ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЯЗЫК И МУЗЫКА В СЕМИОТИЧЕСКОМ КАРКАСЕ 7
1.1. Ключевые аспекты концепций основоположников семиотики.. 7
1.1.1. Семиотика Ч. Пирса: исторические предпосылки и
философская концепция 10
1.1.2. Лингвосемиотические концепции Ф. де Соссюра 14
1.1.3. Развитие семиотических концепций последователями
Ч. Пирса и Ф. де Соссюра 20
1.1.4. Развитие семиотических идей в отечественной науке.... 23
1.2. Музыкальная семиотика 26
1.2.1. Соотношение вербального и музыкального языков в
контексте семиотики 29
1.2.2. Семиотика оперы и мультимодальный анализ оперных
произведений 35
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 40
ГЛАВА 2. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
ФОРМИРОВАНИЯ И ЭВОЛЮЦИИ ТВОРЧЕСТВА НЕМЕЦКОГО КОМПОЗИТОРА Р. ВАГНЕРА 43
2.1. Общественно-историческая обстановка в Германии XIX века... 43
2.2. Романтизм в немецкой культуре XIX столетия 45
2.2.1. Развитие художественной литературы в Германии 45
2.2.2. Идеи романтизма в немецкой философии 48
2.2.3. Тенденции немецкого музыкального романтизма 50
2.3. Жизненный и творческий путь Р. Вагнера 53
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 60
ГЛАВА 3. ТЕТРАЛОГИЯ «КОЛЬЦО НИБЕЛУНГА» В АСПЕКТЕ СЕМИОТИКИ 62
3.1. Лингвосемиотика либретто тетралогии «Кольцо нибелунга»... 62
3.2. Музыка тетралогии в семиотическом аспекте 76
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 90
В последние десятилетия в лингвистической науке наблюдается интерес к изучению различных знаковых систем в процессе их комплексного взаимодействия. На первый план выходит научный подход, в рамках которого рассматриваются мультимодальные объекты и явления, соединяющие в себе различные семиотические коды и требующие актуализации одновременно нескольких перцептивных каналов. В свете активного развития междисциплинарных исследований особую значимость приобретает новое направление, формирующееся на стыке лингвистики, музыковедения, философии и культурологии - семиотика оперы, которое ставит своей целью анализ оперного произведения как сложной семиотической системы. В данном контексте становится актуальным изучение оперного наследия всемирно известного немецкого композитора Рихарда Вагнера, которое представляет особый интерес не только для музыковедов, но и для ученых-лингвистов. Войдя в историю музыки как реформатор оперного искусства, Вагнер успешно воплотил в своих произведениях идею о слиянии музыки и драмы, однако оперное творчество композитора в семиотическом аспекте на данный момент остается мало изученным.
Настоящая выпускная квалификационная работа является продолжением исследования, посвященного изучению творчества Рихарда Вагнера, которое в 2020 году, объявленном Российско-германским годом научно-образовательных партнерств, было поддержано грантом Баварского академического центра Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы БАЙХОСТ (BAYHOST) в рамках программы академической мобильности для студентов и молодых ученых в Баварии.
Междисциплинарность проблематики, обусловленная взаимодействием языка и музыки, спецификой оперного либретто Вагнера, определяемой лингвокультурным контекстом творческого периода великого композитора, с 3
одной стороны, требует от исследователя-лингвиста опыта в области музыкального искусства, с другой стороны, позволяет автору настоящей работы провести основательный анализ исследуемого теоретического и практического материала.
Цель исследования: изучение музыкального языка Р. Вагнера как семиотической системы, выявление ее специфических черт и особенностей.
Реализация поставленной цели предполагает решение ряда задач.
1. Изучить ключевые аспекты концепций основоположников семиотики, проследить развитие семиотических идей в современной лингвистической науке и музыковедении.
2. Рассмотреть культурно-исторический фон творчества Вагнера: описать общественно-историческую обстановку Германии XIX века, определить тенденции развития романтизма в немецкой культуре, проследить эволюцию оперного творчества композитора, выявить наиболее важные этапы формирования его индивидуального стиля, а также специфику либретто.
3. Провести семиотический анализ тетралогии «Кольцо нибелунга».
4. Описать особенности музыкального языка Р. Вагнера как сложной семиотической системы.
Объект исследования: музыкальный язык Р. Вагнера как семиотическая система.
