Введение
Глава I. Психолого-методические основы грамматического разбора на уроках русского языка в начальной школе
1.1. Значение, особенности и виды грамматического разбора на уроках
русского языка в начальных классах 6
1.2. Методические требования и рекомендации к грамматическому
разбору на уроках русского языка в 4 классе 13
1.3. Психолого-педагогические особенности учащихся 4 класса 19
Глава II. Практическое значение грамматического разбора на
уроках русского языка в начальной школе
2.1. Определение уровня знаний и умений грамматического разбора у
учащихся 4 класса (констатирующий эксперимент) 26
2.2. Обучающий учебный процесс по овладению прочными знаниями, умениями и навыками грамматического разбора учащимися 4 класса на
уроках русского языка (формирующий эксперимент) 28
2.3. Диагностика знаний и умений по овладению различными видами
грамматического разбора (контрольный эксперимент) 36
Заключение 39
Список литературы 44
Приложение 49
Актуальность темы исследования. Переход начальной школы на новые ФГОС (второго поколения) означает выдвижение на первый план задач реализации системно-деятельностного подхода в начальном обучении: наряду со знаниевым компонентом в программном содержании предусматривается деятельностный компонент - заложить основы учебной деятельности, т.е. умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, реализовывать и оценивать учебные действия и их результат. Новые программы начального обучения ориентированы на формирование не только предметных, но и метапредметных или универсальных учебных действий. В школьную практику внедряются новые образовательные методики и технологии(проектные методы, информационные и компьютерные технологии, технологии обучения в сотрудничестве), но и получают новое содержание технологии, выдержавшие проверку временем, как технологии организации самостоятельной работы, технология грамматического разбора должна иметь вид проблемно¬поисковой деятельности, охватывающей все уровни языковой системы, согласно методическому принципу изучения языка в единстве всех его сторон.В методической литературе имеется немало работ по теоретическим основам грамматического разбора, методистами разработаны разнообразные методики проведения и особенности грамматического разбора в начальной школе. Одним из важнейших условий организации грамматического разбора в начальной школе является адекватность приемов их реализации возрастным особенностям учащихся. Критерием развития аналитико¬грамматических способностей учащихся является степень осознанности всех операций при выполнении разных видов грамматического анализа [Целикова 2010: 88].Во всех видах грамматического разбора должны соблюдаться методические условия его проведения: последовательность и доказательность. Другим не менее важным условием организации грамматического разбора в начальных классах является необходимость сопровождать его игровым моментом, использовать шарады, загадки, анаграммы и др. Грамматический разбор в начальной школе проводится при проверке домашнего задания (индивидуальная работа у доски, на карточках), при актуализации опорных знаний (при синтаксическом разборе предложения перед знакомством с однородными членами); при закреплении полученных знаний, при проведении повторительно-обобщающих уроков, контрольных уроков, при текущем повторении.
Актуальность нашей темы заключается в том, что сегодня многие ученые-методисты рассматривают грамматический разбор как критерий развития познавательных аналитических способностей учащихся на уроках русского языка. По их мнению, аналитические способности развиваются при овладении грамматическими умениями, которые основываются на раскрытии лингвистических понятий. Эти умения формируются в процессе грамматического разбора, который служит показателем учебно-языковых умений учащихся, критерием их знаний. А.В. Текучев писал о грамматическом (синтаксическом) разборе: «Этот вид работы содействует развитию логического мышления вообще и аналитических способностей учащихся в особенности».
Мы считаем, что грамматический разбор как исследовательского метод позволит реализовывать системно-деятельностный подход в процессе обучения русскому языку. Технология грамматического разбора также способствует развитию у детей мышления и речи, в процессе грамматического разбора младшие школьники учатся рассуждать, анализировать, обобщать, т.е. формирование навыка грамматического разбора будет способствовать практическому овладению русским языком.
Цель: рассмотреть методологические подходы к системному изучению различных видов грамматического разбора в начальной школе.
Объект: методика изучения грамматики в начальной школе.
