Введение 6
Теоретические основы формирования теоретических знаний и 9
практических умений темы «Законы Ньютона»
Анализ учебников по физике, утвержденных Министерством 9
просвещения РФ
Методика введения основных понятий и законов динамики 12
Методические особенности формирования теоретических знаний и
практических умений по теме «Законы Ньютона»
Методические рекомендации по формированию теоретических 24
знаний по теме «Законы Ньютона»
Методические рекомендации по формированию практических
Заключение
Источники
Приложения
В настоящее время, когда наука развивается быстрыми темпами, компьютеризация затронула все сферы человеческой жизни, общество отводит образованию важную роль в формировании личностных качеств выпускника образовательного учреждения: активно познающего окружающий мир, осознающего ценность науки, умеющего учиться и самообразовываться, способного применять полученные знания в практической деятельности. Образование нацелено не только на получение учащимися определенных знаний по учебному предмету, но и способствует успешной социализации ребенка в обществе.
Еще известный английский физик И. Ньютон, который является родоначальником классической динамики, писал, что наука играет важную роль в развитии производства. В связи с этим, по его мнению, общество нуждается в квалифицированных специалистах. Обучение таких специалистов зависит от опытных педагогов . Идея Ньютона имеет место и в наше время. Требования, которым должно соответствовать современное образование, представлены в федеральном государственном образовательном стандарте.
Физика, как предмет школьного цикла, содействует достижению поставленной перед образованием цели, она благоприятствует развитию логического и творческого мышления школьников, технического мировоззрения учащихся, помогает детям познать окружающий мир. Она включает в себя большую научную область, охватывающую все аспекты нашей жизни. Роль физики, как науки, сложно недооценить. Она вошла в жизнь людей и благодаря своим достижениям в разы улучшила жизнь общества. Открытия в области физики лежит в основе научно-технического прогресса, развитие которого в настоящее время идет быстрыми темпами. Макс Тегмарк, шведско- американский астрофизик, рассматривает физику как «самое увлекательное интеллектуальное приключение, это попытка понять глубочайшие загадки нашей Вселенной». Несмотря на это, физика остается наиболее трудным предметом для понимания школьников.
Динамика, являясь разделом классической механики, изучает причины изменений механических движений и базируется на основных законах Ньютона. Она закладывает базовые знания для изучения всего курса физики в школе. Основные понятия динамики «сила», «масса», ее фундаментальные законы применяются во всех разделах физики. Использование методов динамики при изучении движения конкретных объектов, привело к тому, что появились новые дисциплины: баллистика, динамика самолета, небесная механика и другие.
Динамика рассматривается как:
1) источник знания об окружающем нас мире;
2) основа научно-технического прогресса;
3) составная часть общечеловеческой культуры.
Несмотря на важность изучаемых физических знаний в разделе динамики, можно видеть, что школьники имеют, как правило, низкий интерес к изучению данной дисциплины. Динамика, так же как и другие разделы физики, является наиболее трудным предметом. Ее изучение требует от учащихся определенных знаний из других дисциплин, развитие логического и критического мышления.
Таким образом, актуальность изучения законов динамики заключается в том, что физические знания по данной теме способствуют изучению и пониманию окружающей действительности, создают основу для реализации научно-технического прогресса в обществе, формируют общекультурные ценности у школьников.
Объект исследования - процесс обучения физике в основной школе.
Предмет исследования - теоретические знания и практические умения по теме «Законы Ньютона».
Цель работы: формирование теоретических знаний и практических умений в процессе изучения темы «Законы Ньютона.
Основные задачи исследования:
- провести анализ учебников по физике, утвержденных Министерством просвещения РФ по теме исследования
...
Динамика является одним из важнейших разделов механики и является наиболее сложной для понимания школьниками. Она базируется на понятиях «масса» и «сила» и законах Ньютона.
В ходе выполнения исследовательской работы нами были поставлены и выполнены следующие задачи:
- проведен анализ раскрытия темы «Законы Ньютона», представленной в учебниках по физике 7-9 классах авторов Перышкина А.В. и Кобардина О.Ф. Были выделены общие подходы в изложении темы в данных учебниках и отличительные особенности;
- раскрыты основные понятия по теме исследования;
- рассмотрена методика введения основных понятий и законов динамики в 9 классе по учебнику физики автора Перышкина А.В.
