Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПСИХОМОТОРНЫХ ОСНОВ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №166217

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2021
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты организации процесса развития речи младших школьников 6
1.1. Речь как психолого-педагогический феномен 6
1.2. Особенности развития речи в младшем школьном возрасте 18
1.3. Методы и приёмы развития речи младших школьников 27
Выводы по главе 1 34
Глава 2. Прикладные аспекты организации процесса развития речи младших школьников с помощью речевых игр и упражнений 36
2.1. Организация и методы исследования 36
2.2. Анализ результатов исследования 47
2.3. Разработка комплекса речевых игр и упражнений для речевого развития
младших школьников 53
Выводы по главе 2 72
Заключение 74
Список использованной литературы 78
Приложение 85

Современная система российского образования функционирует и развивается в соответствии теми целевыми ориентирами, которые задаются Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Базовая цель - создание условий для разносторонне развитой личности, способной успешно социализироваться и самореализоваться. Достижение этой цели осуществляется посредством решения множества задач, подробно описанных в Федеральных государственных образовательных стандартов с позиций компетентностного подхода. Одной из ключевых задач является формирование у ребёнка социально-коммуникативной компетентности, уровень развития которой определяется, прежде всего, уровнем речевого развития.
Полноценное развитие речи предопределяет не только успешность ребёнка в межличностном взаимодействии. Оно служит показателем успешности интеллектуального развития.
Нарушения в речевом развитии влекут за собой множество негативных последствий - от сложностей в овладении базовыми учебными дисциплинами до коммуникативных барьеров. В этой связи нельзя не отметить, что с каждым годом растет количество детей, которые имеют различные нарушения речи. Если учесть, что речь - это не врожденная способность, а способность, которая формируется в процессе онтогенеза, то становится очевидно, что преодоление имеющихся нарушений в речевом развитии и создание предпосылок для успешного овладения всеми компонентами речи, является важнейшей задачей, решать которую призвана школа.
Особую важность эта задача приобретает в младших классах, ведь начальная школа - это такое звено в системе образования, которое закладывает фундамент для будущей академической успешности ребёнка, для освоения им учебной деятельности и специфической системы внутришкольных коммуникаций.
На сегодняшний день психолого -педагогической наукой накоплен солидный опыт разносторонних исследований, посвящённых особенностям развития речи ребёнка на каждом этапе онтогенеза, в том числе, в младшем школьном возрасте. Существует масса методических разработок, предназначенных для работы с младшими школьниками по развитию речи. Вместе с тем, в повседневной практике учителей начальной школы нередко возникают ситуации, когда результаты промежуточной и итоговой аттестации, выполнения краевых и всероссийских проверочных работ указывают на наличие проблем в овладении младшими школьниками устной и письменной речью. Возникает противоречие между интенсивностью работы в направлении речевого развития младших школьников, базирующейся на чётком осознании педагогами важности этой стороны обучения и развития детей, и результативностью работы по речевому развитию учащихся начальных классов.
Наличие данного противоречия обусловливает актуальность темы настоящего исследования и его проблематику, концентрирующуюся вокруг выявления особенностей речевого развития младших школьников с последующим поиском способов коррекции и профилактики недостатков в речевом развитии детей.
Объектом исследования в рамках заявленной темы выступает процесс развития речи младших школьников.
Предметом исследования являются возможности развития речи с помощью речевых игр и упражнений.
Целью исследования является теоретическое обоснование и разработка программы речевого развития современных младших школьников с помощью речевых игр и упражнений.
Для достижения заявленной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить содержательных характеристики понятия «речь»;
• выявить особенности речевого развития детей младшего школьного возраста;
• ознакомиться с методами и приёмами развития речи младших школьников;
• организовать констатирующий эксперимент по исследованию актуального уровня речевого развития младших школьников и подобрать соответствующий диагностический инструментарий;
• проанализировать результаты исследования;
• разработать программу развития речи младших школьников с помощью речевых игр и упражнений.
В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что младшим школьникам свойственны такие особенности речевого развития, как:
• недостаточная выразительность устной речи как показатель её ригидности;
• недостаточная пластичность письменной речи;
• наличие недостатков в работе артикуляционного аппарата;
• недостаточная произвольность мимической моторики.
Структура выпускной квалификационной работы определяется поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, разделённых на параграфы, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью выполнения настоящей выпускной квалификационной работы являлось теолетилеское обосносанис и разработка программы релесого развития современных младших школьников с помощью речевых игр и упражнений.
В процессе выполнения работы были решены следующие задачи:
• на теоретическом уровне выявлены обусловленные возрастом особенности речевого развития детей младшего школьного возраста;
• охарактеризованы способы изучения актуального уровня речевого развития младших школьников;
• организован и проведён констатирующий эксперимент по исследованию актуального уровня речевого развития младших школьников;
• проанализированы результаты исследования;
• разработана программа речевого развития младших школьников.
Изучение литературных источников по проблематике выпускной квалификационной работы показало, что имеются научные данные о широкой распространённости речевых нарушений и недостатков в младшем школьном возрасте. Современными исследователями всё больше внимания уделяется недостаткам в речевом развитии, проистекающим из нарушений в межполушарном взаимодействии коры головного мозга. При этом особо отмечается, что нарушение такого взаимодействия зачастую не является признаком патологии головного мозга. Отдельное внимание уделяется феномену ригидности речи, причинными появления которого могут быть как отставание в интеллектуальном развитии, так и недостаточная развитость словарного запаса и интонационных характеристик речи, которые, в свою очередь, являются следствием восприятия ребёнком негативных образцов речи окружающих, дефицитарностью содержания общения со взрослыми (педагогической запущенностью). Ригидность речи проявляется в её недостаточной выразительности, нарушениях темпо­ритмических характеристик, бедности словарного запаса, трудностях в воспроизведении незнакомого текста при его прочтении, неспособности замечать ошибки при письме.
Младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития речи ребёнка. С поступлением в школу ребёнок погружается в учебную деятельность, которая становится для него ведущим видом деятельности. Освоение учебных дисциплин способствует расширению словарного запаса младших школьников, постоянное межличностное взаимодействие при решении учебных задач и во внеучебной деятельности совершенствует коммуникативные умения, изучение русского языка делает речь ребёнка правильной, с точки зрения орфографии, грамматики, синтаксиса и пунктуации .
Развитие речи происходит с помощью специального арсенала методических средств, различных видов упражнений, наиболее важными из которых являются упражнения в связной речи. Помимо традиционных подходов к развитию речи младших школьников, существуют и альтернативные способы улучшения качественных характеристик детской речи. Это специальные игры и упражнения, позволяющие преодолевать нарушения в межполушарном взаимодействии коры головного мозга , устранять признаки ригидности речи.
В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что младшим школьникам свойственны такие особенности речевого развития, как: недостаточная выразительность устной речи как показатель её ригидности; недостаточная пластичность письменной речи; наличие
недостатков в работе артикуляционного аппарата; недостаточная
произвольность мимической моторики.
Из результатов констатирующего эксперимента следует вывод о том, что гипотезу надлежит признать подтверждённой.
На основании данных констатирующего эксперимента была разработана программа речевого развития младших школьников. Программа состоит двух блоков - традиционного и альтернативного. Традиционный блок программы представлен используемыми в общеобразовательной и логопедической практике упражнениями, предназначенными для устранения выявленных недостатков в устных и письменных речевых умениях младших школьников. Отличительная особенность предложенных для развивающей работы упражнений заключается в их универсальности, то есть в возможности использования не только на уроках русского языка и литературы, но и в процессе преподавания других учебных дисциплин, а также в процессе общения педагогов с детьми за пределами непосредственного образовательного процесса. Альтернативный блок представлен перспективными, но ещё редко используемыми в практике работы педагогов общеобразовательных школ упражнениями,
предназначение которых состоит в улучшении межполушарного взаимодействия коры головного мозга, которое непосредственно влияет на речевое развитие школьников. Эти комплекс дыхательных упражнений, последовательное освоение которого научит ребёнка управлять своим голосом, улучшит артикуляцию, сделает звучащую речь ровной, плавной, мелодичной. Возможность применения таких упражнений обеспечивается организационными основами образовательного процесса, а именно - наличием обязательных физкультминуток на уроках.
Упражнения традиционного и альтернативного блоков могут использоваться педагогами автономно, однако для достижения синергетического эффекта рекомендуется включать их в образовательный процесс комплексно. Достижение развивающего эффекта так же требует регулярности и систематичности использования предлагаемых упражнений на занятиях.


