Развитие познавательной активности обучающихся четвертого класса на уроках литературного чтения
|
Введение 1
1 Теоретические аспекты развития познавательной активности обучающихся
четвертого класса на уроках литературного чтения 6
1.1 Понятие познавательной активности, способы её формирования 6
1.2 Психолого-педагогические особенности обучающихся четвертого
класса и критерии развитие познавательного интереса 14
1.3 Методы обучения литературному чтению, способствующие развитию
интереса к чтению у младших школьников 19
2 Экспериментальное исследование формирования интереса к чтению
обучающихся четвертого класса на уроках литературного чтения 36
2.1 Диагностика уровня развития интереса к чтению у обучающихся
четвертого класса 36
2.2 Разработка эффективных методов и приёмов по развитию интереса к чтению обучающихся четвертого класса на уроках литературного чтения 46
2.3 Анализ окончания экспериментального исследования 54
Заключение 58
Список использованных источников 60
Приложения А-Е
1 Теоретические аспекты развития познавательной активности обучающихся
четвертого класса на уроках литературного чтения 6
1.1 Понятие познавательной активности, способы её формирования 6
1.2 Психолого-педагогические особенности обучающихся четвертого
класса и критерии развитие познавательного интереса 14
1.3 Методы обучения литературному чтению, способствующие развитию
интереса к чтению у младших школьников 19
2 Экспериментальное исследование формирования интереса к чтению
обучающихся четвертого класса на уроках литературного чтения 36
2.1 Диагностика уровня развития интереса к чтению у обучающихся
четвертого класса 36
2.2 Разработка эффективных методов и приёмов по развитию интереса к чтению обучающихся четвертого класса на уроках литературного чтения 46
2.3 Анализ окончания экспериментального исследования 54
Заключение 58
Список использованных источников 60
Приложения А-Е
Для становления грамотной, разносторонней личности, воспитания нового поколения и поднятия культурного потенциала страны как никогда важно читающее общество. Чтение - культурный феномен каждого общества, средство духовно-нравственного воспитания, развития и образования.
В настоящее время наблюдается снижение читательской грамотности как во всем мире, так и в России. Это подтверждается международным исследованием по оценке качества образования. По данным PISA, с 2003 по 2015 год средний балл российских обучающихся по чтению колеблется от 440 до 495 по 1000-балльной шкале, т. е. за последние годы уровень читательской грамотности не превышает 50 % [10]. Полученные результаты указывают на то, что задача повышения уровня интереса к нему как никогда актуальна.
Для этого разработана и внедрена «Национальная программа поддержки и развития чтения», рассчитанная на реализацию в период 2007-2020 гг. [57]. Она акцентирует внимание на необходимости вернуть престижность чтению и приумножить ряды активных читателей. В настоящее время приоритет отдается чтению детей, что отражено в «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», распоряжение от 03 июня 2017 года, реализация которой намечена на 2018-2026 гг. [12].
Отношение к чтению закладывается в раннем детстве, в семье, однако школьникам, особенно младшим, требуется постоянная поддержка интереса со стороны учителя и родителей. В Федеральном государственном общеобразовательном стандарте начального общего образования именно формированию устойчивого познавательного интереса, в том числе и интереса к чтению, отводится особое место в «портрете выпускника начальной школы». Школьник характеризуется как «ребёнок любознательный, активно и заинтересованно познающий мир» [81, с. 4-5]. Для достижения данного результата ученику необходимо создать условия для «овладения навыками смыслового чтения... осознания значимости чтения для личного развития... формирования потребности в систематическом чтении. и умения самостоятельно выбирать интересующую литературу...» [81, с. 8]. Иными словами, если ребёнок понимает, что читает, то ему интересно, если у ученика есть мотивация и потребность, то можно говорить, что сформирован устойчивый интерес к чтению, который является необходимым условием формирования читательской самостоятельности.
Вопрос развития интереса к чтению поднимался в работах русских и советских педагогов-методистов: С.И. Абакумова, О.В. Джежелей, С.П. Лавлинского, М.Р. Львова, В.Г. Марацмана, М.И. Омороковой, Г.М. Первовой, Н.Н. Светловской, И.И. Тихомировой и др. Они вели активные поиски путей развития интереса и разрабатывали методическую основу для становления ребенка как читателя.
