ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К МАТЕРИНСТВУ У СТУДЕНТОВ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования психологической готовности к материнству 6
1.1. Изучение материнства зарубежными и отечественными учеными 6
1.2. Психологическая готовность к материнству 13
1.3. Типы и компоненты психологической готовности к материнству 23
1.4. Формирование психологической готовности к материнству у студентов в
условиях образовательного процесса 29
Выводы по первой главе 35
Глава II. Эмпирическое исследование психологической готовности студентов к материнству 37
2.1. Организация исследования и описание методик 37
2.2. Анализ результатов исследования 41
2.3. Рекомендации для студентов для повышения психологической
готовности к материнству 56
Выводы по второй главе 57
Заключение 60
Список использованной литературы 64
Приложение 1. Анкетирование для студентов 70
Приложение 2. Рисуночный тест «Мой Малыш» 71
Глава I. Теоретические основы исследования психологической готовности к материнству 6
1.1. Изучение материнства зарубежными и отечественными учеными 6
1.2. Психологическая готовность к материнству 13
1.3. Типы и компоненты психологической готовности к материнству 23
1.4. Формирование психологической готовности к материнству у студентов в
условиях образовательного процесса 29
Выводы по первой главе 35
Глава II. Эмпирическое исследование психологической готовности студентов к материнству 37
2.1. Организация исследования и описание методик 37
2.2. Анализ результатов исследования 41
2.3. Рекомендации для студентов для повышения психологической
готовности к материнству 56
Выводы по второй главе 57
Заключение 60
Список использованной литературы 64
Приложение 1. Анкетирование для студентов 70
Приложение 2. Рисуночный тест «Мой Малыш» 71
Актуальность темы исследования связана с тем, что психологическая готовность студентов к материнству - это проблема, которая в настоящий момент является еще мало изученной как отечественной так и зарубежной науке о человеке. Исследование материнства актуальна как в рамках психологии, так и в других смежных науках, ведь от самой матери зависит ее будущее поколение, а значит и общество в целом. Немаловажным фактором для протекания беременности является эмоциональная готовность к материнству. Обеспечением адекватных условий для развития внутриутробного плода являются разнообразные факторы: история жизни женщины, личностные особенности, адаптация матери к супружеству, формирование собственной модели материнства, изменение социальной ситуации.
Готовность к материнству понимается как исторически и онтогенетически сложившаяся функциональная система, обладающая структурой и логикой развития, существующая как в потенциальной, так и актуальной форме и отражающая подготовленность психики женщины к материнству как деятельности. Материнство становится препятствием в социальной самореализации современной женщины. Материально¬экономическая и физическая готовность стать матерью зачастую не определяют выбора женщинами материнства, этот выбор определяется психологическими причинами.
В настоящее время исследования, посвященные проблеме психологической готовности студентов к материнству, представлены в работах таких исследователей, как Б.Г. Ананьев, Г.Г. Филиппова, Т.В. Леус, В.И. Брутман, И.Г. Григорьян и С.Ю. Мещерякова.
Формирование психологической готовности студенток к материнству в условиях профессиональной подготовки осуществляется как в процессе направленного психолого-педагогического воздействия, так и в результате всей совокупности условий социальной действительности, значительной частью которой является вуз. Именно в вузе на стадии адепта, возможно осуществление целенаправленного психолого-педагогического воздействия. Поэтому вуз как многофакторная и многокритериальная среда формирующим образом влияет, воздействует на личность студента.
Целью данного исследования является изучение психологической готовности студентов к материнству.
Объектом исследования является психологическая готовность к материнству.
Предмет исследования: психологическая готовность к материнству студентов.
В основу настоящего исследования была положена следующая гипотеза: у девушек - студенток отмечается средний уровень эмоциональной психологической готовности к материнству.
Задачи исследования:
- рассмотреть изучение материнства зарубежными и отечественными учеными;
- изучить типы и компоненты психологической готовности к материнству;
- выявить психолого-педагогические условия формирования психологической готовности к материнству в образовательном процессе;
- провести эмпирическое исследование по выявлению психологической готовности студентов к материнству;
- разработать рекомендации для студентов для повышения психологической готовности к материнству.