Предмет исследования: специфика тетралогии «Кольцо нибелунга» в семиотическом аспекте.
В качестве материала исследования используется либретто и партитура тетралогии «Кольцо нибелунга».
Теоретическую базу исследования составляют фундаментальные труды основоположников семиотики Ч.С. Пирса и Ф. де Соссюра, учебные пособия по семиотике Н.Б. Мечковской и Е.Е. Бразговской, труды отечественных и зарубежных ученых по лингвосемиотике, работа Р. Монеля «Лингвистика и семиотика в музыке», а также статьи и монографии музыковедов, занимающихся вопросами семиотического анализа музыкальных произведений (J.J. Nattiez, E. Tarasti, K. Agawu и др.) и, в частности, проблемой семиотики оперы (A. Van Baest, F. Rossi, M.G. Sindoni).
Мультимодальный дискурс-анализ, семиотический анализ, музыковедческий анализ составляют методологический аппарат исследования.
Теоретические и практические результаты исследования могут использоваться студентами лингвистических, музыковедческих, музыкально - исполнительских специальностей вузов, а также профессорско- преподавательским составом в рамках лекционных курсов и семинарских занятий по таким дисциплинам, как «Страноведение немецкоязычных стран», «Анализ и интерпретация текстов», «Литература немецкоязычных стран», «Культурология», «История музыки», «История искусств».
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Во Введении обозначаются тема, объект, предмет и материал исследования, степень разработанности проблемы, теоретическая и практическая значимость, теоретическая база, методологический аппарат, приводятся цель и задачи работы, а также раскрывается ее актуальность.
В Первой главе изучаются ключевые концепции основоположников семиотики (кратко обозначаются основные идеи известных ученых- семиотиков XX - начала XXI вв.), развитие музыкальной семиотики как научного направления. Кроме того, рассматривается взаимосвязь языка и музыки как семиотических систем.
Во Второй главе приводятся значимые исторические события, происходившие в Германии XIX века, дается общая характеристика тенденциям развития художественной литературы, философии и музыкального искусства в вышеуказанный исторический период, а также описывается жизненный и творческий путь немецкого композитора Р. Вагнера.
Третья глава освещает специфику тетралогии в семиотическом аспекте, демонстрирует фрагменты мультимодального дискурсивного анализа либретто и семиотического анализа партитуры тетралогии Р. Вагнера «Кольцо нибелунга».
В Заключении формулируются окончательные выводы по рассматриваемой теме и обозначаются возможные сферы применения результатов исследования.
Апробация результатов исследования. Отдельные положения работы отражены в постерном докладе «Музыкальный язык Рихарда Вагнера как сложная семиотическая система», представленном на постерной сессии «Молодые исследователи в мире науки и практики» в рамках Филологической Juvenilia II Международного «Форума языков и культур» 27-30 мая 2021 года.
Современная семиотика основывается на идее о единстве связей между разными знаковыми системами и разными отраслями гуманитарного знания. Постоянно расширяясь и усложняясь, система знаков предопределяет необходимость изучения комплексных, многомерных объектов и явлений и создает предпосылки к развитию новых перспективных научных направлений, одним из которых является семиотика оперы. Любое оперное произведение представляет собой устойчивый ансамбль знаковых систем, среди которых главными являются вербальный язык и музыка.
Значительных результатов в соединении вербального нарратива и звуковой ткани оперы добился великий немецкий композитор, реформатор оперного искусства Рихард Вагнер. Его произведения, написанные с подлинным вдохновением, любимы певцами и продолжают жить, воплощаясь в современных театральных постановках. Среди них особую значимость представляет монументальная тетралогия «Кольцо нибелунга» (нем. «Der Ring des Nibelungen»), ставшая центральным произведением в творчестве композитора и оказавшая большое влияние на мировую культуру. Научный интерес к музыкальным драмам Вагнера во многом обусловлен тем, что он объединил в своем лице композитора, поэта и драматурга, стал одновременно автором идейно-содержательной концепции и музыки опер цикла.
В результате исследования нами был сделан вывод о том, что Р. Вагнер разработал и использовал в «Кольце нибелунга» уникальный знаковый код, включающий в себя различные семиотические модусы. Его основные функции - соединение двух семиотических систем (языка и музыки) в единое знаковое целое, а также актуализация центральной идеи творчества композитора о синтезе и непрерывности музыкального и драматического развития. Музыкальный язык Вагнера является комплексной семиотической конструкцией, состоящей из различных групп знаков. Изучение 88
практического материала позволило нам выделить три основные характеристики музыкального языка Р. Вагнера как сложной семиотической системы.