В настоящее время возникает проблема, заключающаяся в противоречии между необходимостью повышения читательской грамотности подрастающего поколения и тенденцией снижения интереса к чтению, читательской активности обучающихся. Педагогический аспект проблемы состоит в противоречии между требованиями к планируемым результатам обучения литературному чтению, зафиксированными в стандарте, и неполной реализацией возможностей для их достижения, в частности для развития у младших школьников интереса к чтению, в методическом аппарате учебников.
Данное противоречие обусловило тему исследования «Развитие познавательной активности обучающихся четвертого класса на уроках литературного чтения»
Цель исследования: разработать и теоретически обосновать задания для уроков литературного чтения, направленные на развитие у младших школьников интереса к чтению.
Объектом исследования является процесс развития познавательной активности у младших школьников в условиях обучения литературному чтению. А предметом исследования являются задания для уроков литературного чтения, направленные на развитие интереса к чтению в четвертом классе.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие познавательной активности, способы ее формирования, определить основные психолого-педагогические особенности обучающихся четвертого класса, выявить критерии познавательной активности.
2. Охарактеризовать содержание литературного образования в начальной школе и методы, способствующие развитию интереса к чтению у младших школьников.
3. Подобрать диагностический инструментарий для выявления уровня развития интереса к чтению у младших школьников, провести диагностику, обработать полученные результаты.
4. С учетом результатов диагностики разработать задания для развития интереса к чтению у обучающихся четвертого класса.
Гипотеза: развитию познавательной активности обучающихся
четвертых классов на уроках литературного чтения способствуют:
- применение активных методов обучения;
- учёт психолого-педагогических особенностей обучающихся четвертого класса.
В исследовании были использованы следующие методы: теоретический - анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы в рамках проблемы; эмпирические - педагогическая диагностика (анкетирование и анализ продуктов деятельности - читательских дневников), обработка данных (количественная и качественная), педагогическое проектирование.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шалинская СШ № 1»
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, 5 приложений
В настоящее время наблюдается снижение читательской грамотности как во всем мире, так и в России. Это подтверждается международным исследованием по оценке качества образования. По данным PISA, с 2003 по 2015 год средний балл российских обучающихся по чтению колеблется от 440 до 495 по 1000-балльной шкале, т. е. за последние годы уровень читательской грамотности не превышает 50 % [10]. Полученные результаты указывают на то, что задача повышения уровня интереса к нему как никогда актуальна.
Для этого разработана и внедрена «Национальная программа поддержки и развития чтения», рассчитанная на реализацию в период 2007-2020 гг. [57]. Она акцентирует внимание на необходимости вернуть престижность чтению и приумножить ряды активных читателей. В настоящее время приоритет отдается чтению детей, что отражено в «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», распоряжение от 03 июня 2017 года, реализация которой намечена на 2018-2026 гг. [12].
Отношение к чтению закладывается в раннем детстве, в семье, однако школьникам, особенно младшим, требуется постоянная поддержка интереса со стороны учителя и родителей. В Федеральном государственном общеобразовательном стандарте начального общего образования именно формированию устойчивого познавательного интереса, в том числе и интереса к чтению, отводится особое место в «портрете выпускника начальной школы». Школьник характеризуется как «ребёнок любознательный, активно и заинтересованно познающий мир» [81, с. 4-5]. Для достижения данного результата ученику необходимо создать условия для «овладения навыками смыслового чтения... осознания значимости чтения для личного развития... формирования потребности в систематическом чтении. и умения самостоятельно выбирать интересующую литературу...» [81, с. 8]. Иными словами, если ребёнок понимает, что читает, то ему интересно, если у ученика есть мотивация и потребность, то можно говорить, что сформирован устойчивый интерес к чтению, который является необходимым условием формирования читательской самостоятельности.
Вопрос развития интереса к чтению поднимался в работах русских и советских педагогов-методистов: С.И. Абакумова, О.В. Джежелей, С.П. Лавлинского, М.Р. Львова, В.Г. Марацмана, М.И. Омороковой, Г.М. Первовой, Н.Н. Светловской, И.И. Тихомировой и др. Они вели активные поиски путей развития интереса и разрабатывали методическую основу для становления ребенка как читателя.
