Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования психологической готовности к материнству 6
1.1. Изучение материнства зарубежными и отечественными учеными 6
1.2. Психологическая готовность к материнству 13
1.3. Типы и компоненты психологической готовности к материнству 23
1.4. Формирование психологической готовности к материнству у студентов в
условиях образовательного процесса 29
Выводы по первой главе 35
Глава II. Эмпирическое исследование психологической готовности студентов к материнству 37
2.1. Организация исследования и описание методик 37
2.2. Анализ результатов исследования 41
2.3. Рекомендации для студентов для повышения психологической
готовности к материнству 56
Выводы по второй главе 57
Заключение 60
Список использованной литературы 64
Приложение 1. Анкетирование для студентов 70
Приложение 2. Рисуночный тест «Мой Малыш» 71
Актуальность темы исследования связана с тем, что психологическая готовность студентов к материнству - это проблема, которая в настоящий момент является еще мало изученной как отечественной так и зарубежной науке о человеке. Исследование материнства актуальна как в рамках психологии, так и в других смежных науках, ведь от самой матери зависит ее будущее поколение, а значит и общество в целом. Немаловажным фактором для протекания беременности является эмоциональная готовность к материнству. Обеспечением адекватных условий для развития внутриутробного плода являются разнообразные факторы: история жизни женщины, личностные особенности, адаптация матери к супружеству, формирование собственной модели материнства, изменение социальной ситуации.
Готовность к материнству понимается как исторически и онтогенетически сложившаяся функциональная система, обладающая структурой и логикой развития, существующая как в потенциальной, так и актуальной форме и отражающая подготовленность психики женщины к материнству как деятельности. Материнство становится препятствием в социальной самореализации современной женщины. Материально¬экономическая и физическая готовность стать матерью зачастую не определяют выбора женщинами материнства, этот выбор определяется психологическими причинами.
В настоящее время исследования, посвященные проблеме психологической готовности студентов к материнству, представлены в работах таких исследователей, как Б.Г. Ананьев, Г.Г. Филиппова, Т.В. Леус, В.И. Брутман, И.Г. Григорьян и С.Ю. Мещерякова.
Формирование психологической готовности студенток к материнству в условиях профессиональной подготовки осуществляется как в процессе направленного психолого-педагогического воздействия, так и в результате всей совокупности условий социальной действительности, значительной частью которой является вуз. Именно в вузе на стадии адепта, возможно осуществление целенаправленного психолого-педагогического воздействия. Поэтому вуз как многофакторная и многокритериальная среда формирующим образом влияет, воздействует на личность студента.
Целью данного исследования является изучение психологической готовности студентов к материнству.
Объектом исследования является психологическая готовность к материнству.
Предмет исследования: психологическая готовность к материнству студентов.
В основу настоящего исследования была положена следующая гипотеза: у девушек - студенток отмечается средний уровень эмоциональной психологической готовности к материнству.
Задачи исследования:
- рассмотреть изучение материнства зарубежными и отечественными учеными;
- изучить типы и компоненты психологической готовности к материнству;
- выявить психолого-педагогические условия формирования психологической готовности к материнству в образовательном процессе;
- провести эмпирическое исследование по выявлению психологической готовности студентов к материнству;
- разработать рекомендации для студентов для повышения психологической готовности к материнству.
Методологической основой исследования явились труды отечественных психологов педагогов, таких как Г.Г. Филиппова, С.Ю. Мещерякова, Д.В. Винникотт, А.И. Брутман, А.И. Захарова, И.Г. Григорьян, работы, посвященные изучению идентичности личности позволившие выработать представление о проблеме готовность к материнству у студентов.
Методы и методики исследования:
- анкетирование (анкета, составленная нами для тестирование эмпирического исследования);
- тестирование (рисуночный проективный тест «Мой малыш», авторы - Л. Корман, Р. Бернс, С. Кауфман, А.И. Захарова, В.В. Столин).
Практическая значимость исследования: полученные данные в дальнейшем могут быть использованы преподавателями, студентами для изучения психологии материнства и психологической готовности к материнству.
