Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Музыкальная форма как творческий принцип в кинематографе 1890-х—1920-х годов

Работа №127120

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы82
Год сдачи2023
Стоимость4875 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава I. Немое кино и музыкальный театр 9
1.1. Жорж Мельес экранизирует французскую оперу 10
1.2. Русская опера и кино Российской империи 16
Пиковая дама (1910) 19
Пиковая дама (1916) 23
1.3. В диалоге с Рихардом Вагнером: фильмы Фрица Ланга 28
Contra Wagner: «Нибелунги» 30
Pro Wagner: «Метрополис» 34
Глава II. Немое кино и инструментальная музыка 45
2.1. Викинг Эггелинг, Вальтер Руттман, Ганс Рихтер: опыт анимации 45
Ритм 21 47
Диагональная симфония 49
Lichtspiel Opus I-IV 55
2.2. Симфония большого города 60
Заключение 73
Список литературы 76

В теоретических работах о кинематографе, написанных в 1920-1930-е годы как теоретиками кино, так и режиссерами, часто можно встретить музыкальную терминологию. Сергей Эйзенштейн в теории монтажа использовал термины «тональный», «ритмический», «обертонный», Абель Ганс определил кино как «музыку света». Борис Эйхенбаум к строению фильма применял заимствованные из музыки термины «фраза» и «период» («кинофраза», «кинопериод»). Не только в теории, но и на практике художники тесно соприкасались с музыкальным искусством. В 1920-е годы появилось множество кинокартин, стремившихся так или иначе реализовать принципы строения музыкального произведения.
Уже в конце XX века Дэвид Бордуэлл, авторитетный американский исследователь, в статье «Музыкальные аналогии» поставил под сомнения эти практики, аргументируя свое мнение тем, что музыкальное искусство есть «система систем», состоящая из мотивов, мелодий, гармонии, разделения «ведущего голоса и аккомпанемента». В кино же подобную иерархию элементов реализовать сложно, уверяет Бордуэлл.
Примеры, которые разбирает исследователь, действительно сложно соотнести с музыкальной формой напрямую — «Александр Невский» и «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна, «Падение дома Ашеров» Жана Эпштейна, «Бесчеловечная» Марселя Л’эрбье, «Колесо» Абеля Ганса. По отношению к двум последним фильмам Бордуэлл делает «разоблачающий» вывод: все операции с темпом и ритмом монтажа обусловлены не желанием реализовать музыкальную композицию, а всего лишь ходом сюжета, ведь в картинах рано или поздно наступает необходимость показать движение машин или быструю смену кадров для определенного аффекта . В этом аспекте можно возразить исследователю: а что если сюжеты фильмов подобраны таким образом, чтобы в них неизбежно появились машины, локомотивы, мелькающие постеры; чтобы оказалось пространство для операций с темпом и ритмом монтажа? Составление сюжета по особым требованиям характерно многим формам искусства, в частности — опере. Что если в таком случае процесс написания сценария приближается по сути к написанию оперного либретто, задача которого — подогнать сюжет под реализацию заданной формы?
За скобками исследования, хоть и вскользь упоминая, Бордуэлл оставляет абстрактные и неигровые картины, носящие названия музыкальных форм и жанров, такие как «Диагональная симфония» Викинга Эггелинга.
С другой стороны существуют исследования, которые не отказывают немому кинематографу в музыкальности. Британский исследователь Пол Таберхэм в книге об авангардном кино пишет, что на сегодняшний день термин «визуальная музыка» (англ. visual music), безусловно, устарел, однако по отношению к пионерам в области абстрактной анимации (Вальтер Руттман, Викинг Эггелинг, Ганс Рихтер) все еще актуален, так как отражает суть их идей. Мария Тереза Арфини, испанский музыковед, анализирует произведения Рихтера, Эггелинга и Руттмана как музыкальные и показывает, что музыкальная форма в них действительно имеет место, а также подчеркивает, что Руттман и Эггелинг имели познания в теории музыки и владели игрой на инструменте (Эггелинг играл на фортепиано, а Руттман — на скрипке и виолончели), а Ганс Рихтер изучал контрапункт в классе Ферруччо Бузони.