В настоящее время возникает проблема, заключающаяся в противоречии между необходимостью повышения читательской грамотности подрастающего поколения и тенденцией снижения интереса к чтению, читательской активности обучающихся. Педагогический аспект проблемы состоит в противоречии между требованиями к планируемым результатам обучения литературному чтению, зафиксированными в стандарте, и неполной реализацией возможностей для их достижения, в частности для развития у младших школьников интереса к чтению, в методическом аппарате учебников.
Данное противоречие обусловило тему исследования «Развитие познавательной активности обучающихся четвертого класса на уроках литературного чтения»
Цель исследования: разработать и теоретически обосновать задания для уроков литературного чтения, направленные на развитие у младших школьников интереса к чтению.
Объектом исследования является процесс развития познавательной активности у младших школьников в условиях обучения литературному чтению. А предметом исследования являются задания для уроков литературного чтения, направленные на развитие интереса к чтению в четвертом классе.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие познавательной активности, способы ее формирования, определить основные психолого-педагогические особенности обучающихся четвертого класса, выявить критерии познавательной активности.
2. Охарактеризовать содержание литературного образования в начальной школе и методы, способствующие развитию интереса к чтению у младших школьников.
3. Подобрать диагностический инструментарий для выявления уровня развития интереса к чтению у младших школьников, провести диагностику, обработать полученные результаты.
4. С учетом результатов диагностики разработать задания для развития интереса к чтению у обучающихся четвертого класса.
Гипотеза: развитию познавательной активности обучающихся
четвертых классов на уроках литературного чтения способствуют:
- применение активных методов обучения;
- учёт психолого-педагогических особенностей обучающихся четвертого класса.
В исследовании были использованы следующие методы: теоретический - анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы в рамках проблемы; эмпирические - педагогическая диагностика (анкетирование и анализ продуктов деятельности - читательских дневников), обработка данных (количественная и качественная), педагогическое проектирование.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шалинская СШ № 1»
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, 5 приложений
В ходе проведённого теоретического исследования мы выявили, что интерес к чтению - это важнейший положительный, устойчивый и внутреннее осознаваемый мотив, побуждающий к читательской деятельности. Определено, что интерес у младших школьников неустойчив, ситуативен, опирается на внешнюю составляющую. При характеристике литературного образования в начальной школе было установлено, что важной составляющей является литературное развитие, включающее в себя и развитие интереса к чтению. Выделены и охарактеризованы основные методы и их приемы, способствующие развитию интереса к чтению, это стало базой для дальнейшей работы. На основе этих методов был проведен сравнительный анализ УМК «Начальная школа XXI века» и «Перспективная начальная школа» по литературному чтению. Он показал, что в методическом аппарате учебников и хрестоматий второй программы не в полной мере реализуется возможность развития интереса к чтению, в отличие от первой.
Для реализации проектировочной деятельности исследования были выделены критерии развития интереса к чтению по В. Г. Марацману: эмоционально-ценностное отношение к книгам; самостоятельность при выборе книг; читательский кругозор; количество времени, отводимое на чтение. На их основе подобран диагностический инструментарий - анкета, и проведена диагностика в 4 классе с использованием читательских дневников обучающихся. Анализ результатов диагностики показал, что существует незначительный разрыв между средним и высоким уровнем развития интереса к чтению, а именно 39 % и 36 % соответственно. Поэтому однозначно нельзя определить преимущественный уровень развития интереса к чтению у данного класса. Однако удалось зафиксировать, что у четвертой части обучающихся интерес не сформирован, именно их результаты вызывают особые опасения. На основе полученных данных удалось сделать следующий вывод: необходимо преодолевать причины нечтения у группы с низким уровнем, повышать и поддерживать интерес у остальных обучающихся.
С учетом проведенного анализа УМК и полученных результатов диагностики был разработан комплекс заданий и предложено поурочно-тематическое планирование для 4-го класса. Выделены два блока заданий на основе метода творческого чтения и чтения-рассматривания.
