Освоение математических закономерностей и зависимостей детьми старшего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСВОЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАВИСИМОСТЕЙ И ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 .Особенности развития и формирования математических
зависимостей и закономерностей детьми дошкольного возраста 6
1.2. Развитие понимания сохранения количества и величины у детей
дошкольного возраста 12
1.3 . Особенности развития представлений об алгоритмах у старших
дошкольников 1 1
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ЗАВИСИМОСТЕЙ И ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ 22
2 .1 . Констатирующий этап 22
2.2 . Формирующий этап 34
2.3 . Контрольный этап 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 50
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСВОЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАВИСИМОСТЕЙ И ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 .Особенности развития и формирования математических
зависимостей и закономерностей детьми дошкольного возраста 6
1.2. Развитие понимания сохранения количества и величины у детей
дошкольного возраста 12
1.3 . Особенности развития представлений об алгоритмах у старших
дошкольников 1 1
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ЗАВИСИМОСТЕЙ И ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ 22
2 .1 . Констатирующий этап 22
2.2 . Формирующий этап 34
2.3 . Контрольный этап 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 50
В связи с потребностями модернизации системы образования и раннего инвестирования в развитие младшего поколения, в России сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей при реализации основной общеобразовательной программы до¬школьного образования.
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.
Многие видные психологи и педагоги П.Я. Гальперин, Т.В. Тарунтаева считают, что формирование у ребенка математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения, приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих математических понятиях.
На успешность обучения дошкольников влияет содержание познавательного материала, а также такая форма его преподнесения, которая способна вызвать заинтересованность детей, заронить в душу ребенка семена познания.
Процесс обучения надо организовать так, чтобы появилась собственная активность ребенка, чтобы дети могли спорить, доказывать истину, свободно общаться друг с другом.
Человек, не приученный с детского возраста мыслить самостоятельно, усваивающий все в готовом виде, не сможет проявить задатки, данные ему природой.
Чтобы обучение способствовало развитию мышления дошкольника, необходимо использовать такие методы, которые дадут ребенку возможность
осмыслить учебный материал. Необходима опора на значимый для ребенка вопрос, когда дошкольник оказывается перед выбором, иногда делает ошибку, а затем самостоятельно исправляет её.
Учитывая, что старший дошкольный возраст является наиболее оптимальным для начала целенаправленного обучения математике, а также опираясь на результаты анализа научной литературы, нормативных документов об образовании, состояние данной проблемы в педагогической теории и практике дошкольного образования, мы выявили проблему исследования, которая состоит в теоретическом выявлении, обосновании условий освоения математических закономерностей и зависимостей детьми старшего дошкольного возраста.
Цель опытно-экспериментальным путем проверить эффективность освоения детьми старшего дошкольного возраста математических закономерностей и зависимостей.
Объект исследования: процесс развития математических представлений у старших дошкольников.
Предмет исследования: освоение математических закономерностей и зависимостей детьми старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс освоения математических закономерностей и зависимостей детьми старшего дошкольного возраста может протекать более успешнее, если:
- дети активно участвуют в самостоятельной математической деятельности;
- обогащено предметно-развивающая среда пособиями и дидактическими играми по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать методическую литературу по теме исследования.
2. Выявить уровень сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Освоение математических закономерностей и зависимостей детьми старшего дошкольного возраста.
4. Проанализировать результат исследования.
Методологической и теоретической основой исследования являются: положения детской психологии и дошкольной педагогики, раскрывающие закономерности и принципы развития детей дошкольного возраста (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); работы математиков и методистов по проблемам математического развития ребенка (А.В. Белошистая, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, Ю.В. Микляева, Н.В. Микляева, Р.Л. Непомнящая, Т.Д. Рихтерман, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Щербакова и др.).
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретические - анализ и обобщение содержания психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования; изучение опыта педагогической работы дошкольных образовательных организаций; изучение нормативно¬правовых документов, методических источников; моделирование условий предстоящей деятельности; емпирические - педагогический эксперимент, включенное наблюдение, диагностические методы, индивидуальные беседы с детьми, изучение и анализ продуктов деятельности старших дошкольников.
База исследования. Опытно-исследовательская работа проводилась в старшей группе дошкольного образовательного учреждения "Сайзанак" с. Хайыракан Улуг-Хемского района.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством организации опытно-экспериментальной работы.
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.
Многие видные психологи и педагоги П.Я. Гальперин, Т.В. Тарунтаева считают, что формирование у ребенка математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения, приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих математических понятиях.
На успешность обучения дошкольников влияет содержание познавательного материала, а также такая форма его преподнесения, которая способна вызвать заинтересованность детей, заронить в душу ребенка семена познания.
Процесс обучения надо организовать так, чтобы появилась собственная активность ребенка, чтобы дети могли спорить, доказывать истину, свободно общаться друг с другом.
Человек, не приученный с детского возраста мыслить самостоятельно, усваивающий все в готовом виде, не сможет проявить задатки, данные ему природой.
