Введение 8
Глава 1. Теоретические основания модульного построения образовательной
программы по дисциплине «Технология» 12
1.1 Модульное построение образовательных программ как инновационная
технология 12
1.2 Принципы межпредметности и метапредметности в модульном
построении образовательной программы по дисциплине «Технология» 35
1.3 Проблемы модульного построения образовательной программы по
«Технологии» 45
Выводы по первой главе 49
Глава 2. Подготовка педагога к модульному построению образовательных программ 52
2.1 Анализ проекта «Профессиональный стандарт педагога» по
дисциплине «Технология» 52
2.2 Основные направления системы повышения квалификации и
переподготовки учителя «Технологии» 56
Выводы по второй главе 60
Глава 3. Разработка образовательной программы «Технология 6 класс» - модульное построение 61
3.1 Образовательная программа «Технология +» 6 класс - цель и результат
реализации межпредметных и метапредметных принципов построения 61
3.2 Разработка содержания модулей образовательной программы
«Технология+» 6 класс 66
3.3 Разработка критериев и показателей сформированной метапредметных
умений на примере креативности и регулятивных компетентностей учащихся по дисциплине «Технология» 71
3.4 Внедрение модульной программы «Технология+» в шестом классе 75
Выводы по третьей главе 81
Заключение 82
Список литературы 87
Приложение 1 92
Приложение 2 104
Приложение 3 106
Приложение 4 109
Исходя из современных тенденций образования, необходим новый подход к построению образовательных программ. На смену классической педагогики Я.А.Коменского, И. Ф Гербарта приходит новая, ориентированная на личность ребенка, его интересы, желания. Новый способ построения учебного процесса способствует самореализации, самовыражению ребёнка, а так же позволяет учащемуся определить то направление деятельности, в котором он чувствует себя успешным. Таким образом, в центр образовательной модели встает учащийся, а не учитель.
Закон Российской Федерации и Федеральные Государственные Образовательные Стандартны, говорят о том, что учитель в праве самостоятельно изменять методы и формы учебного процесса, как на конкретном предмете, так и во внеурочной деятельности. Единственное, что важно учитывать, результат обучения должен соответствовать тем требованиям, которые выдвигает министерство образования.
С другой стороны общество выдвигает свои требования, которые в современной обстановке вполне обоснованы. Каждый учащийся должен быть успешен, каждый учащихся должен получать актуальные знания, отражающие потребности современного мира, в той форме, в которой это оптимально для него.
Современный ребёнок способен легко найти интересующую его информацию, но часто не понимает её значимость и способы применения полученной информации. Поэтому требуется при формировании новых программ, и технологий учитывать особенности современного поколения, а не транслировать знания накопленные поколениями.
Современные тенденции образования выдвигают на первый план личность ребенка, а не необходимость дать базу знаний в конкретной области. Невозможно научить современного ребенка тем знаниям и навыкам, которых еще нет в современном обществе, или которые еще только развиваются, а учить тому, что было актуально в прошлом бессмысленно. Но можно сформировать личность ребенка. И дать необходимые навыки для самообразования в дальнейшем.
Исходя из этого, все больше внимания уделяется технологиям, ориентированным на личность учащегося и его индивидуальность. Привлекают внимания как уже ранее известные педагогические технологии, так и только зарождающиеся, или видоизменяющиеся ранее известные технологии.
Современные образовательные программы по учебной дисциплине «Технология» пытаются удовлетворить этим ключевым требованиям, но при этом это сложные архаичные структуры, которые не способны динамично видоизменяться, отвечая требованиям времени.
В этих условиях актуальным является полное реструктурирование образовательных программ учебной дисциплины с использованием нового подхода к их формированию. И такой технологией является Модульное Обучение одним из авторов, которого явился Б.Ф. Скиннер еще в середине XX века.
В настоящий момент существует огромная практика использования технологии Модульного Обучения, но в основном эта технология применяется в высшем и профильном уровнях образования.
