Введение 3
Глава I. 10. Семейные фотографии как исторический источник 10
1.2. Результаты по ФГОС 26
1.3 Возрастные особенности школьников 36
Глава II. Семейные фотографии на уроках истории 40
2.1. Возможности использования фотографий на уроках истории 40
2.2. Методы и приемы использования фотографий 43
Глава III. Использование семейных фотографий как исторический источник на уроках истории 47
Заключение 53
Список источников и литературы: 59
Приложение 1 62
Современную жизнь трудно представить без фотографии и, в то же время, человек пресыщен визуальными образами, окружающими его. Фотография, прочно вплетенная в канву повседневности, организует реальность в соответствии со своими законами. В связи с этим, тема изучения визуального образа, его значения и механизмов функционирования приобретает особое звучание. Своеобразные опыты освоения жизненного пространства, попытки самоопределения и предъявления себя другим и миру в целом застыли в черно-белом пространстве старых фотокарточек: выражение лиц, костюмы, позы, образы отчетливо сохранили дух людей прошлых столетий. Через эти визуальные свидетельства, своеобразные «письма» из прошлого происходит обращение к «малым жизненным мирам» отдельного человека, семьи или группы людей с их повседневными интересами и занятиями, мыслями и чувствами.
В промежуток с 1839 года до наших дней укладывается жизнь восьми - девяти поколений, визуальный опыт которых включал фотографию. Создавая снимки или рассматривая их, человек обращается к осознанию своего бытия в этом мире и неизбежности наступления небытия. На фотографиях он видит себя, свою семью, запечатленные фрагменты окружающего мира - застывшие мгновения безвозвратно и незаметно ускользающего прошлого. С возрастанием роли фотографических практик в жизни людей, увеличивается и значение фотографирования, как опыта взаимодействия с окружающим миром. Человек знакомится с новыми формами ориентации в мире через формирование собственной идентичности и конструирование личной и семейной истории посредством фотографии. Следует иметь в виду, что наличие собственных фотографий было поначалу прерогативой представителей дворянского сословия и состоятельных людей, поэтому,
говоря об изменении мировосприятия индивида с появлением этого изобретения, мы подразумеваем преимущественно человека
определенного статуса и достатка.
Актуальность изучения семейной фотографии в качестве исторического источника на уроках истории заключается в том, что, несмотря на многочисленные размышления и попытки постижения сущности фотографии, она до сих пор остается притягательным и малоизученным феноменом в школьном преподавании. Кроме того, потенциал семейной фотографии как отдельного жанра также практически не раскрыт (лишь несколько современных авторов касаются этой темы). Мир семьи, запечатленный на фотографиях XX века в России, имеет свои графические характеристики, в которых воспроизводится модель супружеских, детско-родительских и межпоколенных отношений.
Фотография в XX веке - вещь достаточно роскошная, особенно для жителей сельской местности, но тем в доме у каждой семьи имелись так называемые «фотокарточки». Не каждый мог себе позволить иметь фотоаппарат, поэтому для приобретения фотографий людям приходилось обращаться в фотоателье.