Чтобы обучение способствовало развитию мышления дошкольника, необходимо использовать такие методы, которые дадут ребенку возможность
осмыслить учебный материал. Необходима опора на значимый для ребенка вопрос, когда дошкольник оказывается перед выбором, иногда делает ошибку, а затем самостоятельно исправляет её.
Учитывая, что старший дошкольный возраст является наиболее оптимальным для начала целенаправленного обучения математике, а также опираясь на результаты анализа научной литературы, нормативных документов об образовании, состояние данной проблемы в педагогической теории и практике дошкольного образования, мы выявили проблему исследования, которая состоит в теоретическом выявлении, обосновании условий освоения математических закономерностей и зависимостей детьми старшего дошкольного возраста.
Цель опытно-экспериментальным путем проверить эффективность освоения детьми старшего дошкольного возраста математических закономерностей и зависимостей.
Объект исследования: процесс развития математических представлений у старших дошкольников.
Предмет исследования: освоение математических закономерностей и зависимостей детьми старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс освоения математических закономерностей и зависимостей детьми старшего дошкольного возраста может протекать более успешнее, если:
- дети активно участвуют в самостоятельной математической деятельности;
- обогащено предметно-развивающая среда пособиями и дидактическими играми по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать методическую литературу по теме исследования.
2. Выявить уровень сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Освоение математических закономерностей и зависимостей детьми старшего дошкольного возраста.
4. Проанализировать результат исследования.
Методологической и теоретической основой исследования являются: положения детской психологии и дошкольной педагогики, раскрывающие закономерности и принципы развития детей дошкольного возраста (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); работы математиков и методистов по проблемам математического развития ребенка (А.В. Белошистая, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, Ю.В. Микляева, Н.В. Микляева, Р.Л. Непомнящая, Т.Д. Рихтерман, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Щербакова и др.).
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретические - анализ и обобщение содержания психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования; изучение опыта педагогической работы дошкольных образовательных организаций; изучение нормативно¬правовых документов, методических источников; моделирование условий предстоящей деятельности; емпирические - педагогический эксперимент, включенное наблюдение, диагностические методы, индивидуальные беседы с детьми, изучение и анализ продуктов деятельности старших дошкольников.
База исследования. Опытно-исследовательская работа проводилась в старшей группе дошкольного образовательного учреждения "Сайзанак" с. Хайыракан Улуг-Хемского района.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством организации опытно-экспериментальной работы.
Проанализировав психолого-педагогическую, методическую литературу по вопрос усвоения математических зависимостей и закономерностей у детей старшего дошкольного возраста можно отметить, что современные исследователи считают: на основе измерения появляется возможность познакомить детей с измерительной деятельностью, отношением части и целого, равенства и неравенства, свойствами транзитивности отношений, простейшими видами функциональной зависимости. Освоение навыками измерительной деятельности влияет, как на математическое, так и на умственное развитие дошкольника.
Изучив программные задачи по области «Познавательное развитие» в образовательных программах можно отметить, что во всех программах отводится место вопросу освоения зависимостей и закономерностей, способах измерения величин у старших дошкольников.
В ходе практического исследования был выявлен уровень сформированности математических зависимостей и закономерностей у детей старшего дошкольного возраста и умений в измерительной деятельности.
Были спланированы и проведены занятия с использованием упражнений и заданий, направленные на освоение математических зависимостей и закономерностей с детьми старшего дошкольного возраста.
По итогам контрольного эксперимента определено, что измерительная деятельность способствует формированию точных представлений о величине, у детей повысился уровень освоения математических зависимостей и закономерностей. Дети безошибочно могут определять объема жидких и сыпучих веществ, протяженность, сравнивать полученный результат, выбирать и пользоваться условной меркой, что говорит о повышении уровня представлений о количественной характеристике величины предмета.
Изучив программные задачи по области «Познавательное развитие» в образовательных программах можно отметить, что во всех программах отводится место вопросу освоения зависимостей и закономерностей, способах измерения величин у старших дошкольников.
В ходе практического исследования был выявлен уровень сформированности математических зависимостей и закономерностей у детей старшего дошкольного возраста и умений в измерительной деятельности.
Были спланированы и проведены занятия с использованием упражнений и заданий, направленные на освоение математических зависимостей и закономерностей с детьми старшего дошкольного возраста.
По итогам контрольного эксперимента определено, что измерительная деятельность способствует формированию точных представлений о величине, у детей повысился уровень освоения математических зависимостей и закономерностей. Дети безошибочно могут определять объема жидких и сыпучих веществ, протяженность, сравнивать полученный результат, выбирать и пользоваться условной меркой, что говорит о повышении уровня представлений о количественной характеристике величины предмета.
Подобные работы
- Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста (Научно-исследовательская работа, Тольяттинский государственный университет)
Отчеты по практике, психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2022 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2019 - РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ
ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ КОМПЛЕКСНО-
ТЕМАТИЧЕСКОГО ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ПОЗИЦИИ СУБЪЕКТА В СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ
ИГРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2017 - Формирование моторного праксиса в коррекционной работе
с детьми старшего дошкольного возраста
с псевдобульбарной дизартрией
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - Использование дидактических игр в процессе подготовки к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024



