Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование речемыслительной деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях

Работа №93470

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы60
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
129
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Определение понятия «речемыслительная деятельность», 7
развитие речемыслительной деятельности у дошкольников в норме
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи III уровня 10
1.3. Особенности речемыслительной деятельности у детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи III уровня 13
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 17
2.1. Организация, принципы и методики констатирующего этапа
исследования 17
2.2. Анализ результатов исследования моторики, устной речи и
речемыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 20
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
III УРОВНЯ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ 40
3.1. Цель, задачи, принципы организации логопедической работы по формированию речемыслительной деятельности старших дошкольников
с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях 40
3.2. Содержание работы учителя-логопеда по формированию
речемыслительной деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55


У каждого человека речевые функции играют главную роль и являются важными функциями среди всех. Нарушение речи отрицательно сказывается на развитие ребёнка в целом и затрудняет его общение с окружающими, задерживает познавательные процессы, исходя из этого у ребёнка возникают трудности в формировании собственной личности. Дошкольный возраст благоприятный период для коррекционной работы. Один из показателей готовности обучающегося к обучению в школе - правильная речь.
Речь - важнейшая способность человека. В процессе речевого развития формируются высшие психические функции. Формирование у детей правильной речи дает возможность общения и подготавливает к обучению в школе.
Дети с развитой речью могут легко вступать в контакт с окружающими, а также выражать свои мысли и желания. А у ребёнка с не развитой речью затрудняется взаимоотношение с окружающими. Дети с нарушением речи к старшему дошкольному возрасту начинают осознавать свои дефекты и могут стать стеснительными, молчаливыми и раздражительными.
Н. И. Жинкин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн и другие, считают речь - речевой деятельностью. Речевая деятельность осуществляется в двух вариантах: речевое общение и индивидуальная речемыслительная
деятельность, которая реализуется внутренней речью.
Адаптация детей в социуме зависит от развития речи и мыслительных операции, которые обеспечивают раскрытие мысли во внешней речи с помощью знаков языка. Благодаря символизации знаков у детей формируется знаковая функция сознания, происходит становление психических процессов: словесно-логическое мышление, речемыслительная деятельность, воля, самосознание.
Незрелость речемыслительной деятельности ограничивает потребности общения и препятствует познавательным возможностям детей.
И. Т. Власенко, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия и другие посвящали свои работы изучению взаимосвязи мышления и речи в онтогенезе.
Важной задачей подготовки дошкольников к школе является становление речемыслительной деятельности.
Речемыслительная деятельность - процесс создания мысли и речи, которая влияет на социализацию и успешность обучения детей.
Ведущие ученые в области логопедии, которые занимались изучением общего недоразвития речи: Н. С. Жуков, Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева и другие. Развитие речи тесно связано с развитием интеллектуальных способностей детей. У детей с общим недоразвитием речи нарушено формирование всех компонентов речевой системы и психических процессов.
Формирование речевой деятельности предполагает формирование точного и полного выражения мысли. Дети в процессе общения усваивают знаки и используют их для управления внутренней психической жизни. Формируется знаковая функция сознания, а также происходит становление психических процессов, таких как речемыслительная деятельность, самосознание и словесно-логическое мышление.
В последнее время выросло количество плохо говорящих или неговорящих детей, которым требуется помощь таких специалистов как: логопед, дефектолог, психолог, которые помогут выстраивать вербальное взаимодействие.
Необходимо разработать программу, которая позволит: сформировать речемыслительную деятельность, развить высшие психические функции и установить взаимоотношение с близким окружением.
Именно поэтому проблема формирования речемыслительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи является актуальной.
Объект исследования: моторика, устная речь и речемыслительная деятельность старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по формированию речемыслительной деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня на логопедических занятиях.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать содержание логопедической работы по формированию речемыслительной деятельности старших дошкольников с ОНР 3 уровня на логопедических занятиях.
Задачи исследования:
- изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования;
- выявить особенности речемыслительной деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях;
- определить принципы и содержание коррекционной работы учителя- логопеда по формированию речемыслительной деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Методы исследования:
1. Метод теоретического исследования: теоретический анализ
психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Метод практического исследования: проведение констатирующего эксперимента. Проведение логопедического обследования с использованием рекомендации Н. М. Трубниковой и анализ полученных данных с целью определения направлений и содержания логопедической работы.
Исследование проводилось на базе филиала МБДОУ детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей № 33 «Веснушки» - детский сад № 72 "Березка" в г. Серове, численность обследуемых составила 5 детей.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Речь - важная психическая функция человека. Речь и мышление являются неотъемлемой частью друг друга. И не могут существовать раздельно.
У детей с общим недоразвитием речи III уровня имеется отставание в становление словесно-логического мышления. Речь ребёнка с общим недоразвитием речи недостаточно фонетически оформлена и аграмматична. Отмечается быстрая отвлекаемость детей, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности.
Перечисленные нарушения негативно влияют на развитие других сторон речи и затрудняют процесс школьного обучения детей. Поэтому именно в дошкольном возрасте необходимо решать коррекционные задачи для успешного овладения речемыслительной деятельностью.
Целью констатирующего эксперимента являлось изучение особенностей и уровня развития моторных функции, устной речи, мыслительных операции у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, как составляющих при формировании речемыслительной деятельности.
Для достижения данной цели был проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого изучалось состояние моторной сферы, устной речи и речемыслительной деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Экспериментальное исследование проводилось на базе филиала МБДОУ детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей № 33 «Веснушки» - детский сад № 72 "Березка" в г. Серове.
В качестве материала для обследования были взяты методические рекомендации Н. М. Трубниковой «Речевая карта», альбом для логопеда О. Б. Иншаковой.
Для исследования речемыслительной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи использовались следующие методики:
- «Классификация понятий» (Л. С. Выготский, Б. В. Зайгарник);
- «Последовательность событий» (А. Н. Берштейн);
- «Четвертый лишний» (Н. Л. Белопольская).
Анализируя результаты констатирующего эксперимента, было выявлено, что у детей имеются нарушения общей, мелкой, артикуляционной моторики; звукопроизношения, слоговой структуры слова. Уровень развития лексической и грамматической сторон речи не соответствует возрасту.
Проанализировав результаты исследования речемыслительной деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, можно сделать вывод, что 60% (Богдан, Кристина, Женя) детей имеют низкий уровень овладения общей структурой мыслительной деятельности. Низкий уровень предполагает, что дети заинтересованы и увлечены решить определённую задачу (рассмотреть картинки по категориям, разложить сюжетные картинки в правильном порядке, описать что на них происходит и так далее), но к сути занятия дети относились безразлично и не увлечённо. Детям доступны простые поставленные задачи, они нуждаются в повторном разъяснении задания. Так же необходима помощь взрослого в плане практических действии.
Общим для всех обследованных детей с общим недоразвитием речи III уровня является недостаточный объём словарного запаса, ограничены знания об окружающем мире, имеются затруднения в решении словесно-логических заданиях. У детей наблюдаются трудности со стороны вербального мышления, которое проявляется в нарушении смыслового высказывания, нарушения логико-грамматических отношении, а также трудности в овладении словарным запасом и грамматическим строем в совокупности с особенностями восприятия обращенной речи.
Средний уровень сформированности речемыслительной деятельности у 40% (Злата, Савелий), дети в целом справлялись с поставленными задачами, но допускали ошибки. Правильно классифицировали карточки по некоторым группам, соблюдали верную последовательность событий, но с составлением грамматически связного рассказа справлялись частично, в речи присутствовали аграмматизмы, замены, перестановки слов. Выявляли лишний предмет, но были сложности в аргументировании своего выбора.
При проведении констатирующего эксперимента были выявлены недостатки речемыслительной деятельности детей. Для их преодоления было составлено содержание логопедической работы по формированию речемыслительной деятельности детей с общим недоразвитием речи III уровня. Были описаны направления работы, упражнения и игры. Работа проводилась по следующим направлениям: развитие моторной сферы; развитие устной речи; формирование речемыслительной деятельности.
Занятия целесообразно проводить систематически в рамках индивидуальной и подгрупповой работы, на протяжении длительного времени. Так как работа по формированию речемыслительной деятельности очень трудоемка и требует активного участия логопеда, воспитателя, родителей и самих детей.