- рассмотрены методические особенности по формированию теоретических знаний и практических умений по теме «Законы Ньютона» и разработаны методические рекомендации по данной теме.
Таким образом, задачи, которые были поставлены перед нами в начале исследовательской работы, выполнены в полном объеме. Цель достигнута - нами были разработаны методические рекомендации по формированию теоретических знаний и практических умений по теме «Законы Ньютона» у школьников. В рекомендации по данной теме были включены фрагменты уроков, примеры заданий с неполным содержанием, примеры групповых форм работы, качественные и количественные задачи, лабораторные работы.
Данные методические рекомендации имеют большое практическое значение и могут применяться учителями-предметниками на уроках физики при изучении темы «Законы Ньютона», а также студентами - практикантами при проведении уроков в школе.
1. Амосов, Е. А. О втором законе Ньютона / Е. А. Амосов. - 2013. - С. 54 - 56.
2. Бандурина, О. Н. Готовимся к единому государственному экзамену по физике: сборник тестов с примерами решений / О. Н. Бандурина, Е. Г. Чумичаева, Н. А. Шепета. Красноярск, 2006. - 166 с.
3. Березовская, Н. В. Преподавание физики в условиях реализации ФГОС / Н. В. Березовская // Педагогический опыт : теория, методика, практика. - 2015. - № 2. - С. 167 - 169.
4. Бикмурзина, И. Р. Методика решения задач по физике [Электронный ресурс]
/ И. Р. Бикмурзина. - 2013. - Режим доступа:
https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2013/11/10/metodika-resheniya-zadach-po- fizike.
5. Голованова, Т. Н. Сборник задач по физике и примеры их решения / Т. Н. Голованова, А. М. Штеренберг. - Самара :Самар. Гос. Техн. Ун-т, 2016. - 84 с.
6. Гущин, Д. Д. Образовательный портал для подготовки к экзаменам: Физика [Электронный ресурс] / Д. Д. Гущин. - 2011. - Режим доступа: https://phys- oge.sdamgia.ru/test?theme=2.
7. Задачи по физике / И. И. Воробьев [и др.]. - Москва: Наука, 1981. - 432 с.
8. Кабардин, О. Ф. Физика. 7 класс : учеб.дляобщеобразоват. организаций / О. Ф. Кабардин. - Изд. 3-е. - Москва : Просвещение, 2014. - 176 с.
9. Кабардин, О. Ф. Физика. 8 класс : учеб.дляобщеобразоват. организаций / О. Ф. Кабардин. - Москва : Просвещение, 2014. -176 с.
10. Кабардин, О. Ф. Физика. 9 класс : учеб.дляобщеобразоват. организаций / О. Ф. Кабардин. - Москва : Просвещение, 2014. -176 с.
11. Казакова, Ю. В. Физика. Поурочные разработки. 9 класс : учеб. Пособие для общеобразоват. Организаций / Ю. В. Казакова. - Москва: Просвещение, 2017. - 127 с.
12. Каменецкий, С. Е. Теория и методика обучения физики в школе : учеб. Пособие для студ. Пед. Вузов / С. Е. Каменецкий, Н. С. Пурышева, Т. И. Носова. - Москва: Академия, 2000. - 384 с.
13. Каменецкий, С. Е. Теория и методика обучения физики в школе. Общие вопросы : учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / С. Е. Каменецкий, Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская. - Москва: Академия, 2000. - 368 с.
14. Карпухина, Е. А. Физика. 10 класс. Академический уровень : сборник задач / Е. А. Карпухина, Ф. Я. Божинова. - Харьков : Ранок, 2010. - 192 с.
15. Клюшина, Ж. В. Законы Ньютона и их применение [Электронный ресурс] /
Ж. В. Клюшина. - 2016. - Режим доступа:
https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/212420-metodicheskie- rekomendacii-dlj a-samostoj ateln.
... всего 42 истчоника