Логопедические технологии формирования речевою дыхания
|
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Физиология дыхания и возрастная физиология дыхательной функции.. 8
1.2. Проблема речевого дыхания дошкольников в общей и специальной литературе 13
1.3. Особенности речевого дыхания у детей с речевой патологией 20
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ 25
2.1. Организация работы по развитию речевого дыхания у детей старшего
дошкольного возраста 25
2.2. Описание диагностических методик для исследования речевого дыхания
у детей старшего дошкольного возраста 29
2.3. Анализ результатов диагностического исследования 33
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ 40
3.1. Разработка логопедических технологий и проведение эксперимента по формированию речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста . 40
3.2. Проведение контрольного эксперимента и анализ результатов 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Приложение 2. Упражнения и игры по подготовке к развитию грудобрюшного (диафрагмального) типа дыхания, используемые на первом этапе работы 62
Приложение 3. Рекомендации родителям для развития речевого дыхания дошкольника 64
Приложение 4. Игры и упражнения на развитие грудобрюшного (диафрагмального) типа дыхания, используемые на втором этапе работы 65
Приложение 5. Игры и упражнения на развитие фонационного выдоха, используемые на третьем этапе работы 69
Приложение 6. Игры и упражнения на развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста, используемые на пятом этапе работы.. 72
Приложение 7. Конспект логопедического занятия на развитие речевого дыхания на тему «Волшебники и фантазеры» 74
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Физиология дыхания и возрастная физиология дыхательной функции.. 8
1.2. Проблема речевого дыхания дошкольников в общей и специальной литературе 13
1.3. Особенности речевого дыхания у детей с речевой патологией 20
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ 25
2.1. Организация работы по развитию речевого дыхания у детей старшего
дошкольного возраста 25
2.2. Описание диагностических методик для исследования речевого дыхания
у детей старшего дошкольного возраста 29
2.3. Анализ результатов диагностического исследования 33
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ 40
3.1. Разработка логопедических технологий и проведение эксперимента по формированию речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста . 40
3.2. Проведение контрольного эксперимента и анализ результатов 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Приложение 2. Упражнения и игры по подготовке к развитию грудобрюшного (диафрагмального) типа дыхания, используемые на первом этапе работы 62
Приложение 3. Рекомендации родителям для развития речевого дыхания дошкольника 64
Приложение 4. Игры и упражнения на развитие грудобрюшного (диафрагмального) типа дыхания, используемые на втором этапе работы 65
Приложение 5. Игры и упражнения на развитие фонационного выдоха, используемые на третьем этапе работы 69
Приложение 6. Игры и упражнения на развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста, используемые на пятом этапе работы.. 72
Приложение 7. Конспект логопедического занятия на развитие речевого дыхания на тему «Волшебники и фантазеры» 74
Речевое дыхание представляет собой систему психомоторных реакций, тесно связанных с развитием речи. В норме речевое дыхание в онтогенезе развивается спонтанно по мере становления речевой функции.При нарушениях речи речевое дыхание развивается патологически.
Состояние речевого развития ребенка во многом определяет общее развитие дошкольника. Благодаря возможности речевого общения он уточняет свои представления об окружающей действительности, совершенствует формы ее отражения. В процессе речевого развития формируются высшие уровни познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Специфика формирования личности ребенка, имеющего нарушения речевого развития и потому ограниченные возможности коммуникации, влечет за собой ограничение двигательной активности детей.
К настоящему времени в общей и специальной литературе признается тот факт, что состояние речевого дыхания во многом определяет культуру речи ребенка (М. М. Алексеева[4], В.И. Яшина [50], Е.С. Алмазова[5], Г.А. Тумакова [37], Т.Н. Ушакова [44] и др.). В практике коррекции речевых нарушений и терапии болезней дыхательных путей популярной является методика А.Н. Стрельниковой [49].
Фактически все комплексные системы коррекционной работы с речевыми нарушениями включают в себя, как обязательное звено, развитие речевого дыхания. В то же время многие отмечают, что формирование речевого дыхания с использованием существующих упражнений - процесс длительный, а эффект неустойчивый, дети плохо используют навыки, полученные в ходе проведения дыхательных упражнений.
Актуальность проблемы определяет цель исследования - теоретически обосновать и разработать методику формирования и коррекции речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является речевая деятельность детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является процесс формирования речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями в ходе психолого-педагогической коррекции.
В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи:
1. Обозначить понятия - физиология дыхания и возрастная физиология дыхательной функции.
