СПЕЦИФИКА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ ИЗ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ
|
Реферат
Введение 4
1 Теоретические аспекты изучения специфики профилактики девиантного
поведения у подростков из многодетной семьи 8
1.1 Девиантное поведение: понятие, причины, характеристики 8
1.2 Психологическая характеристика подростков из многодетной семьи 12
1.3 Методы профилактики девиантного поведения у подростков из
многодетной семьи 16
2 Эмпирическое исследование девиантного поведения у подростков из
многодетной семьи и специфики его профилактики 24
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов первичной
диагностики 24
2.2 Описание системы профилактики девиантного поведения у подростков
из многодетной семьи 29
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 34
Заключение 43
Список использованных источников 45
Приложение А Результаты первичной диагностики 50
Приложение Б Содержание занятий, направленных на профилактику
девиантного поведения подростков из многодетных семей 54
Приложение В Результаты повторной диагностики 69
Введение 4
1 Теоретические аспекты изучения специфики профилактики девиантного
поведения у подростков из многодетной семьи 8
1.1 Девиантное поведение: понятие, причины, характеристики 8
1.2 Психологическая характеристика подростков из многодетной семьи 12
1.3 Методы профилактики девиантного поведения у подростков из
многодетной семьи 16
2 Эмпирическое исследование девиантного поведения у подростков из
многодетной семьи и специфики его профилактики 24
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов первичной
диагностики 24
2.2 Описание системы профилактики девиантного поведения у подростков
из многодетной семьи 29
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 34
Заключение 43
Список использованных источников 45
Приложение А Результаты первичной диагностики 50
Приложение Б Содержание занятий, направленных на профилактику
девиантного поведения подростков из многодетных семей 54
Приложение В Результаты повторной диагностики 69
Среди всех социальных факторов, влияющих на формирование личности подростка, наиболее значимое место занимает семья.
Современный мир характеризуется «размытием» традиционных границ и правил, на соответствие которым семейные структуры ранее ориентировались. Одновременно с этим происходит «расшатывание» устоев и основ, на которых строится семейный уклад, что может привести к нарушению психологической безопасности личности, сокращению эмоциональной близости и ответственности, вынуждая родителей отказываться от заботы о воспитании подростка.
Согласно последним исследованиям, между семейной обстановкой и поведением детей существует прямая связь. Факторы, связанные с семейным окружением, изучались в контексте их влияния на формирование отклоняющегося или социально-приемлемого поведения у детей. Чем более благоприятным является семейный климат, тем выше вероятность, что дети будут проявлять менее девиантное поведение в будущем. Этот вывод получен на основе анализа большого количества исследований, проведенных в этой области психологии. В целом, результаты приведенных исследований подтверждают, что семейные факторы играют важную роль в формировании поведения детей и, следовательно, заслуживают повышенного внимания со стороны специалистов и родителей.
Существующие на данный момент методы профилактики девиантного поведения подростков из многодетных семей, нельзя назвать эффективными, т.к. количество подростков, имеющих данную проблему постоянно растет [9]. Именно поэтому необходимо постоянно разрабатывать новые, более продуктивные методы и формы профилактики девиантного поведения.
Цель исследования: изучение специфики профилактики девиантного поведения у подростков из многодетной семьи.
Объект исследования: девиантное поведение как психологический феномен.
Предмет исследования: специфика профилактики девиантного поведения у подростков из многодетной семьи.
Задачи исследования:
- изучить теоретические подходы к проблеме девиантного поведения;
- описать психологические особенности подростков из многодетной семьи;
- охарактеризовать методы профилактики девиантного поведения у подростков из многодетной семьи;
- провести экспериментальное исследование, направленное на изучение девиантного поведения среди подростков;
- разработать и апробировать систему занятий, направленную на профилактику девиантного поведения у подростков из многодетных семей, оценить ее эффективность.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- эмпирические методы: тестирование (диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП- П», методика «Склонность к отклоняющему поведению» (автор - А.Н. Орел)), анкетирование («Анкета для родителей» (автор - И.Н. Ерошенко));
- методы количественной и качественной обработки результатов.
