Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


БУМАГОПЛАСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

Работа №16509

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1626
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. БУМАГОПЛАСТИКА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ 6
1.1 . Понятие бумагопластики 6
1.2. Виды бумагопластики и их характеристика 8
1.3. Образовательный потенциал бумагопластики в контексте ФГОС ДО 14
ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 19
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 20
2.1. Психофизиологические особенности развития современных детей дошкольного
возраста 20
2.2. Творчество и творческие способности детей 25
2.3. Развитие творческих способностей детей 29
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 34
ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО БУМАГОПЛАСТИКЕ 36
3.1. Диагностика уровня развития творческих способностей детей 36
3.2. Организация работы и занятий по бумагопластике 39
3.3. Анализ эффективности занятий по бумагопластике детям дошкольного возраста ..44
ВЫВОД ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49


Дошкольный возраст принято считать самым благоприятным временем для развития творческих способностей у ребенка. Именно в это время происходят существенные изменения во многих сферах жизнедеятельности детей, совершенствуются психические процессы (мышление, память, речь, восприятие, внимание, воображение), активно развиваются личностные качества, на основе которых формируются способности и склонности. Поэтому перед родителями встает проблема правильного развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Стоит задуматься о том, как же сделать так, чтобы сохранить желание ребенка развиваться не только в раннем детстве, но и в последующих годах. Здесь в главной роли выступают воспитатели, на плечи которых ложится не только умение научить и понять, но дать так называемый толчок к цели познавать мир через призму творчества. В свою очередь Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает педагога на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.
Предлагаемая нами программа развивая творческих способностей ребенка за счет освоения техники бумагопластики, способствует активному включению в продуктивную деятельность, получении необходимых умений, знаний и навыков, которые в последствии станут фундаментальной опорой детей на всю жизнь. Работа с бумагой и различными технологиями ее обработки, как никакая другая, удовлетворяет познавательную активность ребенка, способствует развитию технического мышления. При этом он начинает анализировать свою деятельность (сравнивает, выделяет, обобщает). Активно развивается его пространственное и математическое мышление, вырабатывается способность к экспериментированию и изобретательству. Также детьми усваиваются представления о разновидности бумаги (газетная, упаковочная, калька, картон, бархатная, гофрированная и т.д.). Таким образом, можно сказать, что бумагопластика -это синтез разных видов изобразительной деятельности: аппликация, рисование, конструирование из бумаги. Занятия с бумагой превращают ребенка в маленького волшебника, творца, умеющего создавать удивительные изделия из бумаги. Бумагопластика помогает проявить детям самые разные способности: и творческие, и конструктивные, и оформительские, и даже организаторские. При этом следует отметить, что доступный материал и несложная техника выполнения работ не превышают возможностей детей дошкольного возраста. Заниматься бумажной пластикой не только интересно и увлекательно, но и полезно. Педагоги, работающие с детьми, на практике знают, как трудно детям выполнять действия, требующие точности движения рук и пальцев.
Актуальность данной темы состоит в том, что в последнее время из-за огромного влияния телекоммуникационных проектов на ребенка, в особенности дошкольного возраста, мешающих его полноценному развитию, тормозящих формирование речи, восприятия, воображение и т.п., значимую роль в развитии ребенка играет формирование творческих способностей у детей, благодаря которым они осваивают окружающую действительность, учатся самовыражаться, мыслить, анализировать и многое другое. Поэтому привлекая ребенка к такому виду продуктивного творчества как бумагопластика, развивается ряд психических процессов: мышление, память, восприятие, осязание. Дети через практическую деятельность лучше воспринимают взамиосвязанные отношения окружающего мира, у них развивается аналитическое и пространственное мышление, восприятие и воспроизведение целого предмета и его детали, объема и плоскости. Решаются и другие важные педагогические задачи, как развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания, усидчивости, усердия, аккуратности, сотрудничества и многое другое.
В связи с чем,приоритетным направлением в своей работе мы выбрали именно творческое развитие детей в процессе бумагопластики.
Соответственно проблема развития умений детей творчески применять навыки и знания, полученные на занятиях по бумагопластике, а также формирование общественных мотивов, воспитание инициативы, творческого подхода к делу, развитие мелкой моторики пальцев рук, определяет цель нашей работы: раскрыть возможности бумагопластики для развития творческого потенциала детей.
