны, в условиях разновозрастного обучения младший школьник более успешно осваивает социальные роли (которые впрочем в ограничены, так как малокомплектная школа является замкнутым социумом), их социальный опыт развивается и обогащается; формируется ряд социально значимых качеств личности и пр.; с другой - особенности общения сельских школьников обуславливаются сужением их круга общения, уменьшением численности жителей, ухудшением материального положения семей, не позволяющего детям расширить коммуникативное пространство за счет совершения экскурсионных поездок, посещения музеев, выставок и пр.; уменьшение числа постоянно взаимодействующих учеников влечет за собой недостаточно интенсивное развитие разговорной речи, слабое расширение кругозора, сужение сферы повседневных интересов и пр.
Во II главе мы описали исследование особенностей проявления дружбы в младшем школьном возрасте в малокомплектной школе и их развития посредством специально организованных внеурочных мероприятий.
На основе проведенного теоретического анализа научной литературы по теме мы определили особенности дружбы младших школьников и обозначили их как критерии проявления дружбы:
1. узость/широта дружеских взаимоотношений;
2. характер мотивов возникновения дружбы;
3. способность к сотрудничеству как коммуникативное умение.
Рабочая гипотеза была сформулирована следующим образом: специально организованные воспитательные мероприятия, ориентированные на совместную деятельность младших школьников, будут способствовать совершенствованию таких проявлений детьми дружбы, как обеспечение другим положительного социометрического статуса и высокий уровень развития способности к сотрудничеству на основе внутренней мотивации к выбору друзей.
Выборку исследования составили 15 младших школьников (возраст - от 7,5 до 9,5 лет, по половому составу - смешанная выборка), которые являются учащимися малокомплектной школы.
Аппарат диагностического исследования составили методики:
1. Социометрия;
2. Анкета «Мотивы выбора друга»;
3. Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман).
Констатирующий эксперимент, направленный на изучение особенностей проявления дружбы в младшем школьном возрасте со спецификой малокомплектной школы, позволил обнаружить следующее:
- во-первых, взаимоотношения внутри детского коллектива в целом благополучные; в классе выявлено наличие микрогруппировок - в группе младших школьников выявлено две микрогруппировки, включающие в себя по три человека, на основании чего мы сделали вывод о том, что межличностные отношения младших школьников из малокомплектной школы - в т.ч. и дружеские - более широкие, чем описывается в традиционной психологической литературе;
- во-вторых, при выборе друга у младших школьников малокомплектной школы все же преобладают внутренние мотивы - т.е. дети устанавливают дружеские отношения не только исходя из совместной деятельности, но и через анализ личностей друг друга,
- в-третьих, группа младших школьников разнородна по уровню способности к сотрудничеству;
- в-четвертых, социометрический статус, характер мотивации в установлении дружеских отношений и уровень развития способности к сотрудничеству выше у учащихся более старшего возраста.
Наличие в среде младших школьников, участвовавших в исследовании, тех, кто имеет статус изолированных, значительная доля детей с низким уровнем развития способности к сотрудничеству стали основанием для разработки программы внеурочной продуктивной совместной деятельности учащихся младших классов малокомплектной школы.
Программа состояла из восьми разноплановых мероприятий: тематические классные часы, творческие мастерские и мастер-классы, литературная гостиная, итоговое праздничное мероприятие, приуроченное к празднику 8 марта.
По завершении реализации программы была проведена повторная диагностика особенностей дружеских взаимоотношений в среде участников эксперимента.
Данные повторной диагностики указывают на наличие позитивных изменений, таких, как:
- отсутствие в среде младших школьников обладателей социометрического статуса изолированных;
- увеличение доли внутренних мотивов выбора друзей;
- перераспределение внутренних мотивов выбора друзей в пользу тех, которые отражают наличие интереса к личностным качествам и способностям других людей;
- существенный рост показателей развития способности к сотрудничеству.
Результаты повторной диагностики позволили сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
1. Альберони, Ф. Дружба / Ф. Альберони. - М. : Прогресс, 2012. - 521 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших
учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2008. -376с.
3. Байбородова, Л.В. Развитие регуляторных универсальных учебных действий младших школьников в разновозрастной группе / Л.В. Байбородова, О.В. Кузнецова // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - № 4. - С. 58¬64.
4. Беликова, В.В. Педагогическая диагностика формирования межличностных отношений в учебной группе / В.В. Беликова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
- 2008. - № 74-2. - С. 50-52.
5. Белявцева, А.Е. Дружба в жизни современной молодежи / А.Е. Белявцева, Е.В. Крутых // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 10. - С. 152-153.
6. Валетова, О.В. Работа дошкольного учреждения по развитию дружбы между старшими дошкольниками / О.В. Валетова // Эврика-2010 : сб. науч. работ. - Гродно : ГрГУ, 2010. - 441 с. - С. 246-251.
7. Грибанова, Н.А. Педагогические условия организации разновозрастного обучения / Н.А. Грибанова // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 9. - С. 141-145.
8. Григорьева, О.Д. Учебная мотивация в условиях разновозрастного обучения детей в малокомплектной школе / О.Д. Григорьева // Смальта. - 2014.
- № 5. - С. 62-67.
9. Гуленко В.В. Интертипные отношения. // Соционика, ментология и психология личности, 2007, № 6, с.27-30
10. Гуленко В.В. Критерии взаимности. // Соционика, ментология и психология личности, 2006, № 2, с.26-37
11. Гурьянова, М.П. Сельская школа и социальная педагогика: пособие для педагогов / М.П. Гурьянова. - Мн. : Амалфея, 2002. - 448 с.
