Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Освоение математических закономерностей и зависимостей детьми старшего дошкольного возраста

Работа №16517

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы49
Год сдачи2015
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1161
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСВОЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАВИСИМОСТЕЙ И ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 .Особенности развития и формирования математических
зависимостей и закономерностей детьми дошкольного возраста 6
1.2. Развитие понимания сохранения количества и величины у детей
дошкольного возраста 12
1.3 . Особенности развития представлений об алгоритмах у старших
дошкольников 1 1
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ЗАВИСИМОСТЕЙ И ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ 22
2 .1 . Констатирующий этап 22
2.2 . Формирующий этап 34
2.3 . Контрольный этап 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 50


В связи с потребностями модернизации системы образования и раннего инвестирования в развитие младшего поколения, в России сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей при реализации основной общеобразовательной программы до¬школьного образования.
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.
Многие видные психологи и педагоги П.Я. Гальперин, Т.В. Тарунтаева считают, что формирование у ребенка математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения, приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих математических понятиях.
На успешность обучения дошкольников влияет содержание познавательного материала, а также такая форма его преподнесения, которая способна вызвать заинтересованность детей, заронить в душу ребенка семена познания.
Процесс обучения надо организовать так, чтобы появилась собственная активность ребенка, чтобы дети могли спорить, доказывать истину, свободно общаться друг с другом.
Человек, не приученный с детского возраста мыслить самостоятельно, усваивающий все в готовом виде, не сможет проявить задатки, данные ему природой.
Чтобы обучение способствовало развитию мышления дошкольника, необходимо использовать такие методы, которые дадут ребенку возможность
осмыслить учебный материал. Необходима опора на значимый для ребенка вопрос, когда дошкольник оказывается перед выбором, иногда делает ошибку, а затем самостоятельно исправляет её.
Учитывая, что старший дошкольный возраст является наиболее оптимальным для начала целенаправленного обучения математике, а также опираясь на результаты анализа научной литературы, нормативных документов об образовании, состояние данной проблемы в педагогической теории и практике дошкольного образования, мы выявили проблему исследования, которая состоит в теоретическом выявлении, обосновании условий освоения математических закономерностей и зависимостей детьми старшего дошкольного возраста.
Цель опытно-экспериментальным путем проверить эффективность освоения детьми старшего дошкольного возраста математических закономерностей и зависимостей.
Объект исследования: процесс развития математических представлений у старших дошкольников.
Предмет исследования: освоение математических закономерностей и зависимостей детьми старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс освоения математических закономерностей и зависимостей детьми старшего дошкольного возраста может протекать более успешнее, если:
- дети активно участвуют в самостоятельной математической деятельности;
- обогащено предметно-развивающая среда пособиями и дидактическими играми по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать методическую литературу по теме исследования.
2. Выявить уровень сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Освоение математических закономерностей и зависимостей детьми старшего дошкольного возраста.
4. Проанализировать результат исследования.
Методологической и теоретической основой исследования являются: положения детской психологии и дошкольной педагогики, раскрывающие закономерности и принципы развития детей дошкольного возраста (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); работы математиков и методистов по проблемам математического развития ребенка (А.В. Белошистая, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, Ю.В. Микляева, Н.В. Микляева, Р.Л. Непомнящая, Т.Д. Рихтерман, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Щербакова и др.).
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретические - анализ и обобщение содержания психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования; изучение опыта педагогической работы дошкольных образовательных организаций; изучение нормативно¬правовых документов, методических источников; моделирование условий предстоящей деятельности; емпирические - педагогический эксперимент, включенное наблюдение, диагностические методы, индивидуальные беседы с детьми, изучение и анализ продуктов деятельности старших дошкольников.
База исследования. Опытно-исследовательская работа проводилась в старшей группе дошкольного образовательного учреждения "Сайзанак" с. Хайыракан Улуг-Хемского района.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством организации опытно-экспериментальной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проанализировав психолого-педагогическую, методическую литературу по вопрос усвоения математических зависимостей и закономерностей у детей старшего дошкольного возраста можно отметить, что современные исследователи считают: на основе измерения появляется возможность познакомить детей с измерительной деятельностью, отношением части и целого, равенства и неравенства, свойствами транзитивности отношений, простейшими видами функциональной зависимости. Освоение навыками измерительной деятельности влияет, как на математическое, так и на умственное развитие дошкольника.
Изучив программные задачи по области «Познавательное развитие» в образовательных программах можно отметить, что во всех программах отводится место вопросу освоения зависимостей и закономерностей, способах измерения величин у старших дошкольников.
