Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕСТО КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ (НА МАТЕРИАЛЕ УЧРЕЖДЕНИЙ КЛУБНОГО ТИПА Г. КРАСНОЯРСКА)

Работа №165989

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

менеджмент

Объем работы117
Год сдачи2022
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Теоретические основы социальной интеграции детей-инвалидов 11
1.1 Характеристика детей-инвалидов как социальной группы и как субъекта культурно-досуговой деятельности 11
1.2 Сущность, условия и проблемы социальной интеграции детей-инвалидов 24
Выводы по главе 1 37
2 Особенности применения культурно-досуговой деятельности в социальной интеграции детей-инвалидов 39
2.1 Культурно-досуговая деятельность как средство социальной интеграции детей-инвалидов 39
2.2 Применение культурно-досуговых практик в социальной интеграции детей-инвалидов (на материале учреждений клубного типа г. Красноярска) 48
2.3 Концепция социокультурного проекта: инклюзивная мультстудия «Сказка своими руками» 57
Выводы по главе 2 70
Заключение 72
Список использованных источников 75
Приложение А 85
Приложение Б 90
Приложение В 95
Приложение Г 101
Приложение Д 105
Приложение Е 106
Приложение Ж 107

Актуальность темы определяется стабильным ростом в структуре общества числа детей с инвалидностью. По данным «Главного бюро медико-социальной экспертизы» , их общая численность в 2016 году составляла 617 тысяч человек, а в 2021 году насчитывается уже около 700 тысяч детей- инвалидов. Аналогичная картина прослеживается и в Красноярске. За последние пять лет по данным Федерального реестра инвалидов , число детей с инвалидностью увеличилось на 7 тысяч и составило 13 216 человек. Эти показатели свидетельствуют о масштабности проблемы и определяют необходимость всесторонней поддержки данной категории детей.
В настоящее время дети с инвалидностью в процессе своей жизнедеятельности сталкиваются с определенными трудностями, которые связаны, например, с получением образования, малообеспеченностью, трудовой изоляцией. Однако до сих пор, как показывают научные исследования, ключевой трудностью остается проблема взаимодействия и установления социальных контактов со здоровыми сверстниками. В связи с этим актуальным является вопрос изучения социальной интеграции детей-инвалидов в общество. Как показывает социологическое исследование Всемирной организации общественных мнений (ВЦИОМ) за последние десять лет отношение здоровых детей к детям-инвалидам существенно улучшилось, но проблема установления социальных контактов осталась по причине того, что в специальных учреждениях недостаточно или неэффективно используются практики инклюзии и социальной интеграции, что подразумевает включение детей- инвалидов в общество здоровых детей с помощью различных видов деятельности.
Одним из успешных средств социальной интеграции детей с инвалидностью может являться культурно-досуговая деятельность (КДД), которая реализуется, в основном, в учреждениях культуры. По своему содержанию КДД имеет всевозможные групповые формы, в которых дети- инвалиды могут успешно взаимодействовать со своими сверстниками, раскрывать свой творческий потенциал и расширять круг интересов. Однако в большинстве случаев, культурно-досуговая деятельность выступает в учреждениях культуры как средство реабилитации, которая направлена, прежде всего, на восстановление здоровья ребенка.
Степень научной разработанности проблемы:
Вопросами сущности социальной интеграции как процесса и как системы занимались отечественные и зарубежные авторы. Особое место в них сыграли работы социологов Г. Спенсера, Т. Парсонса, Г. Уолтера, И. Валлерстайна, Э. Дюргкейма, О. Конта, Э. Гидденса, Дж. Ленгмэйера, Х. Тонбула, Н. Пронина, Н. Ловцовой, Б. Жогина, Т. Ф. Масловой, В. К. Шаповаловой, Н. Федотова, Л. Грачева.
Процесс социальной интеграции по отношению к детям-инвалидам был исследован авторами Н. М. Назаровой, Д. Лауве, Д. В. Зайцевым, О. А. Герамиселенко, В. З. Кантором, С. Н. Тормышевой, Н. В. Лебедевой, Е. А. Гоголевой, Р. М. Куличенко, Л. А. Романовой, С. С. Петровой, А. Н. Беляевой, Т. С. Шихмагомедовым, Е. Н. Мищук, Т. В. Егоровой. Особое внимание во всех работах уделяется проблеме формирования социально-интегрированной площадки в условиях образовательного учреждения.
