Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАННОЙ ПРОБЛЕМЫ
1.1 Карате, как средство всестороннего развития физических качеств
и двигательных умений 7
1.2 Теоретико-методические основы обучения двигательным действиям 12
1.3 Аспекты этапа начальной спортивной подготовки каратистов 14
1.4 Характеристика и критерии оценки координационных
способностей спортивных действий 16
1.5 Значение координационных способностей в процессе обучения 21
ГЛАВА И. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Методы исследования 24
2.2 Организация исследования 27
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1 Изучение организации и состояния координационного воспитания
юных борцов методом социологического опроса 28
3.2 Воспитание координационных способностей средствами музыки 33
Выводы 39
Практические рекомендации 40
Библиография
На современном этапе развития карате значительно увеличился объем двигательной деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственно-временной точности движений и их биомеханической рациональности связывают с понятием координационных способностей.
Наиболее успешно в соревновательной деятельности выступают спортсмены, обладающие высоким уровнем сенсорно-перцептивных возможностей, что проявляется в совершенствовании таких специализированных восприятий, как «чувство дистанции» «татами», «чувство соперника», «чувство равновесия», «чувство ритма», «чувство темпа» и т.д.[23]
Есть все основания полагать, что методика подготовки юных каратистов направленная, прежде всего на тщательную отработку определенных технических навыков и тактических умений, концентрированное развитие специальных физических способностей, вместе с тем не создает нужных условий для совершенствования психомоторных способностей, лежащих в основе формирования координационных способностей в специфической двигательной деятельности. [9]
Процесс совершенствования координационных способностей у каратистов органически связан с решением задач технико-тактической подготовки, с развитием скоростных и скоростно-силовых способностей, выносливости в условиях тренировочной и соревновательной деятельности.
Многие исследователи считают, что наиболее эффективно развиваются координационные способности в условиях отсутствия утомления.
Противоречивость и нерешенность многих вопросов развития координационных способностей у юных каратистов обуславливают актуальность данной работы и требуют дальнейших научных исследований.
Проблема состоит в создании современных педагогических технологий, позволяющих осуществлять параллельное совершенствование координационных способностей и психических функций у юных каратистов на этапе начальной спортивной подготовки. [15]
В поисках решения поставленных задач, была сформулирована проблема исследования: каковы основные направления повышения эффективности начальной подготовки юных каратистов.
Представленная позиция и определила гипотезу нашего исследования. Предполагается, что специально разработанная анкета, освещающая роль координационных способностей в учебно-тренировочном процессе юных каратистов и проведение социологического исследования, позволит определить факторы, способствующие повышению уровня психомоторных способностей юных каратистов.
Цель исследования - определить и экспериментально обосновать роль координационных способностей в учебно-тренировочном процессе юных каратистов.
Задачи исследования:
1. Изучение проблем двигательной деятельности юных каратистов.
2. Разработка проведение социологического исследования.
3. Определить значимость координационных способностей в учебно-тренировочном процессе юных каратистов.
4. Выявить наиболее рациональное условие для развития координационных способностей юных каратистов с помощью музыки.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс юных каратистов.
Предмет исследования - средства, методы и организационные формы развития координационных способностей у юных каратистов на этапе начальной спортивной подготовки.
Методы исследования.
1. Теоретический анализ и обобщение данных специализированной, научно-методической литературы.
2. Анализ учебно-тренировочного процесса.
3. Педагогические наблюдения.
4. Социологический опрос (анкетирование).
5. Метод математической обработки статистических данных.
Теоретико-методологической основой настоящей работы явились концептуальные и фундаментальные научные положения ведущих отечественных и зарубежных ученых по: теории и методике физического воспитания (Т.Ю. Круцевич, 2003 и др.); биомеханическим основам и теории построения действий (Н.А. Бернштейн, 1990, 1997;), теории спортивной тренировки (В.Н. Платонов, 1984, 1987), психомоторной основе воспитания двигательной деятельности (Г.Д. Горбунов,. 2007; Е.П. Ильин, 2003 и др.), особенности проявления координационных способностей (В.И. Лях, 1997; 2002; Л.Д. Назаренко, 2003 и др.), теория музыкальных способностей (Б.М. Теплов, 1947, 2003 и др.).
