Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ КВЕСТ - ИГРЫ

Работа №164814

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы91
Год сдачи2022
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КВЕСТ-
ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1. Понятие познавательного интереса в психолого-педагогической
литературе 7
1.2. Психологические особенности младшего школьного возраста 17
1.3. Возможности квест-игры в развитии познавательного интереса младших
школьников 24
Выводы по главе 1 34
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПОСРЕДСТВОМ КВЕСТ- ТЕХНОЛОГИИ 35
2.1. Организация и методики и исследования 35
2.2. Анализ результатов исследования познавательного интереса младших
школьников 38
2.3. Содержание комплекса квест-игр развития познавательного интереса
младших школьников 41
2.4. Анализ результативности развития познавательного интереса младших
школьников посредством квест-игры 45
Выводы по главе 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
Приложение 1 63

В современных условиях главная социальная задача современного обучения не только дать широкое образование, но и расположить личность подрастающего человека к самостоятельному приобретению знаний, к постоянному стремлению углубляться в область познания, формировать стойкие познавательные мотивы учения, основным из которых является познавательный интерес.
Развитие познавательных интересов ребенка в процессе его обучения в младших классах - один из важных факторов успешности в учебной деятельности. Несмотря на то, что проблема развития интереса к учению у школьников исследуется различными авторами на протяжении десятилетий, развитие интереса к учебной деятельности является одной из актуальных проблем современной образовательной школы. Актуальность данной проблемы обусловлена задачей развития личности обучающегося, которая требует дополнительного рассмотрения в условиях развития современных технологий.
В психолого-педагогических исследованиях доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её в практике. Каждому учителю известно, что ученик не сможет успешно усвоить материал, если он безразлично относиться к знаниям. Поэтому познавательный интерес у младших школьников нужно формировать и развивать с раннего возраста.
Интерес как мотив учебной деятельности представлен в научных трудах Л.И. Божович, Б.И. Додонова, Л.С. Славиной и др. Многие ученые опирались на труды С.Л. Рубинштейна, называвшего познавательный интерес ценнейшим мотивом учения, черпающим «строительный материал» из внешнего мира.
Интересы оказывают большое побудительное влияние на процесс и результат учения. Анализ экспериментальных данных Л.И. Божович, Л.А.
Венгера, свидетельствуют, что наличие устойчивых познавательных интересов - один из показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Исследования Б.Г. Ананьева, Л.Н. Божович, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, А.Г. Запорожца показывают, что интерес к учению развивается более успешно при активной познавательной деятельности.
Интерес к учебной деятельности является важным фактором совершенствования процесса обучения и одновременно показателем его эффективности и результативности, поскольку он стимулирует познавательную активность, самостоятельность, творческий подход к овладению материалом, побуждает к самообразованию. Наличие интереса к учению характеризует личностное отношение школьника к процессу познания, поэтому является объектом воспитания. Степень проявления этого интереса делает всю учебную деятельность важной для ученика.
Квест-технология направлена не только на познавательное развитие детей дошкольного возраста и раскрытие их творческого потенциала, но также направлена на развитие мотивации к познанию нового.
Квест в большинстве работ рассматривается как игровая технология. М.Н. Кичерова и Г.З. Ефимова под квестом понимают «специфическую форму игровой деятельности», направленная на поиск решения поставленных задач. Эта позиция разделяется и другими авторами (О.А. Дюкаревой, М.П. Малиновской). Также квест трактуется как вид интерактивных технологий, как «специальным образом организованный вид исследовательской деятельности». Е.И. Багузиной квест рассматривает как «проблемное задание-проект», включающее в себя элементы ролевой игры.
Возможности квеста как игровой технологии в развитии познавательного интереса и познавательной активности подтверждались в исследованиях С.В. Ждановой, С.В. Суриковой, Д.В. Одноблюдовой)
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить развитие познавательного интереса младших школьников посредством квест-технологии.
Объект исследования: познавательный интерес младших школьников
Предмет исследования: квест-игра как средство развития
познавательного интереса младших школьников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие
познавательного интереса младших школьников будет результативным при использовании квест-игр поискового и познавательного характера с использованием элементов тренинга.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме развития познавательного интереса младших школьников.
2. Эмпирическим путем выявить характеристики познавательного интереса младших школьников.
3. Опытно-экспериментальным путем проверить результативность развития познавательного интереса посредством квест-технологии.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования:
1. Теоретические методы исследования: анализ сравнение и обобщение научной психолого-педагогической литературы.
2. Эмпирические методы исследования: анкетирование, тестирование
3. Методы количественной и качественной обработки данных.
Методики исследования:
• методика «Доминирующие мотивы учения» (М.В. Матюхина).
• методика «Непроизвольное запоминание» (А.К. Дусавицкий).
• методика «Познавательная потребность» (В.С. Юркевич).
Эмпирическая база исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Гимназии №8 г. Красноярска. В эксперименте участвовало 40 учащихся третьих классов в возрасте 9-10 лет. Из них 20 учащихся 1 «а» класса составляют экспериментальную группу, 20 учащихся 1 «б» класса» - контрольную группу.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В психолого-педагогической науке установлено, что интерес к учению выступает ведущей и ключевой составляющей мотивации учения. По мнению ряда авторов (Л. С. Выготский, В В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Ю. Н. Кулюткин, А. Б. Орлов, А. К. Маркова, С. Л. Рубинштейн), интерес к учению - это мотив, лежащий в основе учебной деятельности, придающий ей творческий, устремленный характер.
Сравнивая выделенные подходы к определению сущности познавательного интереса, можно прийти к выводу о том, что познавательный интерес появляется сначала как потребность в познании, затем эта потребность переходит в мотив, а после этого _ в познавательную потребность.
В понимании познавательного интереса будем придерживаться позиции Г.И. Щукиной, которая определяет данный термин как избирательную направленность личности, обращенную к области познания, ее предметной стороне, самому процессу овладения знаниями.
Для младшего школьника область познания - это учебные предметы, которые они изучают в ходе учебной деятельности. При этом предметная сторона области познания связана с содержанием учебных предметов, стремлением проникнуть в сущность познаваемого содержания, выйти за рамки учебных программ.
Суть познавательного интереса заключается в том, что его объектом служит сам процесс познания, характеризующийся желанием проникать в сущность явлений (а не только являться потребителем информации), познанием научно-теоретических основ определенной области знаний а также устойчивым стремлением к постоянному и глубокому их изучению
Познавательный интерес, как указывает А.К. Маркова, является звеном в системе мотивации и не обособлен от других мотивов, которыми руководствуется ученик (в частности от мотивации учения).
Г И Щукина предлагает структуру познавательного интереса, в основе которой лежат интеллектуальная деятельность (то есть активный поиск и догадка, готовность к решению задач и др.), эмоциональные проявления (эмоции удивления и чувства ожидания нового интеллектуальная радость и т д ). волевые проявления (инициатива, самостоятельность в добывании знаний постановка познавательных задач) [4].
Значимость развития познавательного интереса к учению определяется его важностью как средства повышения эффективности обучения. Развитие познавательного интереса младшего школьника становится приоритетной задачей и при организации внеклассной деятельности учащихся как части единого процесса обучения.
В качестве составляющих внеклассной педагогической работы, направленной на развитие познавательного интерес младшего школьника следует рассматривать деятельность, нацеленную на повышение интереса к приобретаемым знаниям, повышение интерес к применению приобретенных знаний, активизацию самостоятельной познавательной деятельности, развитие интереса к творческой деятельности по освоению знаний.
Особое место занимает применение игровых квест-технологии.
В результате собственного экспериментального исследования гипотеза исследования нашла свое подтверждение. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Доминирующими являются социальные мотивы в обеих группах (на
констатирующем эксперименте): престижная мотивация, мотивация
избегания неприятностей, долг и ответственность. Самые низкие показатели имеют мотивы познавательные: мотивация содержанием учения, мотивация процессом учения.
2. У младших школьников в обеих группах преобладает тип познавательной мотивации - интерес-занимательность (в экспериментальной группе данный интерес имеют 45% детей, в контрольной - 40% детей).
Непосредственно познавательный интерес на информацию представлен у трети младших школьников (в экспериментальной группе данный интерес имеют 30% детей, в контрольной - 35% детей).
У младших школьников интенсивность познавательной потребности у младших школьников выражена умеренно и слабо выражена.
Слабо выражена потребность у 40% и 45% младших школьников экспериментальной и контрольной групп соответственно. Потребность выражена умеренно у 40% школьников экспериментальной группы и 35% школьников контрольной группы.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод, о недостаточном развитии интереса к учебной деятельности у младших школьников.
С целью развития интереса у младших школьников нами были использована технология квест-игры познавательного и поискового характера с элементами тренинга.
После реализации комплекса квест-игры, в экспериментальной группе доминирующими являются познавательные мотивы содержания учения и мотивы процесса учения. После реализации квест-игр в экспериментальной группе увеличилось количество младших школьников с познавательным интересом на получение знаний, информации.
После реализации квест-игр у младших школьников произошло значительное повышение познавательной потребности. Таким образом, проведенное исследование свидетельствует об эффективности использования квест-игры в развитии познавательного интереса, направленных на поиск познавательной информации и актуализацию полученных знаний, в результате которых произошло увеличение у младших школьников познавательной потребности, преобладающим стала познавательная мотивация, направленная на получение информации и в структуре мотивации учения у младших школьников стали доминирующими познавательные мотивы, связанные с процессом и содержанием учения.