2. Выделить проблему речевого развития дошкольников.
3. Определить особенности речевого дыхания у детей с нормальной речью и с речевой патологией.
4. Провести исследование особенностей речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
5. Обработать и проанализировать результаты, полученные при проведении констатирующего эксперимента.
6. Описать существующие в логопедической практике технологии формирования речевого дыхания у детей дошкольного возраста.
7. Разработать методические рекомендации формирования речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста и провести формирующий эксперимент.
8. Провести контрольный эксперимент и проанализировать полученные результаты.
Гипотезой исследования является предположение - систематическая и целенаправленная коррекционно-логопедическая работа по развитию речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями позволит повысить уровень сформированности данной функции.
Методологической основой исследования являются положения психологии и педагогики о системной организации речевой функции, закономерностях речевого онтогенеза (П.К. Анохин [6], А.А. Леонтьев [28],А.Р. Лурия [30],Т.Н.Ушакова [44] и др.), о сложности механизмов нарушений развития речи (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский [16], А.Р.Лурия [30] и др.), о несформированности и нарушение речевого дыхания у детей с речевой патологией (Л.И. Белякова [10], И.И. Ермакова, М.В. Ипполитова [21], Е.В. Лаврова и др.
Методы исследования были подобраны в соответствии с целью и задачами исследования и включали в себя: анализ научной литературы по проблеме исследования,сравнительный анализ описанных в литературе экспериментов, изучение научной документации,педагогическое наблюдение, беседа, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
Работа включает в себя три главы, в которых раскрываются основные вопросы, касающиеся логопедических технологий формирования речевого дыхания. Первая глава включает 3 параграфа и раскрывает психолого-педагогические и методические основы развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста. Вторая глава включает 3 параграфа и описывает проведенное диагностическое исследование особенностей речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевой патологией. Третья глава включает 2 параграфа и описывает основные направления логопедической работы и проведенное коррекционное воздействие по формированию правильного речевого дыхания.
Состояние речевого развития ребенка во многом определяет общее развитие дошкольника. Благодаря возможности речевого общения он уточняет свои представления об окружающей действительности, совершенствует формы ее отражения. В процессе речевого развития формируются высшие уровни познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Специфика формирования личности ребенка, имеющего нарушения речевого развития и потому ограниченные возможности коммуникации, влечет за собой ограничение двигательной активности детей.
К настоящему времени в общей и специальной литературе признается тот факт, что состояние речевого дыхания во многом определяет культуру речи ребенка (М. М. Алексеева[4], В.И. Яшина [50], Е.С. Алмазова[5], Г.А. Тумакова [37], Т.Н. Ушакова [44] и др.). В практике коррекции речевых нарушений и терапии болезней дыхательных путей популярной является методика А.Н. Стрельниковой [49].
Фактически все комплексные системы коррекционной работы с речевыми нарушениями включают в себя, как обязательное звено, развитие речевого дыхания. В то же время многие отмечают, что формирование речевого дыхания с использованием существующих упражнений - процесс длительный, а эффект неустойчивый, дети плохо используют навыки, полученные в ходе проведения дыхательных упражнений.
Актуальность проблемы определяет цель исследования - теоретически обосновать и разработать методику формирования и коррекции речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является речевая деятельность детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является процесс формирования речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями в ходе психолого-педагогической коррекции.
В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи:
1. Обозначить понятия - физиология дыхания и возрастная физиология дыхательной функции.
2. Выделить проблему речевого развития дошкольников.
3. Определить особенности речевого дыхания у детей с нормальной речью и с речевой патологией.
4. Провести исследование особенностей речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
5. Обработать и проанализировать результаты, полученные при проведении констатирующего эксперимента.
6. Описать существующие в логопедической практике технологии формирования речевого дыхания у детей дошкольного возраста.
7. Разработать методические рекомендации формирования речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста и провести формирующий эксперимент.
8. Провести контрольный эксперимент и проанализировать полученные результаты.
Гипотезой исследования является предположение - систематическая и целенаправленная коррекционно-логопедическая работа по развитию речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями позволит повысить уровень сформированности данной функции.
Методологической основой исследования являются положения психологии и педагогики о системной организации речевой функции, закономерностях речевого онтогенеза (П.К. Анохин [6], А.А. Леонтьев [28],А.Р. Лурия [30],Т.Н.Ушакова [44] и др.), о сложности механизмов нарушений развития речи (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский [16], А.Р.Лурия [30] и др.), о несформированности и нарушение речевого дыхания у детей с речевой патологией (Л.И. Белякова [10], И.И. Ермакова, М.В. Ипполитова [21], Е.В. Лаврова и др.
