Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПЕЦИФИКА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ ИЗ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ

Работа №165013

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2023
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
Введение 4
1 Теоретические аспекты изучения специфики профилактики девиантного
поведения у подростков из многодетной семьи 8
1.1 Девиантное поведение: понятие, причины, характеристики 8
1.2 Психологическая характеристика подростков из многодетной семьи 12
1.3 Методы профилактики девиантного поведения у подростков из
многодетной семьи 16
2 Эмпирическое исследование девиантного поведения у подростков из
многодетной семьи и специфики его профилактики 24
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов первичной
диагностики 24
2.2 Описание системы профилактики девиантного поведения у подростков
из многодетной семьи 29
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 34
Заключение 43
Список использованных источников 45
Приложение А Результаты первичной диагностики 50
Приложение Б Содержание занятий, направленных на профилактику
девиантного поведения подростков из многодетных семей 54
Приложение В Результаты повторной диагностики 69


Среди всех социальных факторов, влияющих на формирование личности подростка, наиболее значимое место занимает семья.
Современный мир характеризуется «размытием» традиционных границ и правил, на соответствие которым семейные структуры ранее ориентировались. Одновременно с этим происходит «расшатывание» устоев и основ, на которых строится семейный уклад, что может привести к нарушению психологической безопасности личности, сокращению эмоциональной близости и ответственности, вынуждая родителей отказываться от заботы о воспитании подростка.
Согласно последним исследованиям, между семейной обстановкой и поведением детей существует прямая связь. Факторы, связанные с семейным окружением, изучались в контексте их влияния на формирование отклоняющегося или социально-приемлемого поведения у детей. Чем более благоприятным является семейный климат, тем выше вероятность, что дети будут проявлять менее девиантное поведение в будущем. Этот вывод получен на основе анализа большого количества исследований, проведенных в этой области психологии. В целом, результаты приведенных исследований подтверждают, что семейные факторы играют важную роль в формировании поведения детей и, следовательно, заслуживают повышенного внимания со стороны специалистов и родителей.
Существующие на данный момент методы профилактики девиантного поведения подростков из многодетных семей, нельзя назвать эффективными, т.к. количество подростков, имеющих данную проблему постоянно растет [9]. Именно поэтому необходимо постоянно разрабатывать новые, более продуктивные методы и формы профилактики девиантного поведения.
Цель исследования: изучение специфики профилактики девиантного поведения у подростков из многодетной семьи.
Объект исследования: девиантное поведение как психологический феномен.
Предмет исследования: специфика профилактики девиантного поведения у подростков из многодетной семьи.
Задачи исследования:
- изучить теоретические подходы к проблеме девиантного поведения;
- описать психологические особенности подростков из многодетной семьи;
- охарактеризовать методы профилактики девиантного поведения у подростков из многодетной семьи;
- провести экспериментальное исследование, направленное на изучение девиантного поведения среди подростков;
- разработать и апробировать систему занятий, направленную на профилактику девиантного поведения у подростков из многодетных семей, оценить ее эффективность.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- эмпирические методы: тестирование (диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП- П», методика «Склонность к отклоняющему поведению» (автор - А.Н. Орел)), анкетирование («Анкета для родителей» (автор - И.Н. Ерошенко));
- методы количественной и качественной обработки результатов.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение проблемы девиантного поведения как отклоняющегося от общепринятых норм поведения является важным вопросом в психологопедагогической литературе. В современной науке существует множество подходов к пониманию и изучению девиантного поведения. В своей работе мы будем придерживаться термина, представленного В.Д. Менделевичем, который определяет девиантное поведение как отклоняющееся поведение, включающее в себя отдельные поступки или систему поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам.
В числе групп девиантного поведения можно выделить делинквентное поведение, которое является уголовно наказуемым и проявляется в форме правонарушений, антисоциальное поведение, которое противоречит правовым нормам, и атудеструктивное поведение или саморазрушающее поведение.
Среди многочисленных факторов, влияющих на возникновение девиантного поведения у подростков, основными можно назвать: отсутствие устойчивых ценностей, негативное влияние социальной среды, межличностные проблемы, а также факторы социально-психологической дезадаптации и неблагоприятные условия жизни, в том числе семьи.
Профилактика девиантного поведения является сложным явлением, требующим мобилизации всех социальных и педагогических ресурсов. Кроме того, необходима комплексная и гибкая стратегия работы с подростками для актуализации их личностных ресурсов.
Нами организовано экспериментальное исследование, направленное на изучение девиантного поведения подростков из многодетных семей, на базе МБОУ «Безымянская ООШ № 28» Енисейского района. Выборка исследования составила 16 подростков и 20 родителей. В качестве диагностического инструментария мы использовали следующие методы: тестирование
(Диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП-П»), анкетирование («Анкета для родителей» (автор - И.Н. Ерошенко), методика «Склонность к отклоняющемуся поведению» (автор - А.Н. Орел)), констатирующий и формирующий эксперименты.
Проанализировав результаты первичной диагностики, мы пришли к выводу, что в изучаемой выборке высокая склонность к аддиктивному поведению характерна для 44% подростков из многодетных семей и у 25% респондентов выявлена предрасположенность к аддикциям.
Кроме того, данные опросника «Склонность к отклоняющемуся поведению» (автор - А.Н. Орел) позволяют сделать вывод о том, что все испытуемые проявляют те или иные формы девиантного поведения - аддикция, делинквентность, саморазрушающее поведение и агрессия.
На основании результатов первичной диагностики мы разработали и реализовали систему занятий с подростками, направленную на профилактику девиантного поведения.
Анализ результатов повторной диагностики позволил сделать выводы об эффективности разработанной системы. Было замечено снижение уровня девиантного поведения у подростков из многодетной семьи, что подтверждает эффективность применяемых методов и программы в целом.
Цели и задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, успешно реализованы в ходе исследования.