Актуальность выбора модульной технологии, как базовой объясняется стремлением избавиться от архаичной системы построение учебного процесса ребенка, учесть его интересы, дать различные пути развития своих способностей, и разгрузить ребенка, на сколько это возможно.
Идеальной системой применения модульной технологии является охват всех предметов учащегося, только в таком случае ученик будет иметь возможность гармонично развиваться, приобретая необходимые навыки в жизни, без лишних, повторяющихся трудозатрат.
Так же при использовании модульной технологии отмечается ранняя профилизация учащихся, что соответствует требованиям времени, уже сейчас профильные классы начинают формироваться не в 10-11 параллелях, а в 7-8 параллелях.
Проблема: Способна ли модульная технология построения образовательного процесса удовлетворить современные запросы общества и государства, и способствовать развитию гармоничной личности современного учащегося?
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по дисциплине «Технология».
Предмет исследования: модульное построение образовательной программы по дисциплине Технология.
Цель исследования: разработать программу «Технология 6», модульное построение.
Гипотеза исследования: на повышение результатов учебно-воспитательного процесса на уроках «Технологии» влияет:
- модульное построение учебного процесса, способствующее решению задач по развитию индивидуальности школьника, его интеллектуальных качеств, освоению универсальных учебных действий;
- освоение педагогами и внедрение технологии модульного построения учебно-воспитательного процесса.
Задачи исследования:
1. Исследовать теоретические источники, раскрывающие проблему модульного построения образовательных программ как инновационной технологии.
2. Обосновать принципы межпредметности и метапредметности в модульном построении образовательной программы по дисциплине «Технология» и выявить проблемы модульного построения образовательной программы по «Технологии».
3. Проанализировать содержание проекта «Профессиональный стандарт педагога» по дисциплине «Технология» и выявить основные направления системы повышения квалификации и переподготовки учителя «Технологии».
4. Разработать модульную образовательную программу «Технология 6 класс», критерии и показатели сформированности метапредметных умений учащихся по дисциплине «Технология» и апробировать в учебно - воспитательном процессе.
Методы исследования: в процессе проведение исследовательской
деятельности применялись методы анализа методической и педагогической литературы, внутришкольных актов, государственных законопроектов и требований профессионального стандарта. Так же использовались эмпирические методы исследования, проводились тестирования учащихся, наблюдения деятельности, защита проектов, анализ конкурентоспособности выполненных работ на конкурсе технического творчества. Проводился сравнительный анализ результатов контрольной группы, и группы экспериментальной в течении всего времени обучения.
Исследование проводилось на базе 6 класса Муниципального Автономного Общеобразовательного Учреждения Лицей № 9 «Лидер»
города Красноярска.
Современная система образования претерпевает изменения, и это фиксируется по всему миру. Актуальным становятся не сами знания, а способы манипуляции информационными потоками и умения самообразовываться и саморазвиваться. Классическая форма образования теряет способность адекватно времени реагировать на изменения техники и технологий современного мира, что и формирует потребность в изменении самого подхода к формированию образовательной программы. Становится очевидным, что образование должно становиться более мобильным, динамичным и иметь возможность легко изменяться.
В процессе изучения теории формирования учебного процесса классическим и модульным образом было выявлено, что классическое образование дает хорошие академические знания, но не способно своевременно реагировать на изменения, происходящие в современном мире. В то же время модульная система образования является ответом современным требованиям, соответственно способна оперативно реагировать на изменения, происходящие в мире.
Важным так же является то, что в центре процесса обучения встал сам индивидуум и его личность. Исходя из этого, появляются новые требования к самому процессу образования. Необходимо развивать личность ученика, его видение мира в целом (с учетом всех особенностей), а так же развивать навыки работы в коллективе и другие метапредметные компетентности.