...
Современный мир характеризуется «размытием» традиционных границ и правил, на соответствие которым семейные структуры ранее ориентировались. Одновременно с этим происходит «расшатывание» устоев и основ, на которых строится семейный уклад, что может привести к нарушению психологической безопасности личности, сокращению эмоциональной близости и ответственности, вынуждая родителей отказываться от заботы о воспитании подростка.
Согласно последним исследованиям, между семейной обстановкой и поведением детей существует прямая связь. Факторы, связанные с семейным окружением, изучались в контексте их влияния на формирование отклоняющегося или социально-приемлемого поведения у детей. Чем более благоприятным является семейный климат, тем выше вероятность, что дети будут проявлять менее девиантное поведение в будущем. Этот вывод получен на основе анализа большого количества исследований, проведенных в этой области психологии. В целом, результаты приведенных исследований подтверждают, что семейные факторы играют важную роль в формировании поведения детей и, следовательно, заслуживают повышенного внимания со стороны специалистов и родителей.
Существующие на данный момент методы профилактики девиантного поведения подростков из многодетных семей, нельзя назвать эффективными, т.к. количество подростков, имеющих данную проблему постоянно растет [9]. Именно поэтому необходимо постоянно разрабатывать новые, более продуктивные методы и формы профилактики девиантного поведения.
Цель исследования: изучение специфики профилактики девиантного поведения у подростков из многодетной семьи.
Объект исследования: девиантное поведение как психологический феномен.
Предмет исследования: специфика профилактики девиантного поведения у подростков из многодетной семьи.
Задачи исследования:
- изучить теоретические подходы к проблеме девиантного поведения;
- описать психологические особенности подростков из многодетной семьи;
- охарактеризовать методы профилактики девиантного поведения у подростков из многодетной семьи;
- провести экспериментальное исследование, направленное на изучение девиантного поведения среди подростков;
- разработать и апробировать систему занятий, направленную на профилактику девиантного поведения у подростков из многодетных семей, оценить ее эффективность.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- эмпирические методы: тестирование (диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП- П», методика «Склонность к отклоняющему поведению» (автор - А.Н. Орел)), анкетирование («Анкета для родителей» (автор - И.Н. Ерошенко));
- методы количественной и качественной обработки результатов.
...
Изучение проблемы девиантного поведения как отклоняющегося от общепринятых норм поведения является важным вопросом в психологопедагогической литературе. В современной науке существует множество подходов к пониманию и изучению девиантного поведения. В своей работе мы будем придерживаться термина, представленного В.Д. Менделевичем, который определяет девиантное поведение как отклоняющееся поведение, включающее в себя отдельные поступки или систему поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам.
В числе групп девиантного поведения можно выделить делинквентное поведение, которое является уголовно наказуемым и проявляется в форме правонарушений, антисоциальное поведение, которое противоречит правовым нормам, и атудеструктивное поведение или саморазрушающее поведение.
Среди многочисленных факторов, влияющих на возникновение девиантного поведения у подростков, основными можно назвать: отсутствие устойчивых ценностей, негативное влияние социальной среды, межличностные проблемы, а также факторы социально-психологической дезадаптации и неблагоприятные условия жизни, в том числе семьи.
Профилактика девиантного поведения является сложным явлением, требующим мобилизации всех социальных и педагогических ресурсов. Кроме того, необходима комплексная и гибкая стратегия работы с подростками для актуализации их личностных ресурсов.
Нами организовано экспериментальное исследование, направленное на изучение девиантного поведения подростков из многодетных семей, на базе МБОУ «Безымянская ООШ № 28» Енисейского района. Выборка исследования составила 16 подростков и 20 родителей. В качестве диагностического инструментария мы использовали следующие методы: тестирование
(Диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП-П»), анкетирование («Анкета для родителей» (автор - И.Н. Ерошенко), методика «Склонность к отклоняющемуся поведению» (автор - А.Н. Орел)), констатирующий и формирующий эксперименты.