Научная новизна представленной работы заключается в попытке исследовать более рациональное условие для воспитания координационных способностей в карате.
Теоретическая значимость работы состоит в дополнении теории и методики спортивной тренировки юных каратистов положениями, в которых:
- уточнение определение понятия «координационные способности юных каратистов» как компонента структуры их физической подготовленности;
- детализирование основных требований к качественным параметрам двигательной деятельности юных каратистов, отражающие специфику их сенсорного и моторного компонентов;
Практическая значимость работы заключается в разработке практико-методических рекомендаций для специалистов в области карате, которые методических рекомендаций для специалистов в области карате, которые помогут правильно организовать и провести учебно-тренировочный процесс, с учетом индивидуального подхода к каждому занимающемуся, а также различных психомоторных и физиологических факторов, оказывающих положительное влияние на рост спортивного мастерства. Представленные в работе рекомендации могут быть использованы тренерами ДЮСШа и преподавателями спортивных секций школ Республики Тыва.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов и списка литературы.
В результате изучения специализированной литературы по проблеме воспитания координационных способностей, в частности юного каратиста, были выявлены особенности и факторы, которые могут повлиять на двигательную деятельность юного каратиста.
Анализ литературных источников показал, что проблема начального обучения остается одной из актуальных тем в карате. Существующая учебно-методическая литература по начальному обучению юных каратистов носит разноплановый характер. В связи с этим необходимо создание методики начальной подготовки юных каратистов с учетом многих компонентов.
1. Установлено, что применение рациональной методики тренировки занимающихся с подбором нестандартных средств и методов, положительно могут повлиять на процесс формирования координационных способностей.
2. Определена роль координационных способностей в учебно-тренировочном процессе юных каратистов посредством анализа социологического опроса.
3. Выявлены более рациональное условие для воспитания координационных способностей, которое является, по мнению респондентов - этапом начальной спортивной подготовки юных каратистов.
4. В результате исследования установлена возможность и практическая целесообразность прикладного использования средств музыки в учебно-тренировочном процессе юных каратистов, в целях формирования координационных способностей.
1. Алиханов И.И. Биомеханические аспекты спортивной борьбы // Спортивная борьба: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1984. С. 20-22.
2. Афтимичук, О. Формирование ритма дидактического общения у студентов институтов физической культуры: Дис. ... канд. пед. наук.Кишинев, 1998. 300 с.
3. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б. А. Ашмарин. М.: Физкультура и спорт, 1978. 223 с.
4. Бакаринов Ю.М. лтбенносеи ориентации во времени в условиях воздействия вестибулярных нагрузок: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.М. Бакаринов. Калинин, 1971. 17 с.
5. Бальсевич В.К. Онтокинеаиолтгия человека / В.К. Бальсевич. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. 275 с.
6. Вальсев^, В.К. Эволюционная биомеханика: теория и практические приложения / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. 1996. № П.С. 15-19.
7. Бернштейн Н.А. О построении движений / Н.А. Бернштейн. М.: Медицина, 1947. 258 с.
8. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. М.: Физкультура и спорт, 1991.287 с.
9. Бернштейн, Н.А. Биомеханика и физиология движений / Н. А. Бернштейн; под ред. В.П. Зинченко. Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997.604 с.
10. Бернштейн, Н. А. Физиология движения и активности / Н. А. Берн- штейнМ.: Наука, 1990. 496 с.
11. Бибиков, С.В. Методика развития координационных способностей юных боксеров на основе моделирования условий их соревновательной деятельности: дисс ... канд. пед. наук : 13.00.04. Волгоград, 2008. 141 с.
