КТД КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
I ДРУЖБА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 6
1.1 Понятие «дружба» в психолого-педагогической науке 6
1.2 Особенности дружеских отношений в младшем школьном возрасте в
условиях малокомплектной школы 11
1.3 КТД как средство развития дружеских отношений младших
школьников в малокомплектной школе 19
Выводы по I главе 24
II ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНЫЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ
ПРОЯВЛЕНИЯ ДУЖБЫ В МЛАДШЕМ.ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ 26
2.1 Организация исследования особенностей проявления дружбы в
младшем школьном возрасте в малокомплектной школы 26
2.2 Анализ результатов исследования особенностей проявления дружбы в
младшем школьном возрасте в малокомплектной школе 33
2.3 Разработка и апробация программы по совершенствованию
проявлений дружбы в младшем школьном возрасте в малокомплектной школе 42
Выводы по II главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
Приложение 1 71
Приложение 2 54
Приложение 3
I ДРУЖБА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 6
1.1 Понятие «дружба» в психолого-педагогической науке 6
1.2 Особенности дружеских отношений в младшем школьном возрасте в
условиях малокомплектной школы 11
1.3 КТД как средство развития дружеских отношений младших
школьников в малокомплектной школе 19
Выводы по I главе 24
II ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНЫЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ
ПРОЯВЛЕНИЯ ДУЖБЫ В МЛАДШЕМ.ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ 26
2.1 Организация исследования особенностей проявления дружбы в
младшем школьном возрасте в малокомплектной школы 26
2.2 Анализ результатов исследования особенностей проявления дружбы в
младшем школьном возрасте в малокомплектной школе 33
2.3 Разработка и апробация программы по совершенствованию
проявлений дружбы в младшем школьном возрасте в малокомплектной школе 42
Выводы по II главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
Приложение 1 71
Приложение 2 54
Приложение 3
Проблема дружбы является предметом исследований в психолого-педагогической науке: изучению подлежит само понятие «дружба» и его содержание, его специфические особенности, механизмы формирования и развития. В психологии дружба рассматривается как в контексте индивидуального развития личности, так и в контексте групповых отношений [22]. Интерес к исследованию дружбы обусловлен и практическим интересом: так, дружба является одним из критериев удовлетворенности качеством жизни, фактором психологического здоровья личности.
Дружеские отношения активно исследуются в контексте межличностных отношений подростков и юношей, однако нельзя умалять значение дружбы и для детей более младшего возраста. В частности, дети младшего школьного возраста уже способны к созданию дружеских взаимоотношений в детском коллективе. Однако психологических исследований в этой области сравнительно немного: нами выявлены исследования А.К. Дусавицкого, Е.Е. Моховой, Л.И. Новиковой, Н.А. Шкуричевой [9, 18, 23, 26] и некоторых других ученых. Феномен дружбы в общем исследовали Ф. Альберони, И.С. Кон, С.Н. Никишов, А.А. Реан, Е.В. Юркова [1, 11, 12, 21, 22, 24, 27] и пр.
Формирование представлений о дружбе, развитие дружеских отношений в младшем школьном возрасте крайне важны: они составляют фундамент психического и социального развития личности ребенка. Отсутствие друзей, неадекватные представления о дружбе, конфликтные отношения с окружающими являются фактором нарушения социальной адаптации, личностного развития и психического здоровья в целом. Актуальность исследований дружбы в младшем школьном возрасте обусловлена и тем, что данный возрастной период определяется исследователями как «наиболее ответственный период перехода ребенка в новую социально значимую систему отношений» [9].
На сегодняшний момент исследователи выделили основные признаки дружбы в младшем школьном возрасте (не содержательность, узость, не устойчивость и пр.), однако важно замечание А.К. Дусавицкого: «основные особенности межличностных отношений младших школьников были установлены в принципиально однотипных условиях, в рамках традиционного способа обучения» [9]. Из этого следует, что межличностные отношения младших школьников в иных условиях - например, в условиях малокомплектной школы и разновозрастного обучения, будут тоже иными. Это обстоятельство следует учитывать в процессе планирования воспитательной деятельности, направленной на установление и укрепление дружеских отношений между детьми в школьном коллективе.
