Роль народных обычаев и обрядов в эстетическом воспитании младших школьников
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения народных обычаев и обрядов в эстетическом воспитании младших школьников 6
1.1 Сущность обычаев, обрядов и их социальные функции и особенности 6
1.2 Понятие об эстетическом воспитании младших школьников 17
1.3. Роль народных обычаев и обрядов в эстетическом воспитании младших школьников 31
Выводы по 1 главе 35
Глава 2. Опытно-педагогическая работа по использованию народных
обрядов и обычаев в эстетическом воспитании младших школьников 37
2.1. Констатирующий этап 37
2.2. Формирующий этап 42
2.3. Контрольный этап 45
Выводы по 2 главе 47
Заключение 49
Список литературы 51
Глава 1. Теоретические основы изучения народных обычаев и обрядов в эстетическом воспитании младших школьников 6
1.1 Сущность обычаев, обрядов и их социальные функции и особенности 6
1.2 Понятие об эстетическом воспитании младших школьников 17
1.3. Роль народных обычаев и обрядов в эстетическом воспитании младших школьников 31
Выводы по 1 главе 35
Глава 2. Опытно-педагогическая работа по использованию народных
обрядов и обычаев в эстетическом воспитании младших школьников 37
2.1. Констатирующий этап 37
2.2. Формирующий этап 42
2.3. Контрольный этап 45
Выводы по 2 главе 47
Заключение 49
Список литературы 51
Актуальность темы. Одной из важнейших задач, стоящих перед обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно¬исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закреплённый в произведениях искусства. Ещё К.Д.Ушинский, выдвигая принцип народности, говорил о том, что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, исторически живое целое» [21,61].
Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно - прикладное искусство, а также народные традиции, обычаи, обряды должны найти большее отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.
Сегодня, когда покачнулись в очередной раз житейские устои, чрезвычайно актуализировались вопросы, связанные с формированием у детей внимания к духовной культуре своего народа, интереса и уважения к его историческому прошлому.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня. И эта задача не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа,
освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пастушки, потешки, игры - забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства и народные обряды, обычаи и традиции. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм - все это предстаёт перед детьми живо и непосредственно в произведениях народного искусства. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере [18,61].
В нашей работе мы решили опереться на эстетическое воспитание т.к. желанным, оптимальным его результатом является формирование целостной и гармоничной, самоценной и социально ценной, творчески активной личности, обладающей высокой индивидуальной эстетической культурой, что позволяет человеку жить гуманной жизнью и действовать убеждённо, целенаправленно, избирательно, продуктивно, практично и общечеловечески значимо.
Исследованием народного искусства занимались и занимаются многие психологи, педагоги, такие как Т.С. Комарова, Б.М. Теплова, А. Канцедикас, В.С. Воронов, Г.Н. Волков, Т.Я.Шпикалова, Д.С. Лихачев, Л.С. Выготский, Н.Н. Палагина, А.В. Запорожец и многие другие, но, не смотря на это проблема формирования эстетической культуры с помощью народных обрядов, обычаев, традиций остается актуальной и по сей день [10,27].
Проблема исследования: при каких условиях народные обряды и обычаи способствуют эстетическому воспитанию младших школьников.
Цель исследования: выявить роль народных обрядов и обычаев в эстетическом воспитании младших школьников.
Объект исследования: эстетическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования: роль народных обычаев и обрядов, направленные на эстетическое воспитание младших школьников.
Гипотеза исследования: эстетическое воспитание младших школьников будет более эффективным, если использовать народные обряды и обычаи в учебно-воспитательном процессе.
В соответствие с целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить научную,педагогическую, методологическую литературу по проблеме исследования;
2. Провести анкетирование с учащимися по выявлению знаний и отношения к народным обычаям, обрядам;
3. Проверить опытно - педагогическим путем эффективность использования народных обычаев и обрядов в эстетическом воспитании младших школьников.
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение содержания педагогической, научно-методической литературы, по проблеме исследования; эмпирические: педагогическая работа, анкетирование, индивидуальные беседы с детьми, анкетирование, обобщение психолого¬педагогического опыта; статистические: качественный и количественный анализ результатов исследования.
База исследования: опытно-педагогическая работа проводилась на базе МБОУ СОШ №12 г. Кызыла Республики Тыва.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литератур и приложения.
Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно - прикладное искусство, а также народные традиции, обычаи, обряды должны найти большее отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.
Сегодня, когда покачнулись в очередной раз житейские устои, чрезвычайно актуализировались вопросы, связанные с формированием у детей внимания к духовной культуре своего народа, интереса и уважения к его историческому прошлому.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня. И эта задача не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа,
освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пастушки, потешки, игры - забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства и народные обряды, обычаи и традиции. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм - все это предстаёт перед детьми живо и непосредственно в произведениях народного искусства. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере [18,61].
