Логопедическая работа по подготовке к коррекции нарушений звукопроизношения детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I уровня и дизартрией
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проекта «Логопедическая работа по подготовке к коррекции нарушений звукопроизношения детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I уровня и дизартрией» 8
1.1 Развитие звуковой стороны речи в онтогенезе 8
1.2 Особенности развития звуковой стороны речи детей младшего
дошкольного возраста при общем недоразвитии речи и дизартрии 12
1.3 Предпроектное исследование существующих подходов к диагностике и
коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста...23
Выводы по 1 главе 34
Глава 2. Описание проекта «Логопедическая работа по подготовке к коррекции нарушений звукопроизношения детей младшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи I уровня и дизартрией 36
2.1 Паспорт и план реализации проекта 36
2.2 Предпроектный этап 38
2.3 Диагностический этап 41
2.4 Описание продукта проекта (разработческий этап) 46
2.5 Результативно-оценочный этап 48
Выводы по 2 главе 50
Заключение 52
Список использованных источников 54
Приложения 59
Актуальность. Проблема коррекции нарушения звукопроизношения остается актуальной вследствие распространенности данной речевой патологии среди детей дошкольного возраста. Преодоление дефектов звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет большое значение для последующего обучения в школе, развития личности ребенка. Дефекты звукопроизношения могут стать причиной нарушений в овладении грамматическим строем речи, навыками звукового анализа, письма и чтения, коммуникативными навыками, что, в свою очередь, скажется на успешности обучения в школе. Своевременное выявление нарушений
звукопроизношения, определение механизмов нарушений еще в младшем дошкольном возрасте позволит организовать своевременную коррекционную работу с детьми.
Проблеме воспитания правильного звукопроизношения посвящены работы выдающихся таких исследователей Е.Ф. Архиповой, О.И. Крупенчук, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, М.Ф. Фомичевой, Г.В. Чиркиной, и других. Особенности проявлений нарушений звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи (далее - ОНР) описываются в научных исследованиях Р.Е. Левиной, Н.С. Жуковой, С.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой и других ученых и практиков. Особенности произносительной стороны речи детей дошкольного возраста с дизартрией описаны в трудах исследователей Е.Ф. Архиповой, Л.И. Беляковой, Н.Н. Волосковой, Н.В. Ипполитовой, и многих других исследователей.
Дети с ОНР по мнению Г.А. Волковой, Н.А. Рычковой, Г.Р. Шашкиной имеют недостатки психомоторного развития, устранение которых недостаточно отражено в программе обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. В детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д.
Проблема коррекции нарушения звукопроизношения остается актуальной вследствие распространенности данной речевой патологии среди детей дошкольного возраста. Стоит отметить, что значительно возросло количество детей младшего дошкольного возраста с дизартрией. Преодоление дефектов звукопроизношения в этом возрасте имеет большое значение для последующего обучения в школе, развития личности ребенка.
Логопедам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи, и одно из этих средств - логоритмика. Интенсивное становление речи происходит у детей начиная с трёхлетнего возраста. Логоритмика для детей помогает не только ее развитию, формирует правильное дыхание. Благодаря синхронизации движений с текстом данная методика позволяет сформировать фонематический слух, темп речи. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая, исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логоритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса. Главный принцип достижения эффективности в работе - индивидуальный подход к каждому ребенку, учёт его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей. Проведенный анализ литературы также показал, что имеется дефицит программно-методического обеспечения для детей младшего дошкольного возраста, с эффективными методиками для подготовки к коррекции нарушений звукопроизношения в условиях дошкольных образовательных учреждений.
Актуальность так же обусловлена запросом со стороны муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения, детский сад комбинированной направленности г. Сосновоборска, по созданию программно-методического обеспечения для работы с детьми ОНР I уровня и дизартрии.
Проектная идея: выявлена недостаточность методического обеспечения логопедической работы по подготовки к коррекции нарушений звукопроизношения детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I уровня и дизартрией с использованием логоритмических упражнений.
Объект исследования: логопедическая работа по подготовке к коррекции нарушений звукопроизношения детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по подготовке к коррекции нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I уровня и дизартрией.
Цель проекта разработать программно-методическое и дидактическое обеспечение логопедической направленности для подготовки к коррекции нарушений звукопроизношения детей младшего дошкольного возраста с ОНР I уровня и дизартрией.
Задачи проекта:
1. Определить современное состояние проблемы коррекции нарушения звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста с ОНР I уровня и дизартрией в психолого-педагогической и логопедической литературе.
2. Изучить состояние проблемы коррекции нарушения звукопроизношения на базе реализации проекта.
3. Выявить особенности и уровни сформированности звукопроизношения у детей - участников проекта.
4. Определить основные направления и задачи рабочей программы коррекционного курса, сформулировать ожидаемые результаты по обозначенным направлениям.
5. Дополнить программу коррекционного курса по «Формированию начатков общеупотребительной речи» содержанием работы по подготовке к коррекции нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста с ОНР I уровня и дизартрией.