Объект исследования: творческое развитие детей.
Предмет исследования: изучение творческого развития детей в возрасте 5-7 лет на занятиях бумагопластикой.
В нашем исследовании мы выдвинули следующую гипотезу.
Если дети 5-7 лет будут регулярно заниматься разными видами бумагопластики, то за счет личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку, будут развиваться творческие способности дошкольников. При этом они овладеют комплексом знаний и умений, осознают ценности присущие человеку в отношении труда, как важной составляющей жизни и проведения досуга, а также научаться изготавливать оригинальные подделки своими руками.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы мы поставили следующие задачи:
1. изучить литературные источники по проблеме развития творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста и роли бумагопластики как прикладного вида творчества;
2. разработать систему занятий по бумагопластике для детей 5-7 лет;
3. выявить изменения творческих способностей ребенка в процессе занятий бумагопластикой.
Для решения этих задач была проработана литература по проблемам детской психологи и физиологии, феномене творчества у детей 5-7 лет, рассмотрен образовательный потенциал бумагопластики с позиции Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, проанализированы многочисленные методические предписания работы с бумагой, пальчиковыми упражнениями и другие рекомендации педагогов по работе развития творческих способностей детей дошкольного возраста за счет улучшения мелкой моторики.
Была разработана система занятий бумагопластикой для детей 5-7 лет, построенная на принципах доступности, посильности, от простого к сложному. Чтобы оценить полученные изменения в творческих проявлениях детей, был выбран способ педагогических наблюдений и анализа. В случае эффективности использования бумагопластики для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, следует практическая значимость данного исследования, которая предоставляет не только анализ соответствующей литературы, но и разработку методологических предписаний занятий по бумагопластике и его внедрения в советующие учреждения.
Работа состоит из трех глав, в каждой из которых имеются по три параграфа.
Первая глава содержит в себе краткую информацию о понятии бумагопластика, его видах и характеристике, а также его соответствии и потенциала в рамках ФГОС ДО.
Во второй главе проанализирована литература об особенностях развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
И наконец в третьей главе представлена опытно-экспериментальная часть с практическими занятиями по бумагопластике в экспериментальной группе. Приведен анализ уровня творческих способностей детей до и после занятий, а также календарно-тематический план занятий по бумагопластике на год.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Бумага - один из самых технологичных, декоративных, вполне конструктивных и притом доступных и безопасных материалов, какие только можно представить. Однако используется в учебном процессе она явно недостаточно
Бумажное моделирование является эффективным средством воспитания детей. Занятия бумагопластики в дошкольном образовательном учреждении формируют такие нравственные качества, как коллективизм, умение сопереживать, готовность оказывать помощь, желание радовать окружающих результатами своего труда.
Ведущими мотивами этого вида деятельности для детей дошкольного возраста является стремление к творческой самореализации, желание создавать новое, оригинальное. Вместе с тем, фигурки бумагопластики имеют ярко выраженное, утилитарное значение: это игрушки, могут быть подарками для близких.
Общность творческих и образовательных интересов детей, их родителей, учителей способствует созданию педагогической среды, стимулирующей формирование творческих способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований..
Бумагопластика как вид деятельности занимает промежуточную позицию между учебой и игрой и отвечает условиям, обеспечивающим эффективность развития творческой активности детей, а именно:
- делает возможным овладение детьми опытом самостоятельной, новой для них деятельности;
- создает информационно обогащенную досугово-развивающую среду;
- обеспечивает совместную деятельность педагога и ребенка;
- способствует активизации мыслительной и творческой учебной деятельности;
- оказывает бтагслиюрное олиялия иа психическое' развитие личности детей.
Таким образом, работа с бумагопластикой является эффективным средством развития творческих способностей детей, а наш опыт занятий бумагопластикой подтвердил гипотезу исследования о высоком развивающем потенциале этого вида деятельности для развития творчества детей дошкольного возраста.
Также во время занятий бумагопластикой решаются как практические, так и воспитательно-образовательные задачи, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка, его творческие способности, умение общаться с другими людьми. Бумагопластика развивает: конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус; стимулирует развитие памяти; при этом виде занятий происходит обогащение словаря специальными терминами, закрепляются основные геометрические понятия; активизируются мыслительные процессы.