Таким образом, претворение логики инструментальной музыки в кинематографе — все еще полная вопросов и сомнений исследовательская территория. Гораздо более разработанная область — связи кино и оперного театра. В наличии этих связей сомневаться не приходится, главным композитором, повлиявшим на становление кино как синтетического искусства можно назвать Рихарда Вагнера, но влияние других крупных оперных школ (французской, русской) остается недооценено исследователями.
Гипотезой данной выпускной квалификационной работы является то, что в анимационном и неигровом кино 1890-1920-х действительно оказались возможны претворения музыкальных форм, а родство кинематографа и оперного театра далеко не ограничиваются идеями «искусства будущего» в работах Рихарда Вагнера.
В вопросах кино музыковедов интересует прежде всего кино звуковое, ведь в нем есть много материала для разговора о музыке, поскольку музыка является неотъемлемой частью этого «медиатекста». Немое кино гораздо более скромно представлено в музыковедческих работах , особенно на русском языке, а ведь даже за пределами музыкальных партитур (таких как «Нибелунги» Готтфрида Хуппертца или «Берлин — симфония большого города» Эдмунда Майзеля), как показывает вышеупомянутый обзор мнений, есть множество поводов для исследований. Недостатком музыкантского взгляда на проблему претворения музыкальных форм и жанров в немом кино и обусловлена актуальность данной работы.
Цель работы: показать взаимодействие кинематографа с некоторыми музыкальными формами и жанрами в произведениях 1890-1920-х годов.
Задачи работы:
1. Изучить литературу по теме работы;
2. Ознакомиться с необходимым корпусом кинематографических произведений;
3. Раскрыть способы взаимодействия кинематографа с музыкальным театром и инструментальной музыкой;
4. Сделать выводы по проделанной работе;
5. Наметить дальнейшие пути исследований, а именно — в области раннего звукового кино.
Работа располагается на пересечении киноведения и музыковедения, поэтому использует методологические подходы обеих дисциплин. В частности применены:
— сравнительный анализ (фильмов с другими фильмами, фильмов с операми, фильмов с симфоническими циклами);
— анализ музыкальных форм — к неигровым фильмам и абстрактному кино;
— контекстуальный анализ — выявление исторического контекста тех или иных явлений;
Литература, изученная при написании выпускной квалификационной работы, также охватывает обе дисциплины и может быть разделена на несколько групп:
— история и теория кино;
— проблема «визуальной музыки»;
— симфоническая музыка XIX века;
— оперный театр XIX века.
Среди исторических источников важнейшими были каталоги фильмов дореволюционной России , так как благодаря им удалось выбрать фильмы по обозначенным критериям, узнать статус картины (сохранился или нет), почерпнуть подробности создания этих картин и определить степень причастности фильмов к русской опере. Из теоретических работ стоит отметить уже неоднократно упоминавшуюся статью Дэвида Бордуэлла о музыкальной аналогии , некоторые аргументы которой только укрепили гипотезу о связях музыкальной и кинематографической форм, а также монографию о симфониях большого города, в которой авторы обозначили родство данного киножанра с соответствующим музыкальным, но развернутой аргументации по этому вопросу не представили.
Работа состоит из двух глав (первая подразделяется на три параграфа, вторая — на два), Введения, Заключения и списка литературы.
Первая глава посвящена проблеме «кино и музыкальный театр». Центральное место здесь занимает диалог с творчеством Рихарда Вагнера в двух крупнейших работах Фрица Ланга 1920-х годов, а также затрагиваются другие крупные оперные национальные школы и соответствующие им национальные кинематографии — французская и русская. Три параграфа представляют разные временные вехи развития игрового кино — рубеж XIX-XX веков (Жорж Мельес), рубеж 1900-1910-х годов — дореволюционное российское кино, и 1920-е на примере Фрица Ланга. Выбор фильмов для этой главы обусловлен двумя критериями:
а) сюжет фильма ранее соприкасался с оперой ;
б) фильм сохранился и с ним можно ознакомиться (данный критерий был особенно важен для параграфов 1.1. и 1.2).