Целью настоящего исследования является разработка и апробация программы К.Т.Д., направленная на развитие дружеских отношений младших школьников в малокомплектной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. охарактеризовать дружбу как психолого-педагогический феномен: дать определение, выделить цели, функции, виды и пр., охарактеризовать особенности и возможности развития дружеских отношений в младшем школьном возрасте;
2. охарактеризовать дружбу как психосоциальный феномен: рассмотреть особенности межличностных отношений младших школьников, исследовать особенности малокомплектной школы, сделать выводы об особенностях общения и дружбы в ее условиях;
3. организовать и провести исследование особенностей проявления дружбы у младших школьников в малокомплектной школе.
4. разработать и апробировать программу по совершенствованию проявлений дружбы у младших школьников в малокомплектной школе.
Объект исследования: Дружеские отношения в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: К.Т.Д. как средство развития дружеских отношений младших школьников в малокомплектной школе.
Гипотеза исследования: специально организованные воспитательные мероприятия, ориентированные на совместную деятельность младших школьников, будут способствовать развитию дружбы, если их отношения в малокомплектной школе.
В ходе работы нами были использованы такие методы исследования:
- анализ научной литературы и интернет-ресурсов по проблеме исследования;
- анализ результатов диагностики;
а также такие диагностические методики:
- социометрия;
- анкета «Мотивы выбора друга»;
- методика «Рукавички».
Выборку исследования составили 15 младших школьников (возраст - от 7,5 до 9,5 лет, по половому составу - смешанная выборка), которые являются учащимися малокомплектной школы. Среди данных младших школьников 5 учащихся 1ого класса, 5 учащихся 2ого класса, 5 учащихся 3ого класса.
Дружеские отношения активно исследуются в контексте межличностных отношений подростков и юношей, однако нельзя умалять значение дружбы и для детей более младшего возраста. В частности, дети младшего школьного возраста уже способны к созданию дружеских взаимоотношений в детском коллективе. Однако психологических исследований в этой области сравнительно немного: нами выявлены исследования А.К. Дусавицкого, Е.Е. Моховой, Л.И. Новиковой, Н.А. Шкуричевой [9, 18, 23, 26] и некоторых других ученых. Феномен дружбы в общем исследовали Ф. Альберони, И.С. Кон, С.Н. Никишов, А.А. Реан, Е.В. Юркова [1, 11, 12, 21, 22, 24, 27] и пр.
Формирование представлений о дружбе, развитие дружеских отношений в младшем школьном возрасте крайне важны: они составляют фундамент психического и социального развития личности ребенка. Отсутствие друзей, неадекватные представления о дружбе, конфликтные отношения с окружающими являются фактором нарушения социальной адаптации, личностного развития и психического здоровья в целом. Актуальность исследований дружбы в младшем школьном возрасте обусловлена и тем, что данный возрастной период определяется исследователями как «наиболее ответственный период перехода ребенка в новую социально значимую систему отношений» [9].
На сегодняшний момент исследователи выделили основные признаки дружбы в младшем школьном возрасте (не содержательность, узость, не устойчивость и пр.), однако важно замечание А.К. Дусавицкого: «основные особенности межличностных отношений младших школьников были установлены в принципиально однотипных условиях, в рамках традиционного способа обучения» [9]. Из этого следует, что межличностные отношения младших школьников в иных условиях - например, в условиях малокомплектной школы и разновозрастного обучения, будут тоже иными. Это обстоятельство следует учитывать в процессе планирования воспитательной деятельности, направленной на установление и укрепление дружеских отношений между детьми в школьном коллективе.
Целью настоящего исследования является разработка и апробация программы К.Т.Д., направленная на развитие дружеских отношений младших школьников в малокомплектной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. охарактеризовать дружбу как психолого-педагогический феномен: дать определение, выделить цели, функции, виды и пр., охарактеризовать особенности и возможности развития дружеских отношений в младшем школьном возрасте;
2. охарактеризовать дружбу как психосоциальный феномен: рассмотреть особенности межличностных отношений младших школьников, исследовать особенности малокомплектной школы, сделать выводы об особенностях общения и дружбы в ее условиях;
3. организовать и провести исследование особенностей проявления дружбы у младших школьников в малокомплектной школе.
4. разработать и апробировать программу по совершенствованию проявлений дружбы у младших школьников в малокомплектной школе.
Объект исследования: Дружеские отношения в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: К.Т.Д. как средство развития дружеских отношений младших школьников в малокомплектной школе.
Гипотеза исследования: специально организованные воспитательные мероприятия, ориентированные на совместную деятельность младших школьников, будут способствовать развитию дружбы, если их отношения в малокомплектной школе.