1. Опера Вагнера является мультимодальной знаковой системой, представляющей собой соединение двух конституирующих знаковых систем (музыки и либретто), вступающих во взаимодействие друг с другом и находящихся в синкретическом единстве, где знаковая система либретто является доминирующей.
2. Либретто Вагнера представляет собой сложную систему вербальных и невербальных знаков, а также знаков смешанного характера. В процессе их динамической интерпретации формируются определенные образно-семантические и стилистические характеристики героев опер, а также пространственно-временные отношения. В либретто преобладают вербальные знаки, однако важная роль отводится также невербальным знакам, в частности, символическим артефактам, являющимся неотъемлемой частью мифоритуального контекста тетралогии.
3. В основе партитуры оперы лежит сложное знаковое образование - лейтмотивная система, в которой лейтмотив, пронизывающий музыкальную ткань опер цикла, является квинтэссенцией музыкальной выразительности, становится основным семиотическим конструктом и средством воплощения идейного содержания оперного цикла.
Изучение музыкального языка Рихарда Вагнера как сложной семиотической системы, а также проведенный семиотический анализ тетралогии «Кольцо нибелунга» является важным шагом на пути к формированию целостного понимания закономерностей функционирования системы знаков в музыкальных произведениях реформатора. Благодаря настоящей работе становится возможным продолжить исследование данной проблематики и обнаружить новые грани творческого наследия великого немецкого композитора.
1. Андреева В. А. Темпоральность музыки в контексте семиотических исследований // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. 3 (53). С. 227 - 230.
2. Арановский М. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления: Сборник статей. М.: Музыка, 1974. С. 90 - 128.
3. Арзамасцева И.В. Семиотика: учеб. пособие к лекционным занятиям для студентов специальности «Теоретическая и прикладная лингвистика». Ульяновск: УлГТУ, 2009. 89 с.
4. Аристотель. Первая аналитика // Сочинения в четырех томах. Т.2. М.: Мысль, 1978. С. 117 - 254.
5. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. 2-е изд. Л.: Музыка, 1971. 376 с.
6. Барулин А.Н. Основания семиотики. Знаки, знаковые системы, коммуникация. Краткая предыстория и история семиотики (до Фреге, Пирса и Соссюра). Ч. 2. М.: Спорт и культура, 2000. 402 с.
7. Бенюмов М.И. Опыт семиотического анализа художественных
средств музыки [Электронный ресурс]. 2010. URL: https://gnesin- academy.ru/wp-content/documents/nauka/muz_forum/Benumov.pdf (дата
обращения: 16.05.2021).
8. Берковский Н.Я. Литературная теория немецкого романтизма: Документы. М.: Книга по Требованию, 2013. 332 с.
9. Бородулина Н.Ю. Метафорическая репрезентация экономических понятий в семиотическом аспекте: дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.19. Тамбов, 2009. 353 с.
10. Ботникова А.Б. Немецкий романтизм: диалог художественных форм. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2004 г. 342 с.
11. Бразговская Е.Е. Восприятие музыки как полилингвальный акт: Ярослав Ивашкевич о Фредерике Шопене // Universum: филология и искусствоведение. 2015. 11 (23). С. 6 - 28.
12. Бразговская Е.Е. Семиотика. Языки и коды культуры: учебник и практикум для академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2019. 187 с.
13. Брылева Н.А. Концептосфера музыкального пространства культуры // Вестник Томского государственного университета. 2009. 324. С. 112 - 114.
14. Вагнер Р. Избр. статьи / Ред., примеч. и вступ. статья Р.И. Грубера. М., 1935. 106 с.
15. Варзапова В.Ю. Заголовок англоязычного медиатекста как объект лингвосемиотического исследования (на матреиале заголовков сетевых версий изданий The Telegraph и The Independent: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04. Хабаровск, 2020. 203 с.
16. Вильчикова Е.В., Рябова М.Ю. Эволюция теории знака в зарубежной и российской лингвистике // Вестник Читинского государственного университета. 2010. 5 (62). С. 33 - 38.
17. Волошинов В.Н. Марксизм и философия языка. Л.: Прибой, 1930. 158 с.