Вторая глава посвящена сложной проблеме «музыкальных аналогий», о которой было заявлено в самом начале. В первом параграфе проанализированы три абстрактных фильма немецких кинематографистов 1920-х — Викинга Эггелинга, Вальтера Руттмана и Ханса Рихтера. В третьем параграфе изучается жанр симфонии большого города, недавно возникший в исследовательском дискурсе и представленный во всех крупных национальных кинематографиях Европы и в США. Для анализа были отобраны четыре наиболее ярких представителей жанра, отмеченных авторами монографии The City Symphony Phenomenonи специалистами Британского института кино и принадлежащие к разным национальным кинематографиям.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На рубеже XIX-XX веков человечество еще не определилось с тем, что из себя представляет кинематограф — блажь изобретателей или серьезных прорыв в культуре? Одни люди относились к новому феномену с опаской, как к проявлению стремительно несущегося технического прогресса , другие горячо приветствовали изобретение киноаппарата и принялись живо развивать производство «движущихся картинок». Когда же стало понятно, что кино с человечеством остается всерьез и надолго, появились вопросы — искусство это или развлечение? В чем состоит специфика кино? Чем оно должно отличаться от старших искусств — театра, литературы, фотографии, а чем может у них научиться? За первые тридцать лет XX века кино училось у фотографии быть движущимся слепком с реальности; у театра и литературы училось постановке и рассказыванию историй. В 1920-е годы настал черед активно учиться у музыки быть абстрактным и универсальным искусством.
Справедливости ради, музыка была с кино всегда — по меньшей мере в качестве сопровождения киносеансов. В данной работе было показано, что опера, как старшее искусство, с первых игровых фильмов делилась с кинематографом сюжетами, сценариями (либретто) и даже костюмами. Позже опера стала подсказывать кинокомпозиторам стратегии для создания оркестровых партитур к фильмам; и сами кинокартины к середине 1920-х годов нередко стали приближаться к оперному хронометражу, а иной раз и в несколько раз превышать его.
Абстрактное кино, расцвет которого пришелся на 1920-е годы, показало, что «чистая музыка» может многое дать «чистому кино». Увлечение абстрактными формами, попытки передать движение чистых форм в изобразительном искусстве приводило художников и кинематографистов к изучению музыки — универсального языка искусства. В анимации художникам удалось действительно воплотить типовые музыкальные формы — во второй главе данной работы были показаны образцы кино, снятого в сложной трехчастной форме, в сонатной форме. Кроме того, вдохновленный музыкой в кино сформировался собственный жанр неигрового кино — симфония большого города. Анализ нескольких ярких произведений в этом жанре показал, что в целом они немного общего имеют с музыкальной симфонией, однако основные идеи — работа с формами, движением, с инструментовкой — были заимствованы именно из нее.
В данном исследовании не были затронуты вопросы взаимодействия немого кино и балетного искусства. Они тоже представляются достаточно обширными, хотя бы в связи с творчеством Чарльза Чаплина, которого Виктор Шкловской в одной из своих статей сравнил с премьером среди танцевального ансамбля.
С приходом звука в кинематограф его связи с музыкой стали только укрепляться. Появилось больше возможностей для выстраивания музыкальной драматургии фильмов, ведь теперь музыка записывалась на одной пленке с фильмом, а значит, требовала меньше сил и ресурсов на свое исполнение; на новом уровне расцвели произведения абстрактной анимации, созданные по заветам Вальтера Руттмана для уже существующих музыкальных произведений. Дальнейшей областью исследований связей музыкальной композиции и кинематографической могут стать произведения раннего звукового кино, такие как, например, хорроры студии Universal («Дракула», «Мумия» и другие), сценарии которых поразительным образом напоминают либретто больших опер XIX века.



1. Arfmi M. T. Abstract Film as Viewable Music: Early Experiments of Hans Richter, Walther Ruttmann and Oskar Fischinger / Maria Teresa Arfinic // Music in Art, vol. 38, No. 1-2, Images of Music-Making and Cultural Exchange between the East and the West (Spring-Fall 2013) — P 213-222.
2. Altman R. The Silence of the Silents / Rick Altman // The Musical Quarterly, vol. 80, No. 4, 1996. — P 648-718.
3. Aufderheide P. Documentary Film: A Very Short Introduction / Patricia Aufderheide. Oxford University Press, 2007. — 158 [11] p. — ISBN: 978-0-19-518270-5.
4. Balthazar S. L. The Forms of Set Pieces / Scott L. Balthazar // The Cambridge Companion to Verdi / ed. by. S.L. Balthazar. — Cambridge University Press, 2004. — P. 47-68.