Предмет: грамматический разбор на уроках русского языка в 4 классе.
Гипотеза: технология грамматического разбора должна иметь вид проблемно-поисковой деятельности, охватывающей все уровни языковой системы согласно методическому принципу изучения языка в единстве всех его сторон.
Задачи:
1. изучить методическую литературу по теоретическим основам грамматического разбора в начальной школе;
2. раскрыть роль, значение и особенности грамматического разбора на уроках русского языка в начальной школе;
3. изучить психолого-педагогические особенности учащихся 4 класса;
4. выявить уровень знаний грамматического разбора учащихся в констатирующем и контрольном экспериментах.
5. обобщить полученные данные.
Методы:
1. анализ лингвометодической и психологической литературы.
2. эксперимент.
3. обобщение.
Структура работы. Работа состоит из Введения, 2 глав, Заключения, приложений.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения смыслом и целью современного образования становится развитие личности ребенка. Главной целью школы стало научить детей учиться, результатом образования выступают личностные, метапредметные и предметные достижения младших школьников.
Урок в современной начальной школе продолжает оставаться основной организационной формой обучения, его главная методическая цель - создание условий для проявления познавательной активности учеников. Эта цель на уроке русского языка может быть достигнута путем организации одного важнейших упражнений в начальной школе - грамматического разбора. Грамматический разбор, как показали многочисленные исследования, способствует сознательному усвоению знаний, их обобщению и систематизации, «содействует развитию логического мышления вообще и аналитических способностей учащихся в особенности»» (А.В. Текучев). Он может применяться как критерий развития познавательных аналитических способностей учащихся на уроках русского языка. Как пишет М. П. Целикова, аналитические способности развиваются при овладении грамматическими умениями, которые основываются на раскрытии лингвистических понятий. Эти умения формируются в процессе грамматического разбора, который служит показателем учебно-языковых умений учащихся, критерием их знаний.
Таким образом, при правильной организации грамматический разбор, во-первых, реализует одно из важнейших направлений работы современной школы и обеспечивает развитие умений применять полученные знания на практике. Во-вторых, грамматический разбор повышает самостоятельность, активность мышления школьников, то есть у детей развивается внимание к форме, значению, структуре изучаемого грамматического явления, формируется умение сравнивать, сопоставлять, противопоставлять, классифицировать, обобщать факты языка. В-третьих, грамматический разбор становится существенным компонентом занятия русского языка и используется для закрепления и углубления знаний, для проверки умений и навыков учащихся. В-пятых, осуществляется дифференцированный подход к различным группам обучаемых и индивидуальный - к каждому из них.
Как показало организованное нами опытно-экспериментальное исследование, грамматический разбор на уроках русского языка в начальной школе играет огромную роль в овладении языком, в усвоении норм русского литературного языка, является условием развития различных мыслительных операций у учащихся. Мы определили общие требования к грамматическому разбору и рекомендации по работе с грамматическим разбором в начальной школе.
1) Выделенные нами виды грамматического разбора, как фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический, должны рассматриваться во взаимосвязи.
2) Грамматический разбор должен проводиться строго в пределах программы, в объеме тех сведений, которые даются в учебнике.
3) Мы считаем, что над грамматическим разбором необходимо работать целенаправленно и систематически.
Таким образом, грамматический разбор является не только эффективным приемом закрепления и проверки знаний, умений и навыков учащихся, но и одним из действенных способов, обеспечивающих развитие мышления, внимания, речи. Проведение грамматического разбора с учетом сказанного будет способствовать практическому овладению учащимися русским языком.
1. Алферов А.Д . Психология развития школьников : Учебное пособие по психологии. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. - 384 с.
2. Антонова Е.С. , Боброва С . В . Методика преподования русского языка (начальные классы): учебник для студ. сред.проф. учеб, заведений / Е.С. Антонова, С.В. Боброва. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 448 с.
3. Бартан Ф.М. Проблемы современного урока русского языка в условиях национального двуязычия // Башкы. - 2004. - № 3. - С. 72-76.
