Введение 6
1 Теоретические (психолого-педагогические) основы изучения
геометрического материала на уроках математики в начальных классах 9
1.1 Анализ УМК и основные геометрические понятия, изучаемые
в начальной школе 9
1.2 Особенности формирования геометрических представлений на уроках математики в начальных классах 19
1.3 Методические особенности изучения геометрического материала в начальной школе 26
2 Опытно-экспериментальная работа по апробации заданий и
упражнений при изучении геометрического материала в начальных классах (на примере 3 класса) 37
2.1 Организация опытно-экспериментальной работы по выявлению
уровня развития предметных результатов при изучении геометрического материала младшими школьниками 37
2.2 Методы и приемы, направленные на формирование
геометрических представлений у школьников 3 класса 44
2.3 Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы 65
Заключение 71
Список использованных источников 74
Приложение А 81
Приложение Б 83
Приложение В
Начальный курс математики органично сочетает в себе различные области математического знания, среди которых геометрический материал имеет особое значение. Итальянский физик и математик Галилео Галилей сказал в далеком прошлом замечательную фразу: «Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и даёт нам возможность правильно мыслить и рассуждать». Большая часть изучаемого геометрического материала связана с изучением величин, арифметического и алгебраического материала. И.В. Шадрина отмечает: «Развитие пространственных представлений (о форме, размере, взаимном расположении предметов) идет в связи с изучением чисел и арифметических действий; отрезки, треугольники служат счетным материалом, а затем используются в конкретной иллюстрации рассматриваемых арифметических задач» [52].
Актуальность выбора темы выпускной квалификационной работы обусловлена несколькими исходными положениями:
а) процесс изучения школьного курса геометрии является одной из «проблемных точек» в преподавании математики в школе, как отмечено в «Актуальных вопросах методики преподавания математики»;
б) отсутствует обособленность геометрического материала в программе и в процессе обучения математике в начальных классах и отсюда, как вывод, отсутствие точных методических указаний по изучению именно геометрического материала;
в) существует необходимость в формировании профессиональных методических умений при обучении геометрическому материалу на уроках математики у студентов педагогических вузов как у будущих учителей начальной школы. Известные методисты К. Абдуллаев, П.М. Гасымов, М.М. Глазырина, Л.П. Стойлова, И.В. Шадрина и многие другие занимались исследованиями особенностей математического образования учителей начальных классов. Существует мнение, что геометрический материал в начальной школе изучается недостаточно подробно, а его усвоение многим учащимся дается с трудом. Поэтому возникла необходимость в пересмотре методики изучения элементов геометрии в начальных классах, подборе необходимых развивающих упражнений и заданий для формирования пространственных представлений учеников, что и составляет проблему нашего исследования.
Цель исследования: подбор и апробация методов и приемов, предназначенных для формирования геометрических представлений и первичных геометрических понятий у младших школьников на уроках математики.
Объект исследования: процесс формирования геометрических представлений и первичных геометрических понятий у младших школьников на уроках математики.
Предмет исследования: методы, приемы и способы их практического применения при изучении геометрического материала на уроках математики в начальных классах.
Гипотеза исследования: если при изучении геометрического материала на уроках математики будут использованы методы и приемы, включающие элементы теоретического обоснования, практического применения полученного знания и использующие творческое осмысление сути выполняемых заданий, то уровень сформированное™ геометрических представлений и первичных геометрических понятий у младших школьников будет более высоким.
Задачи исследования:
1. Проанализировать содержание геометрического материала в различных учебно-методических комплексах.
2. Подобрать методы и приемы для формирования геометрических представлений и первичных геометрических понятий на уроках математики у обучающихся начальных классов и предложить методические рекомендации по их применению.
3. Экспериментальным путем проверить результативность применения подобранных методов и приемов для формирования геометрических представлений и первичных геометрических понятий у младших школьников.