18. Головницкая Н.П. Лингвосемиотика немецкоязычной глюттонии: знаки и концепты // Мировые научно-технологические тенденции социально-экономического развития АПК и сельских территорий: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию окончания Сталинградской битвы. Т. 5 Волгоград: Волгоградский ГАУ, 2018. С. 28 - 33.
19. Денисенко Г.В. Семиотические аспекты исследований музыкальной культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. 1 (45). С. 242 - 246.
20. Диденко В.Д., Калицкий В.В. Музыкальная коммуникация в
контексте семиотического дискурса // Общество: философия, история, культура [Электронный ресурс]. 2017. 8. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/muzykalnaya-kommunikatsiya-v-kontekste- semioticheskogo-diskursa(дата обращения: 16.05.2021).
21. Друскин М.С. История зарубежной музыки. Вып. 4. Z 7-е изд. М.: Музыка, 2002. 631 с.
22. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. Изд. 5-е, испр. и доп. Назрань: Пилигрим, 2010. 486 с.
23. Иванов В.В. Границы семиотики: вопросы к предварительному обсуждению // Современная семиотика и гуманитарные науки. М.: Языки славянских культур, 2010. С. 31 - 51.
24. Иванов В.В. Значение идей М.М. Бахтина о знаке, высказывании и диалоге для современной семиотики // Труды по знаковым системам. Т. 6. 308. М.: Институт славяноведения РАН, 1973. С. 5 - 42.
25. Иванов Н.В. О двух подходах в современной семиотике (к философским основаниям построения кумулятивной модели семиогенеза) // Язык в пространстве коммуникации и культуры. Материалы VI Международной научной конференции по актуальным проблемам теории языка и коммуникации. М.: Книга и бизнес, 2012. С. 27 - 37.
26. Иванова Д. Семиотика музыки // Lingva: журнал факультета
иностранных языков и регионоведения МГУ им. М.В. Ломоносова [Электронный ресурс] URL:
http:ZZlingva.ffl.msu.ru/2020Z04Z%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BE %D 1 %82%D0%B8%D0%BA%D0%B0-
%D0%BC%D 1 %83%D0%B7%D 1 %8B%D0%BA%D0%B8Z (дата обращения: 19.06.2021).
27. Исмагамбетова 3.H., Галиев А.А., Баткалова К. Экзистенциальная семиотика Э. Тарасти (на основе анализа Eero Tarasti «Seinund Schein:
Explorationsin Existential Semiotics» (De Gruyter Moution, 2015)) // Вестник КазНУ. Серия философия. Серия культурология. Серия политология. 4 (53). Алматы: Казахский национальный университет имени Аль-Фараби, 2015. С. 61 - 65.
28. История Германии: учебное пособие: в 3 тт. Т. 1: С древнейших времен до создания Германской империи / Л.П. Белковец [и др.]; под общ. ред. Б. Бонвеча; М.: КДУ, 2008. 544 с.
29. Кант И. К вечному миру / пер. И.Д. Копцев [и др.]. М.: РИПОЛ классик, 2018. 434 с.
30. Кант И. Сочинения в шести томах. Т. 4. Ч. I. М.: Мысль, 1965.
544 с.
31. Катаев А.О. Языковой знак как категория философии, лингвистики и переводоведения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 4. М.: Российский университет дружбы народов, 2016. С. 17 - 25.
32. Кашин В.В., Мусин Д.З. Чарльз Пирс о репрезентирующей функции знака // Вестник Оренбургского государственного университета. 2010. 7 (113). С. 127 - 132.
33. Кенигсберг А.К. «Кольцо Нибелунга» Вагнера. СПб.: Санкт- Петербургская государственная консерватория, 2004. 89 с.
34. Коломейцев Е.А. Вопросы теории знака // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. 4-3 (58). С. 94 - 99.
35. Кошелев А.Д. Ю.М. Лотман и тартуско-московская
семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994. 560 с.
36. Кудряшов М. Основания социологической семиотики
популярной музыки [Электронный ресурс]. 2011. URL:
https://spb.hse.ru/soc/youth/news/56119739.html(дата обращения: 21.06.2021).
37. Лавилина Н.П., Скрипник К.Д. Музыка и язык в семиотическом каркасе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. 3¬2. С. 384 - 389.
38. Левик Б.В. Музыкальная литература зарубежных стран: учеб. пособие. Вып. IV. М.: Музыка, 1978. 494 с.