В ходе практического исследования был выявлен уровень сформированности математических зависимостей и закономерностей у детей старшего дошкольного возраста и умений в измерительной деятельности.
Были спланированы и проведены занятия с использованием упражнений и заданий, направленные на освоение математических зависимостей и закономерностей с детьми старшего дошкольного возраста.
По итогам контрольного эксперимента определено, что измерительная деятельность способствует формированию точных представлений о величине, у детей повысился уровень освоения математических зависимостей и закономерностей. Дети безошибочно могут определять объема жидких и сыпучих веществ, протяженность, сравнивать полученный результат, выбирать и пользоваться условной меркой, что говорит о повышении уровня представлений о количественной характеристике величины предмета.



1. Федеральный закон: Выпуск 6 (378). Об образовании. - М.: ИНФРА -М, 2007.-68с.
2. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных
математических представлений в детском сщау: програаша и метод.рекомендации [Текст]/ Н.А. Арапова-Пискарева. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2006. - 112 с.
3. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элeмтноapноIx
математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации [Электронный ресурс] / Н.А. Арапова-Пискарева. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. - 112 с. - 1IR.: http: //biblioclub . ru/index, Dhp?i.p]ge book&id212117.
4. Барылкина Л.П. Формирование математических представлений: занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования [Текст] / Л.П. Барылкина, Т.А. Фалькович. - М.: ВАКО, 2005. - 208 с.
5. Баряева Л.Б. Формирование эле—етооепыx тlте'стlт^иIесI<и представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): учеб, -метод, пособие [Текст] / Л.Б. Баряева. - СПб.: Изд-во РГПУ: СОЮЗ, 2002. - 479 с.
6. Баряева Л.Б. Математика для дошкольников в играх и упражнениях [Текст] / Л.Б. Баряева, С.Ю. Кондратьева. - СПб.: КАРО, 2007. - 288 с.
7. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов[Текст] / Т.В. Башаева. - Ярославль: Академия развития, 1997.-240с.
8. Белошистаз А.В. Занятия по развитию тlте'отlтических способностей детей 5-6 лет: пособие для педагогов дошкол. учреждений: в 2 кн. [Текст] / А.В. Белошистаз. - М.: ВЛАДОС, 2005. - Кн. 1: Конспекты занятий. Программа. - 144 с.
9. Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: метод.пособие [Текст] / А.В. Белошистая. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 320 с.
10. Белошистая А.В. Развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики [Текст] / А.В. Белошистая; Моск. психол.-социал. ин-т. - М.: Моск. психол.-социал. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2004. - 352 с.
11. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики: курс лекций для студентов вузов [Текст] / А.В. Белошистая. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 400 с.
12. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: кн. для воспитателя дет.сада[Текст] / Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л.А.Венгера. - М.: Просвещение,1988.-144 с.
13. Габова М.А. Математическое развитие детей дошкольного возраста:
теория и технологии: учебное пособие [Электронный ресурс] / М.А. Габова. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 534 с. URL:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239494.
14. Данилова В.В. Обучение математике в детском саду: Практические семинарские и лабораторные занятия[Текст] / В.В. Данилова, Т.Д. Рихтерман, З.А. Михайлова. - М.: Издательский центр «Академия», 1997.¬160 с.
15. Ерофеева Т.И. Дети у истоков математики [Текст] / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. - М.: Проф. образование, 1994. - 96 с.
16. Ерофеева Т.И. Дошкольник изучает математику. Как и где?[Текст] / Т.И. Ерофеева. -М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. - 128 с.
17. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников: кн. для воспитателя дет.сада [Текст] / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. - М.: Просвещение, 1992. - 191 с.
18. Ерофеева Т.И. Математика до школы: пособие для воспитателей дет.сада: в 2 кн.[Текст] / Т.И. Ерофеева. - М.: Школ. Пресса, 2005. - Кн. 1. - 64 с.
19. Ерофеева Т.И. Математика до школы: пособие для воспитателей дет.сада : в 2 кн.[Текст] / Т.И. Ерофеева. - М.: Школ. Пресса, 2005. - Кн. 2. - 64 с.
20. Знакомимся с программой «Развитие»: пособие для воспитателей и родителей [Текст] / под ред. О. М. Дьяченко, Н. С. Денисенковой. - М.: ГНОМ и Д, 2001. - 32 с.