4. Биджиева В.И. Развитие лингвистических компетенций младших школьников-билингвов на уроках русского языка в процессе работы над морфемным составом слова // Проблемы и перспективы современной науки. - 2015. - № 8. - С. 65-71.
5. Блоноитй II.11 . 1101x0.101 для младшего школьника / Под редакцией
А.И. Липкиной и Т.Д. Марцинковской; вступительная статья А.И. Липкиной и Т.Д. Марцинковской. - М.: Издательство «Институт практической
психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 575 с.
6. Букичева О.А. Дидактические игры на уроках английского языка в начальной школе // ИЯШ. - 2011. - №6. - С. 46-49.
7. Валлов А.А. Психологическое развитие ребенка. -М.:Просвещение, 1976. - 99 с.
8. Волков Б.С. Воррастная психолога. . В 2-х ч . 4.: : От млддшгго школьного возраста до юношества: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям (ОПД.Ф.01 - Психология) / Б.С. Волков, Н.В. Волкова; под ред. Б.С. Волкова. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 343 с.
9. Bыкoтский Л.С . Пeдaкoгичecкая психологая / Лвв Bыкoаский; под ред. В.В. Давыдова. - М.: АСТ. Астрель: Хранитель, 2008. - 671, [1] с.
10. Выоотский Л.С . Пиихологачеккое развитие чeлoвскa. - М.: Идд/ во Смысл; Изд-во Эксмо, 2003. - 1136 с.
11. Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 1008 с.
12. Галаганова Г.Е, Матюшенко Л.М, Лежнина Г.В, Мерзлякова О.М, Губкина Л.М, Нешитова Т.В, Волжанкина О.М. Задачи процесса формирования опыта самостоятельности учащихся младших классов в использовании материала английского языка в игровой деятельности // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2008. - № 1. - С. 38-42.
13. Гмззаева Л.Б . Методы и приемы обучения русской орфографии в связи с изучением состава слова и словообразования в национальной школе //Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2013. - №4. - С. 48-53.
14. Головченко М.А. Развитив речи младших школьников на основв знакомства с пословицами // Начальная школа. - 2011. - № 1. - С. 74-75.
15. lу^"а|)pт^нIт М.Ю . Иcпoльзoаенив пословиц для развития нввыков говорения // ИЯШ. - 2011. - № 5. - С. 48-52.
16. Забродинв Н.П. Ирра ккк срддтвов pазвития интересв к изyчению французского языка // ИЯШ. - 2009. - № 4. - С. 19-22.
17. Зак]^]^]рБЯ]нов К.З . Труди отии cинасктичсскoтв рзаборв
предложений по членам // Вестник ВЭГУ. - 2005. - № 2. - С. 124-134.
18. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник для 4 класса общеобразовательных организаций в двух частях. Часть 1. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - М.: Просвещение, 2013. - 160 с.
19. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник для 4 класса общеобразовательных организаций в двух частях. Часть 2. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - М.: Просвещение, 2013. - 160 с.
20. Коллова М.М. К вопросу о мeтoдичсскoм oбecпечении непрерывного изучения морфемики в 4-5 классах общеобразовательной школы // Вестник ХГУ им. Н.Ф. Катанова. - 2014. - № 9. - С. 85-90.
21. Козлова М.М. Моделирование устно-речевых высказываний младших школьников в процессе работы над морфемным составом слова // Новое слово в науке. - 2016. - № 1-1 (7). - С. 236-239.
22. Лашко Г.Б. Причины трудностей ошибок младших школьников в разборе слов по составу / Г. Б. Сулименко // Проблемы теории и практики современной науки.Материалы II Международной научно-практической конференции: сб. статей. - М.: Изд-во «Перо», 2014. - С. 100-103.
23. Лукьянова М.И. Современный урок и требования ФГОС // Народное образование. - 2012. - № 8. - С. 212-219.
24. Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Уч. пособие / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. - 2 изд., перераб. - М.: Просвещение, 1987. - 415 с.