Методы исследования:
а) теоретические: изучение и анализ учебно-методической и психолого-педагогической литературы по формированию геометрических представлений и первичных геометрических понятий у учеников начальных классов на уроках математики;
б) эмпирические: изучение педагогической документации, наблюдение, проведение констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента;
в) практические: применение методов и приемов для формирования геометрических представлений и первичных геометрических понятий на уроках математики у младших школьников;
Практическая значимость исследования заключается в подборе и частичной модернизации методов и приемов и способов их применения в процессе изучения геометрического материала на уроках математики в начальных классах.
По материалам бакалаврской работы на сайте infourok.ru опубликована методическая разработка «Особенности формирования геометрических представлений на уроках математики в начальных классах», которая успешно прошла проверку и получила высокую оценку от эксперта.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка литературы, включающего 55 наименование, 3 приложений, в двух из них приведены задания для диагностики.
Задача каждого учителя сегодня - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному развитию личности ребенка, стараться раскрыть его индивидуальные возможности, творческие способности. Важным разделом умственного развития является формирование геометрических представлений и первичных научных геометрических понятий. К основным задачам изучения геометрического материала младшими школьниками на уроках математики следует отнести создание у детей четких, правильных геометрических образов, развитие пространственных представлений, формирование навыков черчения (кроме того, обозначения и измерения) геометрических фигур, то есть навыков, имеющих практическое значение, которые могут быть применены детьми в дальнейшей жизни. Кроме того, изучение геометрического материала на уроках математики в начальных классах является подготовительной ступенью к изучению систематического курса геометрии в средней и старшей школе. Е.А. Терехова в своей статье пишет: «Знания, получаемые в начальной школе, являются тем фундаментом, на котором строится успешное изучение курса математики в последующих классах» [43].
Проанализировав методическую, психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод, что начиная с младших классов нужно проводить систематическое знакомство детей с основными геометрическими понятиями. Работу по изучению геометрического материала необходимо проводить постепенно и размеренно не только на уроках математики, но и на уроках технологии, изобразительного искусства, физической культуры, во внеклассной работе - это даст возможность применять полученные знания, умения и навыки геометрического характера чаще и тем самым упрочнит их.
Из работ знаменитых методистов нами были выделены следующие этапы формирования геометрических понятий у учащихся начальной школы на уроках математики:
1 этап - выявление знаний и первичных представлений о рассматриваемой геометрической фигуре;
2 этап - формирование понятий изучаемой фигуры, обогащение имеющихся научных сведений;
3 этап - моделирование и конструирование изучаемой геометрической фигуры;
4 этап - применение полученных знаний на практике, выполнение заданий и упражнений на нахождение, классификацию, построение и вычисление;
5 этап - творческое использование геометрического материала в учебной деятельности младшего школьника.
Вся работа по изучению материала геометрического характера в начальной школе должна проводиться с учетом определенных методических рекомендаций, среди которых кратко можно обозначить следующие пункты:
а) нужно опираться на опыт, который уже имеется у детей к моменту поступления в 1 класс;
б) наглядный и практический методы обучения являются основными;
в) активно использовать наглядный материал различного характера;
г) использовать приемы моделирования и конструирования, практические и экспериментальные работы, приемы противопоставления и сопоставления геометрических фигур;
д) систематически проводить работу с используемой символикой и чертежами не только на уроках математики;
е) иметь в классе (и каждому ученику для индивидуальной классной и внеклассной работы) чертежно-измерительные инструменты для работы на доске;
ж) связывать изучение геометрического материала с алгебраическим и арифметическим и наоборот. Для проведения опытно-экспериментальной работы мы подобрали и провели апробацию следующих методов и приемов по изучению.