Семейная фотография - уникальный исторический источник, позволяющий обогатить и расширить наши представления о семейных отношениях указанного периода, о материальном положении и многое другое1. Эти визуальные свидетельства, созданные с целью зафиксировать значимые моменты жизни семьи, позволяют изучать не только внешние характеристики образа семьи, но и техники саморепрезентации, образцы поведения и заветные идеалы. Мир семьи на фотографии - это реконструированная социокультурная реальность людей, взглянувших на мир через объектив фотоаппарата и получивших власть останавливать мгновения, позируя перед камерой, осознанно формируя собственную идентичность и создавая фотохронику семейной истории. Кроме того, за этими визуальными репрезентациями стоит образ жизни запечатленных людей, их стиль мышления, канва повседневных дел и сознательно расставляемые акценты - единение и сплоченность семьи, благополучие, состоятельность, подчеркнутые композицией и атмосферой кадра. В современной России потенциал семейной фотографии в качестве исторического источника еще мало изучен, но с каждым годом появляется все больше достойных внимания отечественных статей и монографий на эту тему. Исследуя фотографии как источник знаний о прошлом и настоящем возможна реконструкция особенностей ее жизнеустройства, быта, нормативной культуры. Чрезвычайно информационными могут быть элементы быта, ритуалов, семейных обычаев, которые зафиксированы на фотоснимках. Фотографии выполняют созидательную функцию: они сохраняют памятные события и даты в жизни человека, обеспечивая, таким образом, передачу информации2. Фотографии являются своеобразными маркерами национальной идентичности: они способствуют созданию культурных образцов прошлого, влияют на конструирование настоящего. Фотографии из частных коллекций, семейные альбомы, фотоархивы государственных музеев являются частью исторического опыта, зафиксированного 122 представителями прошлых поколений, а значит, бесценной информацией, с помощью которой можно осуществлять более эффективные коммуникативные процессы
Интерес к фотографии как к объекту исследования проснулся лишь в XX веке, что было обусловлено возникновением временной дистанции и необходимостью осмыслить новые способы ориентации в мире. В первой половине XX века в изучении фотографии господствовал искусствоведческий подход, ограничивавший область интересов спецификой художественных практик, методов и жанров фотографии. Научное обращение к фотографии сводилось к изучению истории фотографического дела, исследованию технических характеристик процесса получения фотоизображений. С середины столетия в связи с изменениями, произошедшими в гуманитарных науках, наметился переход к исследованиям культурологических аспектов фотографического дела. Зарубежные исследователи обратили внимание на влияние визуальных образов на жизнь человека и неизученные аспекты феномена фотографии как способа коммуникации (В. Флюссер), как знаковой системы и языка (Р. Барт), как социальной практики (П. Бурдье). Идеи зарубежных исследователей о необходимости изучения структуры изображения, его значения и функционирования в культуре были осмыслены и развиты в трудах отечественных визуальных антропологов в конце XX - начале XXI века. Например, в двух сборниках статей под редакцией Е.Р. Ярской- Смирновой и П.В. Романова были опубликованы работы, посвященные структуре, прочтению и общим проблемам понимания языка фотографического изображения. Изменения в понимании фотографии позволили переосмыслить традиционное изложение истории фотографии с точки зрения культурологического анализа.
Постепенно исследователи открывали все новые грани изучения этого социокультурного феномена, ведь фотографии - это не только следы деятельности человека (канал информации, визуальный образ, документ), воспринимаемые им и подлежащие анализу, но и характер видения, сформированный новым визуальным опытом - тем, как человек воспринимает мир и свое место в нем. В современной России потенциал семейной фотографии в качестве этнологического источника еще мало изучен, но с каждым годом появляется все больше достойных внимания статей и монографий отечественных авторов на эту тему, а также переводов важнейших зарубежных трудов, исследовавших феномен фотографии.
Особенность подхода отечественных исследователей фотографии заключается в том, что они, опираясь на теоретические положения зарубежных коллег, привлекают к исследованиям визуальное наследие нашей страны и на этом материале разрабатывают несколько направлений: комплексное изучение феномена фотографии (история социальной практики, ее влияние и роль в жизни человека), обозначение характерных особенностей и исследование фотографии дореволюционного времени, советского периода и современности, и, наконец, выделение семейной фотографии в качестве отдельного жанра и изучение ее роли в формировании картины мира человека.
Что касается семейной фотографии, то эта тема пока слабо освещена в отечественной литературе.
В исследованиях советской повседневной жизни наблюдается приращение источниковой базы за счет фотодокументов. Более того, в 1990-е-2000-е годы в российской историографии появились публикации, где фотография определена основным источником изучения советской повседневности3. И это представляется вполне логичным, так как ХХ век в полной мере можно считать веком фотографии, а во второй его половине она вошла в каждый дом.