5. Bartig K. Restoring Pushkin: Ideology and Aesthetics in Prokofiev's Queen of Spades / Kevin Bartig // The Journal of Musicology, vol. 27, No. 4, Fall 2010. — P. 460-492.
6. Bordwell D. The Musical Analogy / David Bordwell // Yale French Studies, Cinema/Sound, № 60, 1980. — P 141-156.
7. Bribitzer-Stull M. Understanding the Leitmotif: from Wagner to Hollywood Film Music / Matthew Bribitzer-Stull. — Cambridge (UK) : Cambridge University Press, 2015. — 331 [24] p.
8. Brockmann S. A Critical History of German Film / Stephen Brockmann. — Rochester : Camden House, 2010. — 522 p. — ISBN 978-1-57113-468-4.
9. Bruce Elder R. Harmony and dissent: film and avant-garde art movements in the early twentieth century / R. Bruce Elder. — Wilfrid Laurier University Press, 2008. — 480 p. — ISBN 978-1-55458-028-6.
10. Bullerjahn C. Von der Musik zur Filmmusik: Stummfilm-Originalkompositionen der zwanziger Jahre / Claudia Bullerjahn // Musik der zwanziger Jahre / hrsg. von W. Keil. — Georg Olms Verlag, 1996. —S. 281-316.
11. Cavendish Ph. The Hand That Turns the Handle: Camera Operators and the Poetics of the Camera in Pre-Revolutionary Russian Film / Philip Cavendish // The Slavonic and East European Review, vol. 82, No. 2, April 2004. — P 201-245.
12. Cook M. Visual Music in Film, 1921-1924: Richter, Eggeling, Ruttmann / Malcolm Cook // Music and Modernism; ed. by Charlotte de Mille. — Cambridge : Cambridge Scholars Publishing, 2011. — P 206-228.
13. Dahlhaus C. Richard Wagner’s Music dramas / Carl Dahlhaus ; translated from German by M. Whittall. — Cambridge (UK) : Cambridge University Press, 1979. — 161 p. — ISBN 0-521-22397-0.
14. Elsaesser Th. Film History and Visual Pleasure: Weimar Cinema / Thomas Elsaesser // Cinema History. Cinema Practice / ed. by P. Mellencamp, Ph. Rosen. — Los Angeles : The American Film Institute, 1984. — ISBN 0-89093-592-0. — P. 47-84.
15. Elsaesser Th. Metropolis / Thomas Elsaesser. — London: British Film Institute Publishing, 2000. — 87 p. — ISBN 0-85170-777-7.
16. Everist M. Jacques Offenbach the music of the past and the image of the present / Mark Everist // Music, Theater, and Cultural Transfer: Paris, 1830-1914. Edited by Annegret Fauser and Mark Everist. — Chicago and London : The University of Chicago Press. — P 72-98.
17. Finocchiaro F. Im Anfang war der Rhythmus: Aesthetic Abstractions in the Film Music Composition of the 1920s / Francesco Finocchiaro // Principles of Music composing: ration versus intuitio. 17th Music Theory Conference, Vilnius, 8-10 November 2017 / ed. by R. Janeliauskas. — Vilnius : Lietuvos muzikos ir teatro akademija, 2017. — P 145-154.
18. Floros C. Gustav Mahler and the Symphony of the 19th Century / Constantin Floros: translated from the German by Neil K. Moran. — Frankfurt am Main : Peter Lang GmbH Internationaler Verlag der Wissenschaften. — 2014. — 397 [9] p. — ISBN 978-3-653-02427-2.
19. Georgen J. Film wird Musik...: Avantgardefilme der zwanziger Jahre / Jeanpaul Georgen // Neue Zeitschrift fur Musik, vol. 156, No. 4, Juli-August 1995. —S. 10-15.
20. Giroud V. French Opera: A Short History / Vincent Giroud. — New Haven And London : Yale University Press. — 366 [9] p.
21. Hoffmann J. Hans Richter: Constructivist Filmmaker / Justin Hoffmann // Hans Richter: Hans Richter: activism, modernism, and the avant-garde / edited by Stephen C. Foster. — Cambridge (USA) : The MIT Press, 1998. — P. 72-92. —ISBN 0-262-06196-1.