Апробация исследования прошла на ежегодной научно-практической конференции студентов Тувинского государственного университета, посвященной Году гостеприимства в Республике Тыва в 2016 году и в рамках мероприятий Всероссийского фестиваля науки, фестиваля «Студенческая весна».
База исследования: Кызылский педагогический институт Тувинского государственного университета. Выборку исследования составили 30 студентов разных направлений подготовки. Возрастной состав участников исследования - девушки от 18 до 25 лет.
Структура выпускной квалификационной работы: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении определены объект, предмет, цель, гипотеза, задачи и практическая значимость исследования.
В первой главе определены теоретические основы исследования психологической готовности к материнству студенток.
Во второй главе изложена организация эмпирического исследования по выявлению психологической готовности к материнству у студентов, даны анализ и интерпретация полученных результатов исследования.
В заключении описаны основные выводы по результатам исследования.
Материнство связано с социальной ситуацией развития, неотрывно от исторически возникающих культурных средств формирования человеческой личности, частью которых является образование. Образование как компонент культуры в этой связи приобретает особую значимость, т.к. является основным механизмом развития гуманистической сущности человека. Материнство - есть наивысшее проявление этой сущности, без которой невозможно воспитание полноценного и срморктурлизирующегося, духовно богатого и морально ответственного, личностно-свободного и адаптивного к социальной и природной сферам человека.
В целом, теоретический анализ проблемы и данные, полученные в результате эмпирического исследования, свидетельствуют о том, что психологическая готовность к материнству - это формы женских установок, способных проявляться в типах отношений к ребенку, направленных на реализацию материнского поведения. Формирование психологической готовности к материнству происходит благодаря множеству компонентов социально-психологического плана, играющих различную роль в разные периоды жизни женщины, начиная с момента ее рождения.
Целью данного исследования является выявление уровней психологической готовности к материнству девушек в возрасте от 18 до 22 лет, являющиеся студентками очной формы обучения Тувинского государственного университета.
Проанализировав все вышесказанное можно сделать следующие выводы:
Все девушки, участвовавшие в исследовании, собираются в будущем создавать семью и рожать детей, но на данном этапе большинство из них считают построение карьеры, материальное благополучие и устройство личной жизни более ценными, чем рождение ребенка.
Девушки данной возрастной группы не осознают в полной мере смысла материнства. Для них быть матерями - это, прежде всего, большая ответственность, огромная нагрузка, шаг, к которому необходимо долго и серьезно готовиться, а не счастье и радость.
Для большинства испытуемых ребенок не является ценностью сам по себе. Они хотят видеть своего ребенка определенного пола, с определенными внешними данными, чертами характера. Девушки считают, что ребенок нужен для укрепления семьи, для продолжения рода, или же потому, что женщине положено иметь детей, но не видят в ребенке самостоятельной ценности.
У исследованных девушек присутствуют страхи, связанные с беременностью, родами и воспитанием детей. Беременность в большинстве своем вызывает у испытуемых отрицательные эмоции. Они связывают ее, прежде всего, с потерей красоты, с разнообразными ограничениями в еде, свободе передвижения и т.д., а не с удивительным и волшебным периодом в жизни женщины, когда внутри нее развивается новая жизнь. Роды также ассоциируются в основном с болью, а не с появлением на свет маленького человека.
В большинстве своем испытуемые отметили, что любят детей, но, тем не менее, уровень сформированности положительного образа ребенок у них достаточно низкий. Ребенок, прежде всего, ассоциируются с трудностями, ограничениями, отсутствием свободного времени, большой ответственностью, «концом личной жизни», то есть с негативными эмоциями. Большинство из испытуемых не готовы проводить с ребенком более пяти часов в день. Другими словами, девушки данной возрастной группы не настроены положительно на выполнение роли матери.
Относительно знаний девушек о воспитании и развитии ребёнка можно отметить следующее. Девушки в большинстве своем не осведомлены о важности и необходимости грудного вскармливания, многие из них вообще не собираются кормить ребенка грудью из страха потерять красоту. Это свидетельствует о предпочтении своих интересов потребностям ребенка.
