ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ УБЕДИТЕЛЬНОСТИ АРГУМЕНТАЦИИ В НАУЧНОМ ДИСКУРСЕ 7
1.1. Принципы аргументации в научном дискурсе 7
1.2. Определение понятия убедительности аргументации 11
1.3. Критерии убедительности в научном дискурсе 15
1.4. Маркеры как инструмент конструирования убедительности 23
1.5. Научная статья как жанр научного дискурса 27
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 30
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУИРОВАНИЯ УБЕДИТЕЛЬНОСТИ В АНГЛОЯЗЫЧНЫХ И РУССКОЯЗЫЧНЫХ НАУЧНЫХ СТАТЬЯХ 32
2.1. Маркеры аргументации при выражении критериев убедительности 32
2.2. Функционирование маркеров убедительной аргументации в
англоязычных научных статьях 35
2.3. Функционирование маркеров убедительной аргументации в
русскоязычных научных статьях 50
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА 75
Данная работа ориентирована на изучение конструирования убедительности в научном дискурсе посредством маркеров аргументации. Убедительность является неотъемлемой частью любого дискурса и обладает способностью формировать и изменять взгляды людей. Научный дискурс нацелен на представление нового знания научному сообществу за счет убедительной доказательной системы. С целью повышения уровня убедительности фактической информации, автор научной статьи использует языковые единицы, которые обеспечивают связь компонентов аргументации. Они направляют мысль интерпретатора по задуманному автором пути, для следования за его мыслью и влияния на сознание аудитории.
Актуальность данного исследования определяется важностью изучения и описания критериев убедительности научного дискурса посредством маркеров аргументации, что связано с ростом популярности научного информационного пространства, расширением научных горизонтов и повышением интереса к доказательной базе нового научного знания, в том числе на английском языке.
Объектом исследования является убедительность аргументации в научном дискурсе.
Предмет исследования - маркеры аргументации как инструмент конструирования убедительности в англоязычных и русскоязычных научных статьях естественно-научного и гуманитарного направлений.
Цель работы - выявить и описать маркеры аргументации, которые способствуют конструированию убедительности аргументации в англоязычных и русскоязычных научных статьях.
Задачи исследования:
1) определить понятие убедительности аргументации;
2) представить критерии убедительности в научном дискурсе;
3) изучить основные характеристики научного дискурса;
4) рассмотреть и описать маркеры аргументации;
5) исследовать статью как жанр научного дискурса;
6) описать употребление маркеров аргументации согласно критериям убедительности в англоязычных и русскоязычных научных статьях;
7) проанализировать функционирование маркеров убедительной аргументации в англоязычных и русскоязычных научных статьях.
Поставленные цели определяют выбор методов исследования. Метод сплошной выборки используется для отбора маркеров аргументации, способствующих убедительности, в анализируемых текстах. Методы контекстуального и лингвистического анализа необходимы для интерпретации функционирования маркеров в научных статьях естественно - научного и гуманитарного направлений.
Материалом исследования стали 20 англоязычных научных статей гуманитарного и естественно-научного направлений и 20 русскоязычных статей гуманитарного и естественно -научного направлений взятые из журналов Метеорологический вестник, Международный научный журнал «Инновационная наука», Вестник ТГУ, Вестник МГУ, Вестник ИГУ, Journal of Child Language, Language and Cognition, International journal of Technology in Higher Education, GSA Today, Neurologia, Scientific Reports, Biofuel Research Journal в период с 2004 по 2022 год.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты могут быть использованы в практике преподавания курсов лексикологии современного английского языка, лингвистического анализа текста, при изучении научного дискурса.
Теоретико-методологическая база исследования представлена на основе работ известных ученых:
- по теории научного дискурса и научной статьи: Н.С. Березина, Л.И. Богданова, Н.Г. Бурмакина, В.И. Карасик, Е.А. Кротков;
• в области изучения убедительности: Н.С. Заленская, Н.А. Ощепкова, Г.А. Политкина, П.В. Силаев, О.Э. Сухарева, J.P. Dillard, C.I. Hovland, I. Persing, R.E. Petty, R.G. Vail, K.M. Weber, D. Yang J. Zeng;
• по теории аргументации: Н.С. Баребина, Н.С. Березина, А.В. Колмогорова, Г.М. Костюшкина, Е.Е. Нужнова, D. Maingueneau, G.R. Miao, R. Onoda;
• в области изучения маркеров: Н.С. Березина, Н.А. Бороденков, Л.М. Болсуновская, С.В. Когут, D. Blakemore, B. Fraser, D. Schiffrin, J. Warsi.