В итоге эксперимента мы выявили следующие результаты: количество детей с высоким уровнем усвоения геометрического материала возросло с 2 человек (15,5 % учеников класса) на начало эксперимента до 6 человек (46 % обучающихся класса) на итог эксперимента. Обучающихся, показавших выше среднего уровень усвоения геометрического материала на констатирующем этапе было 5 человек (38 % обучающихся класса), стало 4 человека (31 % учеников). Средний уровень усвоения геометрического материала увеличился с 2 человек (15,5 %) до 3 человек (23 %). Низкий уровень усвоения геометрического материала на начало эксперимента был выявлен у 4 человек (это 31 % класса), а в итоге проведенной работы свелся к нулю.
Для проведения опытно-экспериментальной работы мы подобрали и провели апробацию следующих методов и приемов по изучению геометрического материала в начальной школе: упражнения и задания на развитие пространственного мышления и воображения; на классификацию геометрических фигур на базе видовых и родовых понятий, существенных и несущественных свойств геометрических фигур; задания, направленные на развитие навыков начертания геометрических фигур и обозначения их буквами; задачи на нахождение площади, периметра, длин сторон многоугольников.
В результате проведенной работы мы увидели, насколько улучшились показатели предметных образовательных результатов при изучении геометрического материала не только в контрольном эксперименте, но и уже в ходе формирующего эксперимента - при проведении разработанных занятий с учащимися.
1. Абасов, Ш. М. О возможности раннего изучения геометрического материала в общеобразовательной школе / Ш. М. Абасов, М. А. Г аджимурадов // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - № 1. - С. 61-63.
2. Акимова, М. К. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. - Обнинск : Принтер, 2003. - 242 с.
3. Антропов, А.Г. Математика во вспомогательной школе: учебное пособие / А.Г. Антропов. - Москва: Образование, 2013. - 73 с.
4. Байрамова, Э. О. О формировании представлений младших школьников об элементарных объемных фигурах / Э. О. Байрамова, О. В. Науменко // Матрица научного познания. - 2017. - № 5. - С. 145-151.
5. Бантова, М. А. Методика преподавания математики в начальных классах / М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова ; под ред. М. А.Бантовой - 3-е изд., испр. - Москва: Просвещение, 1984. - 335с.
6. Белошистая, А. В. Методика обучения математике в начальной школе / А. В. Белошистая. - Москва: ВЛАДОС, 2011. - 455 с.
7. Большая Советская Энциклопедия [Электронный ресурс] :30 т. на трех CD. - Москва : Большая Российская энциклопедия, 2003. - 3 электрон.опт. диск (CD).
8. Большой российский энциклопедический словарь [Электронный ресурс] : Режим доступа :https://slovar.cc/enc/bolshoy-rus/1752576.html67 (дата обращения: 24.04.2020)
9. Буркова, Л. Л. Использование приемов моделирования при изучении элементов геометрии в начальной школе / Л. Л. Буркова, Д. А. Аллахвердян // В сборнике: WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS сборник статей IV Международной научно-практической конференции. МЦНС «Наука и Просвещение». - 2016. - С. 187-190.
10. Вакуленкова, М. В. Пропедевтическое изучение геометрических понятий на уроках математики в начальной школе / М.В. Вакуленко // В сборнике : Материалы международной научной конференции «Наука. Исследования. Практика». ГНИЛ «Нацразвитие». Апрель 2018. Сборник избранных статей. - 2018. - С. 31-34.
11. Демурчян, Г. А. О геометрической компетентности учителя начальных классов / Г. А. Демурчян, С. Ю. Щербакова // В сборнике : Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога : сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. - 2018. - С. 184-188.
12. Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова)/ В.П. Зинченко. - Москва: Гардарики, 2002. - 431 с.
13. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково¬
словообразовательный [Электронный ресурс] : Толковый словарь русского языка Ефремовой /Т.Ф. Ефремова. - Москва: 2000. - Режим доступа
:https://slovar.cc/rus/efremova-slovo.html(дата обращения: 24.04.2020)
14. Иванова, Е. Ю. Особенности содержания геометрического материала в курсе математики для будущих учителей начальных классов // В сборнике : Бюллетень лаборатории математического, естественнонаучного образования и информатизации, материалы Международной научно¬практической конференции «Математическое, естественнонаучное образование и информатизация». Ответственный редактор Клековкин Г.А. - 2015. - Т. 6.- С. 198- 205.
