Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Научно-техническая и инновационная безопасность государства (Безопасность внешнеэкономической деятельности, Орловский Государственный Университет)

Работа №165852

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

экономическая безопасность

Объем работы46
Год сдачи2024
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ УГРОЗ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 9
1.1 Угрозы кибербезопасности 9
1.2 Угрозы, связанные с недостатком финансовых ресурсов 15
1.3 Угрозы в сфере биотехнологий 19
2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ИННОВАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 24
2.1 Определение инновационной безопасности и её значение для государства 24
2.2 Примеры государственных программ и инициатив, направленных на повышение инновационной безопасности 27
3. МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ОЦЕНКИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 33
3.1. Оценка рисков и угроз научно-технической безопасности 33
3.2. Использование SWOT-анализа в оценке научно-технической безопасности 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44

Научно-техническая безопасность государства охватывает комплексные аспекты защиты интересов нации в сфере научных исследований, разработок и технологий. Это понятие подразумевает стабильность и защищенность научно-технической деятельности, а также сохранение и поддержку научного потенциала, который играет важную роль в экономическом развитии и обеспечении национальной безопасности. Научно-техническая безопасность включает в себя как защиту информационных и материальных ресурсов, так и развитие инновационных технологий, которые являются двигателем прогресса. Инновационная безопасность представляет собой составную часть научно-технической безопасности, фокусируясь на защите процесса внедрения новшеств и оригинальных решений в различных отраслях экономики и социальной сферы. Актуальность этого понятия возрастает в условиях глобализации, когда национальные интересы могут быть подкреплены только через активное использование инноваций. Устойчивое развитие государства во многом зависит от способности его научной и производственной системы к адаптации к быстро меняющимся условиям международного рынка, что требует постоянной работы по обеспечению как научной, так и инновационной безопасности. Научно-техническая безопасность включает в себя защиту интеллектуальной собственности, предотвращение хищения технологий и утечек стратегически важных данных. Важно отметить, что в современном мире, где информация является одним из ключевых ресурсов, вопросы безопасности становятся все более актуальными. Страны сталкиваются с вызовами в виде киберугроз, конкуренции за ресурсы и знаний, что подчеркивает необходимость создания и поддержания эффективных механизмов защиты. Также стоит упомянуть, что научно-техническая безопасность является многоуровневой и требует согласования действий различных государственных структур, научных учреждений и частного сектора. Эффективный мониторинг и анализ научно-технической деятельности позволяют не только выявить слабые места, но и разработать меры по их укреплению. Важным аспектом является формирование культуры безопасности в научной среде, что включает повышение осведомленности о возможных угрозах и обучение сотрудников методам защиты. Определение научно-технической и инновационной безопасности государства — это ключевой элемент, который не только отражает текущее состояние научной сферы, но и предопределяет возможности для ее устойчивого развития в будущем. В условиях стремительно изменяющегося мира, стратегии обеспечения этой безопасности должны постоянно адаптироваться к новым вызовам и угрозам, что в итоге будет способствовать укреплению позиций государства на международной арене.