В нашей работе мы решили опереться на эстетическое воспитание т.к. желанным, оптимальным его результатом является формирование целостной и гармоничной, самоценной и социально ценной, творчески активной личности, обладающей высокой индивидуальной эстетической культурой, что позволяет человеку жить гуманной жизнью и действовать убеждённо, целенаправленно, избирательно, продуктивно, практично и общечеловечески значимо.
Исследованием народного искусства занимались и занимаются многие психологи, педагоги, такие как Т.С. Комарова, Б.М. Теплова, А. Канцедикас, В.С. Воронов, Г.Н. Волков, Т.Я.Шпикалова, Д.С. Лихачев, Л.С. Выготский, Н.Н. Палагина, А.В. Запорожец и многие другие, но, не смотря на это проблема формирования эстетической культуры с помощью народных обрядов, обычаев, традиций остается актуальной и по сей день [10,27].
Проблема исследования: при каких условиях народные обряды и обычаи способствуют эстетическому воспитанию младших школьников.
Цель исследования: выявить роль народных обрядов и обычаев в эстетическом воспитании младших школьников.
Объект исследования: эстетическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования: роль народных обычаев и обрядов, направленные на эстетическое воспитание младших школьников.
Гипотеза исследования: эстетическое воспитание младших школьников будет более эффективным, если использовать народные обряды и обычаи в учебно-воспитательном процессе.
В соответствие с целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить научную,педагогическую, методологическую литературу по проблеме исследования;
2. Провести анкетирование с учащимися по выявлению знаний и отношения к народным обычаям, обрядам;
3. Проверить опытно - педагогическим путем эффективность использования народных обычаев и обрядов в эстетическом воспитании младших школьников.
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение содержания педагогической, научно-методической литературы, по проблеме исследования; эмпирические: педагогическая работа, анкетирование, индивидуальные беседы с детьми, анкетирование, обобщение психолого¬педагогического опыта; статистические: качественный и количественный анализ результатов исследования.
База исследования: опытно-педагогическая работа проводилась на базе МБОУ СОШ №12 г. Кызыла Республики Тыва.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литератур и приложения.
Жизнь без духа, без духовности, никогда не была присуща русскому человеку и народу в целом, русской истории и культуре. В народе всегда сильна была власть идей добра, справедливости, праведности, нравственности.
Образовательный процесс в начальной школе - стержень организации детской жизни, а эстетическое воспитание - ядро воспитательной системы, сущность её компонент. Именно сегодня мы переживаем регресс гуманности, кризис духовности, индивидуализм, развивающийся культ денег, что совершенно не свойственно русскому менталитету.
В связи с вышеизложенным представленная работа о роли народных обрядов и обычаев в эстетическом воспитании младших школьников является актуальной и по сей день, так как именно народные обряды и обычаи способствуют формированию и развитию личности, её творческой активности, а также способствуют духовному и нравственному возрождению детей через культурно - исторический опыт народа. Процесс познания и освоения целостной культуры своего народа должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери».
В нашей работе раскрываются вопросы о сохранении и умножении национальных традиций, помогающих осознанию себя русскими в процессе воспитания, а также рассмотрена теоретическая основа вопроса об особенностях, многообразии, сущности русских народных обычаев, обрядов, которая позволяет создать представление о том, что нет ни одного народа, которой не имеет своих традиций и обычае, передающих новым поколениям важную роль в воспроизводстве культуры и всех сфер духовной жизни, что через систему традиций и обычаев новые поколения общества наследуют выработанные в нем отношения и весь общественный опыт, вплоть до самых конкретных поступков и действий, и, что наследование социального опыта с его критическим осмыслением позволяет обществу с меньшими издержками идти по тому пути, которой ведёт к социальному развитию.
Роль народных обычаев и обрядов в эстетическом воспитании младших школьников несомненно, велика, так как народные обычаи и обряды способствуют развитию потребности в создании прекрасного в жизни и искусстве, развивают творческие способности и стремление к самовыражению, расширяют кругозор, совершенствуют речь, и помогают понять высокую духовность своего народа, а также раскрываются такие понятия, как воспитание, эстетика и эстетическое воспитание.
В опытно - педагогической части исследования прослеживается эффективность нашей работы. Из обработки анкетирования были выявлены интерес и знания, которые, несомненно, повысились. Практическая значимость работы заключается в разработке курса «Русские народные праздники, обряды и обычаи» для учащихся начальных классов, а теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить представление о роли народных обрядах и обычаях в эстетическом воспитании младших школьников.