39. Лободанов А.П. Семиотика искусства. Лондон: МАНВО, 2016. 804 с.
40. Локк Д. Опыт о человеческом разумении. Книга IV // Сочинения в трех томах. Т.2. М.: Мысль, 1985. С. 3 - 201.
41. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 480 с.
42. Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. СПб.: Искусство - СПБ, 2002. 768 с.
43. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб: Иск-во СПб, 2001. 704 с.
44. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Академический проспект, 2002. 544 с.
45. Лукьянова Н.А. Коммуникативные миры Ч.С. Пирса // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного
политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2012. 1 (143). С. 235 - 243.
46. Лутеро Т. О концепции Умберто Эко и его вклад в семиологические исследования // Язык и культура. 2015. 18. С. 129-133.
47. Манн Т. Страдания и величие Рихарда Вагнера [Электронный ресурс] // 1933. URL: http://wagner.su/book/export/html/722(Дата обращения: 20.06.2021).
48. Машлыкина Н.Д. Германские языки: лингвосемиотические аспекты исследования // Мировые научно-технологические тенденции социально-экономического развития АПК и сельских территорий: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию окончания Сталинградской битвы. Т. 5 Волгоград: Волгоградский ГАУ, 2018. С. 9 - 13.
49. Мечковская Н.Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура: Курс лекций: учеб. пособие для студ. филол., лингв. и переводовед. фак. высш. учеб. заведений. 3-е изд., стер. М.: Академия, 2008. 432 с.
50. Морева Е.А. Некоторые семиотические аспекты в музыковедческих исследованиях // Таврический научный обозреватель. 2016. 9 (14). С. 7 - 11.
51. Музыка Австрии и Германии XIX века: учеб. пособие. Кн. 2 / под общ. ред. Т.Э. Цытович. М.: Музыка, 1990. 527 с.
52. Музыка Австрии и Германии XIX века: учеб. пособие. Кн. 3 / под общ. ред. Е.И. Гординой [и др.]. М.: Композитор, 2003. 452 с.
53. Налимов В.В. Вероятностная модель языка. О соотношении естественных и искусственных языков. М.: Наука, 1979. 303 с.
54. Нет В. Чарльз Сандерс Пирс // Критика и семиотика. Вып. 3/4. Новосибирск, 2001. С. 5 - 32.
55. Нечаев С.Ю. Чарльз Пирс и пирсоведение в России. Опыт библиографии // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2016. 1. С. 25 - 36.
56. Олянич А.В. Современные тенденции философско- теоретических, социокультурных и лингвосемиотических исследований // Мировые научно-технологические тенденции социально-экономического развития АПК и сельских территорий: материалы международной научно¬практической конференции, посвященной 75-летию окончания Сталинградской битвы. Т. 5 Волгоград: Волгоградский ГАУ, 2018. С. 3 - 8.
57. Пирс Ч.С. Избранные философские произведения: пер. с англ. М: Логос, 2000. 448 с.
58. Пирс Ч.С. Начала прагматизма: пер. с англ. Т. 1. СПб.: Алетейя, 2000. 318 с.
59. Пирс Ч.С. Начала прагматизма: пер. с англ. Т. 2. СПб.: Алетейя, 2000. 352 с.
60. Пирс Ч.С. Принципы философии: пер. с англ. Т. 1. СПб.: Санкт- Петербургское философское общество, 2001. 224 с.
61. Пирс Ч.С. Принципы философии: пер. с англ. Т. 1. СПб.: Санкт- Петербургское философское общество, 2001. 320 с.
62. Равшанов М., Гулямова Н., Азизова С. Толковый словарь по семиотике. Навоий: НГГИ, 2011. 66 с.
63. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. / науч. ред. В.В. Целищев. 3-е изд., испр. Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2001. 992 с.
64. Рождественский Ю.В. Общая филология. М.: Новое тысячелетие, 1996. 326 с.
65. Рождественский Ю.В. Словарь терминов. (Общеобразовательный тезаурус): Общество. Семиотика. Экономика. Культура. Образование. М.: Флинта: Наука, 2002. 112 с.
66. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: пособие для учителя. 3-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1985. 399 с.
67. Садченко В.Т. Текст как объект лингвистической семиотики // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. 2009. 5 (143). Вып. 29. С. 104 - 111.
68. Семиотика: сб. ст. / под ред. Ю. Степанова. М.: Радуга, 1983. 640 с.