12. Боген, М.М. Обучение двигательным действиям / М. М. Боген. М. : Физкультура и спорт, 1985. 192 с.
13. Бойченко,С.Особенности проявления комплексных (гибридных) координационных способностей у представителей спортивных игр/ С. Бойченко, Ю. Войнар, А.Смотрицкий // Физическое образование и спорт. 2002. Т. 46. С. 313-314.
14. Булкин, В.А. Тест для оценки баллистической координации двигательной деятельности / В.А. Булкин, Е.В. Попова, Е.В. Сабурова // Теория и практика физической культуры. 1997. № 3. С. 44-46.
15. Вербова, З.Д. Искусство произвольных упражнений. М.: Физкультура и спорт, 1967. 86с.
16. Волкова, А.К. Сравнительный анализ технической подготовленности спринтеров различной квалификации по данным ритмовой структуры бега: Сб. науч. работ. JL, 1981. С. 74-79.
17. Гальперин, П.Я. К теории программированного обучения / П. Я. Гальперин. М.: Знание, 1967.
18. Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта. 3-е изд., испр. М.: Советский спорт, 2007. 296 с.
19. Григалка, О.Я. Ритм толкания ядра / О.Я. Григалка, JI.C. Иванова, И.Н. Филиппов, В.М. Чирков // Теория и практика физической культуры. 1977.№ 3. С. 15-17.
20. Джангаров, Т.Т., Пуни, А.Ц. ред. Психология физического воспитания и спорта / М.: Физкультура и спорт, 1979. 143 с.
21. Джангаров, Т. Т. Психологическая характеристика видов спорта и соревновательных упражнений //Психология физического воспитания и спорта. М.: Физкультура и спорт, 1979.С.34-41.
22. Донской, Д.Д. Биомеханика с основами спортивной техники. М.: Физкультура и спорт, 1971.287 с.
23. Донской, Д.Д. Биомеханика. М.: Просвещение, 1977. 238 с.
24. Донской, Д.Д. Движения спортсмена. М.: Физкультура и спорт, 1975.
25. Донской, Д.Д., Зациорский В.М. Биомеханика. М.: Физкультура и спорт, 1979. 258 с.
26. Дякин А.М., Невретдинов Ш.Т. Методика отбора борцов //Спортивная борьба: Ежегодник. - М.: Физкультура и спорт, 1980. С. 13-16.
27. Елатов, В.И. По следам одного ритма. Минск: Наука, 1974. 128 с.
28. Жуковский,М.И.О памяти пассивных движений / М.И. Жуковский //Обозрение психиатрии, неврологиииплихтлогии. М., 1989.Вып. 5. С. 362-386.
29. Зубайраев^СЯ. Исследование объема и целесообразной последовательности обучения технике борьбы самбо подростков 14-15 лет: Автореф. дисс... канд пед. наук. - М., 1967. - 20 с.
30. Игуменов В.М. Значение психологической подготовки борцов высокого класса // Спортивная борьба: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1971.С 22-27.Ильин, Е.П. Психофизиология физического воспитания / Е. П. Ильин. М.: Просвещение, 1987. 284 с.
28. Ильин, Е.П. Психомоторная организация человека / Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2003. 384 с.
29. Кабанов, Ю.М. Контрольные нормативы для оценки статического и динамического равновесия у детей школьного возраста / Ю.М. Кабанов // Проблемы отбора перспективных юных спортсменов и подготовки спортивного резерва: Тез.докл. республ. науч. конф. Минск, 1995. С. 27¬29.
30. Карапетян А.С. За техническое рaзнообрaзие // Спортивная борьба: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1984. С. 43-44.
31. Карпеев, А.Г. и др. Тест для определения уровня развития координационных способностей в упражнениях баллистического типа у школьниц 7-10 лет с различным типом телосложения / А.Г. Карпеев, И.Ю.