Изучая теорию и историю введения модульной системы обучения, и причины вызвавшие необходимость разработки такой системы образования можно выделить основные положительные стороны такой формы обучений. К положительным сторонам модульного обучения относятся:
- организация образовательного процесса, способного удовлетворить потребности времени и общества;
- возможность формирования личности ребенка за счет внедренных по умолчанию систем межпредметного, личностного и метопредметного взаимодействия;
- возможность составление мобильной программы, способной изменяться в ответ на требования науки и техники.
Введение в образовательную практику модульной технологии - это инновационный процесс, который влияет на развитие когнитивной, мотивационной, деятельностной сферы обучающихся, профессионализма педагога, системы образования в целом и общественным запросам, связанным с развитием современного производства.
Модульное построение образовательных программ основывается на системном, деятельностном, синергетическом методологических подходах инновационного процесса.
Теория и практика введения модульного построения образовательного процесса дает возможность выявить основные принципы построения модульной образовательной программы по «Технологии»:
- при разделении образовательной программы на отдельные модули необходимо учитывать, что каждый модуль должен быть завершаемым;
- образовательный процесс должен быть организован с учетом интересов и способностей каждого ученика;
- должна присутствовать возможность взаимодействия учащихся в процессе изучения модуля, как полная помощь, так и частичное взаимодействие в разработке проекта;
- каждый разрабатываемый модуль должен иметь связь с другими предметными дисциплинами, и иметь возможность взаимной интеграции полученных знаний и навыков учащимся.
Метапредметность дисциплины Технология строится на основании следующих принципов:
- реализация нестандартных форм образовательной среды, позволяющая раскрыться индивидуальным особенностям ученика;
- развитие личностных качеств ученика, в том числе ответственности и умение самостоятельно регулировать образовательный процесс
- развитие нестандартного, критического мышления.
- умение организовывать свою деятельность с учетом индивидуальных и групповых форм взаимодействия.
Межпредметность дисциплины «Технология» строится на основе следующих принципов:
- единство целей;
- взаимосвязи содержания учебных дисциплин основных образовательных программ;
- взаимосвязи форм и методов преподавания учебных дисциплин;
- единый подход в оценивании результатов.
В образовании, с введением новых образовательных стандартов и программ обнаружилось ряд проблем, которые являются препятствием развитию всех участников образовательного процесса и продвижению инноваций. Таковыми являются:
- инертность мышления большого количества преподавателей стажистов и экспертов в сфере образования;
- отсутствие четкой системы взаимодействия между отдельными модулями;
- не достаточная подготовленность педагогического состава к межпредметному взаимодействию в рамках изучаемых модулей;
- необходимость изменения общешкольного плана образовательной деятельности;
- отсутствие системы оценивания, способной качественно отображать достижения учащихся.
Следует отметить сложности, возникающие в освоении программ повышения квалификации, программы не учитывают личного опыта каждого педагога, в результате чего происходит разделение обучающегося потока на категории:
легко и просто в освоении и применении;
- сложно в освоении и непонятно в применении;
- отсутствует смысл таких занятий.
В образовательных программах повышения квалификации педагогов отсутствует содержание, направленное на формирование компетенций педагога, способствующих формированию у учащихся соответствующих универсальных учебных действий.
В результате программы повышения квалификации оторваны от реальной обстановки в школе, и выглядят как простой перенос опыта одного педагога другим, что показало уже свою не жизнеспособность.
Оптимальным является способ формирования образовательных программ на основе отдельных блоков (модулей). Такой опыт получен в начале двадцатого века, в рамках возникшей необходимости быстро обучить специалистов профессиональной деятельности. Эта необходимость возникла в результате технической революции. Этот опыт необходимо использовать и в сфере переподготовки работников образования.
Модули необходимо формировать исходя из запросов самих педагогов, развивать сетевое взаимодействие в обучении педагогов, выстраивать погружение в рамках эффективной практики образования.