Большинство девушек считают приемлемыми физические наказания в воспитании ребенка. Это указывает на неосведомлённость респондентов о развитии и воспитании ребёнка. Но при этом стоит отметить, что результаты исследования родительских установок показали, что при воспитании испытуемые ориентированы как на излишнюю концентрацию на ребенке, так и на оптимальный эмоциональный контакт.
Таким образом, в ходе проведенного исследования нами были выделены три уровня психологической готовности к материнству.
Высокий уровень психологической готовности к материнству, который определяется следующими психологическими характеристиками:
1. Ребенок является самостоятельной ценностью.
2. Ценность ребенка выше ценности карьеры и материального благополучия.
3. Слабая выраженность или полное отсутствие страхов, связанных с изменением фигуры во время беременности, болью во время родов.
4. Будущее материнство ассоциируется с положительными эмоциями.
5. Сформировавшиеся представления об организации воспитания и ухода за ребенком.
Средний уровень психологической готовности к материнству, который определяется следующими психологическими характеристиками:
1. Равная ценность ребенка и карьеры или предпочтение карьеры.
2. Наличие страхов, связанных с изменением фигуры во время беременности, с болью во время родов.
3. Наличие лишь начальных представлений об организации воспитания и ухода за ребенком.
Низкий уровень психологической готовности к материнству, который определяется следующими психологическими характеристиками:
2. Ребенок не является самостоятельной ценностью, а воспринимается как средство достижения собственных целей.
3. Низкая ценность ребенка для девушек данной возрастной группы по сравнению с карьерой и материальным благополучием.
4. Наличие страхов, связанных с изменением фигуры во время беременности, с болью во время родов.
5. Отсутствие представлений об организации воспитания и ухода за ребенком. Предпочтение своих потребностей и интересов потребностям ребенка.
6. Отсутствие положительных эмоций, связанных с выполнением роли матери.
Таким образом, можно сделать вывод о подтверждении выдвинутой гипотезы о том, что у девушек студенток отмечается средний уровень эмоциональной психологической готовности к материнству, не подтвердилась. Для повышения психологической готовности к материнству нами были разработаны рекомендации для студентов.
1. Алешина, Ю.Б. Индивидуальное и семейное консультирование / Ю.Б. Алешина. - М., 2005. - 431 с.
2. Баз, Л.Л. Особенности общения со взрослыми младенцами матерей с послеродовыми депрессиями / Л.Л. Баз, Г.В. Скобло // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. об-ва. - М., 2006. - т. 2. - вып. 3. - С.133¬134.
3. Брутман, В.И. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности / В.И. Брутман // Вопросы психологии. - 2007. - №6. - С.38.
4. Брутман, В.И. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери / В.И. Брутман, А.Я. Варга, И.Ю. Хамитова // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2005. - №3. - С.79-87.
5. Брутман, В.И. Некоторые результаты социологического и психологического обследования женщин, отказавшихся от своих новорожденных детей / В.И. Брутман, С.Н. Ениколопов, М.С. Панкратова // Вопросы психологии. - 2004. - №5. - С.34.
6. Варга, Ф.Я. Структура и типы родительского отношения / Ф.Я. Варга // Дисс. канд. психол. наук. - М., 2007.
7. Винникотт, Д.В. Маленькие дети и их матери / Д.В. Винникотт; Пер. с англ. Н.М. Падалко. - М.: Независимая фирма "Класс", 2008. - 80 с.
8. Гончарова, Г.С. Семейно-брачные отношения у народов Сибири: проблемы, тенденции, перспективы / Г.С. Гончарова. - Новосибирск: Изд- во Нонпарель, 2004. - 228с.
9. Григорьян, И.Г. Некоторые психологические особенности готовности к
материнству студенток различных профессиональных направлений // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв» / И.Г. Григорьян. - Киров, 2012.- [Электронный ресурс]:Режим доступа::
hhр: //www. соуепок.ги/копсерГ2012/1213. htrn.
10. Гурьянова, Т.А. Развитие психологической готовности к материнству на стадии планирования беременности, во время беременности и после родов: дис. ... канд. психол. наук / Т.А. Гурьянова. - Барнаул, 2004. - 176 с.