Горская // Тез.докл. 41-й науч. конф. по итогам работы за 1989 г. Омск: ОГИФК, 1990. С. 56- 57.
32. Карпеев А.Г. Двигательная координация человека в спортивных упражнениях баллистического типа / А.Г. Карпеев. Омск: СибГАФК, 1998. 324 с.
33. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса .М.: Наука. 1983. 367 с.
34. Коджаспиров, Ю.Г. Исследование проблемы интенсификации учебно-тренировочных занятий борцов методом музыкального стимулирования: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1978. 21 с.
35. Коджаспиров, Ю.Г. Функциональная музыка в подготовке спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1987. 64 с.
36. Козлов И.М. Центральные и периферические механизмы формирования биомеханической структуры спортивных движений: Дисс. док.пед. наук в виде науч. докл.Майкоп, 1999. 46 с.
37. Коренберг В.Б. Основы спортивной кинезиологии: Учеб.пособие / В.Б. Коренберг. М.: Советский спорт, 2005. 232 с.
38. Круцевич, Т.Ю. (ред). Теория и методика физического воспитания: Учебник. В 2-х томах. Киев: Олимпийская литература, 2003. Т. 2. 392 с.
39. Кудинов Г.В., Дахновский B.C., Николаев В.В. Эффективность учебно-тренировочного процесса в ДЮСШ // Спортивная борьба: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1983. С.31-33.
40. Кузнецов А.С. Оптимизация базовой технической подготовки борцов греко-римского стиля: Дисс...канд. пед. наук. - Краснодар: КГАФК, 1995. - 131с.
41. Кузнецов А.С. Организационно-методические основы многолетней технико-тактической подготовки в греко-римской борьбе. Дис.... д-ра пед. наук:13.00.04. М.:2003, 484 с.
42. Кулагин С. И. Использование музыкального сопровождения в учебно-тренировочном процессе гиревиков : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 :Малаховка, 2002 241 с.
43. Купцов А.П. О создании единой классификации, систематики и терминологии техники спортивной борьбы // Теория и практика физич. культуры. 1975. № 7.С. 56-61.
44. Лапутин, А.Н. Обучение спортивным движениям / А.Н. Лапутин. Киев: Здоров^, 1986.214 с.
45. Ленц А.Н. Тактика в спортивной борьбе. М.: Физкультура и спорт, 1967. 152 с.
46. Лубышева Л. И. Социология физической культуры и спорта: 2-ое издание М.: 2004.
47. Лях В.И. Координационные способности школьников: основы тестирования и методика развития / В.И. Лях // Физическая культура в школе. 2000. № 5. С. 3-10.
48. Лях В.И. Специфические координационные способности как критерий прогнозирования спортивных достижений футболистов / В.И. Лях, 3. Витковски, В. Жмуда // Теория и практика физической культуры и спорта. №4. 2002. С. 21-25.
49. Лях, В.И., Соколкина, В.А. К вопросу о приртдемежиндивидбальнтйвариативнолтинекоторыхкоординационныхсп тстбнтстейдееей 7-9 лет / В.И. Лях, В.А. Соколкина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. № 2. С. 2-7.
50. Матвеев, Л.П. Методика физического воспитания с основами теории / Л. П. Матвеев, С. Б. Мельников. М.: Просвещение, 1991. 191 с.
51. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: / Л. П. Матвеев. М.: Известия, 2001. 175 с.
52. Матвеев, Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л. П. Матвеев. Киев.: Олимпийская литература, 1999. 320 с.
53. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб^я ин- тов физ. культ. / Л. П. Матвеев. М. : Физкультура и спорт, 1991. 531 с.
54. Матвеева, Л.П. Новикова, А.Д Теория и методика физического воспитания: в 2 т. / под общ.ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. М.: Физкультура и спорт, 1976. Т. 1. 304 с.; Т. 2. 256 с.
55. МатущакП. ІООпокарате. Алма-Ата: "Казахстан", 1968.298 с.