Актуальность темы научно-технической и инновационной безопасности государства в современных условиях глобализации и технологического прогресса нельзя переоценить. В мире, где информационные и технологические изменения происходят с беспрецедентной скоростью, безопасность в научной и технической сферах становится ключевым фактором, определяющим как внутреннюю стабильность государства, так и его конкурентоспособность на мировой арене. Глобализация способствовала расширению взаимодействия между странами, что, с одной стороны, открывает новые возможности для научных и технологических обменов, а с другой — увеличивает риски, связанные с утечкой технологий, шпионством, киберугрозами и другими аспектами, оказывающими негативное влияние на научно-техническую безопасность. Важным аспектом современной науки и технологии является стремительное развитие информационных технологий и цифровизации всех сфер жизни. Эти процессы ведут к созданию новых возможностей, но и открывают перед государствами угрозы, вызванные высокими технологиями, такими как киберпреступность и манипуляции с данными. Более того, технологические достижения становятся не только инструментами для повышения эффективности различных отраслей, но и потенциальными средствами влияния на общественное мнение и политические процессы. Это подчеркивает необходимость формирования эффективной государственной политики в области научно-технической безопасности, которая учитывает как внутренние, так и внешние угрозы. В рамках глобализации наблюдается и усиление конкуренции между государствами за лидерство в определенных научных областях, таких как искусственный интеллект, биотехнологии и энергетика. Здесь безопасность становится не просто вопросом защиты собственных научных и технических достижений, но и вопросом стратегической позиции на международной арене. Страны, способные эффективно защищать свои инновации и наладить сотрудничество в международных проектах, имеют значительное преимущество в условиях конкуренции. Также не стоит забывать о том, что научно-техническая и инновационная безопасность непосредственно связана с вопросами национальной безопасности. Успешное развитие технологий может служить основой для создания новых видов оружия, системы наблюдения и контроля, что также делает эту тему актуальной для обсуждения на уровне законодательства и государственной политики. Таким образом, в условиях глобализации и стремительных изменений в мире технологических новшеств, научно-техническая и инновационная безопасность становятся неотъемлемыми элементами стратегии успешного и устойчивого развития государства.
Основная цель работы заключается в анализе факторов, влияющих на инновационную безопасность, а также в разработке рекомендаций по улучшению существующей системы защиты интересов государства в научно-технической области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько ключевых задач:
- рассмотреть угрозы кибербезопасности;
- изучить угрозы, связанные с недостатком финансовых ресурсов;
- исследовать угрозы в сфере биотехнологий;
- рассмотреть определение инновационной безопасности и её значение для государства;
- изучить примеры государственных программ и инициатив, направленных на повышение инновационной безопасности;
- рассмотреть методы оценки рисков и угроз научно-технической безопасности;
- исследовать использование SWOT-анализа в оценке научно-технической безопасности.
Объект исследования является научно-техническая и инновационная безопасность государства как комплексная система.
Предметом исследования являются методы и инструменты оценки научно-технической безопасности.
Данная работа нацелена на целостный и многоаспектный анализ состояния научно-технической безопасности государства, формирование стратегических рекомендаций по ее улучшению, а также выработку эффективных инструментов для оценки и мониторинга данной сферы. Результаты исследования будут полезны как для научных сотрудников и студентов, так и для представителей органов государственной власти, занимающихся вопросами инновационного развития и обеспечения национальной безопасности.
Основными методами исследования являлись:
- аналитический метод, включающий исследование научной литературы, научных статей и отчетов по вопросам научно-технической и инновационной безопасности;
- сравнительный метод, который включал сравнение международного опыта и практик обеспечения научно-технической безопасности в разных странах., а также анализ эффективных стратегий и программ, применяемых в других государствах.
Положения, выносимые на защиту