1. ФГОС ДО
2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие поделки из бумаги и картона [Текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - М.: РИПОЛ Классик: ДОМ. XXI век, 2008. - 256 с.
3. Антонова, О.В. Развивающие игры и упражнения для детей 5-6
лет. Сто фантазий в голове / О.В. Антонова, Е.М. Юрченко. - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2009. - 256 с. - ISBN 978-5-379¬00961-8; То же [Электронный ресурс]. -
URL: http://bibH^c^lub.m/mdex.php?page=book&id=57524
4. Ашиков В. Еще раз о воспитании / В. Ашиков // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 4. - С. 3-5
5. Белошистая, А.В. Рисуем и мастерим вместе: для занятий с детьми 5-7 лет / А.В. Белошистая, О.Г. Жукова, В.У. Плюхин. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. - 88 с. - (Подготовка детей к школе). - ISBN 978-5-691-01923-4; То же [Электронный ресурс]. - URL: http: //biblioclub , ru/index.php?page=book&id=234836
6. Бобкова Т.И., Красносельская В.Б., Прудыус Н.Н. Художественное развитие детей 6 - 7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 112 с.
7. Вознюк, Н.Г. Полная энциклопедия современных развивающих игр для детей. От рождения до 12 лет / Н.Г. Вознюк. - М.: Рипол Классик, 2009. - 320 с. - ISBN 9785386012090; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=53515
8. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1999г. - 93 с.
9. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 160с.
10. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. - Ярославль: Академия развития, 2006. - 142 с.
11. Ермакова, С.О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет / С.О. Ермакова. - М.: Гос. изд-во тех. лит. УССР, 2007. - 256 с. - (СУПЕР развивающие игры для детей); То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=53455
12. Зайцев, В.Б. Бумажные зверюшки / В.Б. Зайцев. - М.: Рипол
Классик, 2012. - 16 с. - (Детское творчество). - ISBN 978-5-386-05274-4; То же [Электронный ресурс]. -
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=213643
13. Зайцев, В.Б. Волшебная бумага. Новые модели оригами / В.Б. Зайцев. - М.: Рипол Классик, 2012. - 16 с. - (Детское творчество). - ISBN 978-5-386-05245-4; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=214034
14. Котова Е.В, Кузнецова С.В, Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 с.
15. Кузнецова Е.М. Художественное моделирование и конструирование: программа, практические занятия с детьми 5-6 лет. - Волгоград: Учитель, 2014. - 111 с.
16. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Генезис, 2000. - 192с.
17. Малков В.И. Бумажные фантазии. - М.: Просвещение, 2011. -16 с.
18. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 1999. - 456с.
19. Нищева Н.В. Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций. - СПб.: ООО Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 384 с.
20. Новицкая С.А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - СПб.: ООО Изд-во « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. 96 с.
21. Осипова А. А. Общая Психокоррекция. - М.: ТЦ «Сфера», 2002. -501 с.
22. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1997.- 200 с.
23. Петрова И.М. Объемная аппликация: Учебно-методическое пособие. - СПб: «Детство-пресс», 2007. - 48 с.
24. Садилова Л.А. Поделки из мятой бумаги. - М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2011. - 24 с.
25. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Педагогические условия реализации нравственного воспитания дошкольников в деятельности // Дошкольная педагогика. - 2007. - №28 - С. 9-11.
26. Черкасова И.А, Руснак В.Ю, Бутова М.В. От салфеток до квиллинга. Нетрадиционные техники работы с бумагой. - М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2013. - 56 с.
27. Широкова Г. А., Жадько Е. Г. Практикум для детского психолога.
- Ростов н/Д: «Феникс», Изд. 4-е, 2006. - 314 с.
28. www.i-gnom.ru
29. http://ww Авраменко, О.В. Игры по развитию речи для подготовки детей обучения в школе: практическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей / О.В. Авраменко;Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Елецкий государственный университет им.И. А. Бунина». - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2012. - 30 с
30. Антонова, О.В. Развивающие игры и упражнения для детей 5 6 лет. Сто фантазий в голове / О.В. Антонова, Е.М. Юрченко. - Новосибирск:
[Эл. ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57524
31. Афонькина Ю.А., Белотелова Т.Э., Борисова О.Э. Как научить дошкольника правильно думать. - М.: АРКТИ, 2015. - 112 с.