69. Скрипник К.Д. К истории семиотических идей: три «знаковых» трактата Августина // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2011. 8 (103). С. 5 - 12.
70. Соломоник А.Б. Парадигма семиотики. Очерки по общей семиотике. М.: Либроком, 2020. 335 с.
71. Сорокина Ю.В. Понятие мультимодальности и вопросы анализа мультимодального лекционного дискурса // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. 10 (76): в 3-х ч. Ч. 1. C. 168 - 170.
72. Соссюр Ф. де. Заметки по общей лингвистике: пер. с франц. М.: Прогресс, 2000. 280 с.
73. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики: пер. с франц. Екатеринбург: Урал. ун-т, 1999. 432 с.
74. Сухова Е.А. Лингвосемиотика англоязычного
сельскохозяйственного дискурса // Современные проблемы науки и образования [Электронный ресурс]. 2015. 2-1. URL: http://science- education.ru/ru/article/view?id=20945(дата обращения: 16.05.2021).
75. Татаринцева И.В. Космогонический и эсхатологический временные планы в драме Р. Вагнера // Культура и искусство Германии 2016: сб. науч. тр. Тамбов: ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, 2016. С. 1 - 4.
76. Токарев Г.В. Использование семиотических методов в лингвистике // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2015. 1. С. 117 - 121.
77. Усова О.В. Лейтмотив как структурно-семантическая категория музыкального текста (на примере жанра симфонии) // Музыка. Искусство, наука, практика. 2014. 3 (7). С. 34 - 44.
78. Федотова М.Г. Понятие «означивание» в семиотических теориях Ф. де Соссюра и Ч.С. Пирса // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. Гуманитарные науки. 2012. 27. С. 417 - 421.
79. Ханнанов И.Д. Музыкально-смысловые аспекты в трудах американских и западноевропейских музыковедов 1990-х - 2000-х годов // Проблемы музыкальной науки. 2008. № 2(3). С. 18 - 28.
80. Шатин Ю.В. Семиотика vs семиология: к вопросу о полноте знаковой теории // Критика и семиотика. 2015. 2. С. 10 - 17.
81. Эмпирик С. Сочинения в двух томах. Т.1. М.: Мысль, 1976. 399 с.
82. Якобсон Р. В поисках сущности языка // Семиотика: антология. Екатеринбург: Деловая книга, 2001. С.111 - 126.
83. Янькова Н.А., Кит А.П. Умберто Эко - семиотик 20 века // International Scientific Review. 2017. 6 (37). С. 50 - 52.
84. Agawu K. Music as Discourse: Semiotic Adventures in Romantic Music. Oxford: Oxford University Press, 2011. 352 p.
85. Agawu K. Playing with signs. A Semiotic interpretation of classic music. Princeton: Princeton University Press, 1991. 168 p.
86. Begemann C. Die Welt der Zeichen: Stifter-Lekturen. Stuttgart; Weimar: Metzler, 1995. 427 S.
87. Bright W. Language and music: areas for co-operation // Ethnomusicology. 1963. 7/1. P. 26 - 32.
88. BuBmann H. Lexikon der Sprachwissenschaft. Stuttgart: Alfred Kroner Verlag, 2002. 783 S.
89. Curry B. Reading Conventions, Interpreting Habits: Peircian Semiotics in Music: Ph.D. dissertation. Cardiff, 2011. 355 p.
90. Eco U. Trattato di semiotica generale. Milano: Bompiani, 1975. 403 p.
91. Faudree P. Music, Language, and Texts: Sound and Semiotic Ethnography // Annual Review of Anthropology. 2012. Vol. 41. P. 519 - 536.
92. Fulbrook M. A concise history of Germany. 2nd edition. London: Cambridge University Press, 2004. 296 p.
93. Harris J. A Discourse on music, painting, and poetry / Three Treatises
[Электронный ресурс]. London: Nourse, 1744 357 p. URL:
https://archive.org/details/threetreatisesfi00harr/page/66/mode/2up?ref=ol&view=t heater (дата обращения: 19.06.2021).
94. Martinez J.L. A semiotic theory of music: according to a Peircean
rationale [Электронный ресурс] // The Sixth International Conference on Musical Signification. Helsinki: University of Helsinki, Provence: Universite de Provence, 1998. URL: https://hugoribeiro.com.br/biblioteca-digital/Martinez-
A_semiotic_theory_music.pdf (дата обращения: 21.06.2021).