В рамках выпускной квалификационной работы была разработана и внедрена инновационная образовательная программа по дисциплине «Технология», а так же представлен положительный опыт внедрения подобной образовательной программы в учебный процесс образовательного учреждения. В пояснительной записке к программе указаны:
- принципы формирования модульной образовательной программы по Технологии;
- условия для разработки модульной образовательной программы;
- сформулированы цели и определены метапредметные и межпредметные результаты освоения образовательной программы по Технологии;
- выявлены проблемы и трудности разработки модульных образовательных программ;
- разработаны модули образовательной программы.
Проведены исследования по выбранным двум критериям: развитие креативного мышления и регулятивных компетентностей. Описан опыт внедрения образовательной программы и выявлены положительные результаты внедрения инновационной образовательной программы «Технология+» построенной по модульному принципу. Результаты исследования показали эффективность разработки и внедрения модульных программ по Технологии.
Следует так же отметить, опираясь на уже существующий опыт разработки образовательных программ по другим дисциплинам и в высшем профильном образовании, что подобный способ подходит так же и для системы переподготовки педагогов.
Современная система образования требует развития новых направлений в самом образовании, и взаимодействие между различными предметами, что обусловлено временем. Однако, не проводя изменений в самом подходе к образованию, невозможно это воплотить.
В заключении отметим, что цель исследования полностью достигнута. Задачи решены. А именно, выявлено положительное влияние внедрения модульной программы на образовательный процесс учащихся. Сформулированная гипотеза была полностью доказана путем исследования и анализа полученных данных.
На основании этого можно утверждать, что модульное построение образовательного процесса, влекущее за собой преобладание самомотивации учащихся, развитие коллективной ответственности, преобладание самостоятельной учебно-познавательной деятельности положительно влияет на формирование не только предметных, но и личностных, метапредметных и межпредметных компетентностей учащихся.
1. Анденко М.А. Актуальные проблемы воздействия специальных кафедр высшей школы при модульном обучении. - Новосибирск, 1993.
2. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учебно-методическое пособие. - Москва: Высшая школа, 1980.
3. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. Составитель М.Ю. Бабанский. - Москва: Педагогика, 1989.
4. Басова Н.В.. Педагогика и практическая психология. — Ростов н/Д: «Феникс». - 416 с.. 2000
5. Батышев С.Я. Блочно-модульное обучение - Москва, Транс-сервис,
1997. - 225 с.
6. Башарин В.Ф. Модульная технология обучения физике. Специалист. - 1994. - №9.
7. Бекирова Р.С. Организация модульного обучения по дисциплинам естественнонаучного цикла: Дис. □ канд. пед. наук.- М., 1998.
8. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. - Москва, 1989.
9. Блохин Н. В. Психологические основы модульного профессионально ориентированного обучения: Методическое пособие . Н. В. Блохин,
10. Блохин Н. В. Психологические основы модульного профессионально ориентированного обучения: Методическое пособие. Н. В. Блохин,
11. Богомолов С.А., Долгоруков А.М., Щенников С.А. Дистанционное образование в бизнес-образовании. Бизнес-образование. - 1997. - №2.
12. Борисова Н.В. От традиционного через модульное к
дистанционному образованию: Учебное пособие-Москва-Домодедово: ВИПК МВД России,1999.-174 с.
13. Борисова Н.В., Гудков Н.А., Бугрин В.П., Кузов В.Б. Использование модульной системы обучения в профессиональной подготовке кадров. Сборник “ПерсоналШ 2000 №1. с. 24-30. 39
14. Вазина К.Я. Саморазвитие человека и модульное обучение. - Нижний Новгород, 1991.
15. Васильева И.Н., Чепенко О. А. Интегративное обучение и модульные педагогические технологии. Специалист, 1997, №6
16. Гаврилова В.Е. Составление и использование психологических характеристик профессий в целях профориентации. Методические рекомендации - Ленинград, 1988 - 26 с....63