1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева. - Москва : Академия, 2000. - 400 с.
2. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учебное пособие / Е. Ф. Архипова. - Москва : Астрель, 2006. - 319 с.
3. Баль, Н. Н. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста с ОНР на коррекционных занятиях : пособие для педагогов учреждений образования / Н. Н. Баль, Н. В. Дроздова. - Минск : Народная асвета, 2015. - 110 с.
4. Бородич, А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. - Москва : Просвещение, 2004. - 255 с.
5. Власенко, И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи / И. Т. Власенко. - Москва : Изд-во Педагогика, 1990. - 152 с.
6. Волкова, Л. С. Логопедия: учебник для студентов
дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. - Москва : изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
7. Волосовец, Т. В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Т. В. Волосовец. - Москва : Сфера, 2008. - 256 с.
8. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Москва : Лабиринт, 1999. - 352.
9. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. - Санкт-Петербург : Лань, 2003. - 654 с.
10. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 161 с.
11. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. - Москва : Аркти, 2002. - 144 с.
12. Горонина, Т. П. Комплексный подход к формированию речемыслительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи при дизартрии / Т. П. Горонина // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 4 (14). — С. 49-51. — URL : https://moluch.ru/th/1 /archive/99/3473/ (дата обращения: 31.10.2021).
13. Дубровина, И. В. Младший школьник. Развитие познавательных способностей / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова. - Москва : Просвещение, 2003. - 148 с.
14. Жукова, Н. С. Логопедия: преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Москва : Арт ПТД, 1998. - 245 с.
15. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова - Москва : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 279 с.
16. Костромина, Н. Л. Развитие речемыслительной деятельности дошкольников 3-4 лет : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Н. Л. Костромина, Л. С. Кравченко, И. Б. Масленкова. - Мозырь : ООО ИД Белый ветер, 2009. - 65 с.
17. Кудинова, М. И. Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и упражнений / М. И. Кудинова. - Москва : 2016. - 364 с.
18. Лазаренко, О. И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи / О. И. Лазаренко, А. В. Ястребова. - Москва : АРКТИ, 2001. - 144 с.
19. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова - Санкт-Петербург : СОЮЗ, 1999. - 160 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