В результате теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы было установлено:
1. Анализ научной, педагогической, методологической литературы выявил, что огромную роль в эстетическом воспитании играет народные обряды и обычаи.
2. Проведение анкетирования и бесед способствует успешному формированию знаний о народных обычаях и обрядах.
3. Результаты опытно - педагогической работы показала, что разработанная система работы эффективности использования народных обычаев и обрядов в эстетическом воспитании младших школьников способствует повышению уровня знаний о народных обычаях и обрядов. При этом подчеркивается, что полноценное формирование роли народных обычаев и обрядов возможно, если использовать народные обряды и обычаи в учебно-воспитательном процессе, что подтвердило нашу гипотезу.
Данная работа может быть использована для учителей начальных классов, студентов, педагогов, с целью развития эстетического воспитания детей через народные обычаи и обряды.
Образовательный процесс в начальной школе - стержень организации детской жизни, а эстетическое воспитание - ядро воспитательной системы, сущность её компонент. Именно сегодня мы переживаем регресс гуманности, кризис духовности, индивидуализм, развивающийся культ денег, что совершенно не свойственно русскому менталитету.
В связи с вышеизложенным представленная работа о роли народных обрядов и обычаев в эстетическом воспитании младших школьников является актуальной и по сей день, так как именно народные обряды и обычаи способствуют формированию и развитию личности, её творческой активности, а также способствуют духовному и нравственному возрождению детей через культурно - исторический опыт народа. Процесс познания и освоения целостной культуры своего народа должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери».
В нашей работе раскрываются вопросы о сохранении и умножении национальных традиций, помогающих осознанию себя русскими в процессе воспитания, а также рассмотрена теоретическая основа вопроса об особенностях, многообразии, сущности русских народных обычаев, обрядов, которая позволяет создать представление о том, что нет ни одного народа, которой не имеет своих традиций и обычае, передающих новым поколениям важную роль в воспроизводстве культуры и всех сфер духовной жизни, что через систему традиций и обычаев новые поколения общества наследуют выработанные в нем отношения и весь общественный опыт, вплоть до самых конкретных поступков и действий, и, что наследование социального опыта с его критическим осмыслением позволяет обществу с меньшими издержками идти по тому пути, которой ведёт к социальному развитию.
Роль народных обычаев и обрядов в эстетическом воспитании младших школьников несомненно, велика, так как народные обычаи и обряды способствуют развитию потребности в создании прекрасного в жизни и искусстве, развивают творческие способности и стремление к самовыражению, расширяют кругозор, совершенствуют речь, и помогают понять высокую духовность своего народа, а также раскрываются такие понятия, как воспитание, эстетика и эстетическое воспитание.
В опытно - педагогической части исследования прослеживается эффективность нашей работы. Из обработки анкетирования были выявлены интерес и знания, которые, несомненно, повысились. Практическая значимость работы заключается в разработке курса «Русские народные праздники, обряды и обычаи» для учащихся начальных классов, а теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить представление о роли народных обрядах и обычаях в эстетическом воспитании младших школьников.
В результате теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы было установлено:
1. Анализ научной, педагогической, методологической литературы выявил, что огромную роль в эстетическом воспитании играет народные обряды и обычаи.
2. Проведение анкетирования и бесед способствует успешному формированию знаний о народных обычаях и обрядах.
3. Результаты опытно - педагогической работы показала, что разработанная система работы эффективности использования народных обычаев и обрядов в эстетическом воспитании младших школьников способствует повышению уровня знаний о народных обычаях и обрядов. При этом подчеркивается, что полноценное формирование роли народных обычаев и обрядов возможно, если использовать народные обряды и обычаи в учебно-воспитательном процессе, что подтвердило нашу гипотезу.
Данная работа может быть использована для учителей начальных классов, студентов, педагогов, с целью развития эстетического воспитания детей через народные обычаи и обряды.
Подобные работы
- ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БЕЛГОРОДЧИНЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
БЕЛГОРОДЧИНЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017 - Патриотическое воспитание младших школьников
средствами музыкального фольклора народов Поволжья
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
К НАЦИОНАЛЬНЫМ ТРАДИЦИЯМ
В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНОЙ КУКЛЫ
Дипломные работы, ВКР, изобразительное искусство . Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - Условия формирования представлений о культурах разных народов на уроках окружающего мира у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2020 - Уроки изобразительного искусства как средство приобщения младших школьников к национальным, региональным и этнокультурным особенностям родного края
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - РОЛЬ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ В СОХРАНЕНИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - Развитие нравственных качеств младших школьников при изучении русских народных сказок
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2022