В ходе работы нами были использованы такие методы исследования:
- анализ научной литературы и интернет-ресурсов по проблеме исследования;
- анализ результатов диагностики;
а также такие диагностические методики:
- социометрия;
- анкета «Мотивы выбора друга»;
- методика «Рукавички».
Выборку исследования составили 15 младших школьников (возраст - от 7,5 до 9,5 лет, по половому составу - смешанная выборка), которые являются учащимися малокомплектной школы. Среди данных младших школьников 5 учащихся 1ого класса, 5 учащихся 2ого класса, 5 учащихся 3ого класса.
Понятие дружбы, несмотря на свою внешнюю простоту и понятность, является слабо разработанным в науке. Определения данного понятия сводятся к тому, что дружбой называют особый вид межличностных отношений, характеризующихся взаимным признанием, доверительностью, доброжелательностью, заботой, духовной близостью, общими интересами и пр. Выделяется достаточно много признаков дружбы, которые определяют специфичность дружеских отношений: например, бескорыстность (в отличие от деловых отношений), избирательность (в отличие от кровно-родственных отношений), внутренняя близость (в отличие от приятельских отношений).
Дружба выполняет различные функции: формирует личность, выполняет моральную и деловую поддержку, обогащает интеллектуально и пр. Выделяют различные виды дружбы в зависимости от возрастных периодов. Каждый возраст наполняет дружеские отношения своим содержанием. Так, анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования показал, что дружеские отношения младших школьников обладают рядом специфических особенностей:
- мотивы выбора друга - как внешние (проживание в одном доме, совместное посещение детского сада до поступления в школу и пр.), так и внутренние (общие интересы, увлечения);
- важное значение в выборе друга у младшего школьника имеет эмоциональная составляющая при оценке, а не анализ его глубинных личностных особенностей;
- дружеские отношения не прочны;
- существуют гендерные различия в представлении младших школьников о дружбе: мальчиками под дружбой в основном понимается совместная деятельность и предметная сторона отношений, а девочки делают акцент на межличностных отношениях между партнерами.
Дружба и дружеские отношения являются формируемым образованием: педагогические воздействия на сплоченность детского коллектива, на знания детей о взаимоотношениях людей, о дружбе, на развитие коммуникативных навыков детей и пр. благотворно влияют на способность младших школьников к дружбе. Анализ показал, что формирование дружеских взаимоотношений младших школьников возможно в любом виде деятельности, доступном им:
1. в учебной деятельности (приемы - парные, групповые, коллективные формы организации обучения и общения и пр.);
2. в трудовой деятельности (приемы - распределение обязанностей, совместное выполнение трудового поручения и пр.);
3. в игровой деятельности (которая может быть организована в рамках учебной и внеучебной деятельности - например, коммуникативные игры);
4. в проектной деятельности;
5. в общении.
Дружба как психосоциальный феномен характеризуется нами как тип межличностных отношений младших школьников: они характеризуются узостью, неустойчивостью, существованием только в пределах школы и т.д. При анализе данного феномена мы опирались на социально-психологические исследования, которые осуществлялись в традиционном обучении; поэтому мы рассмотрели, как дружба будет проявляться в условиях малокомплектной школы.
Проведенный теоретический анализ выявил неоднозначность собственных суждений о дружбе в условиях малокомплектной школы - эта тема не изучена, не разработана. С одной стороны, в условиях разновозрастного обучения младший школьник более успешно осваивает социальные роли (которые впрочем в ограничены, так как малокомплектная школа является замкнутым социумом), их социальный опыт развивается и обогащается; формируется ряд социально значимых качеств личности и пр.; с другой - особенности общения сельских школьников обуславливаются сужением их круга общения, уменьшением численности жителей, ухудшением материального положения семей, не позволяющего детям расширить коммуникативное пространство за счет совершения экскурсионных поездок, посещения музеев, выставок и пр.; уменьшение числа постоянно взаимодействующих учеников влечет за собой недостаточно интенсивное развитие разговорной речи, слабое расширение кругозора, сужение сферы повседневных интересов и пр.
Во II главе мы описали исследование особенностей проявления дружбы в младшем школьном возрасте в малокомплектной школе и их развития посредством специально организованных внеурочных мероприятий.
На основе проведенного теоретического анализа научной литературы по теме мы определили особенности дружбы младших школьников и обозначили их как критерии проявления дружбы:
1. узость/широта дружеских взаимоотношений;
2. характер мотивов возникновения дружбы;
3. способность к сотрудничеству как коммуникативное умение.