15. Изучение математических понятий в начальной школе / Составитель : Н. Н. Осипова (Пензенский гос.ун-т). - Пенза : Изд-во ПТУ, 2015. - 45 с.
16. Истомина, H. Б. Методика обучения математике в начальных классах / Н.Б. Истомина.-Москва : Издательский центр «Академия», 2001. - 288 с.
17. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь : Для студентов высш. и сред.пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - 2-е изд., стер. - Москва :Academia, 2005. - 173 с.
18. Колягин, Ю. М. Наглядная геометрия и ее роль, и место, история возникновения / Ю. М. Колягин, О. В. Тарасова // Начальная школа. - 2000. - № 4. - С. 25-26.
19. Куликова, Э.Ф. Методика изучения геометрического материала на уроках математики в начальных классах [Электронный ресурс] : Режим доступа :https://infourok.ru/statya-izuchenie-geometricheskogo-materiala-na- urokahmatematiki-v-nachalnih-klassah-3574653.html^araобращения: 30.04.2020)
20. Курманалина, Ш. Методика преподавания математики в начальных классах / Ш. Курманалина. - Астана : Фолиант, 2011. - 208 с.
21. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 - 4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / М. И. Моро [и др.]. - Москва : Просвещение, 2014. - 124 с.
22. Математика. 1 класс. Учеб.дляобщеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. - 6-е изд. - Москва : Просвещение, 2015. - (Школа России) - 128 с.
23. Математика. 1 класс. Учеб.дляобщеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. - 6-е изд. - Москва : Просвещение, 2015. - (Школа России) - 112 с.
24. Математика. 2 класс. Учеб.дляобщеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. - и6-е изд. - Москва : Просвещение, 2015. - (Школа России) - 96 с.
25. Математика. 2 класс. Учеб.дляобщеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. - 6-е изд. - Москва : Просвещение, 2015. - (Школа России) - 112 с.
26. Математика. 3 класс. Учеб.дляобщеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч. 1 / М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. - 5-е изд. - Москва : Просвещение, 2015. - (Школа России) - 112 с.
27. Математика. 3 класс. Учеб.дляобщеобразоват. Организаций. В 2 ч.
Ч. 2 / М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. - 5-е изд. - Москва : Просвещение, 2015. - (Школа России) - 112 с.
28. Математика. 4 класс. Учеб.дляобщеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч. 1 / М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. - 4-е изд. - Москва : Просвещение, 2015. - (Школа России) - 112 с.
29. Математика. 4 класс. Учеб.дляобщеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч. 2 / М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. - 4-е изд. - Москва : Просвещение, 2015. - (Школа России) - 128 с.
30. Методика начального обучения математике / В. Л. Дрозд, А. Т.Касатонова, Л. А. Латотин и др. ; под общ.ред. А. А. Столяра, В. Л. Дрозда. - Минск :Выш. шк., 1988. - 254 с.
31. Методика преподавания математики в начальных классах/ Сост. : Л. А. Каирова, Ю. С. Заяц. - 2-е изд., доп. и перераб. - Барнаул :АлтГПА, 2011. - 111 с.
32. Мордвинова, Н. В. Наглядная геометрия. 5 класс / Н. В. Мордвинова. - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2017. - 76 с.
33. Немов, Р. С. Психология. Учеб.для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования / Р.С. Немов. - 2-е изд. - Москва : Просвещение : ВЛАДОС, 1995. - 496 с.
34. Подходова, Н.С. Геометрия в развитии пространственного мышления младших школьников / Н.С. Подходова // Начальная школа. - 2005. - № 1. - С. 90-93.
35. Психологический словарь / под общ.ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского - 2-е изд. - Москва : Политиздат, 2007. - 494 с.
36. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы) [Электронный ресурс] : утв. приказом М-ва образования и науки Рос. Федерации от 06 окт, 2009 г. № 373 - Режим доступа : http://base.garantru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/^araобращения: 20.04.2020)
37. Рудь, Е. В. Геометрический материал в начальном курсе
математики [Электронный ресурс] : Режим доступа
:https://infourok.ru/geometricheskiy-material-v-nachalnom-kurse- matematiki3155513.html(дата обращения: 19.04.2020)
38. Сидорова, В. А. Роль геометрических понятий в формировании пространственных представлений у учащихся начальной школы // В сборнике : STUDENT RESEARCH сборник статей IV Международного научнопрактического конкурса. Ответственный редактор Г. Ю. Гуляев. - 2018.-С. 119-123.
39. Современный словарь по педагогике / Составитель Е. С. Рапацевич.
- Минск : Современное слово, 2001. - 925 с.
40. Стойлова, Л. П. Математика / Л.П. Стойлова. - Москва :
Издательский центр «Академия», 2007. - 431 с.
41. Столяр, А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Р. Л. Березина и др. ; под ред. А. А. Столяр. - Москва : Просвещение, 1988. - 302 с.
42. Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников / Н.Ф. Талызина. - Москва : Просвещение, 1988 - 175 с.
43. Терехова, Е. А. Комплексное осуществление преемственности при изучении геометрического материала в условиях перехода на ФГОС НОО / Е. А. Терехова, Ф. Ш. Алибаева // В сборнике: Научные исследования и современное образование Сборник материалов IV Международной научнопрактической конференции. Редколлегия: О. Н. Широков [и др.]. - 2018. - С. 119-123.
44. Толковый словарь русского языка : 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова - 28-е изд., перераб. - Москва : Мир и Образование, 2017. - 1375 с.
45. Трофименко,Ю. В. Методико-математическая подготовка учителя математики к формированию ключевых компетенций младших школьников в области изучения геометрических понятий / Ю.В. Трофименко // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. - 2015. - № 1. - С. 50-54.
46. Трофименко, Ю. В. Разработка и практическая реализация технологии изучения геометрического материала младшими школьниками / Ю.В. Трофименко // Вестник Брянского государственного университета. - 2016. - № 2 (28). - С. 257-264.
47. Ушаков, Д. Н. Большой толковый словарь русского языка. Современная редакция / Л. В. Антонова, И. Р. Григорян, Н. И. Шильнова. - Москва : Славянский Дом Книги, 2017. - 960 с.
48. Филиппова, С.А. Использование геометрического материала в начальной школе / С. А. Филиппова // Начальная школа плюс до и после. - 2010 - N 5 - С. 54-56
49. Философская энциклопедия [Электронный ресурс] : Режим доступа : http://www.terminy.info/philosophy/philosophical-encyclopedia/opredelenie(дата обращения 29.04.2020)
50. Царева, С. Е. Методика преподавания математики в начальной школе / С. Е. Царева. - Москва : Академия, 2014. - 494 с.
51. Чекин, А. Л. Математика : 4 кл. : Методическое пособие / А. Л. Чекин ; под.ред. Р. Г. Чураковой. - Москва : Академкнига / Учебник, 2012. - 256 с.
52. Шадрина, И. В. Методика преподавания начального курса математики / И. В. Шадрина. - Москва : Издательство Юрайт, 2016. - 279 с.
53. Шадрина И. В. Принципы построения системы обучения младших школьников элементам геометрии / И.В. Шадрина // Начальная школа. - 2001. - № 10. - С. 37 - 42.
54. Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников / Е. И. Щербакова. - Москва: Изд-во Московского психолого-социального института, 2005. - 392 с.
55. Якиманская, И. С. Развитие пространственного мышления учащихся / И. С. Якиманская. - Москва : Просвещение, 2014. - 221с.