Наиболее активно рекомендуется применять задания, базирующиеся на приемах творческого чтения, которые предлагается использовать на этапе интерпретации: выразительное чтение, по ролям, инсценирование, иллюстрирование: графическое и словесное, создание литературных текстов, составление рассказа по аналогии, придумывание продолжения, творческий пересказ, интервью с героем или автором. Это обусловлено тем, что в рамках урока благодаря данному направлению учитель может способствовать развитию интереса через повышение положительного отношения к чтению. Но не менее важны задания, разработанные на основе метода чтения- рассматривания. Путем использования его основополагающего приема «рассматривание выставки книг» и сопутствующего «реклама книги» происходит приобщение детей к самостоятельному чтению и расширение читательского кругозора.
Таким образом, в процессе исследования найдены пути решения проблемы, определенной в начале работы, а точнее, разработаны задания, способствующие развитию интереса к чтению у младших школьников. Подобные задания необходимо включать в уроки литературного чтения и активно применять в своей практике учителям для формирования, развития, поддержания и стимулирования интереса к чтению у младших школьников и для воспитания поколения истинных читателей.
Для реализации проектировочной деятельности исследования были выделены критерии развития интереса к чтению по В. Г. Марацману: эмоционально-ценностное отношение к книгам; самостоятельность при выборе книг; читательский кругозор; количество времени, отводимое на чтение. На их основе подобран диагностический инструментарий - анкета, и проведена диагностика в 4 классе с использованием читательских дневников обучающихся. Анализ результатов диагностики показал, что существует незначительный разрыв между средним и высоким уровнем развития интереса к чтению, а именно 39 % и 36 % соответственно. Поэтому однозначно нельзя определить преимущественный уровень развития интереса к чтению у данного класса. Однако удалось зафиксировать, что у четвертой части обучающихся интерес не сформирован, именно их результаты вызывают особые опасения. На основе полученных данных удалось сделать следующий вывод: необходимо преодолевать причины нечтения у группы с низким уровнем, повышать и поддерживать интерес у остальных обучающихся.
С учетом проведенного анализа УМК и полученных результатов диагностики был разработан комплекс заданий и предложено поурочно-тематическое планирование для 4-го класса. Выделены два блока заданий на основе метода творческого чтения и чтения-рассматривания.
Наиболее активно рекомендуется применять задания, базирующиеся на приемах творческого чтения, которые предлагается использовать на этапе интерпретации: выразительное чтение, по ролям, инсценирование, иллюстрирование: графическое и словесное, создание литературных текстов, составление рассказа по аналогии, придумывание продолжения, творческий пересказ, интервью с героем или автором. Это обусловлено тем, что в рамках урока благодаря данному направлению учитель может способствовать развитию интереса через повышение положительного отношения к чтению. Но не менее важны задания, разработанные на основе метода чтения- рассматривания. Путем использования его основополагающего приема «рассматривание выставки книг» и сопутствующего «реклама книги» происходит приобщение детей к самостоятельному чтению и расширение читательского кругозора.
Таким образом, в процессе исследования найдены пути решения проблемы, определенной в начале работы, а точнее, разработаны задания, способствующие развитию интереса к чтению у младших школьников. Подобные задания необходимо включать в уроки литературного чтения и активно применять в своей практике учителям для формирования, развития, поддержания и стимулирования интереса к чтению у младших школьников и для воспитания поколения истинных читателей.
Подобные работы
- Театрализация как способ развития творческих способностей обучающихся 3 класса на уроках литературного чтения (Свердловский областной педагогический колледж)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - Формирование у четвероклассников умений самостоятельной работы с информацией на уроках литературного чтения (Ленинградский Государственный Университет имени А.С. Пушкина)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - Формирование у младших школьников читательских умений в процессе творческой деятельности на уроках литературного чтения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - Развитие эмоционального восприятия художественного произведения на уроках литературного чтения в начальной школе
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2022 - Формирование читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Использование мультимедийных технологий на уроках внеклассного чтения
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Средства формирования универсального учебного действия моделирования у обучающихся второго класса на уроках математики в условиях развивающего обучения
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017