12. Дусавицкий, А.К. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте и их зависимость от способа обучения / А.К. Дусавицкий // Вопросы психологии. - 1983. - № 1. - С. 59-66.
13. Казакова, Н.Н. С детства дружбой дорожи / Н.Н. Казакова // Начальная школа. - 2010. - № 6. - С. 71-73.
14. Кон, И.С. Дружба : этико-психологический очерк / И.С. Кон. - М. : Политиздат, 1989. - 350 с.
15. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М. : Просвещение, 1999. - 255 с.
16. Кондратьев, М.Ю. Методический алгоритм определения интегрального внутригруппового статуса члена контактного сообщества / М.Ю. Кондратьев // Социальная психология и общество. - 2014. - № 3. - С. 125-141.
17. Кондрашова, Н.В. Формирование у детей 6-7 лет представлений о дружбе посредством театрализованных игр в условиях стандартизации дошкольного образования / Н.В. Кондрашова, А.С. Текаева // SCIENCE TIME. - 2015. - № 1 (13). - С. 235-240.
18. Лебединцев, В. Модернизация сельской малокомплектной школы: не классно-урочная модель / В. Лебединцев // Народное образование. - 2005. - № 1. - С. 103-107.
19. Магдилова, П.М. Социометрия как метод исследования студенческой группы / П.М. Магдилова // Вестник Махачкалинского филиала МАДИ. - 2011. - № 11. - С. 221-224.
20. Маковецька, В.А. Понимание сущности «дружба» в культуре и истории / В.А. Маковецька // Аналитика культурологи. - 2013. - № 26. - С. 30¬34.
21. Медведев Н.Н. О возможности построения психологической модели личности для моделирования межличностных отношений. // Соционика, ментология и психология личности, 2008, № 1
22. Мохова, Е.Е. Возрастная динамика представлений о друге и дружбе в младшем школьном возрасте : дис... канд. психол. наук / Е.Е. Мохова. - М., 2004.
23. Невокшонова, Е.А. Разговор о дружбе / Е.А. Невокшонова // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. - 2016. - № 2 (6). - С. ЮЗ- 105.
24. Немов, Р.С. Психология : учебник : В 3 кн. - 4-е изд / Р.С. Немов. - М. : ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1.
25. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива: (Реформа школы: пути ускорения). - М.: Педагогика, 19988. - 144 с.
26. Никишов, С.Н. Особенности представлений студентов о дружбе / С.Н. Никишов // Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования. -
2014. - № 3 (27). - С. 50-54.
27. Никишов, С.Н. Проблема дружбы в психологии / С.Н. Никишов, И.С. Осипова, Е.Г. Пронькина // Проблемы и перспективы современной науки. -
2015. - № 8. - С. 126-130.
28. Новикова, Л.И. Педагогика детского коллектива. Вопросы теории / Л.И. Новикова. - М. : Педагогика, 1978. - 144 с.
29. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. - К.: "Лыбидь",2010. - 192с.
30. Общая психодиагностика. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования. / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2007. - 304с.
31. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов пед. вузов. - 3-е издание., испр. и доп.- М.: Аркти, 2008. - 112 с. (Методическая библиотека)
32. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. - М., 2009.
33. Петровский А.В. Развитие личности. - М., 2007.
34. Психическое развитие младших школьников. / Под ред. В.В. Давыдова. — М.: «Педагогика», 2010.
35. Психологические проблемы учебной деятельности школьника. / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 2007.
36. Психолого-педагогические особенности развития личности младшего школьника. - Пенза, 2010.
37. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. - СПб. : ЗАО Издательство «Питер», 1999. - 416 с.
38. Реан А.А. Психология и психодиагностика личности. Учебное пособие. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2013.
39. Рогов Е.И. Психология общения. М.: Владос, 2011.
40. Смирнова Е.О. Психология ребёнка. - М.: «Школа- пресс», 2007.
41. Сачкова, М.Е. Специфика межличностных отношений младших школьников / М.Е. Сачкова // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - №
2. - С. 252-256.
42. Стефановская Т.А. Классный руководитель./ Т.А.Стефановская. - М.: Академия, 2006. - с.160
43. Тишина Е. Воспитательная работа в школе/Е. Тишина // Общение в коллективном деле. - 2008. - №1. - С. 119
44. Фомина А. Игра в структуре свободного времени детей // Воспитание школьников. - 2005. - №3. - М. - С. 30 - 34.
45. Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов. - М. - Международная педагогическая академия, 2014. - 256 с.
46. Шкуричева, Н.А. Дружеские взаимоотношения младших школьников Н.А. Шкуричева // Начальная школа. - 2010. - № 11. - С. 6-8.
47. Шульман Г.А. О некоторых закономерностях типологии К.Г.Юнга. // Соционика, ментология и психология личност, 2005, № 2, с.22-25
48. Шульман Г.А. Отношения высших порядков. // Соционика, ментология и психология личности, 2006, № 6, с.32-38
49. Эриксон Э. Детство и общество / Предисл. Д. Элкинда. СПб., 2006.
50. Юркова, Е.В. Социально-психологические исследования дружбы / Е.В. Юркова // Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. Вып. 3. - СПб. : ИПП, 2009. - С. 96-101.