6. Оценить эффективность предложенной нами программы «Формированию начатков общеупотребительной речи».
Целевая аудитория: дети младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I уровня и дизартрией.
Продукт проекта: программно-методическое и дидактическое обеспечение логопедической направленности по подготовке к коррекции нарушений звукопроизношения.
Практическая значимость проекта: разработанное и представленное в данной работе методическое обеспечение логопедической работы по подготовке к коррекции нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи I уровня и дизартрией может быть использовано учителями-логопедами в работе с представленной категорией детей.
Ожидаемые результаты:
1. Определены направления и задачи работы.
2. Дополнена программа коррекционного курса «Формирование начатков общеупотребительной речи» содержанием по подготовке к коррекции звукопроизношения.
3. Подобран комплекс игр и упражнений.
4. Подобран речевой материал, музыкальное сопровождение и дидактическое обеспечение для их реализации.
Механизм реализации проекта:
- провести обследование звуковой стороны речи у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитии речи I уровня и дизартрией;
- на основе выявленных особенностей звуковой стороны речи разработать комплекс логоритмических упражнений и стимульного материала, направленный на подготовку к коррекции нарушений звукопроизношения детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитии речи I уровня и дизартрией.
Перспектива дальнейшего развития проекта: в качестве перспективы дальнейшего развития проекта планируется апробация разработанного программно-методического обеспечения на базе дошкольного образовательного учреждения.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Основной целью нашей проектной работы было расширение и дополнение программы коррекционного курса «Формированию начатков общеупотребительной речи».
Мы определили современное состояние проблемы коррекции нарушения звукопроизношения детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (далее - ОНР) I уровня и дизартрией в психолого-педагогической и логопедической литературе. Далее нами были сформулированы выводы о том, что развитие звуковой стороны речи детей происходит постепенно в ходе формирования артикуляционных возможностей и фонематического восприятия. В младшем дошкольном возрасте звукопроизношение еще не совершенно и находится в стадии формирования. Дети еще могут пропускать, заменять звуки позднего генеза. Необходимо учитывать данные о развитии звуковой стороны речи в онтогенезе при обследовании звукопроизношения и в дальнейшем планировании коррекционной работы. Звуковая сторона речи у дошкольников с дизартрией может иметь различные особенности, которые зависят от состояния нервно-мышечного аппарата органов артикуляции, характера поражения центральной нервной системы. К числу основных признаков дизартрии относятся дефекты звукопроизношения, голоса, артикуляционной моторики и речевого дыхания.
Изучили состояние проблемы коррекции нарушения звукопроизношения на базе реализации проекта. Выявили особенности и уровни сформированности звукопроизношения у детей - участников проекта. Изучили контингент обучающихся младшего дошкольного возраста на базе реализации проекта, на основе данных мы скомплектовали группу для участия в проекте. Так как с дошкольного образовательного учреждения поступил запрос о создании программно-методического обеспечения для детей младшего дошкольного возраста с ОНР I уровня и дизартрией, нами было принято решения проанализировать ряд рабочий программ коррекционных курсов красноярских логопедов. Исходя из этого, нами принято решение о дополнении рабочей программы коррекционного курса «Формирование начатков общеупотребительной речи».
Определили основные направления и задачи рабочей программы коррекционного курса, сформулировать ожидаемые результаты по обозначенным направлениям.
Дополнили программу коррекционного курса по «Формированию начатков общеупотребительной речи» содержанием работы по подготовке к коррекции нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста с ОНР I уровня и дизартрией. Мы разработали диагностический комплекс для обследования звукопроизношения у детей-участников проекта. Выявили особенности и уровни сформированности звукопроизношения у детей.
Мы определили основные направления и задачи рабочей программы, дополнили программу коррекционного курса по «Формированию начатков общеупотребительной речи» направлением подготовка к коррекции нарушений звукопроизношения, подобрали комплекс игр, упражнений, речевой материал и музыкальное сопровождение. Через отзывы учителей- логопедов получили оценку предложенной нами программы «Формированию начатков общеупотребительной речи». Таким образом, задачи проекта реализованы, цель достигнута.
1. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. Ростов / Д.: Феникс, 2008. 141 с.
2. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие.
3. Артемова Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. Монография. М., МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. 123 с.
4. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. М.: ACT: Астрель, 2008. 254 с.
5. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов. М.: АСТ: Астрель, 2008. 319 с.
6. Бабина Г.В., Белякова Л.И., Идес Р.Е. Практикум по логопедии: дизартрия: Учебно-методическое пособие. М.: Прометей, 2012. 104 с.
7. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. М.: ВЛАДОС, 2009. 287 с.
8. Воронова А. Е., Корчагина А. Е., Кривенко И. В. Логоритмические занятия для детей 3 - 5 лет с ОНР. - М.: ТЦ Сфера, 2019. - 64 с.