1. Классификация угроз кибербезопасности государства. В рамках курсовой работы разработана авторская классификация угроз кибербезопасности, включающая следующие категории:
- классификация угроз по источнику;
- классификация по типу угроз (по масштабам воздействия);
- классификация по целям атак;
-угрозы по уровням организации.
2. Классификация угроз, связанных с недостатком финансовых ресурсов государства. В данной работе выделены основные категории угроз, возникающих на фоне недостаточного финансирования:
- долгосрочные угрозы (снижение конкурентоспособности; отставание в инновациях);
- краткосрочные угрозы (сокращение бюджета на научные исследования; уменьшение числа квалифицированных специалистов);
- социальные угрозы (снижение уровня образования; утрата научного потенциала);
- политические угрозы (необходимость внешнего финансирования; политическая зависимость);
- экономические угрозы (рост зависимости от импорта технологий; увеличение неформального сектора).
3. Классификация угроз в сфере биотехнологий государства. В данной курсовой работе представлены следующие классификационные группы угроз в области биотехнологий:
- угрозы, связанные с научно-техническим прогрессом (периодические риски ошибок в исследованиях; отсутствие стандартизации);
- угрозы, связанные с биологической безопасностью (выпадение патогенных микроорганизмов; биотерроризм; заражение населения);
- угрозы, связанные с регулированием и правом (недостаточная правовая база; легализация неэтичных исследований);
- угрозы со стороны недобросовестной конкуренции (плагиат и увод технологий; неэтичные коммерческие практики);
- угрозы, связанные с финансовой и ресурсной обеспеченностью (недостаток инвестиций в биотехнологии; зависимость от иностранных технологий);
- угрозы, связанные с общественным восприятием (негативное мнение общественности; неосведомленность общества);
- угрозы экологии (экологические риски; непредсказуемость последствий).
4. Определение инновационной безопасности и её значение для государства. Инновационная безопасность представляется как совокупность условий и мер, обеспечивающих устойчивое развитие научно-технического потенциала государства и его способности адаптироваться к быстро меняющимся условиям на глобальном уровне. Инновационная безопасность охватывает защиту интеллектуальной собственности, поддержку стартапов и научных инициатив, а также создание благоприятной среды для научно-технического прогресса. Значение инновационной безопасности для государства заключается в том, что она определяет уровень конкурентоспособности в мировой экономике, способствует повышению качества жизни граждан через внедрение новых технологий и методов, а также позволяет эффективно противостоять внешним угрозам, сохраняя суверенитет и независимость.
Таким образом, вышеперечисленные классификации и определения подчеркивают важность комплексного подхода к оценке угроз и обеспечения безопасности в научно-технической и инновационной сфере государства.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведенного исследования было уделено значительное внимание анализу текущих угроз научно-технической безопасности, их проявлениям и последствиям для государственной системы в целом.
Установлено, что современный мир столкнулся с множеством новых вызовов, связанных с быстрым развитием технологий и глобализацией, что требует от государства адаптивности и обновления механизмов защиты. Основные угрозы научно-технической безопасности были классифицированы по нескольким параметрам: от кибератак и утечек интеллектуальной собственности до биотехнологических рисков и экологических катастроф.
Результаты анализа показали, что недостаточная защита ключевых научных разработок и инновационных проектов может негативно сказаться на конкурентоспособности страны на международной арене. Также подчеркивается важность комплексного подхода к оценке рисков – необходимо учитывать не только технические, но и социальные, экономические и политические аспекты.
В рамках исследования была проанализирована роль государства в обеспечении инновационной безопасности. Выявлено, что активное участие государственных структур в научных разработках и инновациях является необходимым условием для создания безопасной и эффективной научно-технической среды.
Актуализирована роль государственного регулирования и поддержки стартапов и исследовательских инициатив. Это также включает создание правовой базы для защиты интеллектуальной собственности и механизмов мониторинга уязвимостей.
Обсуждая методы и инструменты оценки научно-технической безопасности, исследование выявило недостаток унифицированных подходов и стандартов, что затрудняет комплексную оценку угроз. Внедрение новых методов анализа и прогнозирования, таких как большие данные и искусственный интеллект, может значительно повысить эффективность системы обеспечения безопасности. В итоге, исследование подчеркивает не только актуальность изучаемой темы, но и необходимость разработки стратегий для укрепления научно-технической безопасности в условиях динамично меняющегося мира.
Таким образом, обеспечение научно-технической безопасности является важной задачей для стабильного развития государства, а также требует дальнейшего изучения и совершенствования подходов к её оценке и управлению.