Методы исследования были подобраны в соответствии с целью и задачами исследования и включали в себя: анализ научной литературы по проблеме исследования,сравнительный анализ описанных в литературе экспериментов, изучение научной документации,педагогическое наблюдение, беседа, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
Работа включает в себя три главы, в которых раскрываются основные вопросы, касающиеся логопедических технологий формирования речевого дыхания. Первая глава включает 3 параграфа и раскрывает психолого-педагогические и методические основы развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста. Вторая глава включает 3 параграфа и описывает проведенное диагностическое исследование особенностей речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевой патологией. Третья глава включает 2 параграфа и описывает основные направления логопедической работы и проведенное коррекционное воздействие по формированию правильного речевого дыхания.
Речевое дыхание - это система произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи. Характер речевого дыхания подчинен внутреннему речевому программированию, а значит - семантическому, лексико-грамматическому и интонационному наполнению высказывания. Речевое дыхание подчиняется разнообразному течению речи, чередованию речевых звеньев (групп слов от паузы до паузы), которые в зависимости от содержания могут быть длинными и короткими, медленными и быстрыми, напряженными и эпически спокойными, поэтому моменты вдоха, количество забираемого воздуха, интенсивность его расходования не следует в однообразной ритмической последовательности друг за другом. У детей без речевой патологии к пяти годам наблюдается в основном грудобрюшной тип дыхания. Простые речевые задачи реализуются ими на фоне сформированного речевого выдоха. В процессе одного речевого выдоха они произносят простые трех-, четырехсловные фразы с общеупотребительной лексикой. Стихотворные тексты с короткими строками произносятся детьми в старшем дошкольном возрасте, как правило, с использованием речевого дыхания.
В ходе речевого развития вырабатывается специфический «речевой» механизм дыхания, которое представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи. Характер речевого дыхания подчинен внутреннему речевому программированию, а значит - семантическому, лексико-грамматическому и интонационному наполнению высказывания.
При речевых нарушениях у дошкольников нарушается весь процесс речи, теряется согласованность в речевых движениях, появляется судорожность в произношении. Темп и плавность речи вынужденно и внезапно перерываются либо навязчивым повторением звуков и слогов, либо непроизвольными остановками (паузами), часто сопровождающимися судорогами речевых органов (голосовых связок, мышц глотки, языка, губ). У заикающихся детей наблюдаются нарушения голоса, который становится неуверенным, хриплым, слабым.
Работа по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием направлена на развитие объема легких, формирование диафрагмального типа дыхания, короткого вдоха и плавного, длительного выдоха, одновременно уделяя внимание правильному развитию артикуляционного аппарата, что является основой для звучного голоса.
Учитывая цели и задачи, поставленные в данной работе, нами было проведено исследование особенностей развития речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Был проведен констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Нами использовались методика обследования речевого дыхания Е.Ф. Архиповой с элементами методики А.И. Максакова с определением доминирующего типа дыхания, целенаправленности и силы воздушной струи, длительности внеречевого выдоха, особенностей фонационного дыхания.
Констатирующий этап эксперимента выявил, что у старших дошкольников с ОНР не формируется грудобрюшной тип дыхания, речевое дыхание нарушается при выполнении простых речевых задач и характеризуется малым объемом вдыхаемого воздуха, нерациональным использованием выдоха, прерыванием выдоха для дополнительного вдоха.
Поэтому задача формирующего эксперимента была таковой: путем специально подобранных игр и упражнений попытаться преодолеть у детей возрастные трудности, т. е. попытаться увеличить длительность и силу внеречевого выдоха и выдоха в процессе фонации звуков, произнесения слов и фраз.
Проведенная нами логопедическая работа по развитию речевого дыхания с экспериментальной группой детей старшего дошкольного возраста включала пять этапов:
Первый этап. Подготовка к развитию грудобрюшного (диафрагмального) типа дыхания по традиционной методике.
Второй этап. Развитие грудобрюшного (диафрагмального) типа дыхания с использованием элементов дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.
Третий этап. Развитие фонационного выдоха.
Третий этап. Развитие фонационного выдоха.
Четвертый этап. Развитие речевого дыхания.