1. Алексеева М.М., Яшина В.И. К методике обучения звукопроизношению // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. М.: Академия, 1999. С. 344-349.
2. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. 402 с.
3. Баскаков Г.Н., Павлова Л.Г. Приемы управления
функциональной межполушарной асимметрией у детей с
интеллектуальными отклонениями // Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии: материалы конф. [Электронный ресурс]. URL: http://hii-mosda. Narod.ru/mater.html. (дата обращения: 21.03.2021)
4. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов. М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005. - 384 с.
5. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. СПб.: Детство-Пресс, 2011. 75 с.
6. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. Пособие. М.: Транзиткнига, 2006. 158 с.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь: Избранные психологические исследования. М.: Просвещение, 1998. 630 с.
8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Детство-Пресс 2007. 472 с.
9. Гончарова Т.В., Плеханова Л.П. Речевая культура личности: практикум. М.: Флинта; Наука, 2012. 240 с.
10. Григорьева Т.П. Развитие речи младших школьников // Молодой ученый. - 2014. - №14. - С. 289-292.
11. Данилова Е.Е., Дубровина И.В. Младший школьник: развитие познавательных способностей. М.: Проевещение, 2003. 201 с.
12. Емельянов В.В. Лекции по
введению в теорию певческого голосообразования. [Электронный ресурс]. URL: http://www.emelyanov-fmrg.ru/theory/lections (дата о бращения:
31.03.2021)
13. Емельянов В.В. Развитие
голоса. Координация и тренинг. СПб.: Лань, 2018. 194 с.
14. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей: [книга для логопедов: учебное пособие]. Екатеринбург: Литур, 2011. 316 с.
15. Зайцева Е.С., Шептунова В.К. Тестовая методика обследования речи детей в возрасте 4-7 лет. - СПб.: КАРО, 2012. - 72 с....64


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