Структура pa6oTbi определяется поставленной целью и задачами, а также спецификой материал;!. Выпуская квалификационная работа состоит из введения, двух глав, aaivnoaeiinH, списка ncnonb3OBaHHofi литературы и списка источников иллюстративного материала.
Во введении o6ocHoBbiBaerca выбор темы исследования, ее актуальность, формулируется цель и залпии исследования, представляются методы ucc.aeMOBaiina, его практическая значимость и теоретикометодологическая база.
В первой главе определено понятие убедительности аргументации, представлены особенности изучения принципов аргументации в научном дискурсе, рассмотрены критерии убедительности в научном дискурсе, проанализирована специфика употребления маркеров в научных исследованиях, дана характеристика структурных особенностей статей научного дискурса.
Во второй главе понизаны результаты исследования функционирования MapKepoB убедительной аргументации в aHraoa3bi4Hbix и русскоязычных научных статьях. На основании данных, полученных в ходе исследования, было описано и проанализировано использование данных языковых единиц для конструирования убедительности аргументации в англоязычных и русскоязычных научных статьях гуманитарного и естественно-научного направлений.
В заключении излагаются результаты проведенного исследования, их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными во введении.
Апробация работы. Промежуточные результаты исследования представлены на II Всероссийской молодежной научно-практической конференции с международным участием «Язык, перевод, коммуникация в условиях полилога культур» (май 2021, г. Санкт-Петербург); III Всероссийской молодежной научно-практической конференции с международным участием “LinguaNet” (ноябрь 2021, г. Севастополь); XIV Международной научно-практической конференции молодых
исследователей «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека» (апрель 2022, г. Красноярск).
Данное исследование посвящено изучению и описанию принципов конструирования убедительной аргументации в научном дискурсе при помощи маркеров аргументации. В ходе работы было дано определение убедительности аргументации, также были выявлены критерии убедительности научного дискурса, который представляет собой обоснование знания посредством взаимосвязанных рассуждений, в результате чего происходит постепенное формирование нового научного знания. Более того, в ходе изучения маркеров аргументации, было определенно, что именно они являются одним из основных способов репрезентации критериев убедительности. Маркеры аргументации - это языковые единицы, которые выполняют структурно-смысловую функцию при построении научного текста, являются ориентировочными сигналами, которые акцентируют внимание аудитории на определенные смыслы в научной речи. Поэтому нами было рассмотрено функционирование маркеров согласно критериям убедительности в англоязычных и русскоязычных научных статьях.
В ходе изучения убедительности аргументации выявлено, что убедительность аргументации - это верное и безукоризненное суждение, в котором соблюдаются все социальные нормы. Для достижения высокого уровня убедительности своего высказывания, неотъемлемым фактором являются принципы убедительности. Несмотря на то, что нет однозначной классификации, для данной работы были выделены следующие критерии убедительности: «логичность, «авторитетность», «понятность»,
«привлекательность» и «убежденность». «Логичность» способствует
связности текста, «авторитетность» ссылается на авторов других работ, «понятность» демонстрирует эмпирические данные, «привлекательность» выявляет интерес, а «убежденность» формулирует точку зрения автора.
Так как научная статья является одним из жанров научного дискурса, для нее также свойственна передача информации, с целью убедить адресата в ее истинности, выявить свою роль в получении этой информации. Она обладает всеми признаками рассматриваемого дискурса: четкая структура (введение, основная часть, вывод), наличие терминов, строгой фразеологии и грамматических норм (использование настоящих времен, сложных предложений, цитирований).