Введение фотодокументов в научный оборот состоялось благодаря «визуальному повороту» в российской исторической науке4. Он связан с формированием новых представлений о «визуальности» в гуманитарной науке в последней четверти ХХ века. В современной российской историографии произошло заметное количественное увеличение исследований фотографии. В первую очередь, это оказалось возможным благодаря росту доступности фотодокументов для сообщества историков и развитию источниковедческих исследований. Значительную роль в этом процессе сыграло также обращение исследователей к зарубежным разработкам в области теории и методологии фотографии.
В настоящее время важное значение приобретает историографическое осмысление накопленного опыта в области исследования фотографии как источника по истории советской повседневности. Историографический анализ поможет выявить общие закономерности изучения фотографических источников, степень научной разработанности тех или иных проблем и наметить перспективы дальнейшей работы.
Объектом дипломной работы является - семейные фотографии.
Предметом - потенциал использования семейных фотографий на уроках истории.
Цель дипломной работы - раскрытие ценности семейной фотографии как исторического источника и возможности использования на уроках истории.
К задачам дипломной работы можно отнести:
• определить, что такое семейная фотография как исторический источник;
• выявить специфику преподавания истории с использованием семейных фотографий.
В качестве источниковой базы исследования выступают следующие группы источников:
1) Фотографии семейных архивов, которые удалось собрать в ходе исследования;
2) Нормативно - правовые документы, в частности ФГОС, который
демонстрирует требования к результатам образования и историко - культурный стандарт, где красной нитью прописан антропоцентрический подход, в ИКС также же говорится о том, что стоит уделять внимание вопросам истории повседневности, семейные фотографии тому яркий пример;
3) Методические разработки учителей, которые позволяют выявить приемы и методы работы с семейными фотографиями как с историческим источником на уроках истории России.
Таким образом, мы констатируем, что источниковая база нашего исследования достаточна.
Научная новизна работы обусловлена слабой изученностью темы, а также малым количеством методических разработок, где семейная фотография выступает в качестве полноценного исторического источника.
Практическая значимость заключается в разработке урока по истории России XX века, на котором семейные фотографии выступают в качестве исторического источника.
Работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы и приложений.
Потенциал фотографии в качестве источника практически не изучен. До недавних пор фотографии считались только иллюстративным материалом, сопровождающим текст.
Интерес к изучению фотографии в России явно обозначился с выделением визуальной антропологии в качестве отдельной дисциплины, когда «результаты» визуальных практик (кино- и фотодокументы) были признаны правомерным источником для исторических исследований. Конечно, наряду с визуальными антропологами, и кроме собственно фотографов, фотографией интересовались и отдельные специалисты: историки, философы, психологи и культурологи. Современное понимание феномена фотографии рождается в синтезе представленных взглядов.
Исследователи начинают обращаться к старым фотографиям, как к источнику, очень аккуратно и осторожно, чтобы не преувеличить роль и значение визуальных практик в жизни человека. Например, интерес современных ученых к визуальному воплощению повседневности нашел отражение в публикации сборников «старинных» фотографий. Взгляд авторов этих изданий также может рассматриваться как своеобразная интерпретация: какие именно фотографии были выбраны для публикации , по какому принципу производился отбор, сопровождаются ли снимки комментариями исследователя или оставляют читателя наедине с изображениями.
Кроме того , в научном мире постепенно утверждается мнение, что фотографию как документ, как практику и как часть исторического наследия можно и необходимо изучать для восстановления социокультурного контекста реальности. Подтверждением служит все возрастающий интерес представителей различных наук к этому многогранному феномену. Выделение семейной фотографии в качестве отдельного жанра обозначает специфическое направление для дальнейших разработок в этой области.
Исследователи утверждают специфику фотографии в качестве источника, говоря о необходимости применения комплексного подхода и специальных методик по интерпретации информации этих визуальных документов. Визуальными антропологами было предложено несколько методик «прочтения» фотографий, которые полезно использовать для анализа семейных фотографий второй половины XIX - начала XX в. Сведения, которые можно «считать» со снимков касаются как самого человека или людей, запечатленных на снимке (внешний облик, характеристики одежды, атрибутики, определение социального статуса, семейного положения, национальной принадлежности и т.д.), так и некоторых сторон их жизни, традиций, вкусов и пристрастий (фотокарточки, сохранившие моменты семейных праздников и торжеств, в более общем смысле моменты единения семьи).