22. The City Symphony Phenomenon: Cinema, Art, and Urban Modernity between the Wars / ed. by S. Jacobs, A. Kinik, E. Hielscher. — New York : Routledge, 2019. — 341 [17] p. — ISBN: 978-1-315-61998-9.
23. Henzel C. Wagner und Filmmusik / Christoph Henzel // Acta Musicologica, Vol. 76, Fasc. 1, 2004. — P 89-115.
24. HowardD. M. Acoustics and Psychoacoustics / David M. Howard and Jamie A. S. Angus / Fifth Edition. — New York & London : Routledge, 2017. — 510 p. — ISBN: 978-1-315-71687-9.
25. Hutchinson P. Where to begin with city symphonies. A beginner’s path
through the dizzying urban documentaries known as city symphonies / Pamela Hutchinson // BFI, 1 September 2017. — [Электронный ресурс] URL: https://www.bfi.org.uk/features/where-begin-with-city-symphonies
(дата обращения 09.05.2023).
26. Kolaja J. Berlin, the Symphony of a City as a Theme of Visual Rhythm / Jiri Kolaja, Arnold W. Foster // The Journal of Aesthetics and Art Criticism, vol. 23, No. 3, 1965. — P 353-358.
27.0’Konor L. Viking Eggeling 1880-1925. Artist and film-maker life and work / Louise O’Konor; translated. by Catherine G. Sundstrom and Anne Bibby. — Stockholm : Almqvist & Wiksell, 1971. — 304 p.
28. Pollmann I. Vitalism and Abstraction Rhythm and Non-Organic Life from Hans Richter to Sergei Eisenstein / Inga Pollmann // Cinematic Vitalism. — Amsterdam University Press, 2018. — P 47-96.
29. Langford J. The symphonies / Jeffrey Langford // The Cambridge Companion to Berlioz / ed. by P Bloom. — Cambridge (UK) : Cambridge University Press, 2000. — P 86-103.
30. Marks M. Music and the Silent Film: Contexts and Case Studies, 1895-1924 / Martin Miller Marks. — New York : Oxford University Press, 1997. — 303 [16] p.
31. Mennel B. Cities and Cinema / Barbara Mennel. — New York : Routledge, 2008. — 245 [10] p. — ISBN 978-0-203-01560-5.
32. Mueller A. Listening for Wagner in Fritz Lang's Die Nibelungen /Adeline Mueller //Wagner & Cinema / ed. by J. Joe and S. L. Gilman. — Indiana University Press, 2010. — P 85-110.
33. Levin D. Richard Wagner, Fritz Lang, and The Nibelungen: The Dramaturgy of Disavowal. — Princeton (New Jersey): Princeton University Press, 1998.
34. Rogers S. Form, Program, and Metaphor in the Music of Berlioz / Stephen Rodgers. — New York : Cambridge University Press, 2009. — 189 p. — ISBN 978-0-511-50863-9.
35.Senelick L. Jacques Offenbach And The Making Of Modern Culture / Laurence Senelick. — Cambridge : Cambridge University Press, 2017. — 354 [12] p.
36.Senelick L. Outer Space, Inner Rhythms: the concurrences of Jules Verne and Jacques Offenbach / Laurence Senelick // Nineteenth Century Theatre & Film 30/1 — P 1-10.
37.Singer Kovacs K. Georges Melies and the "Feerie"/ Katherine Singer Kovacs // Cinema Journal, Autumn, 1976, vol. 16, No. 1, Autumn, 1976. P 1-13.
38.Schwarz B. Music and Musical Life in Soviet Russia. Enlarged Edition, 1917-1981 / Boris Schwarz. — Bloomington : Indiana University Press, 1982. — 722 p. — ISBN 0-253-33956-1.
39. Taberham P. Lessons in Perception: The Avant-Garde Filmmaker as Practical Psychologist / Paul Taberham. — New-York : Berghahn Books, 2018. —213 p.
40. Tsivian Y. Early Cinema in Russia and Its Cultural Reception / Yuri Tsivian.
— Chicago University Press, 1998. — 296 p. — ISBN 978-0-226-81426-1.
41. Williams A. Structures of Narrativity in Fritz Lang's «Metropolis» / Alan Williams // Film Quarterly, Vol. 27, No. 4, Summer, 1974. — P 17-24.