Определение инвалидности и категории детей-инвалидов были взяты из официальных законодательных актов Российской Федерации и научных источников, посвященных данной категории детей. При рассмотрении категории детей-инвалидов как субъекта культурно-досуговой деятельности опирались на основы Конвенции о правах инвалидов и анализе деятельности учреждений культуры г. Красноярска. Базой для раскрытия сущности и особенностей социальной интеграции детей-инвалидов послужила литература Д. В. Зайцева, Т. В. Егоровой, Н. М. Назарова, Д. Лауве и др...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время, особое внимание в структуре общества заслуживает одна из уязвимых социальных групп - дети-инвалиды. Данная категория населения испытывает определенные трудности в установлении социальных контактов со здоровыми сверстниками, в силу чего ощущает изолированность от общества. К сожалению, дети-инвалиды не избалованы интеграционными мероприятиями со своими здоровыми сверстниками, в результате чего важным является изучение социальной интеграции.
В ходе написания нашей выпускной квалификационной работы мы провели комплексный анализ литературы в области социальной интеграции детей-инвалидов и определили, что социальная интеграция в контексте нашей проблематики - это процесс взаимного сближения детей-инвалидов и их здоровых сверстников для выстраивания и налаживания социальных контактов. В результате исследований мы выяснили, что формировать интегрированную площадку для детей-инвалидов и их здоровых сверстников важно и очень нужно, поскольку именно таким образом, мы можем продемонстрировать равные возможности для детей вне зависимости от наличия или отсутствия ограничений.
Помимо этого, в ходе анализа научных источников и проведения социологического исследования методом экспертного интервью, мы выявили условия, при которых возможна успешная социальная интеграция детей- инвалидов. Исследование показало, что самым важным условием социальной интеграции детей-инвалидов является индивидуальный подход к каждому ребенку в процессе совместной деятельности. Далее, возникает вопрос, при помощи каких средств возможно формировать интегрированную площадку для детей-инвалидов и их здоровых сверстников таким образом, чтобы стараться соответствовать условиям этого непростого процесса.
В настоящее время, к одному из наиболее популярных средств социальной интеграции относят образование. Однако многие учреждения, как правило, не ставят цель сплочения, а современное инклюзивное образование, как показал анализ источников, не всегда используется эффективно. Тем самым, проблема установления социальных контактов детей-инвалидов со здоровыми сверстниками остается нерешенной. Даже несмотря на это, ребенок- инвалид, выходя за пределы школы, чаще всего вновь оказывается изолированным от общества по причине того, что свободное время ребенка остается незаполненным общением со своими здоровыми сверстниками.
В результате этого, необходимо исследовать другое средство социальной интеграции детей-инвалидов, которое бы являлось одновременно средством общения ребенка-инвалида со сверстниками и средством заполнения его свободного времени.
В ходе нашей работы, мы исследовали культурно-досуговую деятельность как одно их средств социальной интеграции детей-инвалидов и доказали ее место и эффективность использования в данном процессе. Наше исследование показало, что культурно-досуговая деятельность может являться успешным средством социальной интеграции и иметь важное место в данном процессе, поскольку, во-первых, ее содержание соответствует практически всем условиям социальной интеграции детей-инвалидов, выявленным в ходе анализа источников, а во-вторых, проведенное экспертное интервью позволило сделать вывод, что использование культурно-досуговой деятельности в социальной интеграции детей-инвалидов позволяет формировать коммуникативные навыки детей, чувствовать себя в процессе совместной деятельности полноправным членом общества, воспитывать толерантное отношение здоровых сверстников к детям-инвалидам, раскрывать свой творческий потенциал.
Одним из типов учреждений культуры, который мог бы успешно формировать интегрированную площадку для детей-инвалидов и их здоровых сверстников является учреждение культуры клубного типа. Исследование практического применения культурно-досуговых практик в социальной интеграции детей-инвалидов на материале учреждений клубного типа г. Красноярска, привело нас к выводу, что оно нуждается в доработке и переосмыслении, поскольку не всегда предлагаемые услуги в области социальной интеграции соответствуют условиям этого процесса, а именно: индивидуальный подход к каждому ребенку и учет запросов и интересов аудитории....