Эти сведения способны дополнить и обогатить новыми красками картину повседневности былого. Однако стоит помнить, что постановочная фотография - это все-таки сконструированная реальность, где люди предстают перед объективом подготовленными и нарядными, стараясь выглядеть как можно лучше.
Фотографии способны предоставить информацию не только о том, как выглядели люди изучаемого нами периода, но и как они смотрели на мир. Например, представления о семье формировали каноны семейного фотографирования и семантику пространства семейной фотографии.
Не стоит забывать, что фотография представляла собой нечто большее, чем просто снимок. Это было целое явление, изменившее мировосприятие человека и подарившее ему возможность визуализировать жизнь и свои представления о ней и о себе, открыться миру, запечатлеть себя и своих близких, особую атмосферу, настроение, чувства. Поэтому говоря об информативности фотографии, следует помнить о контексте ее участия и значении в жизни людей. Так, фотография участвовала в формировании семейного этикета, документируя наиболее важные события из жизни семьи и рода. Информационный посыл фотографии, пропитанной духом времени, регламентировал иерархичность позиций и поведение членов семейной группы, отражал структуры семьи, снова и снова воспроизводил и конструировал модели поведения, транслируя эти установки в качестве визуального послания следующим поколениям.
Стоит помнить о том, что фотография - это источник разноплановой неоднородной информации. Здесь имеет значение контентная
(содержательная) часть снимка и контекстуальная (подразумевающаяся, оставшаяся за кадром реальность бытования фотографий и их значение в жизни людей).
Мир семьи, запечатленный на фотографиях, имеет свои графические характеристики. Важно обратить внимание на то, сколько поколений запечатлено вместе, как относительно друг друга они располагаются в пространстве кадра, кто из представленных людей глава семейства, какое событие отражено на снимке и т.д. Также важно отметить атмосферу кадра, присутствующую атрибутику. На семейных фотографиях хорошо виден этнический колорит: детей часто фотографировали в национальных костюмах, что подчеркивает бережное отношение людей к собственным традициям. Также встречаются фотографии, где вся семья запечатлена в традиционных нарядных одеяниях, например на природе или на фоне красочных декораций. Этнический колорит также проявлялся и в композиционном расположении и численном составе членов семейной группы.
Вызывает интерес разнообразие семейных портретов, фоном для которых помимо интерьера дома могли служить улица, живописный сад, нарисованные декорации в ателье и др. Детали и атрибутика кадра важны для целостного восприятия и анализа снимка. Так называемые вещи- символы, появляющиеся в кадре, наполняли постановочную сцену жизнью и были призваны воплотить и представить вкусы и увлечения запечатленных людей. Часто на семейных фотографиях встречаются музыкальные инструменты, ноты или книги, они могут располагаться в стороне или быть композиционным центром, объединяющим людей.
Говоря об информативности фотографии, не стоит забывать, что большое значение имеет взгляд, обращенный на фотографию. Для человека, рассматривающего автобиографичные фотографии, это будет одна информация (оживляющая воспоминания). Для исследователя, владеющего знанием исторического контекста или осведомленного в области психологии, «полученная» информация будет иной. Эти взгляды формируют уникальную природу фотографии как визуального свидетельства былого.
Семейную фотографию можно рассматривать как информационный посыл, носитель визуальной информации, воплощающий ценностные установки и модели поведения людей, существующие в обществе. Вместе с изменяющимися нормами и представлениями, меняется содержание и структура кадра. Исследователю важно проследить эти тенденции.