42. Youngblood D. J. Early Russian Cinema 1908-1919 / Denis J. Youngblood // The Russian Cinema Reader. Volume One: 1908 to the Stalin Era; ed. by Rimgaila Salys. — Boston : Academic Studies Press, 2013. — P 14-31.
43. Beyond the Soundtrack: Representing Music in Cinema / ed. by D. Goldmark, L. Kramer, R. Leppert. — Los Angeles : University of California Press, 2007. — 324 [7] p. — ISBN 978-0-520-25070-3.
44. The Oxford History of World Cinema / ed. by G. Nowell-Smith. — Oxford University Press, 1996. — 824 p.
45. The Oxford Dictionary of Film Studies / ed. by Annette Kuhn and Guy Westwell. — Oxford University Press, 2020. — ISBN: 978-0-191-87085-9.
46. The Promise of Cinema: German film theory, 1907-1933 / ed. by A. Kaes, N. Baer, M. Cowan. — Oakland : University of California Press, 2016.
47. The Sounds of Early Cinema / ed. by R. Abel and R. Altman. — Bloomington : Indiana University Press, 2001. — 327 p.
48. Wagner & Cinema / ed. by J. Joe and S. L. Gilman. — Indiana University Press, 2010. — 487 p.
49. Авраамов А. Симфония Гудков // Горн, №9, 1923. — С. 109-116.
50Айснер Л. Демонический экран / Лотте Айснер; пер. с нем. К. Тимофеевой. — Москва : Rosebud Publishing ; Пост Модерн Текнолоджи, 2010. — 240 с., ил.
51. Андреев А. Белая магия Жоржа Мельеса / Андрей Андреев // Журнал
«Сеанс» №49/50, 2011. — [Электронный ресурс] URL:
https://seance.ru/articles/melies-150/.
52. Арановский М. Г. Симфонические искания: проблемы жанра симфонии в советской музыке 1960-1975 годов. Исследовательские очерки / М. Г. Арановский. — Ленинград : Советский композитор, 1979. — 286 с.
53. Беленький И. В. История кино: киносъемки, кинопромышленность, киноискусство. — Москва : Альпина Паблишер, 2019.
54. Вагнер Р. Произведение искусства будущего / Рихард Вагнер // Избранные работы / сост. и коммент И. А. Барсовой и С. А. Ошерова ; вступит. ст. А. Ф. Лосева ; пер. с нем. — Москва : Искусство, 1978. — С. 142-261.
55. Вагнер Р. Опера и драма / Рихард Вагнер // Избранные работы / сост. и коммент И. А. Барсовой и С. А. Ошерова ; вступит. ст. А. Ф. Лосева ; пер. с нем. — Москва : Искусство, 1978. — С. 262-493.
56. Вертов Д. Человек с киноаппаратом // Дзига Вертов. Статьи. Дневники. Замыслы / сост., вст. ст. и прим. С. Дробашенко. — Москва : Искусство, 1966. —С. 106-109.
57. Вишневский В. Е. Художественные фильмы дореволюционной России. — Москва : Госкиноиздат, 1945. — 192 с.
58. Власова Е. С. 1948 год в советской музыке. Документированное исследование / Е.С. Власова. — Москва : Классика-XXI, 2010. — 456 c., ил. — ISBN 978-5-89817-323-4.
59. Гинзбург С. С. «Торговый дом И. Н. Ермольева». Лучшие русские художественные фильмы // Кинематография дореволюционной России [Электронный ресурс] URL: https://chapaev.media/articles/12273(дата обращения 15.05.2023).
60. Гликман И. Д. Мейерхольд и музыкальный театр / И. Д. Гликман. — Ленинград : Советский композитор, 1989. — 352 с., ил. — ISBN 5-85285-093-4.
61. Груцынова А. П. Опера и кинематограф: встреча в начале XX века
(«Пиковая дама», 1910) // Вестник Академии русского балета им.
А. Я. Вагановой. 2020. №3 (68). URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/opera-i-kinematograf-vstrecha-v-nachale-xx -veka-pikovaya-dama-1910 (дата обращения: 16.05.2023).
62. Деллюк Л. Фотогения / Луи Деллюк; пер. с фр. Т.И. Сорокина, пред. Ю. Потехина. — Москва : Новые вехи, 1924. — 164 с.