25. Методика обучения иностранному языку в средней школе: Учебник / Гез Н.И., Ляховский М.Б., Миролюбов А.А. и др. - М.: Бысш. школа, 1982. - 373 с.
26. Мухина Б.С. Бозрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учеб.для студ. вузов. - 7-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 456 с.
27. Озоркова М.Ю. Дидактические игры как средство умственного воспитания младших школьников-билингвов на уроках русского языка // Успехи современного естествознания. - 2010. - № 1. - С. 72-74.
28. Ондар А.С. Использование игровых упражнений для развития речи учащихся на уроках русского языка // Русский язык в Туве. Приложение к журналу «Башкы». - 2011. - № 3. - С. 31-35.
29. Палей И.Р. Очерки по методике русского языка: Уч. пособие. - М.: Просвещение, 1965. - 312 с.
30. Поляков А.М. Психология развития: учеб.пособие для студентов псих. и пед. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / А.М. Поляков. - Мн.: ТетраСистемс, 2006. - 304 с.
31. Прошина Е.Ю. О некоторых вопросах использования ИКТ на уроках русского языка // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2009. - № 4. - С. 60-65.
32. Психологический атлас человека / под ред. А.А. Реана. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2006. - 651, [5] с.
33. Рамазанова В.Б. Формирование познавательной активности на уроках русского языка как неродного средствами игровых технологий // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2011. - № 2. - С. 115-119.
34. Селиверстова Г. М., Манзанова Ф. Т. Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык» для 4 класса тувинских школ в двух частях. Часть 1. / Сост. Г. М. Селиверстова, Ф. Т. Манзанова. - Красноярск: Издат. «Офсет», 2012. - 52 с.
35. Селиверстова Г. М., Манзанова Ф. Т. Русский язык: Учебник для 4 класса тувинских школ в двух частях. Часть 1. / Сост. Г. М. Селиверстова, Ф. Т. Манзанова. - Красноярск: Издат. «Офсет», 2011. - 159 с.
36. Селиверстова Г. М., Манзанова Ф. Т. Русский язык: Учебник для 4 класса тувинских школ в двух частях. Часть 2. / Сост. Г. М. Селиверстова, Ф. Т. Манзанова. - Красноярск: Издат. «Офсет», 2011. - 176 с.
37. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе: Уч. пособие. - М.: Просвещение, 1980. - 414 с.
38. Тлюстен Л.Ш. Формирование навыков разбора у младших школьников - одно из важнейших условий повышения их орфографической грамотности // Новые технологии. - 2006. - № 2. - С. 13-15.
39. Тростенцова Л.А. и др. Дидактический материал к учебнику русского языка: 4 кл. Пособие для учителя / Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
40. Тутаришева М.К., Тлюстен Л.Ш. Виды грамматического разбора и методика проведения в начальной школе и ВУЗе: Учебно-методическое пособие для учителей начальных классов и студентов педагогических факультетов вузов. - Майкоп: Изд-во ИП Магарин О.Г., 2010. - 259 с.
41. Ушакова О.Д. Вее виды разбора по русскому языку. 5-9 классы . - СПб.: Издат. дом «Литера», 2012. - 240 с.
42. Федеральный госсударственный общеобразовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010.
43. Целикова М.П . Cинтакcический как КРИТРРИЙ
аналитических способностей учащихся на уроках русского языка // Наука и школа. - 2010. - № 3. - С. 85-88.
44. Черногрудова Е.П. Boзмoжнoсти иcпoльзoвания русских народных пословиц на уроках // Начальная школа. - 2009. - № 1. - С. 29-32.
45. Чистяков М.Н. Методика 1130110/131561111-01 pYасгoгo языка в школах народов тюркоязычной группы: Уч. пособие. - М.: Просвещение, 1964. - 428 с.
46. Якушина ЕВ. ¥4111049 ютовится к YзакY: что иомниили НОШВС стандарты // Народное образование. - 2012. - № 7. - С. 177-180.