56. Назаренко Л.Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков / Л.Д. Назаренко. М.: Теория и практика физической культуры, 2001.332 с.
57. Назаренко Л.Д. Средства и методы развития двигательных координаций / Л.Д. Назаренко. М.: Теория и практика физической культуры, 2003.259 с.
58. Николаев Ю.В. Координатор-тремометр / Ю.В. Николаев, Ю.А. Гниенко // Физиология двигательного аппарата и физиология труда: Сб. ст. Казань: Казан.ун-т, 1978. С. 165-171.
59. Новикова, А.Д. Теория и методика физического воспитания : в 2 т. / под общ.ред. Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова. М.: Физкультура и спорт, 1976.Т. 1. 304 с. Т. 2. 256 с.
60. Озеров, В.П. Психомоторное развитие спортсменов / В. П. Озеров.Кишинев: Штиинца, 1983. 139 с.
61. Озеров В.П. Психомоторные способности человека / В.П. Озеров. Дубна: Феникс-Плюс, 2002.320 с.
62. Озолин, Н.Г. Современная система спортивной тренировки / Н. Г. Озолин. М.: Физкультура и спорт, 1970. 488 с.
63. Озолин, Н.Г. Молодому коллеге / Н.Г. Озолин. М.: Физкультура и спорт, 1988. 288 с.
64. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать/Н. Г. Озолин. М.: Астрель: ACT 2006. 863 с.
65. Панов В.М. Методика развития координационных способностей детей 7 лет на основе применения стандартной тренировочной программы: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.М. Панов.М., 1996. 23 с.
66. Платонов, В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В. Н. Платонов. Киев: Олимпийская литература, 1997. 583 с.
67. Преображенский С.А. Борьба - занятие мужское. М: Физкультура и спорт, 1983.279 с.
68. Сиротин О.А. Психолого-педагогические основы индивидуализации спортивной подготовки дзюдоистов: Автореф. дис... докт. пед. наук. М.: ВНИИФК, 1996. 49 с.
69. Смертин Ю.А. Обучение технико-тактическим действиям юных борцов посредством заданий по решению эпизодов поединка: Автореф. дис... канд. пед. наук. Омск, 1991 .18 с.
70. Сучилин Н.Г. Оптимальный диапазон вариаций в ведущих элементах координации как основа надежности спортивного двигательного акта: Спорт в современном обществе: Тез.докл. Всемирного науч. конгресса. М., 1974. С. 297.
71. Тер-Ованесян, А.А. Обучение в спорте / А.А. Тер-Ованесян, И.А. Тер- Ованесян. М.: Советский спорт, 1992. 192 с.
72. Туманян Г.С. Классификация и характеристика средств тренировки борцов: Методическая разработка для студентов, аспирантов и слушателей ФПК ГЦОЛИФК. М., 1984. 33 с.
73. Туманян, Г.С. Спортивная борьба: теория методика, организация тренировки. Учебное пособие. В 4-х Кн. II / Кинезиология и психология. М.: Советский спорт, 1998. 280 с.
74. Филин, В.П. Основы юношеского спорта / В. П. Филин, Н. А. Фомин.М.: Физкультура и спорт, 1980. 255 с.
75. Харлампиев А.А. Тактика борьбы самбо.М.: Физкультура и спорт, 1958. 142 с.
76. Чхаидзе, Л.В. Об управлении движениями / Л.В. Чхаидзе. М.: Физкультура и спорт, 1970. 135 с.
77. ШaомaновА.А. Исследование вaриативности спортивной техники
(напримере толкания ядра):Автореф.дис. ...канд.пед.наук / А.А. Шалманов. М., 1978. 19 с.
78. Эсинк X. Дзюдо. М.: Физкультура и спорт, 1974. 110 с.
79. Юшков О.П. Сердюк В.П. Начальное обучение в вольной борьбе // Спортивная борьба: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1982. С. 19-23.