Методологической основой исследования явились труды отечественных психологов педагогов, таких как Г.Г. Филиппова, С.Ю. Мещерякова, Д.В. Винникотт, А.И. Брутман, А.И. Захарова, И.Г. Григорьян, работы, посвященные изучению идентичности личности позволившие выработать представление о проблеме готовность к материнству у студентов.
Методы и методики исследования:
- анкетирование (анкета, составленная нами для тестирование эмпирического исследования);
- тестирование (рисуночный проективный тест «Мой малыш», авторы - Л. Корман, Р. Бернс, С. Кауфман, А.И. Захарова, В.В. Столин).
Практическая значимость исследования: полученные данные в дальнейшем могут быть использованы преподавателями, студентами для изучения психологии материнства и психологической готовности к материнству.
Апробация исследования прошла на ежегодной научно-практической конференции студентов Тувинского государственного университета, посвященной Году гостеприимства в Республике Тыва в 2016 году и в рамках мероприятий Всероссийского фестиваля науки, фестиваля «Студенческая весна».
База исследования: Кызылский педагогический институт Тувинского государственного университета. Выборку исследования составили 30 студентов разных направлений подготовки. Возрастной состав участников исследования - девушки от 18 до 25 лет.
Структура выпускной квалификационной работы: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении определены объект, предмет, цель, гипотеза, задачи и практическая значимость исследования.
В первой главе определены теоретические основы исследования психологической готовности к материнству студенток.
Во второй главе изложена организация эмпирического исследования по выявлению психологической готовности к материнству у студентов, даны анализ и интерпретация полученных результатов исследования.
В заключении описаны основные выводы по результатам исследования.
Готовность к материнству понимается как исторически и онтогенетически сложившаяся функциональная система, обладающая структурой и логикой развития, существующая как в потенциальной, так и актуальной форме и отражающая подготовленность психики женщины к материнству как деятельности. Материнство становится препятствием в социальной самореализации современной женщины. Материально¬экономическая и физическая готовность стать матерью зачастую не определяют выбора женщинами материнства, этот выбор определяется психологическими причинами.
В настоящее время исследования, посвященные проблеме психологической готовности студентов к материнству, представлены в работах таких исследователей, как Б.Г. Ананьев, Г.Г. Филиппова, Т.В. Леус, В.И. Брутман, И.Г. Григорьян и С.Ю. Мещерякова.
Формирование психологической готовности студенток к материнству в условиях профессиональной подготовки осуществляется как в процессе направленного психолого-педагогического воздействия, так и в результате всей совокупности условий социальной действительности, значительной частью которой является вуз. Именно в вузе на стадии адепта, возможно осуществление целенаправленного психолого-педагогического воздействия. Поэтому вуз как многофакторная и многокритериальная среда формирующим образом влияет, воздействует на личность студента.
Целью данного исследования является изучение психологической готовности студентов к материнству.
Объектом исследования является психологическая готовность к материнству.
Предмет исследования: психологическая готовность к материнству студентов.
В основу настоящего исследования была положена следующая гипотеза: у девушек - студенток отмечается средний уровень эмоциональной психологической готовности к материнству.
Задачи исследования:
- рассмотреть изучение материнства зарубежными и отечественными учеными;
- изучить типы и компоненты психологической готовности к материнству;
- выявить психолого-педагогические условия формирования психологической готовности к материнству в образовательном процессе;
- провести эмпирическое исследование по выявлению психологической готовности студентов к материнству;
- разработать рекомендации для студентов для повышения психологической готовности к материнству.
Методологической основой исследования явились труды отечественных психологов педагогов, таких как Г.Г. Филиппова, С.Ю. Мещерякова, Д.В. Винникотт, А.И. Брутман, А.И. Захарова, И.Г. Григорьян, работы, посвященные изучению идентичности личности позволившие выработать представление о проблеме готовность к материнству у студентов.