1. Абдурахманова Н. Развитие личностных особенностей у школьников младшего возраста.// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2019. № 5-2. С. 108-110.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 2015. 641 с.
3. Андрущенко Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. - 2017. - № 4. С. 56-63.
4. Ананьев Б.Г. Избранные педагогические труды. - М.: Академия, 2020. - 612 с.
5. Ацканова М.Э. Особенности развития познавательной и личностно­мотивационной сферы младших школьников в условиях инновационных развивающих программ. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону,
2015. - 24 с.
6. Бабина Т.Д. Возвращение к вопросу о познавательной мотивации младших школьников. // В мире научных открытий. - 2015. - № 7. - С. 235­243.
7. Баранова Э.А. Исследование познавательного интереса в структуре общей способности у дошкольников и младших школьников.// Вестник Мининского университета. - 2014. - № 3 (7). - С. 12-16.
8. Баранова Э.А. Формирование у дошкольников познавательного интереса как интегративного психического образования.// Интеграция образования. - 2016. - № 3. -С. 124-128.
9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.:Академия, 2001. -326 с.
10. Баженова Л.К. К дефиниции понятия "интерес" // Начальная школа, - 2014. - №3. - С. 34-37.
11. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М.: АСТ, 2018. - 628 с.
12. Булатова О.В. Познавательный интерес в структуре общей способности к учению в младшем школьном возрасте.// Начальная школа плюс До и После. - 2009. - № 11. - С. 83-85.
13. Быкова Е.А., Степанова Ю.А. Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте.// Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2017. - № 3 (23). - С. 83-91.
14. Вахрушева Л.Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет. - М.: Владос, 2012. - 128 с.
15. Волков Б.С. Психология младшего школьника. Учеб. пособие. М., 2020. - 208 с....70


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