63.Зольников М. Е. Зигфрид в художественно-музыкальном контексте немецкого кино 1920-х («Нибелунги» Фрица Ланга) / М.Е. Зольников // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-1. [Электронный ресурс] URL:
https://science-education.ru/ru/article/view?id=20679(дата обращения: 28.03.2023).
64. Иоффе И.И. Синтетическая история искусств: введение в историю художественного мышления / И.И. Иоффе. — Ленинград : ОГИЗ ЛЕНИЗОГИЗ, 1933. — 568 [2] с., ил.
65. Кириллина Л. В. Бетховен: жизнь и творчество. Бетховен. Жизнь и творчество: в 2 т. / Л. В. Кириллина. — Москва : Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. — Т.1. — ISBN 978-5-89598-217-4.
66. Кокто Ж. Петух и Арлекин. Заметки вокруг музыки / Жан Кокто // Петух и Арлекин. Либретто. Воспоминания. Статьи о музыке и театре / сост., пер., послесл., комм. М.А. Сапонова. — Москва : Московская консерватория, литературное агентство «Прест», 2000. — С. 9-32.
67. Корте Г. Введение в системный киноанализ с примерами исследований на материале фильмов «Забриски Пойнт» (Антониони, 1969), «Мизери» (Райнер, 1990), «Список Шиндлера» (Спилберг, 1993), «Ромео и Джульетта» (Луман, 1996) / авторы исслед. П. Дрекслер, Г. Корте, Г.-П. Роденберг, Й. Тиле; пер. с нем. М. Юдсон, Е. Смирновой (ч. вторая, гл. II, III); науч. ред. И. Кушнаревой; предисл. А. Павлова; Нац. исслед. университет «Высшая школа экономики». — 2-е изд. — Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2020. — 360 с. — (Исследования культуры). — ISBN 978-5-7598-2120-5.
68.,Кракауэр З. Жак Оффенбах и Париж его времени / Зигфрид Кракауэр ; пер. с нем. С. Шлапоберской. — Москва : Арграф, 2000. — 416 с.
69. Мазель Л. А. Строение музыкальных произведений: монография / Л. А. Мазель. - Москва : Музыка, 1979. - 528 с.
70. Мазин В. А. «Энтузиазм: Симфония Донбасса». Как Дзига Вертов создал гимн музыке шума и человеку-машине / В.А. Мазин // Журнал «Нож», 27.10.2021 [Электронный ресурс] URL: https://knife.media/club/donbass-symphony(дата обращения 01.05.2023).
71 .Манулкина О. Б. От Айвза до Адамса: американская музыка XX века / О. Б. Манулкина. — Санкт-Петербург : Издательство Ивана Лимбаха, 2010. — 784 с., ил. — ISBN 978-5-89059-137-1.
72. Ницше Ф. Казус Вагнер. Проблема музыканта / Фридрих Ницще // Сочинения в 2-х томах. Том 2 / Составитель, редактор и автор примечаний К. А. Свасьян; [пер. с нем. Ю. М. Антоновского, Н. Полилова, К. А. Свасьяна, В. А. Флёровой]. — Москва : Мысль, 1990. — С. 526-555.
73. Порфирьева А. Л. Русская символистская трагедия и мифологический театр Вагнера / А.Л. Порфирьева [Электронный ресурс] URL: https://www.academia.edu/6072265/Русская_символистская_трагедия_и_ мифологический_театр_Вагнера (дата обращения 04.05.2023).
74. Разлогов К. Э. Мировое кино. История искусства экрана / К.Э. Разголов. — Москва : Эксмо, 2011. — 688 с., ил. — ISBN 978-5-699-38674-1.
75. Раку М. Г. Вагнер. Путеводитель / М.Г. Раку. — Москва: Издательский дом «Классика-XXI», 2007. — 320 с., ил., компакт-диск. — (Легенды и бренды классической музыки). — ISBN 978-5-89817-206-0.
76. Садуль Ж. Всеобщая История Кино. Том 1: Изобретение кино 1832-1897. Пионеры кино (от Мельеса до Патэ) 1897-1909 / Жорж Садуль / под общ. ред. С.И. Юткевича. —Москва : Искусство, 1958. — 610 с.
