Введение 4
' ' WWWWV'
1 Теоретические основы изучения темы «Тригонометрические уравнения» 7
1.1 Основные теоретические сведения по теме 7
* ■■AWvVvVv
«Тригонометрические уравнения»
1.2 Методы решения тригонометрических уравнений 14
’ ’ Д. 1 1. J. WWWWV'
2 Содержательно-методическое обеспечение обучения решению
тригонометрических уравнений
2.1 Анализ учебников по теме «Тригонометрические уравнения» .... 18
2.2 Констатирующий эксперимент по теме «Тригонометрические
уравнения»
2.3 Методические рекомендации по предупреждению ошибок по
т, 26
теме «Тригонометрические уравнения»
2.4 Конспекты уроков по теме «Тригонометрические уравнения» ... 31
Заключение 40
Список использованных источников 41
Приложение А Тренировочные упражнения для учащихся старших 45 классов по подготовке к ЕГЭ
Приложение Б Решение тренировочных упражнений 47
В настоящее время изучению тригонометрических функций и тригонометрических уравнений уделяется большое внимание в школьном курсе алгебры и начала анализа, так как данная тема сложная и очень важная. Тригонометрические уравнения возникают при решении задач в планиметрии, стереометрии, астрономии, физике и других областях. Тригонометрические уравнения из года в год встречаются в заданиях ЕГЭ (единого государственного экзамена) второй части, где им уделяют особое внимание, чтобы набрать наибольшее количество баллов.
В ЕГЭ задания с тригонометрическими уравнениями содержат две части: решение уравнения, где в ответе получается бесконечное число корней и отбор корней из определенного промежутка.
Цель работы: рассмотреть методику изучения темы «Тригонометрические уравнения» в курсе математики средней школы.
Объект исследования: процесс обучения математике в средней школе.
Предмет исследования: методика изучения тригонометрических уравнений.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы темы «Тригонометрические уравнения» и рассмотреть методы решения тригонометрических уравнений;
2. Организовать и провести констатирующий эксперимент по теме «Тригонометрические уравнения»;
3. Разработать методические рекомендации по предупреждению ошибок по теме «Тригонометрические уравнения» и составить конспекты уроков и подборку упражнений для учащихся старших классов по подготовке к ЕГЭ.
Методы исследования: изучение литературы по теме исследования; анализ учебной и учебно-методической литературы; констатирующий эксперимент.
Этапы исследования:
I этап (сентябрь 2021 - ноябрь 2021) - анализ научной, педагогической и методической литературы по теме исследования, постановка цели, определение предмета, объекта и задач исследования.
II этап (декабрь 2022 - январь 2022) - проведение констатирующего эксперимента и анализ результатов исследования.
III этап (февраль 2022 - май 2022) - разработка методических рекомендаций по предупреждению ошибок, тренировочных упражнений для учащихся.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования методических рекомендаций по предупреждению ошибок при изучении темы «Тригонометрические уравнения» и использовании тренировочных упражнений при подготовке к ЕГЭ учащимися старших классов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 41 наименование. Результаты работы представлены в 3 таблицах, 9 рисунках. Общий объем работы - 54 печатных листа.
По результатам исследования подготовлена и опубликована статься на тему: «Методика изучения темы «Тригонометрические уравнения» в курсе математики средней школы» на сайте Инфоурок.
Несмотря на то, что тригонометрия является одной из важнейших составных частей школьного курса математики. Тема «Тригонометрические уравнения» занимает в школьном курсе одно из важных мест. Без умения решать такие уравнения невозможно дальнейшее изучение тригонометрии и решение задач.
В выпускной квалификационной работе нами была рассмотрена важная тема «Тригонометрические уравнения», так как эта тема встречается в ЕГЭ заданиях 10 и 12. В заданиях 12 необходимо решить тригонометрическое уравнение и отобрать корни на промежутке.
В ходе работы были изучены теоретические основы темы «Тригонометрические уравнения», было проанализировано содержание школьных учебников таких авторов как А. Г. Мерзляк, А. Н. Колмогоров и А. Г. Мордкович и все учебники подходят как для изучения в школе, так и для домашнего изучения. Все авторы учебников используют большой спектр формул, которые необходимы для решения тригонометрических уравнений.