11. Доржу, З.Ю. Эволюция социального статуса и роли женщины-тувинки / З.Ю. Доржу // Кочевые цивилизации народов Центральной и Северной Азии: история, состояние, проблемы: материалы I Международной научно-практической конференции. Часть I; Н.И. Дроздов (отв. ред.); Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П.Астафьева. - Красноярск, 2008. - 216 с.
12. Доржу, З.Ю. Тувинская семья: тенденции ее жизнедеятельности / З.Ю. Доржу // Омский научный вестник. - 2011. - №1-95. - С.35-38.
13. Доржу, З.Ю. Традиции тувинцев в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / З.Ю. Доржу, К.А. Корчевская // Вестник Тосм. Гос. университета. - 2015. - №9(162). - С.270-278.
14. Жупиева, Е.И. Особенности психологической готовности к материнству студенток / Е.И. Жупиева // Сибирский психологический журнал. - 2015. - №56. - С. 10(0-108.
15. Захарова, Е.И. Особенности эмоциональной стороны детско¬родительского взаимодействия / Е.И. Захарова // Психолог в детском саду. - 2002. - №1. - С.3-28.
16.Захарова, Е.И. Изменение системы социальных отношений женщины в период ожидания ребенка / Е.И. Захарова, И. Гроссманн // Перинатальная психология и психология родительства. - 2005. - №1. - С.93-94.
17.Захарова, Е.И. Особенности ценностно-смысловой сферы женщин, ожидающих ребенка / Е.И. Захарова, Н.А. Кукушкина // Перинатальная психология и психология родительства. - 2005. - №1. - С.75-91.
18. Егорова М.А. Психологическая готовность к материнству девушек, воспитанниц интернатных учреждений / М.А. Егорова, С.И. Миронова // Психологическая наука и образование. - 2012. - №4. - С.79-86.
19. Ивакина, В.В. Формирование у студенток психологической готовности к материнству: дисс. ... к.п.н. / В.В. Ивакина. - Ставрополь, 2006. - 193с.
20. Кара-оол, Ч.А. Начальные обряды социализации ребенка в традиционной культуре тывинцев XIX - начала ХХ в. / Ч.А. Кара-оол // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2014. - №1. - С.204-208.
21. Каррутерс, Д. Неведомая Монголия / Д. Каррутерс // Традиционная культура тувинцев глазами иностранцев (конец XIX - начало XX века). - Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2002.
22. Кенин-Лопсан, М.Б. Традиционная культура тувинцев / М.Б. Кенин- Лопсан; Пер. с тув. А.А. Дугержаа, А.С. Дембиреля. - Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2006. - 263 с.
23. Колызева, Т.А. Формирование психологической готовности к материнству у студенток в условиях образовательного процесса / Т.А. Колызева, Г.И. Григорян // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2012. №2(2) - С.377-380.
24. Кон, И.С. Родительство как социокультурный феномен / И.С. Кон // Ребенок и общество. - М., 1989. - 318 с.
25. Кошелева, А.Д. Диагностика и коррекция материнского отношения / А.Д. Кошелева, А.С. Алексеева. - М.: НИИ Семьи, 1997. - 232 с.
26. Курбатский, Г.Н. Тывинцы в своем фольклоре: историко-этнографические аспекты тывинского фольклора / Г.Н. Курбатский. - Кызыл, 2001.
27. Ламажаа, Ч.К. Ребенок в тувинской культуре / Ч.К. Ламажаа // Новые исследования Тувы. - 2015. - №1. - [Электронный ресурс]: Режим доступа: hhр: //VAVW.tuva.as 1а/|оппыРissue 25/7759-1ата/Иаа.t trn 1
28. Леус, Т.В. Материнство - опыт трех поколений. Психологические сопровождение беременной женщины / Т.В. Леус. - М.: Изд-во ИП РАН, 2000. - 289 с.
29. Матвеева, Е.М. Ценностно-потребностные детерминанты материнства / Е.М. Матвеева // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Иваново, 2002. - С.35-39.