1. Государственная программа Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» / Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 377 // Научно-технологическое развитие Российской Федерации (официальный сайт) [Электронный ресурс]. - 2024. - Режим доступа: https:// //нтр.рф/upload/iblock/624/ППРФ%20377%20ГПНТР_первичная.pdf – Дата доступа: 16.12.2024.
2. Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (№ 204 от 7.05.2018 г.) / КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - 2024. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ – Дата доступа: 16.12.2024.
3. Указ Президента РФ от 07.05.2024 № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" / КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - 2024. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_475991/– Дата доступа: 16.12.2024.
4. Указ Президента РФ от 28.02.2024 № 145 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации" / КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - 2024. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_470973/491d0aad1a57443c712cfdf119c49c7d5291eab8/?ysclid=m4rc5ramna922624431 – Дата доступа: 16.12.2024.
5. Распоряжение Правительства РФ от 20.05.2023 N 1315-р (ред. от 21.10.2024) «Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 года» (вместе с "Концепцией технологического развития на период до 2030 года")- 2024. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_447895/ – Дата доступа: 16.12.2024.
6. Бадашев, К. О. Инновации как фактор повышения экономической безопасности предприятий и государства / К. О. Бадашев, Т. А. Дятлова // Становление информационно-инновационного общества как составляющая экономической безопасности и правопорядка государства : Материалы I Всероссийской научно-практической конференции, Магадан, 07–08 декабря 2023 года. – Красноярск: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-инновационный центр", 2024. – С. 208-212.
7. Байнев, В. Ресурсно-полезностный подход к обеспечению технологической безопасности Республики Беларусь / В. Байнев, С. Макаревич // Наука и инновации. – 2023. – № 5(243). – С. 27-32.
8. Беспалов, В. П. Инновационное развитие экономики России как фактор усиления национальной безопасности страны / В. П. Беспалов, С. М. Кулешов // Современные тенденции управления и экономики в России и мире: цивилизационный аспект : материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 2-х ч., Москва, 15 февраля 2021 года. Том Часть 2. – Москва: Издательский дом «ИМЦ», 2021. – С. 245-254.
9. Богдан, Н. И. Задачи союзного государства в формировании технологического суверенитета / Н. И. Богдан // Актуальные проблемы экономической безопасности государства и бизнеса : Материалы III Международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Новосибирск, 25–26 апреля 2024 года. – Новосибирск: Новосибирский государственный университет экономики и управления "НИНХ", 2024. – С. 303-312.
10. Быстров А.В., Сачков Е.А., Брыкин А.В., Радайкин А.Г. Механизм научно-технологического обеспечения экономической безопасности индустриальных макросистем на основе инновационных инструментов динамической оптимизации технологического развития // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2024. №1 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizm-nauchno-tehnologicheskogo-obespecheniya-ekonomicheskoy-bezopasnosti-industrialnyh-makrosistem-na-osnove-innovatsionnyh (дата обращения: 16.12.2024).
11. Варущенко, А. А. Анализ факторов и результатов инновационной деятельности в Российской Федерации В XXI веке / А. А. Варущенко // Актуальные вопросы современной экономики. – 2024. – № 4. – С. 412-422.
12. Дашкова М.О. Изменения российского законодательства в научно-технической сфере ЗА 2021 год // Управление наукой и наукометрия. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izmeneniya-rossiyskogo-zakonodatelstva-v-nauchno-tehnicheskoy-sfere-za-2021-god (дата обращения: 16.12.2024).
13. Механизм научно-технологического обеспечения экономической безопасности индустриальных макросистем на основе инновационных инструментов динамической оптимизации технологического развития / А. В. Быстров, Е. А. Сачков, А. В. Брыкин, А. Г. Радайкин // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. – 2024. – № 1(49). – С. 5-20.
14. Молодцова Ольга Павловна Научно-технологическая деятельность: сущность и место в системе смежных понятий // Научные записки молодых исследователей. 2022. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-tehnologicheskaya-deyatelnost-suschnost-i-mesto-v-sisteme-smezhnyh-ponyatiy (дата обращения: 16.12.2024).
15. Научно-технологическое развитие Российской Федерации: целевые и дополнительные показатели программных документов. – Москва : IMG Print, 2021. – 52 с.
16. Салтанова, Т. А. Инновационное развитие и проблемы его регулирования в формате экономической безопасности / Т. А. Салтанова, И. А. Митина // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). – 2021. – № 1(73). – С. 168-174.
17. Степанова, Т. Д. Экономическая безопасность России после 2022 года: технологический суверенитет и человеческий потенциал / Т. Д. Степанова // Российский экономический журнал. – 2023. – № 4. – С. 107-119.
18. Технологический суверенитет России: стратегические установки промышленной политики и концепты региональной повестки / И. П. Довбий, А. А. Минкин, В. В. Кобылякова, М. В. Кондратов // Вестник Челябинского государственного университета. – 2023. – № 3(473). – С. 11-22.
19. Экономика инноваций // Интерактивный учебник под редакцией профессора Иващенко Н.П. [Электронный ресурс]. - 2024. - Режим доступа: https://books.econ.msu.ru/Economics-of-innovation/– Дата доступа: 16.12.2024.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