77. Садуль Ж. Всеобщая История Кино. Том 3: Кино становится искусством 1914-1920 / Жорж Садуль / под общ. ред. С.И. Юткевича. — Москва : Искусство, 1961.
78. Сергеева Т. «Пиковая дама»: что снится человеку... (Из опыта
обращений русских режиссеров к пушкинской повести) // Киноведческие записки. 1999. № 42. [Электронный ресурс] URL: http://www.kinozapiski .ru/ru/print/ sendvalues/793/ (дата обращения
10.05.2023)
79. Трошин А. «Броненосец Потемкин». Берлинская премьера 2005 года / А. Трошин // Киноведческие записки, №72 (2005) [Электронный ресурс] URL: http://www.kinozapiski.ru/ru/article/sendvalues/347/(дата обращения 05.05.2023)
80. Тюлин Ю. Н. Произведения Чайковского. Структурный анализ / Ю. Н. Тюлин. — Москва : Музыка, 1973. — 273 с.
81. Тынянов Ю. Н. Кино—Слово—Музыка / Ю. Н. Тынянов // Поэтика кино. Теоретические работы 1920-х гг. / ред. Б. М. Эйхенбаума ; пред. К. И. Шутко, комм. С. Д. Гуревича и др. — Москва : Альма Матер, Академический проспект, 2016. — С. 85-90.
82. Ханжонков А. Дореволюционные инсценировки кинопроизведений А. С. Пушкина / Александр Ханжонков // Искусство кино, № 2, Февраль 1937. — C. 39-41. [Электронный источник] URL: https://chapaev.media/articles/5317(дата обращения 11.05.2023)
83. Холопов Ю. Н. Гармония: теоретический курс: учебник /
Ю. Н. Холопов. — Санкт-Петербург : Издательство «Лань», 2003. — 544 с., ил. — ISBN 5-8114-0516-2.
84. Штраус Р. Предисловие / Рихард Штраус // Берлиоз Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке; пер., ред., вст. статья и комм. С. Горчакова. Том 1. — Москва : Музыка, 1972.
85.Эйзенштейн С. М. Четвертое измерение в кино / С. М. Эйзенштейн // Монтаж. — Москва : ВГИК, 1998. — С. 36-52.
86.Эйхенбаум Б. М. Проблемы киностилистики / Б. М. Эйхенбаум // Поэтика кино. Теоретические работы 1920-х гг. / ред. Б. М. Эйхенбаума ; пред. К. И. Шутко, комм. С. Д. Гуревича и др. — Москва : Альма Матер, Академический проспект, 2016. — С. 14-53.
87.Эльзессер Т. Теория кино. Глаз, эмоции, тело / Т. Эльзессер, М. Хагенер; [пер. с англ. С. Афонина, И. Кушнаревой, В. Лукина,
B. Правосудова, О. Якименко]. — Санкт-Петербург : Сеанс, 2016. — 440 с., ил. — ISBN 978-5-905669-21-7.
88. Ямпольский М. Б. Ловушка для льва. Модернистская форма как способ мышления без понятий и «больших идей» / М. Б. Ямпольский. — Санкт-Петербург : Сеанс, 2020. — 560 с., ил. — ISBN 978-5905669-39-2.
89. Из истории французской киномысли: немое кино 1911-1933 гг. / сост. М. Б. Ямпольский, пер. с фр. и предисловие С. Юткевич. — Москва : Искусство, 1988.
90. Великий Кинемо: Каталог сохранившихся игровых фильмов России (1908—1919). Каталог / сост. В. Иванова, В. Мыльникова,
C. Сковородникова, Ю. Цивьян, Р Янгиров. — Москва : Новое литературное обозрение, 2002. — 568 с. — ISBN 5-86793-155-2.
91. Фриц Ланг: Я никогда не умел расслабляться // Cineticle, Выпуск №12,
2012. [Электронный ресурс]. URL : https://cineticle.com/magazine/issue-13/fritz-lang-lost-interview(дата обращения 14.05.2023).
92.Отчет о научно-исследовательской работе. История киноотрасли в России: управление, кинопроизводство, прокат (Заключительный. Основная книга) / исп. В. И. Фомин (рук. темы), И. Н. Гращенкова, М. Р Косинова, О. П. Зиборова. — Москва : Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова, 2012. —2759 с., ил.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