1. Азарова, Л. А. Девиантное поведение и его профилактика : учебнометодический комплекс / Л. А. Азарова, В. А. Сятковский. - Минск : ГИУСТ БГУ, 2009. - 164 с. - ISBN 978-985-6739-88-3.
2. Александрова, И. М. Принципы классификации подростковых зависимостей в современной клинической психологии: теоретические аспекты исследования / И. М. Александрова, Ю. А. Фролова, М. А. Щербаков // Вестник Томского университета. - 2021. - № 4. - С. 60-72.
3. Алексеева, Л. С. Насилие в семье : с чего начинается семейное неблагополучие : научно-методическое пособие / Л. С. Алексеева. - Москва : Государственный научно-исследовательский институт семьи и воспитания,
1. - 134 с. - ISBN 978-5-7782-1805-5.
4. Андреева, Т. Н. Когнитивные и личностные характеристики детей в многодетной семье : специальность 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии» : диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Андреева Татьяна Наумовна ; Психологический институт при УРАО. - Москва, 1994. - 304 с.
5. Асильдерова, М. М. Семейные традиции и обычаи их воспитательные возможности в социализации детей / М. М. Асильдерова // Известия Дагестанского Государственного Педагогического Университета. Психологопедагогические науки. - 2018. - Т.12, № 1. - С. 39-44.
6. Ахмедпашаева, К. А. Образовательная политика в области воспитания
личности учащегося / К. А. Ахмедпашаева // Проблемы воспитания личности молодого человека в образовательном процессе : материалы Международной научно-практической конференции. В 2 частях. Ч. 1 / Северо-Кавказский
филиал, Дагестанский институт повышения квалификации пед. кадров. - Махачкала, 2013. - С. 360-363.
7. Баландина, Л. Л. Особенности индивидуальности ребенка в зависимости от конфигурации семьи : специальность 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Людмила Леонидовна Баладина ; Пермский государственный педагогический университет. - Пермь, 2003. - 19 с.
8. Бойков, А. Е. Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде / А. Е. Бойков // Молодой ученый. - 2014. - № 3. - С. 871-874.
9. Вахремеева, О. А. Меры по профилактике девиантного поведения детей-сирот / О. А. Вахремеева // Вестник Шадринского годударственного педагогического института. - 2014. - № 4. - С. 142-147.
10. Гасанова, П. Г. Международное познание закономерностей современного ребенка / П. Г. Гасанова, В. В. Белоусова, И. В. Боязитовой // Феномен психического здоровья в научной рефлексии как основа реформирования образовательных систем : материалы Международной научнопрактической конференции / Пятигорский государственный университет. - Пятигорск, 2012. - С. 55-57.
11. Джандосова, Ж. С. Исследование психологических и конституциональных особенностей личности в связи с порядком рождения : специальность 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Жанар Санжаровна Джандосова ; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург, 1992. - 18 с.
12. Доронина, А. В. Особенности развития личности в подростковом возрасте / А. В. Доронина // Моя профессиональная карьера. - 2020. - № 19. - С. 113-118.
13. Думитрашку, Т. А. Структура семьи и когнитивное развитие детей / Т. А. Думитрашку // Вопросы психологии. - 1996. - № 2. - С. 104-112.
14. Емельянов, В. С. Профилактика зависимого поведения /
В. С. Емельянов, А. В. Жарова, Т. Е. Лепина, С. И. Шипагина // Актуальные проблемы современного социального знания : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева. - Красноярск, 2019. - С. 22-25.
15. Змановская, Е. В. Девиантология : психология отклоняющегося поведения : учебное пособие для студентов, изучающих психологию, социальную работу и социальную педагогику / Е. В. Змановская. - Москва : Академия, 2014. - 287 с. - ISBN 978-5-7695-4921-2.
... всего 40 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