Рабочая гипотеза была сформулирована следующим образом: специально организованные воспитательные мероприятия, ориентированные на совместную деятельность младших школьников, будут способствовать совершенствованию таких проявлений детьми дружбы, как обеспечение другим положительного социометрического статуса и высокий уровень развития способности к сотрудничеству на основе внутренней мотивации к выбору друзей.
Выборку исследования составили 15 младших школьников (возраст - от 7,5 до 9,5 лет, по половому составу - смешанная выборка), которые являются учащимися малокомплектной школы.
Аппарат диагностического исследования составили методики:
1. Социометрия;
2. Анкета «Мотивы выбора друга»;
3. Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман).
Констатирующий эксперимент, направленный на изучение особенностей проявления дружбы в младшем школьном возрасте со спецификой малокомплектной школы, позволил обнаружить следующее:
- во-первых, взаимоотношения внутри детского коллектива в целом благополучные; в классе выявлено наличие микрогруппировок - в группе младших школьников выявлено две микрогруппировки, включающие в себя по три человека, на основании чего мы сделали вывод о том, что межличностные отношения младших школьников из малокомплектной школы - в т.ч. и дружеские - более широкие, чем описывается в традиционной психологической литературе;
- во-вторых, при выборе друга у младших школьников малокомплектной школы все же преобладают внутренние мотивы - т.е. дети устанавливают дружеские отношения не только исходя из совместной деятельности, но и через анализ личностей друг друга,
- в-третьих, группа младших школьников разнородна по уровню способности к сотрудничеству;
- в-четвертых, социометрический статус, характер мотивации в установлении дружеских отношений и уровень развития способности к сотрудничеству выше у учащихся более старшего возраста.
Наличие в среде младших школьников, участвовавших в исследовании, тех, кто имеет статус изолированных, значительная доля детей с низким уровнем развития способности к сотрудничеству стали основанием для разработки программы внеурочной продуктивной совместной деятельности учащихся младших классов малокомплектной школы.
Программа состояла из восьми разноплановых мероприятий: тематические классные часы, творческие мастерские и мастер-классы, литературная гостиная, итоговое праздничное мероприятие, приуроченное к празднику 8 марта.
По завершении реализации программы была проведена повторная диагностика особенностей дружеских взаимоотношений в среде участников эксперимента.
Данные повторной диагностики указывают на наличие позитивных изменений, таких, как:
- отсутствие в среде младших школьников обладателей социометрического статуса изолированных;
- увеличение доли внутренних мотивов выбора друзей;
- перераспределение внутренних мотивов выбора друзей в пользу тех, которые отражают наличие интереса к личностным качествам и способностям других людей;
- существенный рост показателей развития способности к сотрудничеству.
Результаты повторной диагностики позволили сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Дружба выполняет различные функции: формирует личность, выполняет моральную и деловую поддержку, обогащает интеллектуально и пр. Выделяют различные виды дружбы в зависимости от возрастных периодов. Каждый возраст наполняет дружеские отношения своим содержанием. Так, анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования показал, что дружеские отношения младших школьников обладают рядом специфических особенностей:
- мотивы выбора друга - как внешние (проживание в одном доме, совместное посещение детского сада до поступления в школу и пр.), так и внутренние (общие интересы, увлечения);
- важное значение в выборе друга у младшего школьника имеет эмоциональная составляющая при оценке, а не анализ его глубинных личностных особенностей;
- дружеские отношения не прочны;
- существуют гендерные различия в представлении младших школьников о дружбе: мальчиками под дружбой в основном понимается совместная деятельность и предметная сторона отношений, а девочки делают акцент на межличностных отношениях между партнерами.
Дружба и дружеские отношения являются формируемым образованием: педагогические воздействия на сплоченность детского коллектива, на знания детей о взаимоотношениях людей, о дружбе, на развитие коммуникативных навыков детей и пр. благотворно влияют на способность младших школьников к дружбе. Анализ показал, что формирование дружеских взаимоотношений младших школьников возможно в любом виде деятельности, доступном им:
1. в учебной деятельности (приемы - парные, групповые, коллективные формы организации обучения и общения и пр.);
2. в трудовой деятельности (приемы - распределение обязанностей, совместное выполнение трудового поручения и пр.);
3. в игровой деятельности (которая может быть организована в рамках учебной и внеучебной деятельности - например, коммуникативные игры);
4. в проектной деятельности;
5. в общении.