Проанализировав результаты первичной диагностики, мы пришли к выводу, что в изучаемой выборке высокая склонность к аддиктивному поведению характерна для 44% подростков из многодетных семей и у 25% респондентов выявлена предрасположенность к аддикциям.
Кроме того, данные опросника «Склонность к отклоняющемуся поведению» (автор - А.Н. Орел) позволяют сделать вывод о том, что все испытуемые проявляют те или иные формы девиантного поведения - аддикция, делинквентность, саморазрушающее поведение и агрессия.
На основании результатов первичной диагностики мы разработали и реализовали систему занятий с подростками, направленную на профилактику девиантного поведения.
Анализ результатов повторной диагностики позволил сделать выводы об эффективности разработанной системы. Было замечено снижение уровня девиантного поведения у подростков из многодетной семьи, что подтверждает эффективность применяемых методов и программы в целом.
Цели и задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, успешно реализованы в ходе исследования.
В числе групп девиантного поведения можно выделить делинквентное поведение, которое является уголовно наказуемым и проявляется в форме правонарушений, антисоциальное поведение, которое противоречит правовым нормам, и атудеструктивное поведение или саморазрушающее поведение.
Среди многочисленных факторов, влияющих на возникновение девиантного поведения у подростков, основными можно назвать: отсутствие устойчивых ценностей, негативное влияние социальной среды, межличностные проблемы, а также факторы социально-психологической дезадаптации и неблагоприятные условия жизни, в том числе семьи.
Профилактика девиантного поведения является сложным явлением, требующим мобилизации всех социальных и педагогических ресурсов. Кроме того, необходима комплексная и гибкая стратегия работы с подростками для актуализации их личностных ресурсов.
Нами организовано экспериментальное исследование, направленное на изучение девиантного поведения подростков из многодетных семей, на базе МБОУ «Безымянская ООШ № 28» Енисейского района. Выборка исследования составила 16 подростков и 20 родителей. В качестве диагностического инструментария мы использовали следующие методы: тестирование
(Диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП-П»), анкетирование («Анкета для родителей» (автор - И.Н. Ерошенко), методика «Склонность к отклоняющемуся поведению» (автор - А.Н. Орел)), констатирующий и формирующий эксперименты.
Проанализировав результаты первичной диагностики, мы пришли к выводу, что в изучаемой выборке высокая склонность к аддиктивному поведению характерна для 44% подростков из многодетных семей и у 25% респондентов выявлена предрасположенность к аддикциям.
Кроме того, данные опросника «Склонность к отклоняющемуся поведению» (автор - А.Н. Орел) позволяют сделать вывод о том, что все испытуемые проявляют те или иные формы девиантного поведения - аддикция, делинквентность, саморазрушающее поведение и агрессия.
На основании результатов первичной диагностики мы разработали и реализовали систему занятий с подростками, направленную на профилактику девиантного поведения.
Анализ результатов повторной диагностики позволил сделать выводы об эффективности разработанной системы. Было замечено снижение уровня девиантного поведения у подростков из многодетной семьи, что подтверждает эффективность применяемых методов и программы в целом.
Цели и задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, успешно реализованы в ходе исследования.
Подобные работы
- Социально-педагогическое сопровождение детей девиантного поведения в образовательной организации (Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска, Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - ВЛИЯНИЕ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ НА ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ ГОРОДА КАЗАНИ
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2016 - Восстановительная работа по социальной адаптации подростков, совершивших преступление или правонарушение
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017 - Выездной интенсив как инновационная технология социальной работы с семьями «группы риска» в городе Барнауле
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (НА ПРИМЕРЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ)
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Мотив и мотивация корыстных преступлений несовершеннолетних преступников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Сетевые технологии как инструмент психосоциальной работы с семьей и
детьми: организационный аспект
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2020 - Социальная работа с семьями группы риска
(на примере Агентства по делам семьи и детей)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015





