Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование логических умений младших школьников при изучении геометрического материала

Работа №14792

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1188
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. Теоретические основы формирования логических умений младших школьников при изучении геометрического
материала 8
1.1 Характеристика логических умений младших школьников .. 8
1.2 Изучение геометрического материала в курсе математики
начальной школы
1.3 Психолого-педагогические условия формирования логических умений младших школьников при изучении
геометрического материала
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию логических умений младших школьников при изучении
геометрического материала
2.1 Выявление уровня сформированности логических умений младших школьников при изучении геометрического
материала
2.2 Серия уроков изучения геометрического материала с учётом
формирования логических умений
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Заключение
Список использованной литературы и информационных
источников
Приложения


Актуальность исследования заключается в том, что начальное образование по курсу математики, в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), нацелено на овладение учащимися логическими операциями: анализ, синтез, сравнения, классификации, обобщения, ассоциативные процессы и др.
Каждое поколение людей предъявляет свои нормы и требования к школе. Если до недавнего времени важнейшей задачей школы было - вооружить учащихся знаниями и умениями, то теперь эти задачи общеобразовательной школы иные. С введения системно-деятельностного подхода, при реализации основной образовательной программы (ООП), задачи, реализуемые в начальной школе, были расширены. По утверждению ученых, объем научных знаний удваивается примерно через каждые десять лет, следовательно, чтобы человек не отстал от жизни и от науки, он должен непрерывно заниматься самообразованием.
Проблема формирования логических умений рассматривается в трудах многих ученых - педагогов таких как: Ю. К. Бабанский, В. В. Давыдов, В. А. Кулько, А. В. Усова, М. И. Махмутов, И. Я. Лернер, Н. Ф. Талызина, Н. В. Фетисова, А. А. Столяр, И. Л. Никольская и др.
В работах В. С. Абловой, Л. П. Борисовой, Е. П. Маланюк, Т. К. Егориной, В. Н. Сохиной, Т. К. Камаловой, Л. П. Терентьевой, Н. Г. Салминой и др. было выделено содержание логической подготовки младших школьников и разработан методический инструментарий.
Вместе с тем, существует противоречие между необходимостью формирования логических умений на уроках математики и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий в методике изучения геометрического материала.
Это обусловило актуальность постановки проблемы: выявление психолого-педагогических условий формирования логических умений при изучении геометрического материала.
Цель исследования: определить психолого-педагогические условия формирования логических умений младших школьников при изучении геометрического материала и доказать их эффективность.
Объект исследования: изучение геометрического материала в курсе математики начальной школы.
Предмет исследования: процесс формирования логических умений младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование логических умений младших школьников при изучении геометрического материала будет эффективным при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей развития психических процессов у младших школьников и др.;
- четкое выделение логических умений;
- выявление резервов формирования логических умений в геометрическом материале.
Задачи исследования:
1. Выявить роль логических умений учащихся в изучении геометрического материала в начальной школе.
2. Проанализировать методику изучения геометрического материала в курсе математики начальной школы.
3. Определить психолого-педагогические условия формирования логических умений.
4. Провести опытно-экспериментальную работу, направленную на формирование логических умений и опытным путем доказать их эффективность.
Методы исследования:
- анализ научной, методической, учебной литературы, изучение и обобщение опыта по исследуемой проблеме, учебно-программной документации и учебно-методических пособий;
- наблюдение, проведение соответствующих методик, тестирование; качественный и количественный анализ его результатов.
Практическая значимость: теоретические положения и выводы, разработанные в ходе исследования, доведены до методических рекомендаций по формированию логических умений при изучении геометрического материала на уроках математики в начальной школе.
Опытно-экспериментальной базой исследования стали: учащиеся 2 «Е» класса Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1» города Бийска. Всего в исследовании участвовало 25 человек.
Апробация исследования: основные результаты исследования представлены в статье «Формирование логических умений младших школьников на уроках математики в начальной школе» в сборнике научных трудов XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся: «Наука и образование: проблемы и перспективы».