Методы и методики исследования:
- анкетирование (анкета, составленная нами для тестирование эмпирического исследования);
- тестирование (рисуночный проективный тест «Мой малыш», авторы - Л. Корман, Р. Бернс, С. Кауфман, А.И. Захарова, В.В. Столин).
Практическая значимость исследования: полученные данные в дальнейшем могут быть использованы преподавателями, студентами для изучения психологии материнства и психологической готовности к материнству.
Апробация исследования прошла на ежегодной научно-практической конференции студентов Тувинского государственного университета, посвященной Году гостеприимства в Республике Тыва в 2016 году и в рамках мероприятий Всероссийского фестиваля науки, фестиваля «Студенческая весна».
База исследования: Кызылский педагогический институт Тувинского государственного университета. Выборку исследования составили 30 студентов разных направлений подготовки. Возрастной состав участников исследования - девушки от 18 до 25 лет.
Структура выпускной квалификационной работы: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении определены объект, предмет, цель, гипотеза, задачи и практическая значимость исследования.
В первой главе определены теоретические основы исследования психологической готовности к материнству студенток.
Во второй главе изложена организация эмпирического исследования по выявлению психологической готовности к материнству у студентов, даны анализ и интерпретация полученных результатов исследования.
В заключении описаны основные выводы по результатам исследования.
Материнство связано с социальной ситуацией развития, неотрывно от исторически возникающих культурных средств формирования человеческой личности, частью которых является образование. Образование как компонент культуры в этой связи приобретает особую значимость, т.к. является основным механизмом развития гуманистической сущности человека. Материнство - есть наивысшее проявление этой сущности, без которой невозможно воспитание полноценного и срморктурлизирующегося, духовно богатого и морально ответственного, личностно-свободного и адаптивного к социальной и природной сферам человека.
В целом, теоретический анализ проблемы и данные, полученные в результате эмпирического исследования, свидетельствуют о том, что психологическая готовность к материнству - это формы женских установок, способных проявляться в типах отношений к ребенку, направленных на реализацию материнского поведения. Формирование психологической готовности к материнству происходит благодаря множеству компонентов социально-психологического плана, играющих различную роль в разные периоды жизни женщины, начиная с момента ее рождения.
Целью данного исследования является выявление уровней психологической готовности к материнству девушек в возрасте от 18 до 22 лет, являющиеся студентками очной формы обучения Тувинского государственного университета.
Проанализировав все вышесказанное можно сделать следующие выводы:
Все девушки, участвовавшие в исследовании, собираются в будущем создавать семью и рожать детей, но на данном этапе большинство из них считают построение карьеры, материальное благополучие и устройство личной жизни более ценными, чем рождение ребенка.
Девушки данной возрастной группы не осознают в полной мере смысла материнства. Для них быть матерями - это, прежде всего, большая ответственность, огромная нагрузка, шаг, к которому необходимо долго и серьезно готовиться, а не счастье и радость.
Для большинства испытуемых ребенок не является ценностью сам по себе. Они хотят видеть своего ребенка определенного пола, с определенными внешними данными, чертами характера. Девушки считают, что ребенок нужен для укрепления семьи, для продолжения рода, или же потому, что женщине положено иметь детей, но не видят в ребенке самостоятельной ценности.
У исследованных девушек присутствуют страхи, связанные с беременностью, родами и воспитанием детей. Беременность в большинстве своем вызывает у испытуемых отрицательные эмоции. Они связывают ее, прежде всего, с потерей красоты, с разнообразными ограничениями в еде, свободе передвижения и т.д., а не с удивительным и волшебным периодом в жизни женщины, когда внутри нее развивается новая жизнь. Роды также ассоциируются в основном с болью, а не с появлением на свет маленького человека.
В большинстве своем испытуемые отметили, что любят детей, но, тем не менее, уровень сформированности положительного образа ребенок у них достаточно низкий. Ребенок, прежде всего, ассоциируются с трудностями, ограничениями, отсутствием свободного времени, большой ответственностью, «концом личной жизни», то есть с негативными эмоциями. Большинство из испытуемых не готовы проводить с ребенком более пяти часов в день. Другими словами, девушки данной возрастной группы не настроены положительно на выполнение роли матери.