30. Мещерякова, С.Ю. Изучение психологической готовности к материнству
как фактора развития последующих взаимоотношений матери и ребенка / С.Ю. Мещерякова, Н.Н. Авдеева, Н.И. Ганошенко // Перинатальная психология. 1996.
31. Мещерякова, С.Ю. Психологическая готовность к материнству / С.Ю. Мещерякова // Вопросы психологии. - 2008. - №3. - С.29 32.
32. Миронова, С.И. Психологическая готовность к материнству у девушек в условиях интернатных учреждений / С.И. Миронова // Молодые ученые - столичному образованию. Материалы IX научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. - М., 2010.
33. Мышлявцев, Б.А. Тувинская женщина в традиционном и современном обществе. Рукопись автора / Б.А. Мышлявцев. - Новосибирск, 2001.
34. Рабовалюк, Л.Н. Особенности ценностных ориентаций повторнородящих женщин / Л.Н. Рабовалюк // Образование и саморазвитие. г.Казань «Центр инновационных технологий». - 2012. - №2 (30). - С.164-169.
35. Рабовалюк, Л.Н. Структура ценностных ориентаций беременных женщин с разными группами типов психологического компонента гестационной доминанты / Л.Н. Рабовалюк // Молодой ученый. - 2012. - №1. Т.2. - С.53¬56.
36. Радионова, М.С. Динамика переживания женщиной кризиса отказа от ребенка: дисс. канд. психол. наук / М.С. Радионова. - М., 1997.
37. Резнеков, Е.Н. Этнопсихологические характеристики народа Тыва: теория и практика / Е.Н. Резнеков, Н.О. Товуу. - М.: ПЕРСЭ, 2002. - 223с.
38. Сексологическая энциклопедия // www. §ехорес!а.ги. - с. 332, 489.
39. Смирнова, Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения / Е.О. Смирнова, М.В. Быкова // Вопросы психологии. - 2000. - №3. - С.3-14.
40. Сундуй, Г.Д. Мир детства кочевой Азии: опыт духовно-нравственного воспитания / Г.Д. Сундуй. - Кызыл: Институт развития национальной школы, 2009.
41. Тарбастаева, И.С. Тувинская семья - традиции и современность / И.С. Тарбастаева // Электронный информационный журнал «Новые исследования Тувы». - 2010. - №2. - [Электронный ресурс]: Режим доступа: httр://www.tнvа.asSa/есuma1iisсue_6/1740-Sarbas1аенa.h1na
42. Ткачева, Ю.Г. Педагогические условия формирования готовности к материнству у студентов высшей школы / Ю.Г. Ткачева // Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. - 2015. - №6(203). - Выпуск 25. - С.156-163.
43. Тюлюш, М.Н. Республика Тыва в гендерном аспекте / М.Н. Тюлюш //
Электронный информационный журнал «Новые исследования Тувы». - 2014.-№4.- [Электронный ресурс]: Режим доступа.:
Шр: //WWW. asia/j ouma1/is sue_24/7560-tyu1уиsh.htIе1 - 30.05.2016
44. Филиппова, Г.Г. Перинатальная психология и психология родительства -
новая область исследования и практики в психологии / Г.Г. Филиппова // Материалы Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи 2005»
45. Филиппова, Г.Г. Образ мира и мотивационные основы материнства / Г.Г. Филиппова // Проблемы изучения и развития личности дошкольника. - Пермь, 1997. - С.31-34.
46. Филиппова, Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие / Г.Г. Филиппова. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 240 с.
47. Фонда, Л. Развитие психоанализа в последние десятилетия / Л. Фонда, Э. Йоган. - М., 2010. - 312 с.
48. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - М.: Прогресс, 2005. - 288 с.
49. Харунова М.М-Б. Социальная политика государства как фактор модернизации традиционного общества (на примере Тувы середины XX века) / М.М-Б. Харунова, Ч.К. Ламажаа // История и современность. - 2011. - №1. - С.129-136.
50. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. - М.: Педагогика, 2006. - 273 с.
51. Хольшина, М.А. Семейно-брачные отношения у населения Республики Тыва / М.А. Хольшина, Ю.В. Бутанаев // Молодой ученый. - 2011. - №11. Т.2. - С.55-58.