Структура работы: выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и информационных источников и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы исследования, определена практическая значимость исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования логических умений младших школьников при изучении геометрического материала» дана характеристика логических умений младших школьников, рассмотрено изучение геометрического материала в курсе математики начальной школы, рассмотрены психолого-педагогические условия формирования логических умений младших школьников при изучении геометрического материала.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию логических умений младших школьников при изучении геометрического материала» описана организация и методика опытно-экспериментальной работы, проведен анализ ее результатов.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы выводы.
Список использованной литературы и информационных источников включает в себя 53 наименование.
В приложении приведены материалы опытно-экспериментальной работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Каждое поколение людей предъявляет свои нормы и требования к школе. Если до недавнего времени важнейшей задачей школы было - вооружить учащихся знаниями и умениями, то теперь задачи общеобразовательной школы иные. По утверждению ученых, объем научных знаний удваивается примерно через каждые десять лет, следовательно, чтобы человек не отстал от жизни, от науки, он должен непрерывно заниматься самообразованием.
Одной из главных задач системы начального образования, в частности математики, является развитие логических умений младших школьников в образовательном процессе. От того, какие условия создаст учитель и будет зависеть, как хорошо у ребенка будут развиваться логика и логическое мышление на ранних этапах его проявления.
Для успешного обучения ребенка в школе, ему необходимо развиваться в различных направлениях, в том числе и развивать логическое мышление, так как школьный материал, изучаемый ребенком в школе, построен, именно, на этом. Роль логических умений в процессе образования младших школьников неустанно растет с каждым годом. Для этого у ученика должно быть сформировано логическое мышление - это вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики.
Главное условие в совместной деятельности учителя и учащихся - это работа, которая проводится учителем совместно с учениками по формированию и развитию логических умений должна быть систематичной, не оторванной от общего процесса обучения, грамотно построенной, логически завершенной и отвечающей возрастным и индивидуальным особенностям младших школьников.



1. Артемов, А. К. Интегрированная методика обучения математике и развивающее обучение школьников / А. К. Артемов // Развивающее обучение математике. Межвузовский сборник научных статей. - Пенза: ПГПУ, 1999. - 56 с.
2. Белошистая, А. В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и методика начального образования» / А. В. Белошистая. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. -215 с.
3. Байрамукова, П.У. Методика обучения в начальных классах: курс лекций / П.У. Байрамукова, А.У. Уртенова - Ростов н/ Д: Феникс, 2009. - С. 156-158
4. Белошистая, А. В. Обучение математике в начальной школе [Текст]: методическое пособие для учителя начальных классов / А. В. Белошистая. - М.: Айрис-пресс, 2007. - С. 57-76
5. Бантова, М. А. Методика преподавания математики в начальных классах [Текст] / М. А. Бантова. - М.: Просвещение, 2004. - С. 89-91
6. Баракина, Т. В. Использование занимательных задач на уроках математики в начальной школе [Текст] / Т. В. Баракина // Начальная школа. - 2017. - №3. - С. 35-38.
7. Вертгеймер, М. Г. Продуктивное мышление [Текст] / М. Г. Вертгеймер. - М.: Прогресс, 1987. - 23 с.
8. Водопьянова, Н. В. Работа с геометрическим материалом [Текст] / Н. В. Водопьянова // Начальная школа.- 2012 - №6. С. 47-48
9. Вендина, А. А. Логические задачи на установление закономерностей [Текст] / А. А. Вендина // Начальная школа. - 2018. - №3. - С. 67-70.
10. Гальперин П. Я. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий [Электронный ресурс]. - Режим доступа
https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=524817#text - Дата обращения 25.05.2018 19.57.01
11. Гейтманова, А. Д. Учебник по логике [Текст]: книга для учителя / А. Д. Гейтманова. - М.: Просвещение, 1995. - 45 с.