9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. СПб.: Детство-Пресс, 2007. 470 с.1
10. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. М.: ACT: Астрель, 2005. 351 с.
11. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонематической стороны речи у дошкольников. СПб: Союз, 2007. 387 с.
12. Гречук Т.С. Особенности звуковой стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии. Сборник материаловВсероссийской научно-практической конференции. Чебоксары, 2022. С. 207-208.
13. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие. - М.: Айрис-Пресс, 2005 - 96 с. - (Библиотека логопеда практика)
14. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Диагностика и развитие речи детей 2-4 лет. Методическое пособие. М.: Сфера, 2021. 64 с.
15. Деятельность учителя-логопеда по разработке адаптированных образовательных программ: учебное пособие. Изд. 3-е, испр. / авт-сост. А. в. Мамаева; Краснояр. гос. пед.ун-т им. В. П. Астафьева. - Красноярск, 2022. - 308 с.
16. Дьякова Е.А. Логопедические технологии Логопедический массаж: учеб. пособие для студ. М.: Академия, 2020. 156 с
17. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Екатеринбург, 2008. 235 с.
18. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. 2-е изд., испр. и доп. М.: ВЛАДОС, 2008. 279 с.
19. Карелина И.Б. Логопедическая работа с детьми с минимальными
дизартрическими расстройствами: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Ин-т коррекцион. педагогики Рос. академии образования.
Москва, 2000. 23 с.
20. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей. М., Творческий центр, 2004
21. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. Изд-во «Сфера», 2004. 54 с.
22. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми. Изд-во «Сфера», 2004. 62 с.
23. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. Изд-во «Сфера», 2004. 54 с.
24. Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для логопедов. М.: Школьная пресса, 2007. 48 с.
25. Клезович О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей, Минск: Аверсэв, 2005г.
26. Кныш В.А., Комар И.И., Лобан Е.Б., Дудик Ю.В. Логоритмические минутки. Тематические занятия для дошкольников.
27. Конюхова Т.А Особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией // Тенденции развития науки и образования. 2018. № 43-2. С. 42-44.
28. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи.
29. Лепская Н.И. Язык ребёнка: (онтогенез речевой коммуникации). М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. 151 с.
30. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. - 5-е изд., перераб. и доп. М.: ВЛАДОС, 2009. 703 с.
31. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Развитие фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии. СПб.: Детство-пресс, 2006.
32. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В., Соломаха Л.С. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб.: Детство-пресс, 2006. 240 с.
33. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. Москва: Просвещение 1985. 203 с.
34. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Г. В. Чиркина, Л. Ф. Спирова, Е. Н. Рос и др.; под общ. ред. Г.В. Чиркиной. М.: Аркти, 2005. 240 с.
35. Нищева Н. В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду. Музыкальные игры, упражнения, песенки. Учебно-методическое пособие. СПб.: ООО «Детство-Пресс», 2014. - 96 с.
36. Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. СПб.: ООО «Детство- Пресс», 2009.
37. Правдина О.В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак¬ов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и переработ. М.: Просвещение, 2006. 272 с.
38. Протоколы логопедического обследования дошкольников: метод.
рекомендации/ [А.В. Мамаева, Н.В. Сиско, Т.В. Зиновьева и др.]; под ред. А.В. Мамаевой; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2010. 44 с.
39. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения. Наглядно-методическое пособие. СПб.: Детство- Пресс, 2012. 70 с.
40. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи. СПб.: Детство-Пресс, 2020. 54 с.
41. Тихеева Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1981.
42. Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов / Под ред. Профессора Т.Б. Филичевой. М.: ГНОМ и Д, 2001. 48 с.
43. Трубникова Н. М. Структура и содержание речевой карты. Учебно-методическое пособие. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет. 1998. - 51 с.
44. Федосова О.Ю. Обоснование подбора лингвистического материала для коррекции нарушений звукопроизношения у детей с дизартрией //Детская речь: норма и патология. Самара: СамГПУ, 1996. С. 102 -109.
45. Федосова О.Ю. Факторы, определяющие последовательность формирования звуков при стертой форме дизартрии //Детская речь: норма и патология. Самара: СамГПУ, 2002. С. 107-109.
46. Федосова О.Ю. Коррекция звукопроизношения у дошкольников с легкой степенью дизартрии с учетом фонетического контекста: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03. 2005. 228 с.
47. Филатова Ю.О., Гончарова Н.Н., Прокопенко Е.В. Логоритмика: Технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи: Учебно-методическое пособие / под редакцией Л. И. Беляковой. - М.: Национальный книжный центр, 2017. - 208 с.
48. Филичева Т.Б., Чевелева И.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. Логопедическая работа в специальном детском саду М.: Просвещение, 2006. 142 с.
49. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Педагогика, 2011. 346 с.
50. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М: ВЛАДОС, 2000. 240 с.
51. Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. М.: Педагогика, 2006. 120 с.
52. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие. М.: Сфера, 2003. 58 с.