Разработанные нами рекомендации и проведенный формирующий эксперимент способствовали развитию плавности речи у детей и повышению результативности логопедической работы в целом. При педагогическом воздействии овладение правильным речевым дыханием у дошкольников может идти быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность произносить больше слов на одном выдохе, а также создаются условия для правильного использования выдоха в процессе речевого высказывания.
Таким образом, проведенное исследование позволяет нам сделать следующий вывод, что системный подход в обучении, специальное планирование, регулярные занятия, индивидуальный и дифференцированный подход дают положительные результаты в развитии речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста.
Следовательно, гипотеза исследования по итогам проведенной работы нашла свое практическое подтверждение - систематическая и целенаправленная коррекционно-развивающая работа по развитию речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями позволит повысить уровень сформированности данной функции.
В ходе речевого развития вырабатывается специфический «речевой» механизм дыхания, которое представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи. Характер речевого дыхания подчинен внутреннему речевому программированию, а значит - семантическому, лексико-грамматическому и интонационному наполнению высказывания.
При речевых нарушениях у дошкольников нарушается весь процесс речи, теряется согласованность в речевых движениях, появляется судорожность в произношении. Темп и плавность речи вынужденно и внезапно перерываются либо навязчивым повторением звуков и слогов, либо непроизвольными остановками (паузами), часто сопровождающимися судорогами речевых органов (голосовых связок, мышц глотки, языка, губ). У заикающихся детей наблюдаются нарушения голоса, который становится неуверенным, хриплым, слабым.
Работа по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием направлена на развитие объема легких, формирование диафрагмального типа дыхания, короткого вдоха и плавного, длительного выдоха, одновременно уделяя внимание правильному развитию артикуляционного аппарата, что является основой для звучного голоса.
Учитывая цели и задачи, поставленные в данной работе, нами было проведено исследование особенностей развития речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Был проведен констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Нами использовались методика обследования речевого дыхания Е.Ф. Архиповой с элементами методики А.И. Максакова с определением доминирующего типа дыхания, целенаправленности и силы воздушной струи, длительности внеречевого выдоха, особенностей фонационного дыхания.
Констатирующий этап эксперимента выявил, что у старших дошкольников с ОНР не формируется грудобрюшной тип дыхания, речевое дыхание нарушается при выполнении простых речевых задач и характеризуется малым объемом вдыхаемого воздуха, нерациональным использованием выдоха, прерыванием выдоха для дополнительного вдоха.
Поэтому задача формирующего эксперимента была таковой: путем специально подобранных игр и упражнений попытаться преодолеть у детей возрастные трудности, т. е. попытаться увеличить длительность и силу внеречевого выдоха и выдоха в процессе фонации звуков, произнесения слов и фраз.
Проведенная нами логопедическая работа по развитию речевого дыхания с экспериментальной группой детей старшего дошкольного возраста включала пять этапов:
Первый этап. Подготовка к развитию грудобрюшного (диафрагмального) типа дыхания по традиционной методике.
Второй этап. Развитие грудобрюшного (диафрагмального) типа дыхания с использованием элементов дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.
Третий этап. Развитие фонационного выдоха.
Третий этап. Развитие фонационного выдоха.
Четвертый этап. Развитие речевого дыхания.
Разработанные нами рекомендации и проведенный формирующий эксперимент способствовали развитию плавности речи у детей и повышению результативности логопедической работы в целом. При педагогическом воздействии овладение правильным речевым дыханием у дошкольников может идти быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность произносить больше слов на одном выдохе, а также создаются условия для правильного использования выдоха в процессе речевого высказывания.
Таким образом, проведенное исследование позволяет нам сделать следующий вывод, что системный подход в обучении, специальное планирование, регулярные занятия, индивидуальный и дифференцированный подход дают положительные результаты в развитии речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста.
Следовательно, гипотеза исследования по итогам проведенной работы нашла свое практическое подтверждение - систематическая и целенаправленная коррекционно-развивающая работа по развитию речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями позволит повысить уровень сформированности данной функции.
Подобные работы
- Формирования речевого дыхания у детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Технология формирования речевого дыхания у детей младшего школьного возраста с дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Формирование речевого дыхания дошкольников с ринолалией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - Коррекция фонетико-фонематических процессов у дошкольников с дизартрией средствами логопедических технологий
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2020 - Специфика логопедической работы по запуску речи у неговорящих детей в условиях образовательного центра (Московский городской педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - Методы формирования фонационного дыхания у детей с заболеваниями ЛОР-органов
Диссертация , медицина . Язык работы: Русский. Цена: 9700 р. Год сдачи: 2015