21. Калинченко А.В. Обучение математике детей дошкольного возраста: метод.пособие[Текст] / А.В. Калинченко. - М.:Айрис-пресс, 2005.
22. Карабанова О.А. Организация развивающей предметно¬пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. - М.: Федеральный институт развития образования, 2014. - 96 с.
23. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студ. сред.пед. учеб. заведений[Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. -М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 432с.
24. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб.пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений[Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 416 с.
25. Козлова В.А. Обучение дошкольников и младших школьников математике: методическое пособие для родителей и воспитателей[Текст] / С.А. Козлова. - М.: Школьная Пресса, 2002. - 110 с.
26. Крутецкий В.А. Психология: учебник для учащихся пед. училищ[Текст] / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1980. - 352 с.
27. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для студентов пед. ин-тов[Текст] / А.М. Леушина. - М.: Просвещение, 1974. - 368 с.
28. Логика и математика для дошкольников: методическое пособие [Текст] / Авт.-сост. Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая /(Библиотека программы «Детство». - СПб: «Акцидент», 1997. - 79с.
29. Микляева Н.В. Микляева Ю.В. Управление образовательным процессом в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития детей[Текст] / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Айрис-пресс, 2006.
30. Микляева Н.В. Микляева Ю.В. Теория и технология развития математических представлений у детей[Текст] / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.:Издательский центр «Академия», 2014. - 352 с.
31. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников: кн. для воспитателя дет.сада[Текст]/ З. А. Михайлова. - СПб: «Акцидент», 1996.¬128с.
32. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников:
пособие для воспитателя дет.сада[Текст]/ З.А. Михайлова. - М.:
Просвещение,1988. - 374с.
33. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст]/ З.А. Михайлова, Е.Д. Носова, А.А. Столяр, М.Н. Полякова, А.М. вербенец. - СПб.: Детство-Пресс,2008. - 384с.
34. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или! Развивающие
игры[Текст]/ Б.П. Никитин. -3-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1990. - 160с.
35. Педагогическая диагностика по программе «Раазитие»: рекомендации и материалы для работы с детьми мл.и сред. дошкол. возраста [Текст] / А. И. Булычева [и др.]. - М. : Гном и Д, 2000. - 128 с.
36. Педагогическая диагностика по программе
рекомендации и материалы к проведению: ст. дошкол. возраст [Текст] / О. М. Дьяченко [и др.]. - М. : Гном и Д, 2001. - 112 с.
37. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. -3-е изд., испр. и доп.- М.: Мозайка-Синтез, 2005. - 208 с.
38. Предметно-пространственная среда в детском саду / Сост. Н.В. Нищева. - СПб.,2006.
39. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду: Методическое пособие для воспитателей / Сост. Н.В. Гончарова и др.; под ред. З.А. Михайловой. - СПб: Акцидент, 1997. - 221 с.
40. Радуга: программа и метод. Руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6-7 лет в дет.саду [Текст] / Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.; сост. Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 1997. - 224с.
41. Развитие: программа нового поколения для дошкол. образоват. учреждений. Старшая группа [Текст] / под ред. О. М. Дьяченко. - М.: Гном- Пресс, 2002. - 96 с.
42. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей в дошкольном возрасте: кн. для воспитателя дет.сада [Текст] / Т. Д. Рихтерман. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991. - 47 с.
43. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста[Текст] / Н.Я. семаго. - М.: Айрис - пресс,2007.
44. Смолякова О.К. Математика для дошкольников: в помощь родителям при подготовке детей 3 6 лет к школе[Текст] / О.К. Смолякова, Н.В. Смолякова. - М.: Просвещение, 1992.
45. Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: Математика. Популярное пособие для родителей и педагогов[Текст] / Т.И. Тарабарина, Н.В. Елкина. - Ярославль: Академия развития,1997. - 240 с.
46. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических
представлений у дошкольников [Текст] / Т.В. Тарунтаева. - М.:
Просвещение, 1980. - 64 с.
47. Теория и методика развития математических представлений у дошкольников: хрестоматия: в 6 ч. [Текст] / сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. - СПб.: Икар, 1996.
48. Условия готовности детей к школьному обучению. Диагностика. Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-синтез, 2005.
49. Чего на свете не бывает? / под.ред. О.М. Дъяченко, Е.Л. Агаева. - М.:Просвещение, 1991.
Щербакова Е. И. Методика обучения в детском саду: учеб.пособие для студентов сред. пед. учеб, заведений [Текст]/ Е.И. Щербакова. - М.: Академия, 2003. - 272 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