Кроме того были рассмотрены методы решения тригонометрических уравнений, был проведен констатирующий эксперимент по теме исследования и были составлены методические рекомендации по предупреждению ошибок, разработаны конспекты уроков, составлены тренировочные упражнения для учащихся старших классов по подготовке к ЕГЭ в приложении А и решение тренировочных упражнений представлены в приложении Б.
В методических рекомендациях были рассмотрены типовые ошибки, приведены примеры неправильных и правильных решений с комментариями, где можно наглядно показать где и какая ошибка была допущена и как ее исправить.
Задачи и цели, поставленные в ходе выполнения выпускной квалификационной работы достигнуты. Подводя итоги, можно отметить, что
созданные методические материалы можно использовать учителям и учащимся средней школы при изучении темы «Тригонометрические уравнения» и для подготовки к ЕГЭ.
1. Аджиева, А. Тригонометрические уравнения /А. Аджиева// Математика. Пр иложение к газете «Первое сентября» - Москва : Просвещение, 2015 г. - № 33. - с.13.
2. Александров, А. Д. Математика, алгебра и начала математического анализа, геометрия, 10-11 классы, учебник для общеобразовательных организаций, базовый и углубленный уровни / А. Д. Александров, А. Л. Вернер, Рыжик В. И. - Москва : 2014. - 308 с.
3. Алимов, Ш. А., Алгебра и начала анализа 10-11 / Ш. А. Алимов, Юю М. Колягин. Учебник - Москва : Просвещение, 2016. - 216с.
4. Алимов, Ш.А.. Алгебра. 9 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений - Москва.: Просвещение, 2014. - 336 с.
5. Алимов, Ш. А.. Алгебра. 10-11 классов: учебн. для общеобразоват. учреждений - Москва : Просвещение, 2013. - 646 с.
6. Алимов, Ш. А., «Алгебра и начала анализа», учебник для 10-11 классов, / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров, Н. Е. Федорова, М. И. Шабунин, - Москва : Просвещение, 18-е издание, 2012. - 128 с.
7. Арлазаров, В. В. Лекции по математике для физико-математических школ. Часть 2. Иррациональные уравнения, системы и неравенства, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, тригонометрия, обратные тригонометрические функции / В. В. Арлазаров и др. - Москва : ЛКИ, 2017. - 264 с.
8. Виленкин, Н. Я., учебное издание, Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия 10 класс, / Н. Я. Виленкин, О. С. Ивашев-Мусатов, С. И. Швацбурд, - Москва : Просвещение, 2014. - 421 с.
9. Высоцкий, И., ЕГЭ - 2022. Математика. Типовые экзаменационные работы. 30 вариантов / И. Высоцкий, И. Ященко - Национальное образование, 2021. - 192 с.
10. Гельфанд, И. М., Тригонометрия / И. М. Гельфанд, С.М. Львовский, А. Л. Тоом // МЦНМО АО «Московские учебники» Москва : 2002. - 367с.
11. Гешелин, А.М. Избранные вопросы тригонометрии / А.М. Гешелин. - Москва: ОБЛОНО, 2019. - 194 с.
12. Далингер, В. А. Математика: тригонометрические уравнения и неравенства: учеб. Пособие для СПО/ В. А. Далингер. - 2-е изд. Испр. И доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019.-136 с.
13. Дземяшевич, Е. В., Подготовка к единому государственному экзамену по математике / Дземяшевич, Е.В., Иванова Т.П. - Тульский государственный университет, 2013. - 95 с.
14. Дорофеев, Г. В. Алгбра и начала анализа. 10 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений: В 2 ч. Ч 1 / Г.В. Дорофеев, Л.В. Кузнейова, Е.А. Седова. - Москва : Дрофа, 2009. - 320 с.
15. Евсеевичева, А. Геометрия, тригонометрия. Математика - это легко / А. Евсеевичева. - Москва : Аванта +, 2019. - 681 с...41