1. Аверина, Е.А. Интеграция инвалидов в общество: теоретическое осмысление проблемы. / Е.А. Аверина // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 13. - С. 5-11.
2. Авцинова, Г. И. Международный и Российский опыт интеграции в общество людей с инвалидностью: политологический анализ / Г. И. Авцинова // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2011. - №2. - С. 116-125.
3. Ариарский, М. А. Прикладная культурология: [монография] / М. А. Ариарский; Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, Ассоц. музеев России. - 2-е изд., испр, и доп. - Санкт-Петербург: ЭГО - 2001. - 287 с.
4. Батова, А. В., Социально-педагогические условия интеграции детей-инвалидов в социальную среду: специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Батова Анастасия Вениаминовна; Московский социально-педагогический институт. - Москва, 2010. - 211с.
5. Березовская, Д. А. Социальная интеграция инвалидов в российском обществе / Д. А. Березовская, С. Н. Панкова // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования: материалы XXI Международной конференции памяти профессора Л. Н. Когана. / Уральский федеральный университет. - Екатеринбург, 2018. - С. 1334-1341.
6. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. - 2¬е изд., перераб. и доп. - Москва: Большая Российская энциклопедия; Санкт- Петербург: Норинт, 1997, - 1456 с.
7. Бурмистров, К. Г. Решение социальных проблем детей-инвалидов: региональный аспект. / К. Г. Бурмистров // Васть и управление на Востоке России. - 2012. - №3. - 117-123с.
8. Валлерстайн, И. Конец знакомого мира: Социология XXI века: научное издание / И. Валлерстайн; пер с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. - Москва: Логос, 2003. - 155с. - ISBN 5940102557
9. Васильева, Т. Г. Культурно-досуговая деятельность: учебник / Т. Г. Васильева, Ю. Г. Волков, В. А. Волобуев и др.; под науч. ред. А. Д. Жаркова и В. М. Чижикова. -Москва: МГУК, 1998. - 461с. - ISBN 5-7196-0650-5
10. Воловик, А. В. Педагогика досуга: учебник / А. Ф. Воловик, В. А. Воловик. - Москва: Флинта: МПСИ, 1998. - 240 с.
11. Воробьева, И. В. Социально-культурная деятельность: учебный методический комплекс / И. В. Воробьева - Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. - 106 с.
12. Всероссийский центр изучения общественного мнения: официальный сайт. - Москва. - 1987. - URL: https://wciom.ru/ (дата обращения: 10.11.2021).
13. Выготский, Л. С. Педагогическая психология: учебник; научный редактор Л. М. Штутина, Л. М. Малова. - Москва: АСТ, 1996. - 536 с. - ISBN 5-17-027239-1
14. Гидденс, Э. Устроение общества: Очерк теории структурации: научное издание / Э. Гидденс; пер. с англ. под ред. И. Тюрина - Москва: Академический Проект, 2005. - 528 с.
15. Голенкова, З. Т. Процессы интеграции и дезинтеграции в социальной структуре российского общества / З. Т. Голенкова, Е. Д. Игихтанян // Социологические исследования - 2007. - № 9. - С. 22-33....(82)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