12. Гаптрахимова Р.С. Развитие логического мышления младших
школьников на уроках математики [Текст] / Р.С. Гаптрахимова, Л.А. Рыбакина, С.Ф. Фаткуллина, В.С. Минеева, А.И. Ахтямова // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015 . - Т.8. - С. 306¬310. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://e-
koncept.ru/2015/65062.htm. - Дата обращения 28.05.2018 13.43.44
13. Дрозд, В.Л. Методика начального обучения математике [Текст] / Под ред. В. Л. Дрозда, А. А. Столяра. - М.: Вышэйшая школа, 1988. - С. 220- 227
14. Дрозд, В. Л., Методика начального обучения математике. [Текст] / Под ред. В. Л. Дрозд, А. А. Столяр. - М.: Просвещение, 2008. - 254 с.
15. Доленко, И.А. Понятие логического мышления [Текст] / И.А. Доленко // Начальная школа. - 2016. - №6. - С. 23-26.
16. Ерофеева, Т. И. Математика для младших школьников [Текст]: учебное пособие / Т. И. Ерофеева. - М.: Просвещение, 1992. - 90с.
17. Есипова, Б. П Основы дидактики [Текст] / Под ред. Б. П. Есиповой. - М.: Просвещение, 1967. - С. 245-267
18. Железовская, Г. И., Интеллектуальное развитие личности [Текст]: Учебник / Г.И. Железовская, С.А. Пилюгина, Саратов: Слово,2013. - 128 с.
19. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст]: Учебник. / И. А. Зимняя. - Ростов н/Д, 1997. - 67 с.
20. Истомина, Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах [Текст]: учебное пособие для средних и старших высших учебных заведений / Н.Б. Истомина - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2000. - С. 149-157.
21. Иванов, Д. В. Формирование логических умений у младших школьников с задержкой психического развития с помощью комплекса логических упражнений: автореферат дис. канд. пед. наук: 19.00.07 [Текст] /Д.В. Иванов. - Самара, 2005. - 21 c.
22. Ипполитова, Н. Н. Педагогические условия: сущность, классификация [Текст]: / Н. Н. Ипполитова, Н. С. Стеркова // General and Professional Education. - 2013. - №1. - С. 8-14.
23. Краснова, О. В. Первые шаги в геометрии [Текст]/ О. В. Краснова// Начальная школа. - 2002. -№4. - С. 97-100
24. Костенко, Ю. А. Особенности усвоения математики учащимися с трудностями в обучении [Текст]: Учебно-методическое пособие / Авт.- сост.Ю.А. Костенкова. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. - М.: РУДН, 2011. - 67 с.
25. Килина, Н. А. Периметр многоугольника [Текст] / Н. А. Килина, А. Н. Мельчакова // Начальная школа. - 2017. - №3. - С. 85-88.
26. Моро, М. И. Рабочая программа по математике 1-4 класс ФГОС УМК «Школа России» [Текст] / Под ред. М.И. Моро, М. А. Бантова. - М.: Просвещение, 2011. - 36 с.
27. Моро, М. И. Рабочая программа по математике 1-4 класс ФГОС НОО УМК «Школа России» [Текст] / Под ред. М. И. Моро, М. А. Бантова. - М.: Просвещение, 2013. - 45 с.
28. Моро, М. И. Математика. 2 класс: УМК «Школа России».Учеб.для общеобразоват. учреждений [Текст] / М.И Моро, М.А. Бантова, Г.В Бельтюкова и др. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013.
29. Мамаева, И. А. Счетный материал своими руками [Текст] / И. А. Мамаева // Начальная школа. - 2016. - №6. - С. 56-60.
30. Метлина, Л. С. Математика в начальной школе [Текст]: книга для учителя / Л. С. Метлина. - М.: Первое сентября, 2013. - 320с.
31. Мусина, А. А. Логические рассуждения младших школьников — основа метапредметности [Текст] / А. А. Мусина // Начальная школа. - 2018. - №3. - С. 45-48.