В практической части нашей работы был проведен анализ использования маркеров аргументации для конструирования убедительности в научной статье. Определенно, что в англоязычных и русскоязычных научных статьях присутствуют все критерии убедительности. Как в англоязычных, так и в русскоязычных научных статьях критерий «авторитетность» выражен за счет ссылок на работы авторитетных ученых, цитат и количественных прилагательных, «логичность» реализуется через вводные конструкции, наречия, предлоги, составные и подчинительные союзы. Критерий «понятность» выражается при помощи слов-связок, наречий, частиц, пояснительных, сочинительных союзов и сравнительных конструкций, «убежденность» - вводными выражениями, глаголами особой семантики, а критерий «привлекательность» реализуется при помощи использования клише и модальности.
В результате проведенного исследования было выявлено, что для критерия «логичность» характерны маркеры это при этом, таким образом, in this paper, as a result. Они помогают автору построить связный текст и верно изложить его точку зрения; у критерия «понятность» - например, таких как, поэтому, for example, if, such as, эти маркеры делают высказывание более наглядным для читателей. «Авторитетность» - большинство исследований, в этих работах, in another study, in the work of - указывает на работы других авторитетных ученых, на которых опирался автор. Для критерия «убежденность» свойственны в нашем случае, в связи с этим, however, though, also, они помогают автору продемонстрировать свои исследования и отстоять свою точку зрения; а для критерия «привлекательность» - стоит отметить, в целом, more specific, in addition to, они помогают соблюдать нормы вежливости и повышать эмоциональную заинтересованность у аудитории. Более того, в ходе исследования было выявлено, что один маркер может репрезентировать несколько критериев сразу, например: therefore, то есть («логичность» и «понятность»), in addition to, as a result, таким образом («убежденность» и «логичность»).
Перспективой дальнейшего исследования является изучение маркеров аргументации и конструирования убедительной аргументации в китайскоязычных научных статьях.
1. Аристотель. Риторика / пер. с древнегреч. О. Цыбенко. М.: Лабиринт, 2000. С. 19.
2. Арутюнова Н.Д. Дискурс. Лингвистический энциклопедический словарь. Под. ред. В.Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990. 685 с.
3. Баранов А.Н. Лингвистическая теория аргументации
(когнитивный подход): дне. ... д-ра филол. наук: 10.02.01. М., 1990. 48 с.
4. Березина Н.С. Маркёры аргументации в научном тексте: семантика и функционирование (на материале научной прозы М.М. Бахтина, Б.В. Томашевского, Ю.Н. Тынянова): дне. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Владивосток: ДВФУ, 2018. 210 с.
5. Богданова Л.И. Академический дискурс: проблемы теории и практики // Cuadernos de Rusistica Espanola. 2018. № 14. 2018. С. 81-88.
6. Болдырева А.А. Категория авторитетности в научном дискурсе: автореф. дис ... канд. филол. наук: 10.02.19. Воронеж, 2006. 19 с.
7. Болсуновская Л.М., Зеремская Ю.А., Дубровская Н.В. Виды дискурсивных маркеров в русскоязычных и англоязычных научных статьях // Вестник Томского государственного педагогического университета. Томск: ТГПУ, 2015. С. 117-120.
8. Бороденков П.А. Маркеры аргументации в обиходном дискурсе: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.02. Иваново, 2009. 22 с.
9. Бурмакина Н.Г. Дискурсивно-интегративные и культурноконвенциональные характеристики академической коммуникации: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. Москва, 2014. 25 с.
10. Валгина Н.С. Теория текста: Учебное пособие. М., 2003. С. 50-64.
11. Горбунова М.В. К истории возникновения термина «дискурс» в лингвистической науке // Известия ПГПУ им. Белинского В.Г. 2012. № 27. С.244-247.
12. Еемерен Ф. ван, Гроотендорст Р., Хенкеманс Ф.С. Аргументация: анализ, проверка, представление: Уч. Пособие / пер. с англ. СПБ.: Филол. ф -т СПбГУ, 2002. 160 с.
13. Ефремов В.А. Логичность речи и логические ошибки // Русский язык в школе, 2012. № 3. С. 82-85.
14. Заленская Н.С. Исторический прогресс теории аргументации // Омский научный вестник, 2010. С. 4-5.
15. Казакова А.Г. Научная статья как результат деятельности исследователя // Культура и образование, 2013. № 1(10). С. 109....65