Относительно знаний девушек о воспитании и развитии ребёнка можно отметить следующее. Девушки в большинстве своем не осведомлены о важности и необходимости грудного вскармливания, многие из них вообще не собираются кормить ребенка грудью из страха потерять красоту. Это свидетельствует о предпочтении своих интересов потребностям ребенка.
Большинство девушек считают приемлемыми физические наказания в воспитании ребенка. Это указывает на неосведомлённость респондентов о развитии и воспитании ребёнка. Но при этом стоит отметить, что результаты исследования родительских установок показали, что при воспитании испытуемые ориентированы как на излишнюю концентрацию на ребенке, так и на оптимальный эмоциональный контакт.
Таким образом, в ходе проведенного исследования нами были выделены три уровня психологической готовности к материнству.
Высокий уровень психологической готовности к материнству, который определяется следующими психологическими характеристиками:
1. Ребенок является самостоятельной ценностью.
2. Ценность ребенка выше ценности карьеры и материального благополучия.
3. Слабая выраженность или полное отсутствие страхов, связанных с изменением фигуры во время беременности, болью во время родов.
4. Будущее материнство ассоциируется с положительными эмоциями.
5. Сформировавшиеся представления об организации воспитания и ухода за ребенком.
Средний уровень психологической готовности к материнству, который определяется следующими психологическими характеристиками:
1. Равная ценность ребенка и карьеры или предпочтение карьеры.
2. Наличие страхов, связанных с изменением фигуры во время беременности, с болью во время родов.
3. Наличие лишь начальных представлений об организации воспитания и ухода за ребенком.
Низкий уровень психологической готовности к материнству, который определяется следующими психологическими характеристиками:
2. Ребенок не является самостоятельной ценностью, а воспринимается как средство достижения собственных целей.
3. Низкая ценность ребенка для девушек данной возрастной группы по сравнению с карьерой и материальным благополучием.
4. Наличие страхов, связанных с изменением фигуры во время беременности, с болью во время родов.
5. Отсутствие представлений об организации воспитания и ухода за ребенком. Предпочтение своих потребностей и интересов потребностям ребенка.
6. Отсутствие положительных эмоций, связанных с выполнением роли матери.
Таким образом, можно сделать вывод о подтверждении выдвинутой гипотезы о том, что у девушек студенток отмечается средний уровень эмоциональной психологической готовности к материнству, не подтвердилась. Для повышения психологической готовности к материнству нами были разработаны рекомендации для студентов.
В целом, теоретический анализ проблемы и данные, полученные в результате эмпирического исследования, свидетельствуют о том, что психологическая готовность к материнству - это формы женских установок, способных проявляться в типах отношений к ребенку, направленных на реализацию материнского поведения. Формирование психологической готовности к материнству происходит благодаря множеству компонентов социально-психологического плана, играющих различную роль в разные периоды жизни женщины, начиная с момента ее рождения.
Целью данного исследования является выявление уровней психологической готовности к материнству девушек в возрасте от 18 до 22 лет, являющиеся студентками очной формы обучения Тувинского государственного университета.
Проанализировав все вышесказанное можно сделать следующие выводы:
Все девушки, участвовавшие в исследовании, собираются в будущем создавать семью и рожать детей, но на данном этапе большинство из них считают построение карьеры, материальное благополучие и устройство личной жизни более ценными, чем рождение ребенка.
Девушки данной возрастной группы не осознают в полной мере смысла материнства. Для них быть матерями - это, прежде всего, большая ответственность, огромная нагрузка, шаг, к которому необходимо долго и серьезно готовиться, а не счастье и радость.
Для большинства испытуемых ребенок не является ценностью сам по себе. Они хотят видеть своего ребенка определенного пола, с определенными внешними данными, чертами характера. Девушки считают, что ребенок нужен для укрепления семьи, для продолжения рода, или же потому, что женщине положено иметь детей, но не видят в ребенке самостоятельной ценности.