32. Мануйлова, Е. И. Средство формирования логических действий у младших школьников — «логические пятиминутки» [Текст] / Е. И. Мануйлова // Начальная школа. - 2017. - №8. - С. 36-41.
33. Никольская, И.Л. Математическая логика /И.Л. Никольская/ Учебник.
- М.: Высш. Школа, 1998. - 127 с.
34. Никитина, Л. А. Методическое знание в подготовке будущего учителя [Текст] / Л. А. Никитина // Начальная школа. - 2018. - №4. - С. 64-69.
35. Наглядная геометрия [Электронный ресурс]: Режим доступа / http://nsc.1 september.ru/2017/05/22.htm
36. Овчинникова, В. С. О структуре современного урока математики [Текст] / В. С. Овчинникова // Начальная школа. - 2015. - №1. - С. 25¬29.
37. Подходова, Н. С. Геометрия в развитии пространственного мышления младших школьников / Н. С. Подходова // Начальная школа. - 1999. - №1. - С.90-92
38. Редько, З. Б. Курс «Наглядная геометрия» в I-IV классах [Текст] / З. Б. Редько // Начальная школа. - 2016. - №11. - С. 44-48.
39. Скаткина, Л. Н. Методика начального обучения математике [Текст]: учебное пособие для институтов / Под ред. Л. Н. Скаткина. - М.: Просвещение, 1972. - С.252-260.
40. Столяр А. А. Формирование элементарных математических представлений [Текст]: учебное пособие / Под ред. А. А. Столяра. - М.: Наука, 1998. - 306с.
41. Сандалова, Н. Н. Формирование исследовательских умений у младших школьников [Текст] / Н.Н. Сандалова // Начальная школа. - 2013. - №6. - С. 20-25.
42. Светловская, Н. Н. Учитель начальных классов: специфика профессии и возможности вуза [Текст] / Н. Н. Светловская // Начальная школа. - 2017. - №1. - С. 45-55.
43. Терентьева, Л. П. Интеллектуальное развитие младшего школьника в процессе обучения: дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / Л.П. Терентьева. - Чебоксары, 2000. - 204 с.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]: Министерство образования и науки Российской Федерации от 06.10. 2015
45. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/336 . - Дата обращения: 7.06.2018
46. Фетисова, Н. В. Подготовка педагогов начального образования к формированию общелогических умений у младших школьников по математике: автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.01 -0 общая педагогика, история педагогики [Текст] / Н.В. Фетисова. - Томск.: ТГПУ, 2010. - 23 с.
47. Фетисова, Н. В. Проблема становления математического мышления у младших школьников в технологии продуктивного обучения в начальной школе [Текст] / Н.В. Фетисова, А.А. Вострикова // Вестник Томского государственного педагогического университета. Выпуск 5 (42). - Томск, 2004. - С. 33-39.
48. Хлебникова, А. А. Развитие логического мышления на уроках математики [Текст] / А. А. Хлебникова // Начальная школа. - 2015. - №4. - С. 35-41.
49. Чекин, А. Л. Формирование математических понятий у младших школьников [Текст]/ А. Л. Чекин // Начальная школа. - 2018. - №2. - С. 45-47.
50. Чиркова, И. Н. Развитие начальных логических умений на уроках математики [Текст] / И. Н. Чиркова, О. А. Павлова // Начальная школа.- 2017. - №5. - С. 27-31.
51. Шадрин, Д.А. Логика: конспект лекций [Текст] / Д.А. Шадрин. - EKSMO, 2009. - 190с.
52. Языканова, Е. В. Развивающие задания 2 класс [Текст] / Е. В. Языканова. - М.: Экзамен, 2013. - 112 с.
53. Якиманская, И. С. Развитие пространственного мышления школьников [Текст]/ И. С. Якиманская. - М.: Просвещение, 1980. - 234с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