В современной жизни значение семейных фотографий также трудно переоценить: они наполняют альбомы, украшают стены домов, заполняют память компьютера, запуская механизмы узнавания и осознавания человеком 96 себя в этом мире. Фотография, представляя собой стимульный материал для размышления, способствует самопознанию человека, и тенденция использовать семейные снимки в терапевтическом процессе указывает на ценность и уникальную природу семейной фотографии.
На многие вопросы, связанные с фотографией, еще только предстоит ответить, и, судя по все возрастающему вниманию представителей разных наук, ответы эти будут найдены в области междисциплинарных исследований.
Использование семейных фотографии на уроках истории является одним из наиболее эффективных средств эмоционального воздействия, оставаясь одним из источников информации в процессе познания истории.
Фотография способствует развитию мышления обучаемых, усиливает мотивацию обучения. Нетрадиционные приемы использования фотографии расширяют их значение в учебном процессе, способствует реализации личностно - ориентированного обучения истории.
В школьной практике преподавания истории наблюдается тенденция использования фотографии с целью конкретизации исторических событий, для создания ярких исторических образов, для усиления эмоционального восприятия истории. Однако не исследована проблема обращения к фотографии для развития исторического мышления учащихся. Эту проблему можно решить на основе нового подхода - комплексного использования фотографии на уроках истории. Анализ школьных учебников показал, что количество фотографий небольшое. В основном это фотографии персоналий, материальных объектов и исторических событий. В учебниках практически полностью отсутствуют фотографии, сориентированные на связь с современностью. Методический аппарат учебника не предлагает вопросы и задания, направленные на развитие мышления при работе с фотографиями. Полностью не решена проблема комплексного использования фотографии.
На наш взгляд, для того, чтобы учащиеся более полно воспринимали информацию, необходимы также разработки с привлечением иных видов визуальных источников, например, фотодокументов.
Особенности развития исторического образования на
современном этапе в средней общеобразовательной школе предлагают значительные изменения в содержании, структуре и формах обучения.
Все эти изменения проходят в общем контексте гуманизации преподавания истории. Одним из направлений процессов гуманизации является обращение к личности, познающей историю, что предполагает усиление эмоциональности восприятия истории.
1. Алексеев В.В. Образное и документальное отображение исторической реальности в изобразительных источниках // Проблемы источниковедения и историографии. М., 2000. С. 297-301.
2. Андреева В.А. Историческое образование: возможности и
перспективы / В.А. Андреева. - М.,1963.
3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.
- 171 с.
4. Арнхейм Р. О природе фотографии // Новые очерки по психологии искусства. М.: «Прометей», 1994. С.119-132.
5. Бывшева О.Ю. Комплексное использование фотографии на уроках истории/ Теория и методика обучения и воспитания. - 2007. - №5. - С.128132.
6. Вартанов А. Фотография: документ и образ. М.: Планета, 1983. - 271 с
7. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. / Е.Е. Вяземский, О.Ю.Стрелова. - М.: 2000. - С.107- 110.
8. Гиниятова Е.В. Фотография как способ проблематизации телесности в современной культуре. Дис. канд. Философ, наук. Томск., 2007. - 134 с.
9. Голиков А.Г., Круглова Т.А. Источниковедение отечественной истории. М., 2000.
10. Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения. - М.,1971. - 214 с.
11. Круткин В.Л. Фотографический опыт и его субъекты // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность: Сб. науч. Ст. Саратов: Научная книга, 2007. С. 43-61.
12. Левашов В. Фотовек. Краткая история фотографии за 100 лет. Н. Новгород, Кариатида, 2002. - 126 с.
13. Лернер И.Я. Ознакомление учащихся с методами науки как средство связи обучения с жизнью / И.Я. Лернер // Сов. Педагогика. - 1983. - №10, С.15- 27.
14. Лисова К.И. Использование документов на уроках истории / К.И. Лисова // Народное образование. - 2001. №5, С.54.
15. Магидов В.М. Кинофотодокументы по истории отечественной культуры второй половины XIX - XX веков // Материальная база сферы культуры. - Науч.-инф. Сб. - Вып. 1. - М.: Изд. РГБ, 2002. С. 65- 78...30