32. Белошистая, А.В. Мир вокруг тебя: для занятий с детьми 5-7 лет / А.В. Белошистая, Т.П. Богданец, Т.Ю. Шляхтина. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. - 88 с. - ISBN 978-5-691-01926-5.
33. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада [Текст]: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т.М. Бондаренко - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2013.¬666 с.
34. Букатов М.Б. Секреты дидактических игр: Психология., Методика. Дисциплина // М.Б. Букатов-Москва: М.: Сфера, 2009.-203с.
35. Бурменская Г. Л. Хрестоматия по детской психологии// Под ред. Г. В. Бурменской - Москва: - М.: Издательский центр «Академия», 2005.¬308с.
36. Веракса, Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4 7 лет / Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов. -
М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 80 с. - ISBN 978-5-86775-974-2; То же [Эл.
ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=213458
37. Веракса, Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве [Текст] / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.¬463 с.
38. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Кодачигова Ю.В. Образовательная программа детского сада. - М.: АРКТИ, 2011. - 264 с.
39. Вознюк, Н.Г. Полная энциклопедия современных развивающих игр для детей. От рождения до 12 лет / Н.Г. Вознюк. - М.: Рипол Классик,
2009, - 320 с. - ISBN 978-5-38601-209-0; То же [Электронный ресурс]. - URL:
40. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М. :Директ-Медиа, 2014. - 570 с. - ISBN 978-5-4475-0478-6 ; То же [Электронный
ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=240335
41. Зебзеева, В.А. Программы экологического образования детей дошкольного возраста: методическое пособие / В.А. Зебзеева. - М.; Берлин:
Директ-Медиа, 2015. - 307 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-5879-6,
42. Козлова О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников //
Начальная школа. - 2004- №11- С. 49-55.
43. Лихачев, Б.Т. Социология воспитания и образования / Б.Т. Лихачев. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010. - 296
с. - (Педагогическое наследие). - ISBN 978-5-691-01671-4 ; То же [Эл.ресурс].
- URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56559
44. Лободина Н.В. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.
Васильевой. Старшая группа. - М.: Учитель, 2013. - 399 с.
45. Лунина, Н.А. Играем в школу. Обучаемся в игре, чтобы успешно поступить в первый класс / Н.А. Лунина. - Новосибирск: Сибирское
университетское издательство, 2008, - 224 с. - ISBN 978-5-379-00646-4; То же
[Эл. ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57450
46. Миняева С.А. Подвижные игры дома и на улице. От 2 до 14 лет. - М.: Айрис-пресс, 2007
47. Муравьева Г.Е. Игровые технологии// Г.Е. Мураваеьа. -
Волгоград: М.: Учитель, 2009. - 29с.
48. Печерога, А. Развивающие игры для дошкольников / А. Печерога.
- М.: Вако, 2010. - 1*92 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, -
ISBN 978-5-408-00117-0; То же [Электронный ресурс!. -
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=222331
49. Раххмжаннов М.К., Мукашеев А.Д. Игрр в пддагоиичсском процессе // 12-летнее образование. - 2008.- №2.- С.75-77.
50. Семенова, Н.В. Развитие речи-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста: монография / Н.В. Семенова, Л.Г. Шадрина. - 2-е изд.,
стер. - М.: Флинта, 2013. - 87 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-9765-1588-8;
То же [Эл.ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=363730
51. Торохова, Г.Н. Затятие как одно из педагогических условий, способствующее активизации познавательной деятельности детей старшего
дошкольного возраста в математическом развитии [Текст] / Г.Н.Торохова //
Казанская наука. - Казань: Изд-во Казанский Издательский Дом, 2011. - № 8.
С. 312-315.-0,4 п. л.
52. Уорнер, П. 150 развивающих игр для детей от трех до шести лет / П. Уорнер; под ред. Р. Пискотина; пер. М. Кульнева. - М.: Альпина нон-фикшн, 2014. - 330 с.: ил. - (Раннее развитие). - ISBN 978-5-91671-314-5.
53. Широкова Г.А. Справочник педагога-психолога ДОУ / Г.А. Широкова. - Подъемов н/Д: Феникс, 2011. - 446 с. - (Справочник) /Прибавление 9. Просветительская работа с опекунами - с.39


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