У исследованных девушек присутствуют страхи, связанные с беременностью, родами и воспитанием детей. Беременность в большинстве своем вызывает у испытуемых отрицательные эмоции. Они связывают ее, прежде всего, с потерей красоты, с разнообразными ограничениями в еде, свободе передвижения и т.д., а не с удивительным и волшебным периодом в жизни женщины, когда внутри нее развивается новая жизнь. Роды также ассоциируются в основном с болью, а не с появлением на свет маленького человека.
В большинстве своем испытуемые отметили, что любят детей, но, тем не менее, уровень сформированности положительного образа ребенок у них достаточно низкий. Ребенок, прежде всего, ассоциируются с трудностями, ограничениями, отсутствием свободного времени, большой ответственностью, «концом личной жизни», то есть с негативными эмоциями. Большинство из испытуемых не готовы проводить с ребенком более пяти часов в день. Другими словами, девушки данной возрастной группы не настроены положительно на выполнение роли матери.
Относительно знаний девушек о воспитании и развитии ребёнка можно отметить следующее. Девушки в большинстве своем не осведомлены о важности и необходимости грудного вскармливания, многие из них вообще не собираются кормить ребенка грудью из страха потерять красоту. Это свидетельствует о предпочтении своих интересов потребностям ребенка.
Большинство девушек считают приемлемыми физические наказания в воспитании ребенка. Это указывает на неосведомлённость респондентов о развитии и воспитании ребёнка. Но при этом стоит отметить, что результаты исследования родительских установок показали, что при воспитании испытуемые ориентированы как на излишнюю концентрацию на ребенке, так и на оптимальный эмоциональный контакт.
Таким образом, в ходе проведенного исследования нами были выделены три уровня психологической готовности к материнству.
Высокий уровень психологической готовности к материнству, который определяется следующими психологическими характеристиками:
1. Ребенок является самостоятельной ценностью.
2. Ценность ребенка выше ценности карьеры и материального благополучия.
3. Слабая выраженность или полное отсутствие страхов, связанных с изменением фигуры во время беременности, болью во время родов.
4. Будущее материнство ассоциируется с положительными эмоциями.
5. Сформировавшиеся представления об организации воспитания и ухода за ребенком.
Средний уровень психологической готовности к материнству, который определяется следующими психологическими характеристиками:
1. Равная ценность ребенка и карьеры или предпочтение карьеры.
2. Наличие страхов, связанных с изменением фигуры во время беременности, с болью во время родов.
3. Наличие лишь начальных представлений об организации воспитания и ухода за ребенком.
Низкий уровень психологической готовности к материнству, который определяется следующими психологическими характеристиками:
2. Ребенок не является самостоятельной ценностью, а воспринимается как средство достижения собственных целей.
3. Низкая ценность ребенка для девушек данной возрастной группы по сравнению с карьерой и материальным благополучием.
4. Наличие страхов, связанных с изменением фигуры во время беременности, с болью во время родов.
5. Отсутствие представлений об организации воспитания и ухода за ребенком. Предпочтение своих потребностей и интересов потребностям ребенка.
6. Отсутствие положительных эмоций, связанных с выполнением роли матери.
Таким образом, можно сделать вывод о подтверждении выдвинутой гипотезы о том, что у девушек студенток отмечается средний уровень эмоциональной психологической готовности к материнству, не подтвердилась. Для повышения психологической готовности к материнству нами были разработаны рекомендации для студентов.
Подобные работы
- Психологическая готовность к материнству девушек, склонных к
девиантному поведению
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К РОДИТЕЛЬСТВУ У ЖЕНЩИН
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2019 - Психологическая подготовка беременных женщин к родам
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Отношение матери к ребенку в перинатальном периоде как фактор
психического развития младенца
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 493 р. Год сдачи: 2016 - Сравнительный анализ психологической готовности к браку у юношей и девушек
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К РОДИТЕЛЬСТВУ
В СЕМЬЯХ, ИМЕЮЩИХ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГОТОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ К БРАКУ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2021 - Особенности семейно-брачных установок юношей - выпускников детского дома
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ У ДЕТЕЙ-СИРОТ И КАНДИДАТОВ В ПРИНИМАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017