Дружба как психосоциальный феномен характеризуется нами как тип межличностных отношений младших школьников: они характеризуются узостью, неустойчивостью, существованием только в пределах школы и т.д. При анализе данного феномена мы опирались на социально-психологические исследования, которые осуществлялись в традиционном обучении; поэтому мы рассмотрели, как дружба будет проявляться в условиях малокомплектной школы.
Проведенный теоретический анализ выявил неоднозначность собственных суждений о дружбе в условиях малокомплектной школы - эта тема не изучена, не разработана. С одной стороны, в условиях разновозрастного обучения младший школьник более успешно осваивает социальные роли (которые впрочем в ограничены, так как малокомплектная школа является замкнутым социумом), их социальный опыт развивается и обогащается; формируется ряд социально значимых качеств личности и пр.; с другой - особенности общения сельских школьников обуславливаются сужением их круга общения, уменьшением численности жителей, ухудшением материального положения семей, не позволяющего детям расширить коммуникативное пространство за счет совершения экскурсионных поездок, посещения музеев, выставок и пр.; уменьшение числа постоянно взаимодействующих учеников влечет за собой недостаточно интенсивное развитие разговорной речи, слабое расширение кругозора, сужение сферы повседневных интересов и пр.
Во II главе мы описали исследование особенностей проявления дружбы в младшем школьном возрасте в малокомплектной школе и их развития посредством специально организованных внеурочных мероприятий.
На основе проведенного теоретического анализа научной литературы по теме мы определили особенности дружбы младших школьников и обозначили их как критерии проявления дружбы:
1. узость/широта дружеских взаимоотношений;
2. характер мотивов возникновения дружбы;
3. способность к сотрудничеству как коммуникативное умение.
Рабочая гипотеза была сформулирована следующим образом: специально организованные воспитательные мероприятия, ориентированные на совместную деятельность младших школьников, будут способствовать совершенствованию таких проявлений детьми дружбы, как обеспечение другим положительного социометрического статуса и высокий уровень развития способности к сотрудничеству на основе внутренней мотивации к выбору друзей.
Выборку исследования составили 15 младших школьников (возраст - от 7,5 до 9,5 лет, по половому составу - смешанная выборка), которые являются учащимися малокомплектной школы.
Аппарат диагностического исследования составили методики:
1. Социометрия;
2. Анкета «Мотивы выбора друга»;
3. Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман).
Констатирующий эксперимент, направленный на изучение особенностей проявления дружбы в младшем школьном возрасте со спецификой малокомплектной школы, позволил обнаружить следующее:
- во-первых, взаимоотношения внутри детского коллектива в целом благополучные; в классе выявлено наличие микрогруппировок - в группе младших школьников выявлено две микрогруппировки, включающие в себя по три человека, на основании чего мы сделали вывод о том, что межличностные отношения младших школьников из малокомплектной школы - в т.ч. и дружеские - более широкие, чем описывается в традиционной психологической литературе;
- во-вторых, при выборе друга у младших школьников малокомплектной школы все же преобладают внутренние мотивы - т.е. дети устанавливают дружеские отношения не только исходя из совместной деятельности, но и через анализ личностей друг друга,
- в-третьих, группа младших школьников разнородна по уровню способности к сотрудничеству;
- в-четвертых, социометрический статус, характер мотивации в установлении дружеских отношений и уровень развития способности к сотрудничеству выше у учащихся более старшего возраста.
Наличие в среде младших школьников, участвовавших в исследовании, тех, кто имеет статус изолированных, значительная доля детей с низким уровнем развития способности к сотрудничеству стали основанием для разработки программы внеурочной продуктивной совместной деятельности учащихся младших классов малокомплектной школы.
Программа состояла из восьми разноплановых мероприятий: тематические классные часы, творческие мастерские и мастер-классы, литературная гостиная, итоговое праздничное мероприятие, приуроченное к празднику 8 марта.
По завершении реализации программы была проведена повторная диагностика особенностей дружеских взаимоотношений в среде участников эксперимента.
Данные повторной диагностики указывают на наличие позитивных изменений, таких, как:
- отсутствие в среде младших школьников обладателей социометрического статуса изолированных;
- увеличение доли внутренних мотивов выбора друзей;
- перераспределение внутренних мотивов выбора друзей в пользу тех, которые отражают наличие интереса к личностным качествам и способностям других людей;
- существенный рост показателей развития способности к сотрудничеству.
Результаты повторной диагностики позволили сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.



